Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего фио,
судей фио, фио,
при секретаре фио,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи фио
гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика ДГИ адрес по доверенности фио на решение Пресненского районного суда адрес от дата по гражданскому делу по иску фио к адрес Москвы о признании незаконным распоряжения от дата и постановке на учет в качестве нуждающихся, которым постановлено:
Признать распоряжение от дата N18494 ДГИ адрес об отказе в признании фио малоимущей в целях, установленных ЖК РФ и нуждающейся в жилом помещении, предоставляемому по договору социального найма - незаконным.
Обязать Департамент городского имущества адрес повторно рассмотреть заявление фио о признании малоимущей в целях, установленных ЖК РФ и нуждающейся в жилом помещении, предоставляемому по договору социального найма - незаконным в соответствии с действующим законодательством,
УСТАНОВИЛА:
Истец обратилась в суд с иском к ответчику о признании незаконным распоряжения от дата и постановке на учет в качестве нуждающихся, мотивировав требования тем, что она обратилась в ДГИ адрес с заявлением о признании ее нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Распоряжением от дата N18494 ДГИ адрес фио было отказано в признании малоимущей в целях, установленных ЖК РФ, и нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Основанием к отказу ДГИ адрес указал, что собственниками квартиры общей площадью 62,9 кв. м. являются: фио (1/2 доля в праве, двоюродный дедушка заявительницы), фио (1/8 доля в праве, тетя заявительницы). фио (1/8 доля в праве, дядя заявительницы), фио (1/4 доля в праве, мать заявительницы), зарегистрированы в квартире фио, фио. фио, фио, и в соответствии с Главой 7 ЖК РФ и Законом адрес от дата N29 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения" заявительница не нуждается в жилом помещении.
Истец с данным распоряжением не согласна, в связи с чем просила суд:
- признать распоряжение от дата N18494 ДГИ адрес об отказе в признании фио малоимущей в целях, установленных ЖК РФ и нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма - незаконным, обязать адрес Москвы поставить фио на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
В судебное заседание суда первой инстанции представитель истца явился, исковые требования поддержал, просил суд иск удовлетворить.
Представитель ответчика ДГИ адрес в судебное заседание суда первой инстанции явился, исковые требования не признал, просил суд в иске отказать.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представителя ответчика ДГИ адрес по доверенности фио, указывая, что судом нарушены нормы материального и процессуального права при вынесении решения, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Представитель ДГИ адрес по доверенности фио в заседание апелляционной инстанции явился, апелляционную жалобу поддержал по изложенным доводам.
Представитель истца фио по доверенности фио в заседание апелляционной инстанции явился, полагал решение суда законным и обоснованным, возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав представителя истца и представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ от дата N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права ( ч. 4 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании ( статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Постановленное судом решение вышеуказанным требованиям не отвечает.
Согласно ст. 3 ГПК РФ, лицо вправе в порядке установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов.
Возможность судебной защиты гражданских прав служит одной из гарантий их осуществления. Право на судебную защиту является правом, гарантированным ст. 46 Конституции Российской Федерации.
Порядок признания жителей адрес малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из жилищного фонда адрес или муниципального жилищного фонда в соответствии с положениями главы 7 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает Закон адрес от дата N 7 "О порядке признания жителей адрес малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях".
В соответствии со ст. 2 Закона адрес от дата N 7 "О порядке признания жителей адрес малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях" малоимущими гражданами признаются жители адрес, имущественная обеспеченность которых меньше стоимости общей площади жилого помещения, которую необходимо приобрести членам семьи для обеспечения по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека. Имущественная обеспеченность определяется как сумма стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, и денежного выражения дохода всех членов семьи за расчетный период. При этом стоимость принадлежащих членам семьи на праве собственности жилых помещений или их частей не учитывается. Порядок определения дохода за расчетный период и стоимости имущества устанавливается настоящим Законом. Методика расчета дохода и определения стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи, утверждается Правительством Москвы. Стоимость общей площади жилого помещения, необходимого членам семьи для обеспечения по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека, определяется по цене, устанавливаемой для расчета безвозмездной субсидии для приобретения в собственность жилых помещений или строительства жилых помещений в целях приобретения их в собственность. адрес жилого помещения, необходимого для обеспечения членов семьи по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека, определяется как разница между размером общей площади жилого помещения, которое может быть предоставлено членам семьи по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека, установленной законом адрес, и размером общей площади всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает правом собственности.
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.
Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 51 ЖК РФ установлено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности.
Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: 1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя; 1.1) ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие таких запрашиваемых документа или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок. 2. Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
Согласно ст. 7 Закона адрес N29 от дата "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения" жители адрес признаются нуждающимися в жилых помещениях при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в статье 8 настоящего Закона, если они: 1) подали заявление о признании их нуждающимися в жилых помещениях в порядке, установленном настоящим Законом; 2) имеют гражданство Российской Федерации; 3) проживают в адрес по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет; 4) не совершали за пять лет, предшествующих подаче заявления, действий, повлекших ухудшение жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; 5) признаны малоимущими в порядке, установленном законом адрес.
Статьей 9 Закона адрес N 29 от дата "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения" установлено, что в целях установления уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения для принятия их на жилищный учет исчисляется размер площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя. Для определения размера площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя, определяется суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, и делится на количество членов семьи.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что фио обратилась в ДГИ адрес с заявлением о признании ее нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Распоряжением от дата N18494 ДГИ адрес заявительнице было отказано в признании малоимущей в целях, установленных ЖК РФ, и нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
фио зарегистрирована по месту жительства по адресу: адрес, где в составе семьи из 4-х человек (она, фио, фио, фио) занимают трехкомнатную квартиру площадью жилого помещения 62,9 кв. адрес указанной квартиры являются фио (1/2 доля в праве, без регистрации), фио (1/4 доля в праве), фио (1/8 доля в праве), фио (1/8 доля в праве, без регистрации).
В обоснование своего заявления фио указала, что с рождения проживает в трехкомнатной квартире, общей площадью 62.9 кв. м, собственниками квартиры являются: фио (1/2 доля в праве, двоюродный дедушка заявительницы), фио (1/8 доля в праве, тетя заявительницы), фио (1/8 доля в праве, дядя заявительницы), фио (1/4 доля в праве, мать заявительницы). фио имеет в собственности 15.725 кв. м. общей площади квартиры, и с ней на указанных метрах проживают малолетние дети фио и фио, то есть на семью фио, состоящую из трех человек, приходится по 5 кв. м. общей площади, что намного меньше учетной нормы. Как указала истец, никто из собственников указанной квартиры не является членом ее семьи, самостоятельного права пользования квартирой она не имеет, приватизирована квартира была до ее рождения, и собственники в любой момент могут признать ее утратившей право пользования квартирой.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, руководствуясь приведенными выше нормами права, суд пришел к выводу о том, что исковые требования о признании незаконным распоряжения от дата N 18494 подлежат удовлетворению, поскольку при вынесении распоряжения ответчиком не учтено отсутствие родственных отношений, фактическое число пользователей квартиры - 8 человек при площади 62,9 кв.м.
При этом, разрешая требования по существу, суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права.
Так, в силу ч.2 ст.1 Закона адрес от дата N29 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения" члены семьи заявителя - супруг (супруга) и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также граждане, проживающие совместно с заявителем, в том числе вселенные им в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании решения суда.
С дата порядок учета в целях реализации городских программ граждан определен постановлением Правительства Москвы от дата N815-ПП.
Согласно п.4.1 данного Порядка определено, что ведение учета по всем категориям, указанным в п.2 настоящего Порядка, осуществляется путем формирования списков граждан, состоящих на учете, а также учетных дел граждан, включенных в указанные списки.
Согласно п.4.4 Порядка, учета граждан в целях реализации городских программ, утвержденного постановлением Правительства адрес от дата N815-ПП, критерием, определяющим единицу учета является адрес жилого помещения (комнаты в коммунальной квартире, квартиры или индивидуального жилого дома).
В соответствии с п.п.4.5, 4.6 Порядка основанием для формирования учетного дела является заявление от всех граждан, проживающих в жилом помещении по месту жительства, поданное в соответствии с Административным регламентом предоставления государственной услуги адрес "Рассмотрение запроса (заявления) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях", утвержденным постановлением Правительства Москвы от дата N 521-ПП, по которому уполномоченным органом исполнительной власти адрес принято решение о принятии граждан на жилищный учет.
Включение в учетное дело состоящих на учете граждан, включенных в списки нуждающихся в жилых помещениях, сформированное в отношении жилого помещения, граждан, не состоящих на жилищном учете, вселенных в данное жилое помещение и (или) проживающих в нем по месту жительства, не допускается, за исключением несовершеннолетних граждан, вселенных в установленном порядке в такое жилое помещение.
Принятие на жилищный учет отдельных членов семьи не допускается. В случае вселения в установленном порядке новых совершеннолетних членов семьи, не состоящих на жилищном учете, в жилое помещение, в котором проживают граждане, состоящие на жилищном учете, и рассмотрения вопроса о принятии на учет граждан, проживающих в таком жилом помещении, изменения в сформированное учетное дело не вносятся.
Принятие на жилищный учет всех граждан, проживающих по месту жительства в жилом помещении, в отношении которого сформировано учетное дело, осуществляется в соответствии с Административным регламентом предоставления государственной услуги адрес "Рассмотрение запроса (заявления) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях", утвержденным постановлением Правительства Москвы от дата N 521-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг адрес Департаментом городского имущества адрес в сфере жилищных отношений".
В силу ч.3 ст.9 Закона адрес N29 от дата "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения" учетная норма устанавливается в размере 10 кв.м. площади жилого помещения для отдельных квартир.
Учитывая, что размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи заявителя, составляет более учетной нормы, фио правомерно отказано в постановке на жилищный учет.
Кроме того, фио, фио, фио, фио в квартире не зарегистрированы, указанное жилое помещение, в контексте ст.2 Закона РФ от дата N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ", не является для них местом проживания, в связи с чем ДГИ адрес законно не учитывает их при определении уровня жилищной обеспеченности пользователей жилого помещения.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы жалобы представителя ДГИ адрес заслуживают внимания, поскольку все проживающие лица не обратились с указанным заявлением с соблюдением требований, предъявляемых законом к необходимому комплекту документов, не подтвердили возможность признания их малоимущими в целях, установленных ЖК РФ, и нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Законом не предусмотрена возможность постановки на учет части семьи. Не включение части граждан, постоянно проживающих в жилом помещении, в число принимаемых на учет, ведет к созданию ситуации, когда не может быть проверено соответствие требованиям п.5 ст. 7 Закона адрес N7 от дата "О порядке признания жителей адрес малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях", при улучшении в установленном порядке жилищных условий граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся, будут автоматически улучшать жилищные условия и тех граждан, которые на данном учете не состоят.
Таким образом, учитывая, что фио обеспечена жилыми помещениями по установленной норме, законных оснований для признания ее малоимущей и нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, не установлено, оснований для признания распоряжения ДГИ адрес N18494 от дата у суда первой инстанции не имелось.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции не может быть признано законным и обоснованным, так как постановлено при неправильном определении обстоятельств, имеющих существенное значение для разрешения спора, и полежит отмене с принятием в соответствии с положениями ст. 328 ГПК РФ нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований фио к ДГИ адрес о признании незаконным распоряжения от дата и постановке на учет в качестве нуждающихся.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328- 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда адрес от дата - отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении иска фио к Департаменту городского имущества адрес о признании незаконным распоряжения от дата и постановке на учет в качестве нуждающихся - отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.