Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Михалевой Т.Д,
при секретаре Уголковой М.С,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-211/2018 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ИКЕА МОС (Торговля и Недвижимость)" к Правительству Москвы, Управлению Федеральной службы государственной регистрации и картографии по г. Москве об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 года,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ИКЕА МОС (Торговля и Недвижимость)" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением об установлении по состоянию на 1 января 2016 года кадастровой стоимости равной рыночной:
земельного участка с кадастровым номером *** площадью 322 586 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, поселение Сосенское, 21 ***, в размере *** рублей;
земельного участка с кадастровым номером *** площадью 30 000 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, ***, в размере *** рубля;
нежилого здания с кадастровым номером *** площадью 25 956 кв.м расположенного по адресу: г. Москва, ***, в размере *** рублей;
нежилого здания с кадастровым номером ***, площадью 33 671,8 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, ***, в размере его рыночной стоимости *** нежилого здания с кадастровым номером *** площадью 25 934,6 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, *** в размере *** 1 рублей;
нежилого здания с кадастровым номером *** площадью 28 511,6 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, *** в размере *** рублей.
В обосновании иска ссылается на то, что является собственником нежилых зданий, арендатором и собственником земельных участков, кадастровая стоимость которых значительно превышает их рыночную стоимость. В этой связи административный истец считает возможным воспользоваться своим правом на установлении кадастровой стоимости в размере рыночной, в подтверждение которой представляет отчет об оценке N980/009/17, подготовленный ООО "Сенат-Оценка".
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Сайфуллина Е.А. заявленные требования уточнила в части, просила установить кадастровую стоимость в размере рыночной на основании выводов судебной оценочной экспертизы:
земельного участка с кадастровым номером *** площадью 322 586 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, ***, в размере *** рублей;
земельного участка с кадастровым номером *** площадью 30 000 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, ***, в размере *** рубля;
нежилого здания с кадастровым номером *** площадью 25 956
кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, ***, в размере *** рублей. В остальной части с выводами судебной оценочной экспертизы не согласилась.
Представитель Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы по доверенности Чивкин Г.В. возражал против удовлетворения административных исковых требований по доводам письменных пояснений, возражений относительно выводов судебной экспертизы не представил.
Представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
С учетом надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, отсутствия сведений об уважительности причин неявки, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей указанных сторон.
Выслушав объяснения представителей административного истца, представителя административного ответчика и заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, Московский городской суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Пунктом 2 статьи 375, статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода, утвержденная в установленном порядке.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суд или комиссии.
В соответствии со статьёй 24.18 Закона об оценочной деятельности, в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлены, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
По смыслу статей 24.18, 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственной реестр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.
Исходя из того, что административный истец является собственником нежилых зданий, собственником и арендатором земельных участков, суд считает, что последний вправе требовать пересмотра результатов определения кадастровой стоимости и установление в отношении объектов недвижимости рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена их кадастровая стоимость.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
В силу части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства РФ стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце. Если административные ответчики и заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ для целей указанного Федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, перечисленные в названной статье.
В пункте 3 статьи 424 ГК РФ дано понятие рыночной цены - это цена, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги.
При рассмотрении настоящего дела судом установлено, что административный истец является собственником
нежилых зданий:
с кадастровым номером *** площадью 25 956 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, *** ;
с кадастровым номером ***, площадью 33 671,8 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, *** ;
с кадастровым номером *** площадью 25 934,6 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, ***
с кадастровым номером *** площадью 28 511,6 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, ***;
собственником земельного участка с кадастровым номером *** площадью 322 586 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, *** ;
арендатором земельного участка с кадастровым номером *** площадью 30 000 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, ***.
Кадастровая стоимость нежилых зданий на 01.01.2016 установлена постановления Правительства Москвы от 29.11.2016 N 790-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 1 января 2016 г.".
Кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января 2016 года утверждена постановлением Правительства Москвы от 29.11.2016 N791-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости земель города Москвы по состоянию на 1 января 2016 года".
С заявлениями о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости административный истец обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве 31 октября 2017 года. Решением Комиссии от 16 ноября 2017 года отказано в удовлетворении заявлений.
Заявляя требование об определении кадастровой стоимости, общество с ограниченной ответственностью "ИКЕА МОС" представило в суд отчет об оценке NN980/009/17, подготовленный ООО "Сенат-Оценка", в соответствии с которым рыночная стоимость по состоянию на 1 января 2016 года определена:
земельного участка с кадастровым номером *** площадью 322 586 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, ***, в размере *** рублей;
земельного участка с кадастровым номером *** площадью 30 000 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, ***, в размере *** рубля;
нежилого здания с кадастровым номером *** площадью 25 956 кв.м расположенного по адресу: г. Москва, ***, в размере *** рублей;
нежилого здания с кадастровым номером ***, площадью 33 671,8 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, ***, в размере его рыночной стоимости *** рублей;
нежилого здания с кадастровым номером *** площадью 25 934,6 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, *** в размере *** рублей;
нежилого здания с кадастровым номером *** площадью 28 511,6 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, *** в размере *** рублей.
С учетом того, что представителем Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы представлены замечания на указанный отчет об оценке, по административному делу была назначена судебная оценочная экспертиза по определению рыночной стоимости вышеуказанных объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2016 года, а также поставлен вопрос о соответствии отчетов об оценке требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности. Проведение экспертизы поручено ООО "Научно-практический центр профессиональной оценки".
Производство судебной экспертизы регламентировано положениями статей 77-79, 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Федеральным законом от 31.05.2001 N73-Ф3 "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", который определяет правовую основу, принципы организации и основные направления государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве.
Согласно статье 41 указанного выше закона судебная экспертиза может производиться вне государственных судебно-экспертных учреждений лицами, обладающими специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не являющимися государственными судебными экспертами.
На судебно-экспертную деятельность лиц, указанных в части первой статьи 41 (негосударственных судебных экспертов) распространяется действие статей 2, 4, 6 - 8, 16 и 17, части второй статьи 18, статей 24 и 25 настоящего Федерального закона N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации".
Из содержания статьи 25 Федерального закона N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", а также статьи 82 Кодекса административного судопроизводства РФ следует, что в заключении эксперта или комиссии экспертов должны быть отражены: время и место производства судебной экспертизы; основания производства судебной экспертизы; сведения об органе или о лице, назначивших судебную экспертизу; сведения о государственном судебно-экспертном учреждении, об эксперте (фамилия, имя, отчество, образование, специальность, стаж работы, ученая степень и ученое звание, занимаемая должность), которым поручено производство судебной экспертизы; предупреждение эксперта в соответствии с законодательством Российской Федерации об ответственности за дачу заведомо ложного заключения; вопросы, поставленные перед экспертом или комиссией экспертов; объекты исследований и материалы дела, представленные эксперту для производства судебной экспертизы; сведения об участниках процесса, присутствовавших при производстве судебной экспертизы; содержание и результаты исследований с указанием примененных методов; оценка результатов исследований, обоснование и формулировка выводов по поставленным вопросам.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы указанный выше отчет об оценке соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, не соответствует требованиям Федеральному стандарту оценки N1, N2, N7.
Рыночная стоимость по состоянию на 1 января 2016 года определена:
земельного участка с кадастровым номером *** площадью 322 586 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, ***, в размере *** рублей;
земельного участка с кадастровым номером *** площадью 30 000 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, ***, в размере *** рубля;
нежилого здания с кадастровым номером *** площадью 25 956 кв.м расположенного по адресу: г. Москва, ***, в размере *** рублей 52 копейки;
нежилого здания с кадастровым номером ***, площадью 33 671,8 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, ***, в размере его рыночной стоимости *** рублей 83 копейки.
нежилого здания с кадастровым номером *** площадью 25 934,6 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, *** в размере *** рублей 31 копейки;
нежилого здания с кадастровым номером *** площадью 28 511,6 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, *** в размере *** рублей 97 копейки.
Оценив по правилам статей 82 и 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение судебной экспертизы в совокупности с другими доказательствами, суд приходит к выводу, что оно соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", Федеральных стандартов оценки, утверждённых приказами Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, в части, подлежащей применению при производстве судебных экспертиз, отвечает требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В заключении судебной экспертизы подробно описаны объекты исследования, приведены их общие характеристики, анализ местоположения и рынка исследуемых объектов.
Расчет рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и исчерпывающим анализом ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости объектов оценки с использованием сравнительного, доходного, затратного подходов, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки, Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации".
В заключении судебной экспертизы даны ответы на все поставленные перед экспертом вопросы, учтены все обстоятельства, имеющие значение для разрешения поставленных вопросов.
Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения в соответствии со статьей 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Заключение судебной экспертизы подготовлено экспертом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, в пределах имеющейся у эксперта соответствующей специальности и квалификации.
Доводы представителя Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы о том, что заключение судебной экспертизы не может достоверно подтвердить рыночную стоимость объектов оценки, не основаны доказательствах, письменных возражений относительно неправильности приведенных расчетов в экспертизе либо неверном применении методов или методик экспертизы административными ответчиками не представлено.
В судебном заседании по ходатайству представителя административного истца был допрошен эксперт Яскевич Е.Е, давший подробные пояснения, опровергающие письменные замечания административного ответчика, не согласиться с которыми у суда оснований не имеется.
Рассматривая требования административного истца об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости на основании представленного отчета об оценке, подготовленного обществом с ограниченной ответственностью "Сенат-Оценка", суд считает, что указанный отчет не может быть положен в основу решения, поскольку опровергнут результатами проведенной по делу оценочной экспертизы, назначенной судом, при производстве которой, эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В этой связи, суд, принимая во внимание разъяснения, содержащиеся в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", из содержания которых следует, что суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении, считает, что по рассматриваемому делу кадастровая стоимость объектов недвижимости должна быть определена на основании заключения судебной оценочной экспертизы, проведенной обществом с ограниченной ответственностью "Научно-практический центр профессиональной оценки".
В соответствии с правилами статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-Ф3, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания - то есть с 01 января 2017 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости объектов недвижимости в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Руководствуясь статьями 248, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "ИКЕА МОС (Торговля и Недвижимость)" к Правительству Москвы, Управлению Федеральной службы государственной регистрации и картографии по г. Москве об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 года удовлетворить частично.
Установить по состоянию на 1 января 2016 года на период с 1 января 2017 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки кадастровую стоимость соответствующую рыночной:
земельного участка с кадастровым номером *** площадью 322 586 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, ***, в размере *** рублей;
земельного участка с кадастровым номером *** площадью 30 000 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, ***, в размере *** ру бля;
нежилого здания с кадастровым номером *** площадью 25 956 кв.м расположенного по адресу: г. Москва, ***, в размере *** рублей 52 копейки;
нежилого здания с кадастровым номером ***, площадью 33 671,8 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, ***, в размере его рыночной стоимости *** рублей 83 копейки;
нежилого здания с кадастровым номером *** площадью 25 934,6 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, *** в размере *** рублей 31 копейки;
нежилого здания с кадастровым номером *** площадью 28 511,6 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, *** в размере *** рублей 97 копейки.
Датой обращения общества с ограниченной ответственностью "ИКЕА МОС (Торговля и Недвижимость)" в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости Управления Росреестра по Москве с заявлениями об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной является 31 октября 2017 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Московского городского суда Т.Д. Михалева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.