Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Севастьяновой Н.Ю,
при секретаре Кривич Е.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-2032/2018 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Изабелла-Ц" к Правительству Москвы, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения, равной его рыночной стоимости по состоянию на 2 декабря 2016 года,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Изабелла-Ц" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением к Правительству Москвы, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения общей площадью 741,3 кв.м. с кадастровым номером "... " по адресу: г.Москва, пер. Оружейный, дом 13, строение 1, равной его рыночной стоимости по состоянию на 2 декабря 2016 г. в размере 113588960 руб.
Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником нежилого помещения и не согласен с его кадастровой стоимостью по состоянию на 2 декабря 2016 г, считает её завышенной и несоответствующей рыночной стоимости. В подтверждение заявленной рыночной стоимости предоставлен отчет об оценке от 20 декабря 2017 г. N12/2017-28, подготовленный оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Академия Профессиональной Оценки". Однако решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по городу Москве от 24 января 2018 года N51-6107/2018 административному истцу отказано в удовлетворении просьбы о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилого помещения.
В ходе рассмотрения дела административный истец общество с ограниченной ответственностью "Изабелла-Ц" подало дополнительное (уточненное) административное искового заявление, в котором просит у становить кадастровую стоимость нежилого помещения общей площадью 741,3 кв.м. с кадастровым номером "... " по адресу: г.Москва, пер. Оружейный, дом 13, строение 1, в размере его рыночной стоимости, равной 109975423 руб. 73 коп. и определенной по состоянию на 2 декабря 2016 года.
В судебном заседании представитель административного истца общества с ограниченной ответственностью "Изабелла-Ц" - Сережкин А.П, действующий по доверенности, поддержал уточненные административные исковые требования.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы и заинтересованного лица Департамента городского имущества города Москвы - Бороухин Н.В, де йствующий по доверенности, возражал против удовлетворения заявленных административных исковых требований, считает правильной и достоверной кадастровую стоимость.
Представители административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве и заинтересованного лица ФГБУ "Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала г.Москвы в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены.
Выслушав объяснения представителей административных истца и ответчика, заинтересованного лица, исследовав материалы административного дела и предоставленные сторонами доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом, спорное нежилое помещение общей площадью 741,3 кв.м. с кадастровым номером "... " по адресу: г.Москва, пер. Оружейный, дом 13, строение 1, принадлежит на праве собственности административному истцу, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости. При этом указанное нежилое помещение поставлено на государственный кадастровый учет 2 декабря 2016 года. С учетом изложенного и на основании статьи 373 Налогового кодекса РФ административный истец является плательщиком налога на имущество организаций. При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 375 и пунктом 2 статьи 378 Налогового кодекса РФ налоговая база в отношении указанного спорного нежилого помещения определяется как его кадастровая стоимость по состоянию на 2 декабря 2016 года.
П остановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N790-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 1 января 2016 года" в отношении спорного нежилого помещения утверждена кадастровая стоимость по состоянию на 2 декабря 2016 года в размере 195160427 руб. 55 коп.
Административный истец не согласился с результатами определения кадастровой стоимости нежилого помещения и оспорил их в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по городу Москве, путем подачи 26 декабря 2017 г. заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилого помещения. Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по городу Москве от 24 января 2018 года N51-6107/2018 административному истцу отказано в удовлетворении просьбы о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилого помещения по основанию установления рыночной стоимости объекта недвижимости.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 июля 1998 года N135-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. При этом в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде решение комиссии не является предметом рассмотрения при рассмотрении требований заявителя. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
На основании изложенного суд считает обоснованными доводы административного истца о том, что утвержденные постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N790-ПП результаты определения кадастровой стоимости спорного нежилого помещения напрямую затрагивают его права и обязанности, поскольку административный истец, будучи собственником, является плательщиком налога на имущество организаций в отношении спорного объекта недвижимого имущества, налоговая база которого определяется как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода.
При таких обстоятельствах и на основании статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ, части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства РФ обращение административного истца в суд с настоящим административным исковым заявлением является законным. Досудебный порядок урегулирования спора административным истцом соблюден. Д оводы Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы об отсутствии у административного истца права на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением основаны на неправильном применении и толковании норм права, регулирующих спорные правоотношения.
Разрешая заявленные требования административного истца об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения равной его рыночной стоимости, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 2 статьи 375 и пунктом 2 статьи 378 Налогового кодекса РФ, статьями 11, 12, 24.18 названного Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ законодатель, при введении государственной кадастровой оценки объекта оценки для целей налогообложения, предусматривает установление кадастровой стоимости объекта оценки, равной его рыночной стоимости.
Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ для целей оценки под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.
В силу статьи 24.15 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень.
Из приведенных норм права юридически значимым обстоятельством для разрешения настоящего спора является определение величины рыночной стоимости спорного объекта недвижимого имущества по состоянию на 2 декабря 2016 г, то есть дату постановки на государственный кадастровый учет. При этом в соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьёй 248 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца. Тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.
Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости спорного нежилого помещения, административный истец представил суду отчет об оценке от 20 декабря 2017 г. N12/2017-28, подготовленный оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Академия Профессиональной Оценки". В ходе рассмотрения дела по ходатайству сторон и на основании статьи 77 Кодекса административного судопроизводства РФ определением суда от 17 апреля 2018 г. по административному делу назначена оценочная судебная экспертиза.
По заключению оценочной судебной экспертизы от 11 мая 2018 г, проведенной экспертом общества с ограниченной ответственностью "АРХОНТ КОНСАЛТИНГ" Осыка В.С.:
- отчет об оценке от 20 декабря 2017 г. N12/2017-28, подготовленный оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Академия Профессиональной Оценки", не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки;
- рыночная стоимость нежилого помещения общей площадью 741,3 кв.м. с кадастровым номером "... " по адресу: г.Москва, пер. Оружейный, дом 13, строение 1, по состоянию на 2 декабря 2016 г. составляет 129771000 руб.
Представитель административного истца Сережкин А.П. не согласился с выводом оценочной судебной экспертизы об определении величины рыночной стоимости нежилого помещения, поскольку экспертом определена величина рыночной стоимости нежилого помещения с учетом НДС, поэтому подал дополнительное (уточненное) административное исковое заявление, в котором просит у становить кадастровую стоимость спорного нежилого помещения, равной его рыночной стоимости в размере, определенном в заключении судебной экспертизы за вычетом суммы НДС.
Представитель а дминистративного ответчика Правительства Москвы и заинтересованного лица Департамента городского имущества города Москвы - Бороухин Н.В. в судебном заседании не согласился с размером рыночной стоимости нежилого помещения, считает правильной кадастровую стоимость. При этом конкретные замечания на заключение судебной экспертизы со стороны административных ответчиков и заинтересованного лица не предоставлены.
Х одатайство о назначении по делу повторной или дополнительной экспертизы административные истец и ответчики не заявили.
Суд в соответствии с положениями статей 82 и 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, оценив представленные доказательства в их совокупности, при объективном и непосредственном исследовании, приходит к выводу, что заключение оценочной судебной экспертизы от 11 мая 2018 г, подготовленное экспертом общества с ограниченной ответственностью "АРХОНТ КОНСАЛТИНГ" Осыка В.С, соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 г. N73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N1)", Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N2)", Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N3)", Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N7)", утвержденных приказами Министерства экономического развития РФ от 20 мая 2015 г. N297, N298, N299 и Министерства экономического развития Российской Федерации от 25 сентября 2014 года N611. Приведенные в заключении оценочной судебной экспертизы выводы эксперта не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение эксперта относительно рыночной стоимости объекта оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости оцениваемого нежилого помещения основано экспертом на исчерпывающем анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости с использованием сравнительного и доходного подходов, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Полномочия, квалификация эксперта подтверждаются приложенными к заключению документами, в частности эксперт имеет высшее экономическое образование, прошел профессиональную переподготовку по специализации "Оценка стоимости предприятия (бизнеса)", что подтверждается дипломом о профессиональной переподготовке ППN682128 от 31 марта 2005 г, рег. номер 383-5Д; неоднократно проходил повышение квалификации по программе "Оценочная деятельность", "Финансовая-экономическая судебная экспертиза", подтверждается сертификатами и свидетельством; эксперт является членом некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация Ассоциации Российских магистров оценки", регистрационный номер 552 от 20 октября 2007 г.; гражданская ответственность эксперта застрахована; стаж работы в оценочной деятельности составляет 11 лет, работает оценщиком в обществе с ограниченной ответственностью "АРХОНТ КОНСАЛТИНГ" по трудовому договору.
На основании изложенного суд считает возможным принять заключение оценочной судебной экспертизы от 11 мая 2018 г. в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего несоответствие отчета об оценке от 20 декабря 2017 г. N12/2017-28, подготовленный оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Академия Профессиональной Оценки", требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки; а также подтверждающего величину рыночной стоимости спорного нежилого помещения по состоянию на 2 декабря 2016 г. в размере 129771000 руб, и положить в основу судебного решения по настоящему административному делу выводы указанной оценочной судебной экспертизы.
Поскольку рыночная стоимость нежилого помещения меньше его кадастровой стоимости, суд считает возможным установить кадастровую стоимость нежилого помещения общей площадью 741,3 кв.м. с кадастровым номером "... " по адресу: г.Москва, пер. Оружейный, дом 13, строение 1, в размере его рыночной стоимости, равной 129771000 руб. и определенной по состоянию на 2 декабря 2016 года.
При этом отсутствуют правовые основания для удовлетворения административного искового заявления об у становлении кадастровой стоимости нежилого помещения общей площадью 741,3 кв.м. с кадастровым номером "... " по адресу: г.Москва, пер. Оружейный, дом 13, строение 1, в размере его рыночной стоимости, равной 109975423 руб. 73 коп. и определенной по состоянию на 2 декабря 2016 года.
Как разъяснено в письме Минфина России от 17 октября 2017 г. N03-05-04-01/67806, письме Минэкономразвития России от 12 октября 2017 г. NД22и-1031 "О представлении информации", величина рыночной стоимости, установленная в качестве кадастровой стоимости, не должна зависеть от особенностей налогообложения НДС, в частности, самого налогоплательщика по налогу на имущество организаций, а рыночная информация, используемая для ее определения, не анализируется на предмет наличия или отсутствия в ценах НДС. При этом такая рыночная стоимость не должна отражать включение или не включение в ее состав НДС.
Согласно дополнению к судебной оценочной экспертизы от 27 июля 2018 г, предоставленному экспертом Осыка В.С, в заключении оценочной судебной экспертизы от 11 мая 2018 г. экспертом определена рыночная стоимость нежилого помещения, которая не зависит от применяемого собственником оцениваемого объекта режима налогообложения, в том числе и режима налогообложения налогом на добавленную стоимость. В рамках проведенной экспертизы, рыночная информация, использованная для определения рыночной стоимости объекта исследования, не анализировалась экспертом на предмет наличия или отсутствия в ценах предложений НДС. Эксперт не проводил никаких дополнительных корректировок на факт наличия или отсутствия НДС в ценах оферт по продаже и аренде, поскольку исходил из того факта, что рыночная стоимость не может и не должна зависеть от режима налогообложения. Указанные выводы эксперта подтверждаются заключением оценочной судебной экспертизы от 11 мая 2018 г. В частности, при определении величины рыночной стоимости нежилого помещения доходным подходом экспертом принята рыночная стоимость объектов-аналогов, указанная в объявлениях (сведениях Базы архивных данных рынка недвижимости), без включения и вычитания суммы НДС. Допущенные экспертом ссылки на "НДС" приведены в целях подтверждения принятия экспертом рыночной стоимости объектов-аналогов, без вычитания из нее суммы НДС и включения НДС.
Правила статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-Ф3 предусматривают, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Датой обращения административного истца с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилого помещения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по городу Москве является 26 декабря 2017 г. Следовательно, установленная настоящим решением суда кадастровая стоимость нежилого помещения для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, применяется с 1 января 2017 г. и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости данного нежилого помещения, утвержденной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Сведения об изменении кадастровой стоимости нежилого помещения на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Изабелла-Ц" об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения, равной его рыночной стоимости по состоянию на 2 декабря 2016 года, уд овлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения общей площадью 741,3 кв.м. с кадастровым номером "... " по адресу: г.Москва, пер. Оружейный, дом 13, строение 1, в размере его рыночной стоимости, равной 129771000 (сто двадцать девять миллионов семьсот семьдесят одна тысяча) руб. и определенной по состоянию на 2 декабря 2016 года.
Датой обращения общества с ограниченной ответственностью "Изабелла-Ц" в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по городу Москве считать 26 декабря 2017 г.
Применять установленную настоящим решением суда кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером "... " для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2017 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости данного объекта недвижимости, утвержденной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером "... " в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Отказать обществу с ограниченной ответственностью "Изабелла-Ц" в удовлетворении административного искового заявления к Правительству Москвы, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве об у становлении кадастровой стоимости нежилого помещения общей площадью 741,3 кв.м. с кадастровым номером "... " по адресу: г.Москва, пер. Оружейный, дом 13, строение 1, в размере его рыночной стоимости, равной 109975423 руб. 73 коп. и определенной по состоянию на 2 декабря 2016 года.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья Московского
городского суда подпись Н.Ю. Севастьянова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.