Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего фио,
судей фио, фио,
при секретаре фио,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи фио,
дело по апелляционной жалобе истца фио на решение Пресненского районного суда адрес от дата по гражданскому делу по иску фио к фио обороны Российской Федерации о признании решения незаконным, обязании включить в реестр военнослужащих, нуждающихся в обеспечении жильем, обязать обеспечить жильем, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований фио к фио обороны Российской Федерации о признании решения незаконным, обязании включить в реестр военнослужащих, нуждающихся в обеспечении жильем, обязать обеспечить жильем, - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Истец обратился в суд с иском к ответчику, просил решение Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации N р-3 700/2017 от дата признать незаконным; обязать Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации оспоренное решение отменить, включить истца составом семьи 4 человека в реестр военнослужащих (лиц, уволенных с военной службы), нуждающихся в обеспечении жильём и обеспечить жилым помещением.
Требования мотивированы тем, что решением жилищной комиссии Борзинского гарнизонного военного суда от дата истец с составом семьи (4 человека) принят на жилищный учет на основании подп. "и" п. 7 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы (утв. постановлением Правительства России N 1054 от дата) - как избравший новое место жительства после увольнения с военной службы.
На дата фио являлся военнослужащим по контракту в офицерском воинском звании, по месту службы был обеспечен служебным жильём, предъявил в жилищную комиссию рапорт и копию справки о сдаче государству жилого помещения, сообщил о наличии у него в собственности жилья, находящегося как не по месту военной службы, так и не по избранному месту жительства. Исключен из списков личного состава части с дата в связи с увольнением в запас. дата истец обратился в Департамент жилищного обеспечения фио с заявлением о включении в реестр нуждающихся в обеспечении жилым помещением, указав, что принят на жилищный учёт в период военной службы.
Решением N р-3700/2017 от дата Департамента жилищного обеспечения фио на основании п. 2 части 1 ст. 54 ЖК РФ истцу отказано во включении составом семьи 4 человека в реестр нуждающихся в обеспечении жилым помещением от Минобороны России. Департамент посчитал, что представленные документы не подтверждают право на обеспечение жилым помещением.
В обоснование отказа фио указано, что при постановке на учет в дата уровень обеспеченности истца и членов семьи превышал размер учетной нормы, соответственно оснований признавать его нуждающимся в жилом помещении не имелось; на момент обращения в дата истец утратил статус военнослужащего, что является основанием для отказа во включении в реестр нуждающихся.
Одновременно фио отменено решение жилищной комиссии от дата в связи с выявлением неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учёт, при решении вопроса о принятии на учет.
По мнению истца, решение Департамента жилищного обеспечения является незаконным, нарушает ст. 40 Конституции Российской Федерации, поскольку произвольно лишает его права на жилище. На момент обращения с заявлением он и члены семьи не имели в собственности жилых помещений, не участвовали в приватизации, не обеспечены жильём от государства.
В судебном заседании суда первой инстанции истец фио заявленные требования поддержал.
Представитель ответчика в заседании суда перовой инстанции иск не признал, поддержал письменные возражения.
Представители третьего лица Минобороны РФ в заседании суда первой инстанции просили отказать в удовлетворении исковых требований.
Судом было постановлено указанное решение, об отмене которого просит истец фио по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
В заседание судебной коллегии истец фио не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика Департамента жилищного обеспечения Министерства Обороны Российской Федерации по доверенности фио в суд апелляционной инстанции явился, с доводами апелляционной жалобы согласен не был, полагал решение суда законным и обоснованным.
Представитель ответчика Министерства обороны Российской Федерации по доверенности фио в суд апелляционной инстанции явилась, с доводами апелляционной жалобы согласна не была, полагала решение суда законным и обоснованным.
Истец фио в заседание судебной коллегии не явился, извещен, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ от дата N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права ( ч. 4 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании ( статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает, что решение суда отмене не подлежит, поскольку постановлено в соответствии с фактическими обстоятельствами дела при правильном применении и соблюдении норм материального и процессуального права.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от дата N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции от дата, действовавшей на момент увольнения истца с военной службы), военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Согласно ст. 51 ЖК РФ (в редакции от дата, действовавшей с дата), гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
2. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Постановлением Правительства РФ от дата N 1054 утверждены "Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства" (далее по тексту - Правила), в соответствии с п. 1 которых установлено, что в настоящих Правилах устанавливается единый порядок постановки на очередь нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, подлежащих увольнению с военной службы, службы в органах внутренних дел и Государственной противопожарной службы, граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, службы в органах внутренних дел и Государственной противопожарной службы (далее соответственно именуются - военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы), и членов их семей, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на получение жилья, построенного (приобретенного) за счет средств федерального бюджета.
Пунктом 6 Правил установлено, что нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются:
а) граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, вооруженных силах и других воинских формированиях государств - участников СНГ, с которыми заключены соответствующие договоры, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, а также сотрудники уголовно-исполнительной системы, прослужившие в учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации или Министерства юстиции Российской Федерации 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по следующим основаниям:
- по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;
- по состоянию здоровья;
- в связи с организационно-штатными мероприятиями.
В силу п.п. "и" п. 7 Правил, основаниями признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий являются, в том числе, избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел.
Пунктом 10 п.п. "а" Правил установлено, что не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае наличия у них в собственности индивидуального жилого дома (квартиры).
Судом установлено, что фио приказом Министра обороны РФ от дата N285 уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями и с дата исключен из списков военнослужащих Борзинского гарнизонного военного суда.
Согласно выписке из протокола N1 заседания жилищной комиссии Борзинского гарнизонного военного суда от дата истец и члены его семьи признаны нуждающимися в жилых помещениях для постоянного проживания.
Решением фио N р-3700/2017 от дата отменено решение жилищной комиссии Борзинского гарнизонного военного суда от дата о принятии истца и членов семьи на учет нуждающихся в постоянных жилых помещениях, фио и членам его семьи отказано во включении в единый реестр военнослужащих, признанных нуждающимися в жилых помещения, предоставляемых для постоянного проживания.
Указанное решение обосновано тем, что на момент принятия решения жилищной комиссии дата истец был обеспечен площадью жилого помещения свыше учетной нормы. Поскольку заявление о включении в единый реестр подано после исключения истца из списков личного состава, оснований для удовлетворения заявления и включения истца в реестр не имеется.
Из материалов дела следует, что фио на основании договора купли-продажи с дата по дата принадлежало на праве собственности жилое помещение площадью 97,3 кв.м, расположенное по адресу: адрес, кв. 36б.
В соответствии со ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
С учетом того, что на момент принятия решения о постановке фио и членов его семьи на учет нуждающихся в получении жилого помещения, в собственности истца находилось жилое помещение общей площадью 97,3 кв.м, что значительно превышало учетную норму на одного человека, основания для постановки на учет на получение жилья отсутствовали.
При таких обстоятельствах, разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что принятое фио РФ решение N р-3700/2017 от дата соответствует положениям действующего законодательства, регулирующего основания и порядок предоставления жилых помещений военнослужащим, уволенных с военной службы и избравших место жительства.
Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции тщательно проверил доводы сторон и правильно установилфактические обстоятельства дела. Установленные судом обстоятельства подтверждаются представленными доказательствами, которым дана оценка согласно положениям ст. 67 ГПК РФ. Выводы суда соответствуют требованиям закона, подлежащим применению к данным правоотношениям.
Доводы жалобы о том, что дело неправомерно рассмотрено в порядке гражданского судопроизводства, а не по правилам административного судопроизводства, предусмотренного нормами КАС РФ, основаны на неверном толковании норм материального права. фио Ф.Н. обратился в суд в порядке искового производства, что следует из поданного иска, ссылался на нормы ст.15 ГК РФ, переход при рассмотрении дела в порядке искового производства в рассмотрение дела в порядке административного судопроизводства нормами ГПК РФ и КАС РФ не предусмотрен.
Доводы жалобы о том, что при привлечении в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства обороны РФ, суд в нарушение ст.43 ГПК РФ не перешел к рассмотрению дела сначала, со стадии подготовки, несостоятельны, не влекут за собой отмену решения суда.
Согласно разъяснениям, данным в п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от дата N 11 "О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству" при вступлении в дело третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, подготовку дела следует проводить с самого начала, поскольку они пользуются всеми правами и несут все обязанности истцов.
Министерство обороны РФ привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявившего самостоятельных требований относительно предмета спора, следовательно, необходимости в проведении повторной подготовки дела не имелось. Прав истца рассмотрение дела после привлечения третьего лица не нарушает.
Довод жалобы о том, что суд при принятии решения вышел за пределы заявленных фио исковых требований несостоятелен, сводится к переоценке собранных по делу доказательств, мнению заявителя об ином желаемом решении суда по данному делу, что не является установленным законом основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции в апелляционном порядке.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, не содержат фактов, не проверенных и не учтённых судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
Судебная коллегия считает, что суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, обстоятельства, имеющие значение по делу, судом установлены правильно. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда адрес от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу истца фио - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.