Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе председательствующего Дементьевой Е.И,
и судей Васильевой Е.В, Раскатовой Н.Н,
при секретаре Солдатовой И.М,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Раскатовой Н.Н.
дело по апелляционной жалобе истца Бысько М.В,
на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 17 мая 2018 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Бысько Максима Викторовича к Общероссийской общественной организации "Российское авторское общество" о защите исключительных прав отказать",
УСТАНОВИЛА:
Бысько М.В. обратился в суд с иском к Общероссийской общественной организации "Российское авторское общество" о взыскании компенсации за нарушение имущественного исключительного права на вознаграждение за 12 результатов интеллектуальной деятельности в размере 120.000,00 руб, расходов по оплате государственной пошлины в размере 3.600,00 руб.
В обоснование исковых требований указал на то, что между истцом и ответчиком был подписан договор, в соответствии с которым истец поручил ответчику осуществлять на коллективной основе управление его имущественными правами на использование ряда произведений собственного сочинения.
Согласно п. 11 договора ответчик обязан выплачивать сумму авторского вознаграждения не позднее окончания года в котором эта сумма возникла. Однако, ответчик не произвел выплату вознаграждения за 2017 год ни в течение самого года, ни после его окончания.
В судебном заседании суда первой инстанции истец и его представитель исковые требования поддержали, просили иск удовлетворить.
Представитель ответчика в судебном заседании суда первой инстанции требования не признал, указал, что в соответствии с п.п. "б" п. 11 договора, суммы авторского вознаграждения менее минимального размера оплаты труда (МРОТ) выплачиваются после их накопления до МРОТ, но не позднее окончания года, в котором эта сумма возникла. Сумма вознаграждения в данном случае до МРОТ не была накоплена, выплата вознаграждения была произведена в марте 2018 г. по окончании отчетного периода.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит истец.
Истец, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о причинах неявки суд не уведомил, не ходатайствовал об отложении рассмотрения дела.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ответчика, возражавшего против удовлетворении апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции, как постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
Согласно ст. 1242 Гражданского Кодекса Российской Федерации авторы, исполнители, изготовители фонограмм и иные обладатели авторских и смежных прав в случаях, когда осуществление их прав в индивидуальном порядке затруднено или когда настоящим Кодексом допускается использование объектов авторских и смежных прав без согласия обладателей соответствующих прав, но с выплатой им вознаграждения, могут создавать основанные на членстве некоммерческие организации, на которые в соответствии с полномочиями, предоставленными им правообладателями, возлагается управление соответствующими правами на коллективной основе (организации по управлению правами на коллективной основе).
Организации по управлению правами на коллективной основе могут создаваться для управления правами, относящимися к одному или нескольким видам объектов авторских и смежных прав, для управления одним или несколькими видами таких прав в отношении определенных способов использования соответствующих объектов либо для управления любыми авторскими и (или) смежными правами.
Основанием полномочий организации по управлению правами на коллективной основе является договор о передаче полномочий по управлению правами, заключаемый такой организацией с правообладателем в письменной форме, за исключением случая, предусмотренного абзацем первым пункта 3 статьи 1244 настоящего Кодекса.
Указанный договор может быть заключен с правообладателями, являющимися членами такой организации, и с правообладателями, не являющимися ее членами. При этом организация по управлению правами на коллективной основе обязана принять на себя управление этими правами, если управление такой категорией прав относится к уставной деятельности этой организации. Основанием полномочий организации по управлению правами на коллективной основе может быть также договор с другой организацией, в том числе иностранной, управляющей правами на коллективной основе.
Организации по управлению правами на коллективной основе вправе от имени правообладателей или от своего имени предъявлять требования в суде, а также совершать иные юридические действия, необходимые для защиты прав, переданных им в управление на коллективной основе.
В соответствии со ст. 1243 ГК РФ организация по управлению правами на коллективной основе заключает с пользователями лицензионные договоры о предоставлении им прав, переданных ей в управление правообладателями, на соответствующие способы использования объектов авторских и смежных прав на условиях простой (неисключительной) лицензии и собирает с пользователей вознаграждение за использование этих объектов. В случаях, если объекты авторских и смежных прав в соответствии с настоящим Кодексом могут быть использованы без согласия правообладателя, но с выплатой ему вознаграждения, организация по управлению правами на коллективной основе заключает с пользователями, иными лицами, на которых настоящим Кодексом возлагается обязанность по уплате средств для выплаты вознаграждения, договоры о выплате вознаграждения и собирает средства на эти цели. Организация по управлению правами на коллективной основе не вправе отказать пользователю или иным лицам, на которых настоящим Кодексом возлагается обязанность по уплате средств для выплаты вознаграждения, в заключении договора без достаточных оснований. Организация по управлению правами на коллективной основе производит распределение вознаграждения за использование объектов авторских и смежных прав между правообладателями, а также осуществляет выплату им указанного вознаграждения. Невыплата организацией по управлению правами на коллективной основе вознаграждения, собранного для правообладателя, вследствие нарушения ею порядка управления правами, установленного настоящим Кодексом, влечет применение к этой организации мер защиты исключительного права в соответствии со статьей 1252 настоящего Кодекса.
В силу ст. 1252 Гражданского Кодекса Российской Федерации защита исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации осуществляется, в частности, путем предъявления в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, требования о признании права - к лицу, которое отрицает или иным образом не признает право, нарушая тем самым интересы правообладателя; о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, - к лицу, совершающему такие действия или осуществляющему необходимые приготовления к ним, а также к иным лицам, которые могут пресечь такие действия; о возмещении убытков - к лицу, неправомерно использовавшему результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без заключения соглашения с правообладателем (бездоговорное использование) либо иным образом нарушившему его исключительное право и причинившему ему ущерб, в том числе нарушившему его право на вознаграждение, предусмотренное статьей 1245, пунктом 3 статьи 1263 и статьей 1326 настоящего Кодекса; об изъятии материального носителя в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи - к его изготовителю, импортеру, хранителю, перевозчику, продавцу, иному распространителю, недобросовестному приобретателю; о публикации решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя - к нарушителю исключительного права. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом для отдельных видов результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, при нарушении исключительного права правообладатель вправе вместо возмещения убытков требовать от нарушителя выплаты компенсации за нарушение указанного права. Компенсация подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения. При этом правообладатель, обратившийся за защитой права, освобождается от доказывания размера причиненных ему убытков.
Размер компенсации определяется судом в пределах, установленных настоящим Кодексом, в зависимости от характера нарушения и иных обстоятельств дела с учетом требований разумности и справедливости. Если одним действием нарушены права на несколько результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, размер компенсации определяется судом за каждый неправомерно используемый результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации. При этом в случае, если права на соответствующие результаты или средства индивидуализации принадлежат одному правообладателю, общий размер компенсации за нарушение прав на них с учетом характера и последствий нарушения может быть снижен судом ниже пределов, установленных настоящим Кодексом, но не может составлять менее пятидесяти процентов суммы минимальных размеров всех компенсаций за допущенные нарушения.
Как установлено ст. 1301 Гражданского Кодекса Российской Федерации в случаях нарушения исключительного права на произведение автор или иной правообладатель наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, установленных настоящим Кодексом ( статьи 1250, 1252 и 1253), вправе в соответствии с пунктом 3 статьи 1252 настоящего Кодекса требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения; в двукратном размере стоимости контрафактных экземпляров произведения; в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения тем способом, который использовал нарушитель.
В судебном заседании установлено, что между Бысько М.В. и ООО "Российское авторское общество" заключен договор N б/н от 05 марта 2010 г. о передаче полномочий по управлению имущественными правами автора на коллективной основе.
В соответствии с п. 1 договора автор передает РАО право осуществлять на коллективной основе управление его правами при способах использования обнародованных произведений, указанных в договоре, созданных как до заключения настоящего договора, так и в период его действия.
Согласно п. 8 договора, автор согласен с тем, что начисление авторского вознаграждения будет производиться ответчиком по ставкам авторского вознаграждения, установленным Правительством РФ (иным компетентным органом) и/или ответчиком, а его распределение - по правилам, установленным ответчиком.
Пунктом 11 договора определено, что вознаграждение выплачивается автору за использование произведений на территории Российской Федерации в сроки, установленные авторским советом РАО, и условиями договоров, заключенных РАО с пользователями, но не реже двух раз в год; за использование произведений за рубежом - по мере поступления, но не реже двух раз в год.
Сумма авторского вознаграждения менее минимального размера оплаты труда (МРОТ) выплачиваются после их накопления до МРОТ, но не позднее окончания года, в котором эта сумма возникла.
Согласно представленным суду расшифровкам авторского гонорара, общая сумма накоплений составила за период с января 2017 года по март 2018 года составляла 2.851,25 руб, с учетом удержаний истцу было выплачено 02.03.2018 г. 2.145,76 руб.
Оценив собранные доказательства в совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку договор о передаче полномочий по управлению имущественными правами автора на коллективной основе между Бысько М.В. и ООО "Российское авторское общество" был заключен 05 марта 2010 года, с этого момента подлежит исчислению годовой период, в соответствии с чем выплата вознаграждения была произведена в соответствии с условиями договора.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, поскольку они основаны на правильном применении норм действующего законодательства к правильно установленным фактическим обстоятельствам дела.
Судебной коллегией не может быть принят во внимание довод апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции не были применены ст. 1229, 1243, 1252, 1301 Гражданского Кодекса Российской Федерации в связи со следующим.
Согласно ст. 1243 Гражданского Кодекса Российской Федерации невыплата организацией по управлению правами на коллективной основе вознаграждения, собранного для правообладателя, вследствие нарушения ею порядка управления правами, установленного настоящим Кодексом, влечет применение к этой организации мер защиты исключительного права в соответствии со статьей 1252 настоящего Кодекса.
Ст. 1252 Гражданского Кодекса Российской Федерации установлено, что защита исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации осуществляется, в частности, путем предъявления в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, требования о признании права - к лицу, которое отрицает или иным образом не признает право, нарушая тем самым интересы правообладателя; о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, - к лицу, совершающему такие действия или осуществляющему необходимые приготовления к ним, а также к иным лицам, которые могут пресечь такие действия; о возмещении убытков - к лицу, неправомерно использовавшему результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без заключения соглашения с правообладателем (бездоговорное использование) либо иным образом нарушившему его исключительное право и причинившему ему ущерб, в том числе нарушившему его право на вознаграждение, предусмотренное статьей 1245, пунктом 3 статьи 1263 и статьей 1326 настоящего Кодекса; об изъятии материального носителя в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи - к его изготовителю, импортеру, хранителю, перевозчику, продавцу, иному распространителю, недобросовестному приобретателю; о публикации решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя - к нарушителю исключительного права.
При этом п. 3 указанной статьи установлено, что в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом для отдельных видов результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, при нарушении исключительного права правообладатель вправе вместо возмещения убытков требовать от нарушителя выплаты компенсации за нарушение указанного права. Компенсация подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения. При этом правообладатель, обратившийся за защитой права, освобождается от доказывания размера причиненных ему убытков. Размер компенсации определяется судом в пределах, установленных настоящим Кодексом, в зависимости от характера нарушения и иных обстоятельств дела с учетом требований разумности и справедливости.
Истец полагает, что к возникшим правоотношениям подлежит применению п. 3 ст. 1252 Гражданского Кодекса Российской Федерации во взаимосвязи со ст. 1301 Гражданского Кодекса Российской Федерации, которой установлено, что в случаях нарушения исключительного права на произведение автор или иной правообладатель наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, установленных настоящим Кодексом ( статьи 1250, 1252 и 1253), вправе в соответствии с пунктом 3 статьи 1252 настоящего Кодекса требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения; в двукратном размере стоимости контрафактных экземпляров произведения; в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения тем способом, который использовал нарушитель.
Однако судебная коллегия полагает, что данный вывод истца основан на неверном толковании норм материального права и разъяснений, данных в п. 10.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 5, Пленума ВАС РФ N 29 от 26.03.2009 "О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Так, ст. 1301 Гражданского Кодекса Российской Федерации предусматривает возможность предъявления требований о выплате компенсаций (вместо требования о взыскании убытков) только на основании п. 3 ст. 1252 Гражданского Кодекса Российской Федерации. При этом п. 3 ст. 1252 Гражданского Кодекса Российской Федерации установлено, что право выбора требований к ответчику принадлежит истцу только в случаях, установленных Гражданским Кодексом Российской Федерации.
Однако подобный диспозитивный выбор между предъявлением требования о причинении убытков и требования компенсации за нарушение исключительного права в настоящем гражданском деле у истца отсутствует, поскольку не предусмотрен действующим законодательством.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведённой судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтённых судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
Судебная коллегия считает, что суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, обстоятельства, имеющие значение по делу судом установлены правильно. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 17 мая 2018 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Бысько М.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.