Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Бельченко И.В.
и судей Климовой С.В, Рачиной К.А,
с участием прокурора Левенко С.В,
при секретаре Ильиной Д.М,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Климовой С.В.
гражданское дело по апелляционной жалобе Коновалова А.И. на решение Бабушкинского районного суда города Москвы от 26 декабря 2017 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Коновалова А.И. к Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании незаконными прекращение действия служебного контракта, освобождение от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы и увольнение с федеральной государственной гражданской службы, признании незаконным решение ЦАК МЧС России от ***г. в отношении истца, признании незаконным и недостоверным заключение о проведении служебной проверки от ***г, обязании отменить приказы от *** г. и *** г, восстановлении в занимаемой должности федеральной государственной гражданской службы, изыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вред - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Коновалов А.И. 07.09.2017 обратился в суд с иском Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России), в котором с учетом уточнения в порядке ст. 39 ГПК РФ (т. 1 л.д. 135-144, 152-154, т. 3 л.д. 2-4, 225) просил о признании незаконными прекращения действия служебного контракта и увольнения с государственной гражданской службы, решения ЦАК МЧС России от *** в части истца, заключения о проведении служебной проверки от ***, отмене приказа об увольнении, восстановлении в занимаемой должности, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула в размере *** руб, компенсации морального вреда в размере *** руб, мотивируя обращение тем, что с 19.10.2015 проходил государственную гражданскую службу в МЧС России, с 09.12.2015 - в должности заместителя директора Департамента оперативного управления, оспариваемым приказом уволен с занимаемой должности по п. 6 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (ввиду однократного грубого нарушения гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории "руководители", своих должностных обязанностей, повлекшего за собой причинение вреда государственному органу и (или) нарушение законодательства Российской Федерации ), что истец полагает незаконным, поскольку оснований для увольнения у ответчика не имелось, грубых нарушений должностных обязанностей он не допускал, свои должностные обязанности исполнял надлежащим образом, служебная проверка в отношении истца проведена с нарушением действующего законодательства и содержит недостоверные сведения, решение ЦАК МЧС РФ принято в нарушение закона, увольнение произведено в период временной нетрудоспособности, а заявление истца об увольнении по собственному желанию не реализовано; указанные действия ответчика нарушают трудовые права истца и причиняют ему моральный вред.
В судебном заседании истец и его представитель требования поддержали, представители ответчика иск не признали.
26.12.2017 судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит истец Коновалов А.Н. по доводам своей апелляционной жалобы и дополнений к ней.
В заседании суда апелляционной инстанции истец Коновалов А.Н. и его представитель по ордеру адвокат Некрасова О.К. доводы апелляционной жалобы поддержали; представители ответчика МЧС России по доверенностям Запорожец Г.А, Порхунов А.В. против удовлетворения жалобы возражали.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав стороны и заключение прокурора, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия полагает, что не имеется оснований для отмены решения суда.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что с 19.10.2015 Коновалов А.И, *** года рождения, приказом МЧС России N *** от *** принят на федеральную государственную гражданскую службу и назначен на должность федеральной государственной гражданской службы - референта отдела организации мероприятий по помощи населению в зонах чрезвычайных ситуаций Департамента территориальной политики, о чем сторонами заключен служебный контракт N ***; с 09.12.2015 истец назначен на должность заместителя директора Департамента территориальной политики, а с 01.02.2017 - на должность заместителя директора Департамента оперативного управления, о чем издан приказ N *** от *** и заключено дополнительное соглашение к служебному контракту, согласно которому в Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы в соответствии с Указом Президента РФ от 31.12.2005 N 1574 занимаемая должность отнесена к группе высших должностей государственной гражданской службы Российской Федерации категории "руководители" (т. 1 л.д. 20-33).
01.02.2017 истец ознакомлен с должностным регламентом, в соответствии с п. 3.1.3.2. которого с учетом задач Департамента оперативного управления МЧС России на заместителя директора Департамента возложены должностные обязанности, в том числе: по координации деятельности отдела организации мероприятий по оказанию помощи населению; организации разработки предложений по оказанию за счет средств федерального бюджета финансовой помощи населению и территориям, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, по осуществлению компенсационных выплат физическим и юридическим лицами; личному исполнению (при необходимости) наиболее важных поручений директора Департамента или руководства Министерства; осуществлению взаимодействия по задачам, решаемым Департаментом, с должностными лицами Аппарата Правительства РФ, Федерального Собрания РФ, Совета Безопасности Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации; по участию в согласовании подготовленных структурными подразделениями Министерства проектов нормативных правовых и распорядительных документов в части, касающейся вопросов Департамента (т. 1 л.д. 31-38).
*** Коноваловым А.И. подано заявление об увольнении с занимаемой должности по собственному желанию с 21.08.2017, на котором имеется резолюция руководителя "ДК - на ЦАК" (т. 1 л.д. 43).
01.08.2017 Коноваловым А.И. получен листок нетрудоспособности с 02.08.2017 по 11.08.2017 в ФГБУЗ ЦП МЧС России, 11.08.2017 - на период с 12.08.2017 по 21.08.2017 и 21.08.2017 - на период с 22.08.2017 по 01.09.2017 - в ГБУЗ ГП N 218 ДЗМ (т. 1 л.д. 44 -46).
*** МЧС России издан приказ N *** об освобождении 08.08.2017 Коновалова А.И. от занимаемой должности федеральной государственной гражданской службы заместителя директора Департамента оперативного управления, прекращении действия служебного контракта от *** N *** и увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с однократным грубым нарушением гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории "руководители", своих должностных обязанностей, повлекшее за собой причинение вреда государственному органу и нарушение законодательства Российской Федерации по п. 6 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ); основанием издания приказа указано решение Центральной аттестационной комиссии МЧС России (ЦАК МЧС России) от *** N *** (т. 1 л.д. 179).
*** МЧС России издан приказ N *** о внесении изменений в приказ МЧС России от *** N *** в части даты освобождения с занимаемой должности, прекращения действия служебного контракта от *** и увольнения с федеральной государственной гражданской службы Коновалова А.И. в связи с предоставлением им листков нетрудоспособности, такой датой указано 15.09.2017 (т. 1 л.д. 180-182).
В приказе МЧС России N *** от *** указано, что по результатам служебной проверки комиссией МЧС России по вопросу выполнения мероприятий, связанных с оказанием помощи пострадавшим в результате пожаров и подтоплений в населенных пунктах Республики Бурятия, Ставропольского, Красноярского краев, Иркутской и Тюменской областей, в также в других пострадавших регионах страны, установлено, что действия заместителя директора Департамента оперативного управления Коновалова А.И, на которого в соответствии с должностным регламентом возложены задачи по организации подготовки ряда распоряжений Правительства РФ в рамках исполнения поручений Аппарата Правительства РФ во исполнение подп. "а" п. 1 Указания Президента РФ от 31.05.2017 N ПР-1075, привели к изданию распоряжений Правительства РФ о дополнительном выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда для оказания помощи пострадавшим со значительным нарушением сроков, установленных Постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 N 110, которым утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, что повлекло несвоевременную помощь пострадавшему населению, социальную напряженность и неоднократные жалобы в органы исполнительной власти.
Как следует из протокола заседания ЦАК МЧС России от *** N *** по вопросу соответствия занимаемой должности заместителя директора Департамента оперативного управления Коновалова А.И. принято решение рекомендовать Департаменту кадровой политики МЧС России подготовить приказ об увольнении Коновалова А.И. по п. 6 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ.
Указанное решение принято на основании заключения по результатам служебной проверки по вопросу исполнения мероприятий, связанных с оказанием помощи пострадавшим в результате пожаров и подтоплений в населенных пунктах Республики Бурятия, Ставропольского края и Иркутской области, утвержденного 01.08.2017, в котором указано, что проверка проведена по распоряжению МЧС России от *** N ***, в ходе которой установлено, что МЧС России в соответствии с подп. "а" п. 1 перечня поручений Президента РФ по итогам совещания по вопросу ликвидации последствий паводков и пожаров на Урале и в Сибири от *** N *** и подп. 2А" п. 1 Указания Президента РФ от *** N *** (т. 2 л.д. 23-33) предписано оказать необходимое содействие в ликвидации паводков и пожаров органами исполнительной власти субъектов РФ - Республике Бурятия, Иркутской области и Ставропольскому краю, в связи с чем Департаменту оперативного управления МЧС России поставлена задача по организации подготовки ряда распоряжений Правительства в рамках исполнения поручений Аппарата Правительства РФ согласно протоколам заседаний Правительственной комиссии по предупреждению чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций межрегионального и федерального характера, которая непосредственно в Департаменте оперативного управления МЧС России была поручена заместителю директора Департамента Коновалову А.И, а именно - на него возложена обязанность по организации разработки предложений по оказанию за счет средств федерального бюджета финансовой помощи населению, пострадавшему в результате чрезвычайных ситуаций, и подготовки соответствующих проектов распоряжений Правительства РФ, при этом два поручения были исполнения с нарушением сроков, установленных Постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 N 110 "О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий", а именно поручение от *** N
***, по которому проект распоряжения в Правительство РФ был направлен только 01.08.2017 с превышением срока на 12 дней, и поручение от *** N *** с учетом дополнительных обращений Губернатора Ставропольского края от *** и от ***, по которому проект распоряжения в Правительство РФ был направлен только 14.07.2017 с превышением срока на 11 дней, вследствие чего распоряжение Правительства РФ подписано только 21.07.2017 через 15 дней после обращения (т. 1 л.д. 171-175).
Поводом к изданию распоряжения МЧС России от *** N *** о создании комиссии по проведению служебной проверки по вопросу проведения мероприятий, связанных с оказанием помощи пострадавшим в результате пожаров и подтоплений в населенных пунктах Бурятии, Ставропольского края и Иркутской области, явилось сообщение директора Департамента оперативного управления МЧС России Е* от ***, подготовленного, в том числе Коноваловым А.Н, на имя Министра МЧС России о проведенной работе по оказанию помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций на территории Иркутской области и Ставропольском крае, в котором приведены, в том числе сведения о количестве выявленных лицах, пострадавших в результате природных пожаров, и лиц, которым фактически произведены соответствующие выплаты в виде материальной, финансовой и единовременной помощи; на сообщении имеется резолюция Министра МЧС России о необходимость выявления лиц, причастных к нарушениям требований законодательства и нормативных актов по оказанию помощи пострадавшим при ЧС и пожарах (т. 3 л.д. 130-132).
Разрешая заявленные требования с учетом установленных по делу обстоятельств на основании собранных по делу доказательств, в том числе, объяснений сторон, показаний свидетелей Г*, Ш*, письменных доказательств, руководствуясь положениями Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии у ответчика оснований для увольнения истца по п. 6 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ, поскольку факт грубого нарушения гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории "руководители", своих должностных обязанностей, повлекшего за собой причинение нарушение законодательства Российской Федерации, подтвержден доказательствами, которые соответствуют требованиям допустимости, относимости и достаточности и оценены судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, такие обстоятельства могли повлечь применение к истцу взыскания в виде увольнения, при котором ответчиком учтена тяжесть совершенного проступка, степень вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения должностных обязанностей.
Указанный вывод сделан судом первой инстанции после тщательного исследования и оценки собранных по делу доказательств и установленных обстоятельств о порядке и сроках исполнения МЧС России как федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, поручений Президента РФ по итогам совещания по вопросу ликвидации последствий паводков и пожаров на Урале и в Сибири от *** N *** и Указания Президента РФ от *** N *** по оказанию помощи пострадавшим в результате пожаров и подтоплений в населенных пунктах Республики Бурятия, Ставропольского края и Иркутской области.
С учетом положений подп. "б" п. 9 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных Постановлением Постановление Правительства РФ от 15.02.2014 N 110, суд правомерно исходил из 10-дневного срока р ассмотрения вопросов выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда и внесения по результатам их рассмотрения в Правительство РФ соответствующих предложений со дня подписания соответствующего поручения для выполнения мероприятий по оказанию гражданам единовременной материальной помощи, финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости и выплате единовременного пособия, т.е. мероприятий, предусмотренных подп. "г" - "е" п. 2 Правил.
Так, специфика государственной гражданской службы Российской Федерации как профессиональной служебной деятельности граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий органов государственной власти предопределяет особый правовой статус государственных гражданских служащих, установление которого осуществляется федеральным законодателем, имеющим право посредством специального правового регулирования определять для данной категории лиц соответствующие права, обязанности, ограничения и гарантии с учетом специфики задач, принципов организации и функционирования государственной гражданской службы, а положения п. 4 ч. 1 ст. 33 и п. 6 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ предоставляют представителю нанимателя право расторгнуть служебный контракт с государственным гражданским служащим, допустившим грубое нарушение своих должностных обязанностей, что является одним из способов поддержания высокого уровня отправления государственной гражданской службы и ее эффективного функционирования.
Проверяя доводы истца о несоблюдении работодателем порядка проведения служебной проверки до применения дисциплинарного взыскания, установленного ст.ст. 58, 59 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ, а также положений ч. 3 ст. 37 указанного Закона при увольнении истца в период временной нетрудоспособности, суд первой инстанции правомерно учел, что Коновалов А.И, являясь одним из исполнителей сообщения директора Департамента оперативного управления МЧС России от ***, подготовленного на имя Министра МЧС России, о проведенной работе по оказанию помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций на территории Иркутской области и Ставропольском крае, не мог не знать о проведении служебного расследования по обстоятельствам, указанным в данном сообщении, и с учетом объяснений представителя ответчика А*, которой был включен в состав комиссии по проведению служебной проверки, пояснившего о невозможности получения у Коновалова А.И. объяснений ввиду его отсутствия на работе (т. 2 л.д. 243), принимая во внимание подачу Коноваловым А.И. 01.08.2017 заявления об увольнении по собственному желанию и его отсутствие на рабочем месте с 02.08.2017 на основании листка нетрудоспособности, который выдан истцу 01.08.2017 и представлен Коноваловым А.И. в МЧС России только 09.08.2017 (т. 3 л.д. 227), пришел к обоснованному выводу о том, что требования ст.ст. 58, 59 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ, которыми закреплен ряд положений, направленных на обеспечение объективной оценки фактических обстоятельств с целью предотвращения необоснованного увольнения, ответчиком исполнены, а, учитывая, что на основании представленных истцом листков нетрудоспособности внесены изменения в приказ об увольнении в части даты прекращения служебного контракта и увольнения, и истцу выплачено пособие по временной нетрудоспособности, то оснований полагать права истца нарушенными в этой части не имеется.
Поскольку оснований для признания увольнения незаконным и нарушения прав истца по заявленным в иске основаниям судом не установлено, требования Коновалова А.И. о восстановлении на службе, взыскании денежного содержания за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда обоснованно отклонены судом.
Доводы апелляционной жалобы Коновалова А.И. повторяют доводы его искового заявления, были предметом исследования суда первой инстанции, в ходе которого получили надлежащую оценку, направлены на иную оценку фактических обстоятельств дела и собранных по делу доказательств, в связи с чем не влекут отмену постановленного судом решения.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что, разрешая спор, суд, руководствуясь нормами действующего законодательства, правильно определилюридически значимые обстоятельства; данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ; выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам; нормы материального и процессуального права при разрешении данного спора судом применены верно; правовых оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, в апелляционной жалобе истца не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Бабушкинского районного суда города Москвы от 26 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Коновалова А.И. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.