Судебная коллегия апелляционной инстанции Московского городского суда в составе председательствующего Семченко А.В.,
судей Лукашенко Н.И, Егоровой Ю.Г,
при секретаре Осиповой Е.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Семченко А.В. административное дело по апелляционной жалобе Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы на решение Московского городского суда от 25 апреля 2018 года, которым у становлена по состоянию на 1 января 2016 года кадастровая стоимость, соответствующая рыночной, земельных участков, расположенных по адресу: ****,
УСТАНОВИЛА:
ООО "Компания Кебъ" обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просило установить кадастровую стоимость земельных участков в размере рыночной стоимости, определенной заключением судебной оценочной экспертизы.
В обоснование требований административный истец указал, что кадастровая стоимость земельных участков, собственником которых он является, завышена.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просят Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы, Управления Росреестра по Москве, ФГБУ "ФКП Росреестра" не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав представителей административного истца, проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Судом установлено, что административный истец является собственником земельных участков:
с кадастровым номером ****:898, общей площадью 89 200,0 кв.м, расположенного по адресу: ****, в отношении которого утверждена кадастровая стоимость по состоянию на 01 января 2016 года в размере 1 703 525 544 руб.;
с кадастровым номером ****:76, общей площадью 93 700,0 кв.м, расположенного по адресу: ****, в отношении которого утверждена кадастровая стоимость по состоянию на 01 января 2016 года в размере 1 815 910 685 руб.;
с кадастровым номером ****:1086, общей площадью76 952,0 кв.м, расположенного по адресу: ****, в отношении которого утверждена кадастровая стоимость по состоянию на 01 января 2016 года в размере 1 442 279 785,68 руб.;
с кадастровым номером ****:75, общей площадью 17 530,0 кв.м, расположенного по адресу: ****, в отношении которого утверждена кадастровая стоимость по состоянию на 01 января 2016 года в размере 343 713 690,10 руб.;
с кадастровым номером ****:902, общей площадью 37 700,0 кв.м, расположенного по адресу: ****, в отношении которого утверждена кадастровая стоимость по состоянию на 01 января 2016 года в размере 728 405 847 руб.;
с кадастровым номером ****:927, общей площадью 58 501,3 кв.м, расположенного по адресу: ****, в отношении которого утверждена кадастровая стоимость по состоянию на 01 января 2016 года в размере 1 117 613 515,30 руб.;
с кадастровым номером ****:767, общей площадью 26 350,0 кв.м, расположенного по адресу: ****, в отношении которого утверждена кадастровая стоимость по состоянию на 01 января 2016 года в размере 471 396 493,50 руб.;
с кадастровым номером ****:4, общей площадью 6 910,0 кв.м, расположенного по адресу: ****, в отношении которого утверждена кадастровая стоимость по состоянию на 01 января 2016 года в размере 126 938 565,70 руб.;
с кадастровым номером ****:5, общей площадью 9 450,0 кв.м, расположенного по адресу: ****, в отношении которого утверждена кадастровая стоимость по состоянию на 01 января 2016 года в размере 176 268 109,50 руб.;
с кадастровым номером ****:6, общей площадью 6 210,0 кв.м, расположенного по адресу: ****, в отношении которого утверждена кадастровая стоимость по состоянию на 01 января 2016 года в размере 115 306 721,10 руб.;
с кадастровым номером ****:7, общей площадью 9 430,0 кв.м, расположенного по адресу: ****, в отношении которого утверждена кадастровая стоимость по состоянию на 01 января 2016 года в размере 177 716 365,50 руб.;
с кадастровым номером ****:9, общей площадью 24 060,0 кв.м, расположенного по адресу: ****, в отношении которого утверждена кадастровая стоимость по состоянию на 01 января 2016 года в размере 449 660 708,40 руб.;
с кадастровым номером ****:191, общей площадью 4 238,0 кв.м, расположенного по адресу: ****, в отношении которого утверждена кадастровая стоимость по состоянию на 01 января 2016 года в размере 83 309 120,70 руб.;
с кадастровым номером ****:899, общей площадью 28 731,0 кв.м, расположенного по адресу: ****, в отношении которого утверждена кадастровая стоимость по состоянию на 01 января 2016 года в размере 562 623 945,57 руб.;
с кадастровым номером ****, общей площадью 101+/- 2 кв.м, расположенного по адресу: ****, в отношении которого утверждена кадастровая стоимость по состоянию на 09 октября 2017 года в размере 1 890 418,01 руб.;
с кадастровым номером ****:2014, общей площадью 3181 +/- 7 кв.м, расположенного по адресу: ****, в отношении которого утверждена кадастровая стоимость по состоянию на 09 октября 2017 года в размере 59 538 808,81 руб.;
с кадастровым номером ****:2015, общей площадью 1273 +/- 5 кв.м, расположенного по адресу: ****, в отношении которого утверждена кадастровая стоимость по состоянию на 09 октября 2017 года в размере 23 826 753,73 руб.;
с кадастровым номером ****:2016, общей площадью 117400 +/- 43 кв.м, расположенного по адресу: ****, в отношении которого утверждена кадастровая стоимость по состоянию на 09 октября 2017 года в размере 2 197 376 974 руб.;
с кадастровым номером ****:2017, общей площадью 48700 +/- 28 кв.м, расположенного по адресу: ****, в отношении которого утверждена кадастровая стоимость по состоянию на 09 октября 2017 года в размере 911 518 387 руб.;
с кадастровым номером ****:2018, расположенного по адресу: ****, общей площадью 9406 +/- 13 кв.м, в отношении которого утверждена кадастровая стоимость по состоянию на 09 октября 2017 года в размере 176 052 196,06 руб.;
с кадастровым номером ****:2019, общей площадью 360 +/- 3кв.м, расположенного по адресу: ****, в отношении которого утверждена кадастровая стоимость по состоянию на 09 октября 2017 года в размере 6 738 123,60 руб.;
с кадастровым номером ****:2020, общей площадью 58 +/- 1 кв.м, расположенного по адресу: ****, в отношении которого утверждена кадастровая стоимость по состоянию на 09 октября 2017 года в размере 1 085 586,58 руб.;
с кадастровым номером ****:2021, общей площадью 14676 +/- 16 кв.м, расположенного по адресу: ****, в отношении которого утверждена кадастровая стоимость по состоянию на 09 октября 2017 года в размере 274 690 838,76 руб.
Оспаривая названную кадастровую стоимость, административный истец представил в суд отчет об оценке.
Против удовлетворения заявленных требований Правительством Москвы и Департаментом городского имущества города Москвы представлены письменные пояснения.
Определением суда назначена судебная оценочная экспертиза.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы отчёт об оценке не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки.
Рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 01 января 2016 года составляет: земельного участка с кадастровым номером ****:898 - 798 461 000 руб, земельного участка с кадастровым номером ****:76 - 838 742 000 руб, земельного участка с кадастровым номером ****:1086 - 688 825 000 руб, земельного участка с кадастровым номером ****:75 - 160 055 000 руб, земельного участка с кадастровым номером ****:902 - 337 466 000 руб, земельного участка с кадастровым номером ****:927 - 523 666 000 руб, земельного участка с кадастровым номером ****:767 - 240 585 000 руб, земельного участка с кадастровым номером ****:4 - 66 176 000 руб, земельного участка с кадастровым номером ****:5 - 90 501 000 руб, земельного участка с кадастровым номером ****:6 - 59 472 000 руб, земельного участка с кадастровым номером ****:7 - 90 310 000 руб,
земельного участка с кадастровым номером ****:9 - 219 676 000 руб,
земельного участка с кадастровым номером ****:191 - 42 481 000 руб,
земельного участка с кадастровым номером ****:899 - 262 324 000 руб.
Рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 09 октября 2017 года составляет: земельного участка с кадастровым номером **** - 1 038 000 руб, земельного участка с кадастровым номером ****:2014 - 31 082 000 руб, земельного участка с кадастровым номером ****:2015 - 12 439 000 руб, земельного участка с кадастровым номером ****:2016 - 1 045 343 000 руб, земельного участка с кадастровым номером ****:2017 - 433 630 000 руб, земельного участка с кадастровым номером ****:2018 - 88 507 000 руб, земельного участка с кадастровым номером ****:2019 - 3 700 000 руб, земельного участка с кадастровым номером ****:2020 - 596 000 руб, земельного участка с кадастровым номером ****:2021 - 132 797 000 руб.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 названной статьи является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что кадастровая стоимость земельных участков должна быть установлена в размере их рыночной стоимости на основании заключения судебной оценочной экспертизы.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда законными и обоснованными, соответствующими нормам законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и представленным доказательствам.
Из материалов дела следует, что при назначении судебной оценочной экспертизы суд первой инстанции исходил из необходимости определения рыночной стоимости земельных участков в целях установления юридически значимых обстоятельств по делу.
Вопреки доводам апелляционной жалобы оснований не доверять представленному заключению экспертизы у судебной коллегии не имеется.
Заключение выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта. Экспертом в заключении дан ответ на поставленный судом вопрос и приведены выводы о размере рыночной стоимости объекта недвижимости.
Эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, имеет специальное высшее образование, длительный стаж экспертной работы.
Доводы апелляционной жалобы о допущенных, по мнению заявителей апелляционной жалобы, нарушениях экспертом при проведении судебной экспертизы, не свидетельствуют о том, что такие возможные нарушения повлияли или могли повлиять на итоговые выводы экспертного заключения.
Судебная коллегия полагает, что доводы административных ответчиков об отсутствии у административного истца права на оспаривание кадастровой стоимости земельного участка основаны на неправильном толковании норм материального права.
Указанное право предусмотрено в силу требований статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского городского суда от 25 апреля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.