Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Пильгуна А.С.,
судей Васильевой Е.В, Грибовой Е.Н,
при секретаре Солдатовой И.М,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Васильевой Е.В.
гражданское дело по апелляционной жалобе и дополнениям к ней истцаБрусникиной Е.Б. на решение Пресненского районного суда города Москвы от 26 марта 2018 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Брусникиной Е.Б, Аристовой А.А. к Министерству обороны Российской Федерации о признании членами семьи военнослужащего, признании права на получение Государственного жилищного сертификата, понуждении к включению в список и выдаче Государственного жилищного сертификата, отказать,
УСТАНОВИЛА:
Брусникина Е.Б, Аристова А.А, действующая, в том числе в интересах несовершеннолетнего ребенка Демидовой А.Д, обратились в суд с исковым заявлением к Министерству обороны Российской Федерации о признании их членами семьи военнослужащего, признании за ними право на получение Государственного жилищного сертификата, понуждении к включению в список и выдаче Государственного жилищного сертификата.
В обоснование своих требований истцы указали, что Брусникин А.П, являвшийся мужем истца Брусникиной Е.Б, проходил военную службу по призыву с... года В период времени с... он проходил сверхсрочную службу. Приказом командира войсковой части N... Брусникин А.П. был уволен с военной службы по выслуге лет установленного срока службы. На момент увольнения Брусникина А.П. общая продолжительность его военной службы составила 10 лет. Брусникин А.П. скончался... года. В настоящее время Брусникина Е.Б. проживает совместно со своей дочерью Аристовой А.А. и внучкой Демидовой А.Д,... года рождения, в квартире, расположенной по адресу:.., которая является служебной и принадлежит войсковой части N...
При жизни Брусникин А.П. обращался к начальнику ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ с заявлением о включении Брусникина А.П. в состав участников подпрограммы "выполнение государственных обязательствпо обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством" и представил установленный законом пакет документов.... года был получен ответ, в котором сообщалось, что граждане, утратившие связь с Министерствомобороны РФ и проживающие на территории закрытых военных городков, отнесены к категории граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков и имеют право на переселение путем реализации государственного жилищного сертификата, однако распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2011 года N1779-р "О внесении изменений в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков ВС РФ и органов федеральной службы безопасности, утвержденный распоряжением Правительства РФ 1 июня 200 г..N 752-р" г..Пенза исключен из перечня имеющих фонд закрытых военных городков, в связи с чем переселение граждан из военных городков, утративших статус "закрытых"путем реализации государственного жилищного сертификата законодательством не предусмотрено.Истцы полагают, что имеют право на получение государственного жилищного сертификата, в связи с чем просили суд признать их, а также несовершеннолетнюю Демидову А.Д. членами семьи Брусникина А.П, признать за Брусникиной Е.Б. право на получение государственногожилищного сертификата, и понудить к включению в список и к выдаче государственного жилищного сертификата.
Истец Брусникина Е.Б. в судебное заседание не явилась, обеспечила явку в судебное заседание своего представителя по доверенности Ярмаркину Е.О, которая исковые требования поддержала в полном объеме.
Истец Аристова А.А. в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала.
Представитель ответчика Министерства обороны РФ по доверенности Ежелый И.В. в судебное заседание явился, просил в удовлетворении исковых требований отказать по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Третьи лица в судебное заседание не явились, одате, месте и времени рассмотрения дела извещались надлежащим образом.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого как незаконного, просит истецБрусникина Е.Б. по доводам, изложенным в апелляционной жалобе и дополнениях к ней.
В заседание судебной коллегии истецБрусникина Е.Б., а также ее представитель по доверенности Ярмаркина Е.О. явились, доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме, просили решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика Министерства обороны Российской Федерации по доверенности Дудник Д.А. в заседание судебной коллегии явилась, с доводами апелляционной жалобы не согласилась, полагала решение суда законным и обоснованным.
Истец Аристова А.А. в заседание судебной коллегии не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещена.
3-и лица войсковая часть 34011 и ФГКУ "Центральное Региональное Управление Жилищного Обеспечения" в заседание судебной коллегии не явились.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права ( часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании ( статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения истца Брусникиной Е.Б. и ее представителя по доверенности Ярмаркиной Е.О, представителя ответчика по доверенности Дудник Д.А, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для отмены обжалуемого решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона, не имеется.
Право военнослужащих на обеспечение жилым помещением для постоянного проживания закреплено в статье 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"
Пунктом 1 Указа Президента РФ от 30 сентября 1997 N 1062 "О совершенствовании порядка обеспечения жильем военнослужащих и некоторых других категорий граждан" в целях обеспечения предусмотренных законодательством РФ социальных гарантий военнослужащих и некоторых других категорий граждан в ходе проведения военной реформы установлено, что приоритетной формой бюджетного финансирования расходов на обеспечение жильем для постоянного проживания военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, граждан, уволенных с военной службы, членов семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членов семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после военной службы, которые нуждаются в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов.
Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. N 1050 установлено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы".
Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов (далее - Правила) в рамках реализации данной подпрограммы.
Пунктом 5 Правил установлен перечень лиц, имеющих право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом.
В пп. "б" п. 5 Правил предусмотрено, что право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют, в частности, граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, признанные нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с абзацем тринадцатым пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" к военнослужащим относятся офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту (далее - военнослужащие, проходящие военную службу по контракту); сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Брусникина Е.Б. является вдовой военнослужащего Брусникина А.П,... г, а Аристова А.А. его дочерью.
Согласно справке... г. военного комиссариата Железнодорожного района г. Пензы, Брусникин А.П. проходил военную службу в рядах Вооруженных сил РФ (СССР) в период с...
Согласно ордеру Министерства обороны СССР от... Брусникину А.П. на состав семьи из 3 человек: Брусникина Е.Б. - жена, Брусникина А.А. - дочь, Брусникина Н.А. - дочь, предоставлено жилое помещение по адресу:...
В справке ФКУ "Войсковая часть 33877" указано, что Брусникин А.П. и члены его семьи: Брусникина Е.Б. - жена, Брусникина А.А. - дочь, Демидова А.Д. - внучка проживают в служебном помещении по адресу:...
Распоряжением Правительства РФ от... закрытый военный городок... исключен из списка закрытых военных городков.
Как следует из рапорта Брусникина А.П,... г. он обратился в ФГУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ с заявлением о включении его и членов его семьи в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", с указанием того, что он относится к категории граждан, подлежащих отселению из закрытых военных городков".
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что на момент увольнения Брусникина А.П. с военной службы порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, регламентировался Жилищным кодексом РСФСР, Положением о порядке обеспечения жилой площадью в Советской армии и Военно-морском флоте, утвержденным приказом Министра обороны СССР от 10 ноября 1975 г. N 285, Положением о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с воинской службы в отставку, и их семей, утвержденным постановлением Совмина СССР от 17 февраля 1981 г. N 193.
Согласно положениям ст. ст. 28, 30, 31 Жилищного кодекса РСФСР граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством СССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик в случаях и в порядке, устанавливаемых Советом Министров СССР и Советом Министров РСФСР, граждане могут быть приняты на учет и не по месту их жительства. Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства. Порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также определения очередности предоставления гражданам жилых помещений устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации.
Таким образом, на момент увольнения Брусникина А.П. с военной службы обязанность по обеспечению жильем военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, возлагалась на органы местного самоуправления.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что истцами в материалы дела представлены документы, подтверждающие постановку Брусникина А.П. на учет нуждающихся в получении государственного жилищного сертификата как гражданина, подлежащего отселению из закрытого военного городка, однако распоряжением Правительства РФ от 11 октября 2011 года N 1779 закрытый военный городок Пенза-32 исключен из списка закрытых военных городков.
Каких-либо документов, подтверждающих, что Брусникин А.П, а также члены его семьи в установленном законом порядке были приняты на учет нуждающихся в получении жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма, истцами в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу, что согласно представленным документам умерший Брусникин А.П. не обладал правом на обеспечение жилым помещением в форме предоставления жилого помещения по договору социального найма по линии Министерства обороны РФ, соответственно, после его смерти члены его семьи не могли сохранить такое право, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и представленных в материалы дела доказательствах, которые исследованы судом и которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы истца признаются судебной коллегией несостоятельными, в нарушениеположений ст. 56 ГПК РФ, не было представлено доказательств о принятии семьи истцов на учет нуждающихся в жилых помещениях, а также наличия у Брусникина А.П. права на обеспечение жилым помещением в форме предоставления жилого помещения по договору социального найма по линии Министерства обороны РФ.
Судебной коллегии также не представлено каких-либо доказательств, подтверждающих принятие семьи истцов на учет нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма.
Доводы апелляционной жалобы истца о наличии права на обеспечение жилым помещением со ссылкой то обстоятельство, что Брусникин А.П. при жизни обращался с заявление о включении его в состав участников подпрограммы "выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством" и представил установленный законом пакет документов, судебной коллегией отклоняются как несостоятельные.
Законодательство регламентирующее порядок обеспечения граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, не предусматривает возможности сохранения за участниками программы права на получение государственного жилищного сертификата в случае утраты военным городком статуса закрытого военного городка. Право на признание участником подпрограммы и получение государственного жилищного сертификата должно существовать на момент принятия уполномоченным лицом решения по указанному вопросу. Следовательно, право на получение государственного жилищного сертификата могло быть реализовано лишь до исключения военного городка, где проживали истцы, из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков. В связи с утратой закрытым военным городком Пенза-32 статуса закрытого военного городка, истцы не могут быть отнесены к категории лиц, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата по данному основанию.
Доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права, основанием, дающим гражданину право на получение субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета, реализация которого осуществляется путем выдачи государственного жилищного сертификата, является наличие у территории места проживания статуса закрытого военного городка, т.е. наличие предусмотренного подпунктом "б" пункта 5 Правил условия, не только при постановке гражданина на учет в качестве нуждающегося (включении в программу), но и на момент реализации права.
Проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает, что они не могут быть положены в основу отмены по существу правильного судебного постановления, так как фактически повторяют доводы искового заявления и сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, тогда как оснований для таковой суд апелляционной инстанции не усматривает.
Правовых оснований предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены решения в апелляционном порядке, и обстоятельств, опровергающих выводы суда, нуждающихся в дополнительной проверке, не имеется. При рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 26 марта 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу и дополнения к ней истца Брусникиной Е.Б. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.