Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи - Мищенко О.А,
судей - Мареевой Е.Ю, Акульшиной Т.В,
при секретаре - Трусковской И.Е,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Мищенко О.А.
дело по апелляционной жалобе представителя Департамента городского имущества г. Москвы - Вдович А.В. на решение Нагатинского районного суда г. Москвы от 29 марта 2018 года, которым постановлено:
Исковые требования Шишовой Галины Владимировны удовлетворить.
Признать за Шишовой Галиной Владимировной право собственности на квартиру, с кадастровым номером: ***, общей площадью 52 кв.м, по адресу: ***.
УСТАНОВИЛА:
Истец Шишова Г.В. обратилась в суд с иском к Департаменту городского имущества г. Москвы, Управе района Братеевой г. Москвы о признании права собственности в порядке наследования по закону, указывая в обоснование исковых требований, что является двоюродной сестрой умершей *** года Шмельковой Ирины Алексеевны, и единственным наследником по закону третьей очереди по праву представления. На момент смерти Шмельковой И.А, у нее в собственности находилась квартира, по адресу: ***, в которой умершая проживала и была зарегистрирована на день смерти. После смерти Шмельковой И.А. наследственное дело не заводилось, в наследство никто не вступал. Истец Шишова Г.В. узнала о смерти Шмельковой И.А. в начале апреля 2017 года. 10 апреля 2017 года истцом в адрес нотариуса г. Москвы Дюкановой Е.И. было направлено заявление о принятии наследства умершей Шмельковой И.А. Нотариусом к имуществу умершей наследственное дело было заведено, но для выдачи свидетельства о праве на наследство было предложено представить в нотариальную контору вступившее в законную силу решение суда о восстановлении шестимесячного срока принятия наследства, поскольку нотариус пришла к выводу, что Шишова Г.В. его пропустила, а так же документы на спорный объект недвижимости, которые у истца отсутствуют, в связи с чем Шишова Г.В. обратилась в суд, полагая, что в соответствии с п. 2 и. п. 3 ст. 1154 ГК РФ срок для принятия наследства истцом не пропущен, поскольку она является наследником третьей очереди.
Шишова Г.В. просит суд признать за ней право собственности на квартиру, расположенную по адресу: ***, с кадастровым номером: ***.
Истец Шишова Г.В. в судебное заседание не явилась, извещалась надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель истца Шишовой Г.В. - Бирюкова О.А. в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала.
Представитель ответчика Управы района Братеево г. Москвы Ткаченко Л.С. в судебное заседание явилась, полагала решение по делу на усмотрение суда.
Представитель ответчика ДГИ г Москвы Соколинская И.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.
Третье лицо нотариус Дюканова Е.И. в судебное заседание не явилась, извещена о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласилась представитель Департамента городского имущества г. Москвы Вдович А.В, обратилась с апелляционной жалобой на вышеуказанное решение, просит решение отменить по доводам апелляционной жалобы, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и нарушение норм процессуального права.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 5 ст. 330 ГПК РФ при наличии оснований, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных настоящей главой.
Как следует из материалов дела, решение суда первой инстанции было постановлено 29 марта 2018 года, тогда как протокол судебного заседания от 29 марта 2018 года в материалах дела отсутствует, в материалах дела имеется только протокол судебного заседания от 23 марта 2018 года.
Согласно п. 6 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ о снованиями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае являются отсутствие в деле протокола судебного заседания.
Указанные обстоятельства явились поводом к переходу рассмотрения дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, о чем судебной коллегией 26 июня 2018 года постановлено определение, и являются основанием для отмены состоявшегося по делу решения.
Представитель Шишовой Г.В. - Бирюкова О.А. в судебное заседание апелляционной инстанции явилась, полагала возможным рассмотреть дело в данном судебном заседании, исковые требования истца Шишовой Г.В. поддержала.
Представитель ответчика Департамента городского имущества г. Москвы - Гутовская Е.Б. в судебное заседание апелляционной инстанции явилась, исковые требования Шишовой Г.В. не признала, указала, что истцом срок для принятия наследства пропущен, положения ст. 1154 ГК РФ истцом применены в данном случае неправильно, с требованиями о восстановлении срока для принятия наследства истец не обращалась, доказательств уважительности причин пропуска срока для принятия наследства не представила.
Представитель ответчика Управы района Братеево г. Москвы - Ткаченко Л.С. в судебное заседание апелляционной инстанции явилась, полагала решение по делу на усмотрение судебной коллегии.
Истец Шишова Г.В, третье лицо нотариус г. Москвы Дюканова Е.И. в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Судебная коллегия, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материала дела, полагает, что отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований истца Шишовой Г.В. о признании права собственности в порядке наследования по следующим основаниям.
По делу установлено, что 10 апреля 2016 года умерла Шмелькова Ирина Алексеевна.
Истец Шишова Галина Владимировна является двоюродной сестрой умершей Шмельковой Ирины Алексеевны, что подтверждается представленными в материалах дела документами (л.д. 11-20).
Как указывает истец, она является единственным наследником по закону третьей очереди по праву представления после смерти Шмельковой И.А, в отношении имущества, а именно квартиры, по адресу: *** в которой умершая проживала и была зарегистрирована.
Согласно выписки из домовой книги N3884530 от 05.12.2017г. по состоянию на ***г. в квартире по адресу: *** умершая Шмелькова И.А. была зарегистрирована одна.
Согласно справке Департамента городского имущества г. Москвы (л.д. 81) Шмелькова Ирина Алексеевна являлась собственником квартиры, расположенной по адресу: *** на основании договора передачи N 051123-001320 от 24.12.1992 года, зарегистрированном в Комитете муниципального жилья 11 марта 1993 года за N 2-791353, свидетельство о собственности на жилище N 0589301.
После смерти Шмельковой И.А. в установленный законом шестимесячный срок наследственное дело не заводилось, в наследство на указанное имущество никто не вступал.
Согласно материалов дела наследственное дело к имуществу Шмельковой Ирины Алексеевны, умершей 10 апреля 2016 года было открыто нотариусом Дюкановой Е.И. по заявлению истца Шишовой Г.В, удостоверенному нотариусом Муромского нотариального округа Владимирской области Савиной Л.А. 10 апреля 2017 года и поступившему нотариусу Дюкановой Е.И. 21 апреля 2017 года (л.д. 76).
Согласно уведомления исх.N317 от 24.04.2017 года нотариусом Дюкановой Е.И. в связи с пропуском срока для принятия наследства и отсутствием соответствующих документов, предложено представить вступившее в законную силу решение суда о восстановлении Шишовой Г.В. срока принятия наследства.
В соответствии со ст. 1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина. Объявление судом гражданина умершим влечет за собой те же правовые последствия, что и смерть гражданина.
Согласно ст. 1114 ГК РФ временем открытия наследства является момент смерти гражданина. При объявлении гражданина умершим днем открытия наследства является день вступления в законную силу решения суда об объявлении гражданина умершим, а в случае, когда в соответствии с пунктом 3 статьи 45 настоящего Кодекса днем смерти гражданина признан день его предполагаемой гибели, - день и момент смерти, указанные в решении суда.
В соответствии со ст. 1141 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145 и 1148 настоящего Кодекса.
Наследники каждой последующей очереди наследуют, если нет наследников предшествующих очередей, то есть если наследники предшествующих очередей отсутствуют, либо никто из них не имеет права наследовать, либо все они отстранены от наследования (статья 1117), либо лишены наследства (пункт 1 статьи 1119), либо никто из них не принял наследства, либо все они отказались от наследства.
Положениями ст. 1144 ГК РФ предусмотрено, что если нет наследников первой и второй очереди, наследниками третьей очереди по закону являются полнородные и неполнородные братья и сестры родителей наследодателя (дяди и тети наследодателя).
Двоюродные братья и сестры наследодателя наследуют по праву представления.
Статья 1152 ГК РФ предусматривает, что для приобретения наследства наследник должен его принять.
В соответствии со ст. 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Если заявление наследника передается нотариусу другим лицом или пересылается по почте, подпись наследника на заявлении должна быть засвидетельствована нотариусом, должностным лицом, уполномоченным совершать нотариальные действия (пункт 7 статьи 1125), или лицом, уполномоченным удостоверять доверенности в соответствии с пунктом 3 статьи 185.1 настоящего Кодекса.
(в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 100-ФЗ)
Принятие наследства через представителя возможно, если в доверенности специально предусмотрено полномочие на принятие наследства. Для принятия наследства законным представителем доверенность не требуется.
Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник:
вступил во владение или в управление наследственным имуществом;
принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц;
произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества;
оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
В соответствии со ст. 1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Согласно ст. 1155 ГК РФ по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства (статья 1154), суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.
Как следует из материалов дела и объяснений истца и ее представителя истец Шишова Г.В. является единственным наследником к имуществу Шмельковой И.А. третьей очереди по праву представления.
При этом наследников первой и второй очередей в ходе рассмотрения дела установлено не было, следовательно, для Шишовой Г.В. при определении сроков принятия наследства действуют положения ч. 1 чт. 1154 ГК РФ, то есть шестимесячный срок принятия наследства.
При этом судебная коллегия полагает доводы истца, что ею не пропущен срок принятия наследства, поскольку в отношении срока принятия наследства наследником третьей очереди подлежат применению положения п.2 и 3 ст.1154 ГК РФ в соответствии с которыми лица, для которых право наследования возникает только вследствие непринятия наследства другим наследником, призванным к наследованию не в связи с открытием наследства, а лишь вследствие отпадения ранее призванных наследников (по завещанию, по закону предшествующих очередей), могут принять наследство в течение трех месяцев со дня, следующего за днем окончания исчисленного в соответствии с п.2 и 3 данной статьи срока для принятия наследства наследником, ранее призванным к наследованию, основанными на неверном толковании положений ст. 1154 ГК РФ, так как наследников первой и второй очередей к имуществу Шмельковой И.А, умершей 10 апреля 2016 года нет, то для определения срока принятия наследства Шишовой Г.В. подлежат применению положения ч. 1 ст. 1154 ГК РФ, то есть шестимесячный срок, который истцом пропущен.
Как следует из заявленных требований Шишова Г.В. с заявлением о восстановлении срока принятия наследства или заявлением об установлении факта принятия наследства не обращалась, таких требований не заявляла.
В силу части 3 статьи 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Таким образом, возможность участия тех или иных лиц в процессе по конкретному делу определяется характером спорного правоотношения и наличием материально-правового интереса, а право определения предмета и основания иска принадлежит только истцу, суд таким правом не обладает, в связи с чем исходя из заявленных требований все иные формулировки и иное толкование данного требования судом, а не истцом означают фактически выход за пределы заявленного истцом, к ответчику требования.
Такое нормативное регулирование вытекает из конституционного значимого принципа диспозитивности, который, в частности, означает, что процессуальные отношения в гражданском судопроизводстве возникают, изменяются и прекращаются по инициативе непосредственных участников спорного материального правоотношения, имеющих возможность с помощью суда распоряжаться своими процессуальными правами, а также спорным материальным правом.
Таким образом, рассмотрение дела в пределах заявленных требований означает присуждение истцу не более того, о чем он указал в предмете заявленного иска, и по тем основаниям (фактическим обстоятельствам), которые приведены истцом в обоснование иска.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения исковых требований Шишовой Г.В. о признании за ней права собственности в порядке наследования, поскольку Шишовой Г.В. при подаче заявления о принятии наследства пропущен срок принятия наследства, требований о восстановлении срока для принятия наследства или требований об установлении факта принятия наследства Шишова Г.В. не заявляла, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований о признании права собственности в порядке наследования не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нагатинского районного суда г. Москвы от 29 марта 2018 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Шишовой Галины Владимировны к Департаменту городского имущества г. Москвы, Управе района Братеево г. Москвы о признании права собственности на квартиру, расположенную по адресу: *** в порядке наследования по закону после смерти Шмельковой И.А, умершей *** - отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.