Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Бельченко И.В,
судей Владимировой Н.Ю, Нестеровой Е.Б,
при секретаре Иосебашвили Э.Х,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Владимировой Н.Ю,
гражданское дело по апелляционной жалобе Черновой М.А. на решение Мещанского районного суда города Москвы от 31 января 2018 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Черновой М.А. к Военному комиссариату города Москвы о взыскании пособия на погребение, признании права на получение пенсии по случаю потери кормильца, обязании произвести расчет пенсии, взыскании судебных расходов - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Чернова М.А. обратилась в суд с иском к Военному комиссариату города Москвы, с учетом уточненных исковых требований, просила о взыскании пособия на погребение Ч.И.В. в размере 104 785 рублей 14 копеек, произведении зачета ошибочно перечисленных ей денежных средств в размере 34 928 рублей 38 копеек, признании права на получение пенсии по случаю потери кормильца с 09.05.2017 г, обязании произвести расчет пенсии, взыскании судебных расходов по оформлению доверенности в размере 1 400 рублей, государственной пошлины в размере 3 596 рублей, почтовых расходов в размере 10 рублей.
Истец мотивировала свои требования тем, что является вдовой умершего Ч.И.В, который был пенсионером Министерства обороны РФ, в связи с чем на основании ст. 10 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", а также п. 21 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" имеет право на получение пособия на погребение, в выплате которого ответчик отказал по формальным основаниям, что истец полагает незаконным. По утверждению истца, до смерти своего супруга она находилась на его полном иждивении, в связи с чем, по мнению истца, имеет право на получение пенсии по случаю потери кормильца.
Истец и представитель истца в судебное заседание суда первой инстанции явились, исковые требования поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить.
Представитель ответчика в судебное заседание явилась, иск не признала.
Судом постановлено приведенное решение, об отмене которого, как незаконного и необоснованного, просит Чернова М.А. по доводам апелляционной жалобы.
Ответчик Военный комиссариат г. Москвы на заседание судебной коллегии не явился, о месте и времени заседания извещен, о причинах неявки не сообщил, в связи с чем, руководствуясь ст.167 ГПК РФ, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
Проверив материалы дела, выслушав истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 21 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" (далее - Постановление), в случае смерти пенсионера из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и членов их семей членам семьи умершего либо другим лицам, производившим его похороны, выплачивается пособие на погребение в размере трехмесячной пенсии (доли пенсии), получаемой пенсионером ко дню смерти, но не менее социального пособия, установленного законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 6 ФЗ "Об актах гражданского состояния" формы бланков записей актов гражданского состояния и выдаваемых на основании данных записей бланков свидетельств, порядок их заполнения; формы бланков иных документов, подтверждающих наличие или отсутствие фактов государственной регистрации актов гражданского состояния, а также формы бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Вышеуказанный бланк справки о смерти утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 1998 г. N 1274 "Об утверждении форм бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, справок и иных документов, подтверждающих государственную регистрацию актов гражданского состояния" - Форма N 33, которая выдается органом ЗАГС в подтверждение факта государственной регистрации акта о смерти.
Бланки свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния выполняются типографским способом на гербовой бумаге, являются документами строгой отчетности; каждый бланк имеет серию и номер (статья 6 ФЗ "Об актах гражданского состояния").
Судом установлено, что Чернова М.А. является вдовой умершего 09 мая 2017 года Ч.И.В.
Ч.И.В, проживавший по адресу: ***, являлся пенсионером Министерства обороны РФ и получал пенсию по выслуге лет в Военном комиссариате города Москвы.
Находясь в городе Мюнхен, Федеративная Республика Германии, на лечении, 09 мая 2017 года Ч.И.В. умер, о чем органами ЗАГС г.Мюнхен составлена актовая запись.
Чернова М.А. обратилась в Центр пенсионного обслуживания Министерства обороны РФ с заявлением о выплате причитающегося пособия в связи со смертью супруга. 29 августа 2017 года истцу разъяснен порядок выплаты данного пособия и перечень необходимых для выплаты документов, в том числе справки о смерти пенсионера, выданной органами ЗАГС формы N 33.
Чернова М.А. обратилась в Рязанский отдел ЗАГС г.Москвы с заявлением об оказании содействия в получении справки о смерти Ч.И.В.
В ответе от 09.08.2017 г. Рязанский отдел ЗАГС г.Москвы сообщил, что предоставить указанную справку не представляется возможным, поскольку смерть Ч.И.В. не регистрировалась.
Письмом от 29.08.2017г. ответчик уведомил истца о невозможности выплаты пособия на погребение без предоставления справки о смерти формы N 33.
Рассматривая заявленные требования истца в части выплаты расходов на погребение, суд первой инстанции установил, что истцом не представлены справка о смерти формы N 33 и документы, подтверждающие факт временного выезда до дня смерти на территорию иностранного государства Ч.И.В, суд не нашел оснований для обязания ответчика произвести истцу выплаты на погребение Ч.И.В, при этом указал, что обязательным документом для назначения и выплаты пособия на погребение признается оригинал справки о смерти по Форме N 33 Указанная справка о смерти также признается документом, подтверждающим правомерность назначения социального пособия на погребение. Возможность предоставления иных форм документов, содержащих информацию о смерти гражданина и которые могут замещать справку Формы N 33, как указал суд, законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
Вместе с тем, судом не было учтено, что согласно ст. 13 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" от 15 ноября 1997 года N 143-ФЗ документы, выданные компетентными органами иностранных государств в удостоверение актов гражданского состояния, совершенных вне пределов территории Российской Федерации по законам соответствующих иностранных государств в отношении граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, признаются действительными в Российской Федерации при наличии их легализации, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Гаагской "Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов" от 05 октября 1961 года настоящая Конвенция распространяется на официальные документы, которые были совершены на территории одного из договаривающихся государств и должны быть представлены на территории другого договаривающегося государства.
Согласно ст. 2 Гаагской "Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов" от 05 октября 1961 года каждое из договаривающихся государств освобождает от легализации документы, на которые распространяется настоящая Конвенция и которые должны быть представлены на его территории; под легализацией в смысле настоящей Конвенции подразумевается только формальная процедура, используемая дипломатическими или консульскими агентами страны, на территории которой документ должен быть представлен, для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинности печати или штампа, которыми скреплен этот документ.
В соответствии со ст. 3 Гаагской "Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов" от 05 октября 1961 года единственной формальностью, которая может быть потребована для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинности печати или штампа, которыми скреплен этот документ, является проставление предусмотренного статьей 4 апостиля компетентным органом государства, в котором этот документ был совершен; однако выполнение упомянутой в предшествующем абзаце функции не может быть потребовано, если законы, правила или обычаи, действующие в государстве, в котором представлен документ, либо договоренность между двумя или несколькими договаривающимися государствами, отменяют или упрощают данную процедуру или освобождают документ от легализации.
Российская Федерация и Германия (ФРГ) относятся к числу государств - участников означенной Гаагской Конвенции.
Из материалов дела следует, что в связи со смертью Ч.И.В. в ФРГ компетентными органами ЗАГСа Мюнхен выдано свидетельство о смерти Ч.И.В, на котором проставлен соответствующий апостиль и которое переведено в установленном порядке с немецкого языка на русский язык; в указанном свидетельстве содержатся следующие сведения: ФИО умершего лица, дата смерти, место смерти, дата рождения, место рождения, семейное положение, ФИО супруги.
Поскольку полученные истцом документы о смерти Ч.И.В. легализованы в установленном порядке и содержат необходимый юридически - значимый объем сведений, предусмотренный в справке формы N 33, на основании которой производится выплата пособия за погребение, а установление причины смерти умершего лица возможно на основании соответствующих медицинских документов, то формальное отсутствие справки формы N 33, которая объективно не была и не могла быть выдана истцу, само по себе не может служить основанием для отказа в выплате пособия на погребение, право на получение которого по существу не опровергнуто, исходя из общего предназначения Российской Федерации в качестве социального государства ( ст. 7 Конституции РФ), политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
При этом судебная коллегия отмечает, что истцом в материалы дела были представлены документы, а именно: договор на оказание услуг по организации похорон и погребению Ч.И.В. от 18.05.2017 г, счета-заказы на ритуальные услуги (гроб деревянный, покрывало, подушка, работы, производимые на актированном участке захоронения, крест дубовый, табличка полимер. А-4, венки, лента, композиция (жив.цветы), портрет А-4, услуги по подготовке тела покойного к погребению, церковный набор, покрывало церковное, покровец, венец церковный, лампада, гвоздики), счет заказ на услуги специалистов по захоронению, предоставление автокатафалка, выезд автокатофалка со специалистами по захоронению в аэропорт, услуги по доставке тела покойного из дома в спецотделение круглосуточной ритуальной службы, услуга по организации процесса погребения, распайка цинкового гроба, услуги организации похорон для проведения ритуала, предоставление зала гражданских панихид для прощания с покойным с показом слайдов об умершем (с мед. работником), подтверждающие факт несения расходов на погребение не истцом Черновой М.А, а З.Ю.И, как пояснила истец, являющейся дочерью умершего Ч.И.В.
Ч.И.В. указывала, что расходы на погребение мужа понесены ею, так как она 11.05.2017г. перечислила своей дочери З.Ю.И. деньги в сумме 200 000 руб, которые, по утверждению истца, дочь израсходовала на организацию погребения Ч.И.В, представляя выписку по своему счету из Сбербанка России о списании 11.05.2017г. суммы 200 089 руб. 39 коп, однако, указанное не свидетельствует, что перечисленная Ч.И.В. сумма была перечислена именно на расходы по погребению Ч.И.В, при этом, как указывалось выше, документы, касающиеся расходов на погребение Ч.И.В, выданы на имя З.Ю.И.
Таким образом, оснований для удовлетворения исковых требований в части взыскания с Военного комиссариата г. Москвы расходов на погребение не имеется, так как доказательств того, что эти расходы понесены Черновой М.А, не представлено, а при таких обстоятельствах, решение суда в части отказа во взыскании в пользу Черновой М.А. расходов на погребение подлежит оставлению без изменения.
Рассматривая исковые требования истца о признании права на получение пенсии по случаю потери кормильца, обязании произвести расчет пенсии, взыскании судебных расходов суд правильно применил положения Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее Закон РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1), регулирующие порядок и основания назначения пенсии по случаю потери кормильца, а также круг лиц, имеющих право на указанное пенсионное обеспечение.
Так, согласно статье 29 Закона РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1 право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умерших (погибших) лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, состоявшие на их иждивении.
Независимо от нахождения на иждивении кормильца пенсия назначается: нетрудоспособным детям; нетрудоспособным родителям и супругу, если они после смерти кормильца утратили источник средств к существованию; нетрудоспособным родителям и супругам лиц, умерших вследствие причин, указанных в пункте "а" статьи 21 настоящего Закона; супругу, одному из родителей или другому члену семьи, указанным в пункте "в" настоящей статьи.
Нетрудоспособными членами семьи считаются:
а) дети, братья, сестры и внуки, не достигшие 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет, а проходящие обучение в образовательных организациях по очной форме (за исключением образовательных организаций, обучение в которых связано с поступлением на военную службу, службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации или службу в органах внутренних дел), - до окончания обучения, но не долее чем до достижения ими 23-летнего возраста. Братья, сестры и внуки имеют право на пенсию, если у них нет трудоспособных родителей;
(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 01.07.2017 N 154-ФЗ)
б) отец, мать и супруг, если они достигли возраста: мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет, либо являются инвалидами;
в) супруг или один из родителей либо дед, бабушка, брат или сестра независимо от возраста и трудоспособности, если он (она) занят уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14-летнего возраста, и не работает;
г) дед и бабушка - при отсутствии лиц, которые по закону обязаны их содержать.
В силу ст. 31 вышеуказанного Закона, члены семьи умершего считаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.
Членам семьи умершего, для которых его помощь была постоянным и основным источником средств к существованию, но которые сами получали какую-либо пенсию, может быть назначена пенсия по случаю потери кормильца.
Таким образом, лица, претендующие на назначение им пенсии по случаю потери кормильца, должны отвечать двум условиям: быть нетрудоспособными членами семьи умершего; состоять на иждивении умершего.
Истец Чернова М.А, *** г.р, является нетрудоспособным лицом в силу положений приведенной статьи.
Понятие "основной источник средств к существованию", указанный в ст. 31 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1, предполагает, что у членов семьи, кроме средств, предоставляемых умершим кормильцем, имелись и другие источники дохода (пенсия, стипендия, зарплата и т.д.).
Для признания помощи кормильца основным источником средств к существованию она должна по своим размерам быть такой, чтобы без нее члены семьи, получавшие ее, не смогли бы обеспечить себя необходимыми средствами жизни. Помощь кормильца должна была составлять основную часть средств, на которые жили члены семьи.
Между тем, как указал суд, истец не представила ни одного доказательства соблюдения условия назначения пенсии по случаю потери кормильца - нахождения ее на иждивении умершего супруга. Имеющиеся в материалах дела документы, как то: заявка на оказание услуг из мебельного магазина, электронные авиабилеты, договор на предоставление услуг по стационарной медицинской помощи, ветеринарное свидетельство, не подтверждает нахождение истца на иждивении супруга.
Исходя из приведенных норм права и обстоятельств дела, исследовав и проанализировав представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для обязания ответчика назначить истцу пенсию по случаю потери кормильца.
Судебная коллегия находит, что факт того, что Ч.И.В. получал пенсию, превышающую размер пенсии истца Черновой М.А, доказательством, подтверждающим доводы истца об утрате источника средств к существованию, не является, поскольку разница в доходах не свидетельствует о наличии у умершего с учетом его собственных нужд, возможности оказывать помощь, которая выступала в качестве средств существования для Черновой М.А.
Таким образом, сам по себе факт превышения дохода умершего супруга над доходами истца не является достаточным для установления факта нахождения ее на иждивении супруга.
С учетом того, что истец является получателем пенсии, которую, как следует из представленной в заседании судебной коллегии справки УПФР в Тракторозаводском районе г.Волгограда от 02.07.2018г, получает в данном Управлении в размере 13889 руб.43 коп, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для признания за истцом права на пенсию по случаю потери кормильца.
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что доказательством нахождения истца на иждивении Ч.И.В. и факта их совместного проживания также являются приложенные к материалам дела документы, а именно: заявка на оказание услуг из мебельного магазина по доставке мебели, электронные билеты, договор на предоставление услуг по стационарной медицинской помощи, ветеринарное свидетельство был предметом рассмотрения в суде первой инстанции и ему дана надлежащая оценка.
Другие доводы апелляционной жалобы, направленные на оспаривание судебного решения в данной части, судебная коллегия также не может признать состоятельными, поскольку отсутствуют правовые основания для иной оценки представленных сторонами и исследованных судом доказательств, приведенные выводы суда в данной части не противоречат материалам настоящего дела и истцом не опровергнуты.
При данных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мещанского районного суда города Москвы от 31 января 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.