Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Горновой М.В.
судей Родиной Т.В, Целищева А.А.
с участием прокурора Бокова Р.К.
при секретаре Дзуцеве В.С.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Горновой М.В.
дело по апелляционной жалобе Мерзлякова...
на решение Никулинского районного суда города Москвы от 14 марта 2018 года, которым постановлено: прекратить право пользования Мерзлякова... служебным жилым помещением, расположенным по адресу: адрес. Выселить Мерзлякова... из занимаемого жилого помещения, расположенного по адресу: адрес без предоставления другого жилого помещения,
УСТАНОВИЛА:
ФГКУ войсковая часть 55002 обратилось в суд с иском к Мерзлякову М.А. о прекращении право пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу: адрес, и выселении без предоставления другого жилого помещения, ссылаясь на то, что спорное жилое помещение является собственностью Российской Федерации, находится в оперативном управлении ФГКУ войсковая часть 55002, включено в специализированный жилищный фонд и отнесено к служебным жилым помещениям. Ответчик Мерзляков М.А. проходил военную службу по контракту в войсковой части 2450 с 23 сентября 2005 г. по 31 июля 2017 г, уволен с военной службы по собственному желанию и исключен из списков личного состава части 31 июля 2017 г, что подтверждается справкой от 15.11.2017 г. N 21/8/2/895в ФСО России. Решением жилищной комиссии войсковой части 2450 от 16.08.2017 г. (протокол N 7) ответчику было отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении для постоянного проживания. Добровольно освободить спорное жилое помещение ответчик не намерен.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель истца по доверенности Диденко О.В. на исковых требованиях настаивала, просила удовлетворить в полном объеме.
Ответчик Мерзляков М.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, пояснив суду, что его общая продолжительность военной службы более 20 лет, он как военнослужащий имеет право обеспечения жилым помещением в соответствии с ч. 2 ст. 103 Жилищного кодекса Российской Федерации он не может быть выселен из жилого помещения.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого, как незаконного и необоснованного просит ответчик по доводам апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав ответчика, представителя истца по доверенности Диденко О.В, заключение прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения в общежитиях.
В соответствии с ч. 1 ст. 94 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения.
Согласно ч. 1 ст. 99 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года N 42 "Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений", от 25 марта 2010 г. N 179 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда Российской Федерации" и приказом ФГКУ войсковая часть 55002 от 18 декабря 2014 года N 739 жилое помещение по адресу: адрес включено в специализированный жилищный фонд и отнесено к служебным жилым помещениям.
Указанное жилое помещение находится на балансовом учете ФГКУ войсковая часть 55002, на него в установленном порядке зарегистрировано право собственности Российской Федерации и право оперативного управления, что подтверждается свидетельствами от 21.10.2014 г. серии 77-АР N 844588 и от 21.10.2014 г. серии 77-АР N 844587.
Решением жилищной комиссии Пограничной службы ФСБ России от 24 октября 2014 года (протоколом N 7) Мерзлякову М.А, на семью из одного человека (он) было предоставлено служебное жилое помещение в виде однокомнатной квартиры, общей площадью 41,8 кв.м, расположенное по адресу: адрес.
26 декабря 2014 года между истцом и Мерзляковым М.А. был заключен договор найма служебного жилого помещения N 72/2-180.
В указанном договоре определен срок, порядок предоставления служебного жилого помещения, его содержание и освобождение.
В дальнейшем указанный договор был продлен в соответствии с вновь заключенным контрактом о прохождении военной службы на срок по 09 июля 2018 года (дополнительное соглашение к договору найма от 24.08.2015 г. N 1372).
Как следует из материалов дела ответчик Мерзляков М.А. проходил военную службу по контракту в войсковой части 2450 с 23 сентября 2005 г. по 31 июля 2017 г, уволен с военной службы по собственному желанию и исключен из списков личного состава части 31 июля 2017 г, что подтверждается справкой от 15.11.2017 г. N 21/8/2/895.
Далее судом установлено, что ответчик Мерзляков М.А. на момент увольнения с военной службы не был признан нуждающимся в жилом помещении.
На основании решения жилищной комиссии войсковой части 2450 от 16.08.2017 г. (протокол N 7) ответчику Мерзлякову М.А. было отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении для постоянного проживания.
Основания для принятия данного решения жилищной комиссией войсковой части 2450 изложены в Определении Верховного суда Российской Федерации от 14.02.2017 г. N 201-КГ17-2, которым было установлено, что Мерзляков М.А. обеспечен жилым помещением, так как ранее ему было предоставлено жилое помещение по установленным нормам из государственного жилищного фонда.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования ФГКУ войсковая часть 55002 к Мерзлякову М.А. о прекращении право пользования служебным жилым помещением и выселении без предоставления другого жилого помещения, суд первой инстанции исходил из того, что сторона истца представила совокупность доказательств, достоверно подтверждающих, что Мерзляков М.А. был вселен в спорную квартиру на основании решения жилищной комиссии о предоставлении служебного жилого помещения от 24 октября 2014 г. и договора найма служебного жилого помещения от 26 декабря 2014 года на определенный срок, а поскольку ответчик уволен с военной службы по собственному желанию и исключен из списков личного состава части, законных оснований для пользования и проживания в спорном жилом помещении у него не имеется.
При этом, суд исходил из того, что Мерзляков М.А. хотя фактически и проживает в спорном жилом помещении, на очереди в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоит, в связи с чем законного права пользования и проживания в отношении спорного жилого помещения не приобрел.
В соответствии с частью 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы являются основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Согласно части 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 и частью 2 статьи 103 данного Кодекса.
По смыслу приведенных выше норм права, прекращение трудовых отношений с работодателем, предоставившим жилое помещение, служит лишь основанием для прекращения договора найма служебного жилого помещения, но не влечет за собой автоматическое прекращение договора в момент увольнения сотрудника. Договор найма служебного жилого помещения сохраняет свое действие вплоть до добровольного освобождения нанимателем этого помещения. При отказе от добровольного освобождения служебного жилого помещения гражданин подлежит выселению в судебном порядке с прекращением прав и обязанностей в отношении занимаемого жилья.
Согласно ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются в собственность жилые помещения по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Военнослужащие - граждане, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации.
Из указанной статьи следует, что гражданин не подлежит выселению из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения при соблюдении вышеуказанных условий.
Если обстоятельства дела не удовлетворяют данным условиям, то гражданин должен быть выселен из незаконно занимаемого специализированного жилого фонда без предоставления другого жилого помещения.
Мерзляков М.А. не представил доказательства, подтверждающих право проживать в спорном жилом помещении, то есть условия обеспечения жилыми помещениями по ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" в данном случае отсутствуют.
В ходе рассмотрения дела не нашел подтверждение тот факт, что Мерзляков М.А. в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации находится на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете.
В связи с чем, суд верно пришел к выводу о том, что проживание ответчика в спорном жилом помещении носило временный характер, на период прохождения службы.
Суд верно отклонил доводы ответчика о том, что он, как военнослужащий, имеющий стаж службы более 20 лет, в соответствии Постановлением Правительства РФ от 04.05.1999 г. N 487, не может быть выселен из занимаемого служебного помещения без обеспечения пригодным жилым помещением, поскольку Абзацем 12 пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предусмотрено, что военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Военнослужащие - граждане признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
Поскольку на момент увольнения в 2017 г. ответчик по последнему перед увольнением месту военной службы не признавался нуждающимся в получении жилых помещений, в том числе, по избранному месту жительства и не состоял в соответствующих списках очередников, то он, утратив статус военнослужащего после увольнения с военной службы, не вправе претендовать на заключение с ним договора найма спорного служебного помещения.
Кроме того, суд в решении верно указал, что спорная квартира была включена в специализированный жилищный фонд, тогда как служебные помещения в соответствии с положениями ст.ст. 103, 104 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляются исключительно на период трудовых отношений (прохождения военной службы), и подлежат освобождению в случаях прекращения служебных отношений.
Между тем, как установлено в судебном заседании, в настоящее время с истцом прекращены трудовые (служебные) отношения, в связи с чем, вывод суда об удовлетворении исковых требований, судебная коллегия находит правильным.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и представленным сторонами доказательствам, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в их совокупности.
В апелляционной жалобе ответчик вновь указывает на то, что он как военнослужащий, имеющий стаж службы более 20 лет, в соответствии Постановлением Правительства РФ от 04.05.1999 г. N 487, не может быть выселен из занимаемого служебного помещения без обеспечения пригодным жилым помещением.
Однако данные доводы сводятся к изложению правовой позиции, выраженной в суде первой инстанции и являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда, основаны на ошибочном толковании норм материального права, направлены на иную оценку обстоятельств дела, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст. ст. 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а потому не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения суда.
Кроме того, Верховный Суд Российской Федерации в Определение от 16 февраля 2010 г. N КАС10-41, которым было оставлено без изменения решение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2009 года по заявлению Т. о признании недействующим абзаца второго пункта 5 Положения об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 1999 года N 487, и подпункта первого пункта 9 Приложения к этому Положению в связи с тем, что они противоречат пункту 2 статьи 103 и пункту 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации, указал, что содержание абзаца второго пункта 5 Положения и подпункта первого пункта 9 Приложения к нему во взаимосвязи с положениями пунктов 13 и 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" указывает на то, что названная в Положении категория военнослужащих не может быть выселена из специализированных жилых помещений до предоставления им жилья для постоянного проживания при увольнении в запас.
Однако, по настоящему спору жилая площадь истцу не может быть предоставлена в связи с тем, что он не признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Ссылка в апелляционной жалобе на п. п. 27, 28 Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам Федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2002 года N 897 (в ред. от 01.10.2004 г. с изм. от 16.03.2013 г.), не может быть признана состоятельной, так как истец не относится к категории граждан, которые не могут быть выселены без предоставления другого жилого помещения
Иных доводов, влияющих на правильность принятого судом решения и указывающих на обстоятельства, которые могли бы послужить в соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями к отмене решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия-
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Никулинского районного суда города Москвы от 14 марта 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Мерзлякова... - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.