Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Полыги В.А,
при секретаре Давтян М.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО "ЭМЗ-Сити", ООО "Перспективные инвестиции" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, нежилого помещения и нежилых зданий,
УСТАНОВИЛ:
ООО "ЭМЗ-Сити", ООО "Перспективные инвестиции" обратились в Московский городской суд с административным исковым заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых зданий с кадастровыми номерами ***, ***, ***, ***, ***, нежилого помещения с кадастровым номером *** и земельного участка с кадастровым номером ***.
В административном исковом заявлении ООО "ЭМЗ-Сити", ООО "Перспективные инвестиции" просят установить кадастровую стоимость нежилых зданий, нежилого помещения и земельного участка в размере, равном их рыночной стоимости, определенной по результатам независимой оценки, проведенной ***, по состоянию на 1 января 2016 года в размере 47 600 000 рублей в отношении нежилого здания с кадастровым номером ***, в размере 207 700 000 рублей в отношении нежилого здания с кадастровым номером***, в размере 44 600 000 рублей в отношении нежилого здания с кадастровым номером ***, в размере 42 500 000 рублей в отношении нежилого здания с кадастровым номером***, в размере 59 400 000 рублей в отношении нежилого здания с кадастровым номером***, в размере 24 600 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером *** и в размере 7 800 000 рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером ***.
В обоснование заявленных требований административные истцы указали на то, что являются собственниками нежилых зданий с кадастровыми номерами ***, ***, ***, ***, ***, нежилого помещения с кадастровым номером ***.
Кадастровая стоимость зданий и помещения п о результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2016 года определена в размере 72 649 079 рублей 26 копеек в отношении здания с кадастровым номером ***; 316 599 818 рублей 20 копеек в отношении здания с кадастровым номером ***; 76 538 511 рублей 95 копеек в отношении здания с кадастровым номером ***; 76 802 200 рублей 68 копеек в отношении здания с кадастровым номером ***; 93 435 792 рублей 30 копеек в отношении здания с кадастровым номером ***; 43 773 366 рублей 65 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ***.
Также административные истцы являются арендаторами земельного участка с кадастровым номером ***, кадастровая стоимость которого по состоянию на 1 января 2016 года установлена в размере 11 087 248 рублей 22 копеек.
Поскольку ООО "ЭМЗ-Сити", ООО "Перспективные инвестиции" являются собственниками нежилого помещения и нежилых зданий, несоответствие внесённой в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости нежилого помещения и нежилых зданий их рыночной стоимости нарушает права административных истцов как плательщиков налога, размер которого исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости объектов недвижимости.
В свою очередь несоответствие внесённой в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости нарушает права административных истцов как плательщиков арендной платы, поскольку её размер также исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
Представитель ООО "ЭМЗ-Сити", ООО "Перспективные инвестиции" по доверенностям Хромов С.А. в судебное заседание не явился, ранее представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие и об уточнении исковых требований, просил установить кадастровую стоимость нежилых зданий, нежилого помещения и земельного участка в размере, равном их рыночной стоимости, определенной по результатам судебной оценочной экспертизы.
Представитель Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы по доверенностям Агатов А.А. в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в приобщенных к материалам дела письменных пояснениях.
Представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела не просили.
Выслушав объяснения представителя Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы, исследовав материалы дела и представленные в них доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что ООО "ЭМЗ-Сити" принадлежат на праве собственности нежилые здания с кадастровыми номерами ***, ***, ***, ***, ***, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (т. 1, л.д. 24-28).
ООО "Перспективные инвестиции" принадлежит на праве собственности нежилое помещение с кадастровым номером ***, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (т. 1, л.д. 29).
В отношении названных объектов недвижимого имущества утверждена кадастровая стоимость, определенная по состоянию на 1 января 2016 года в размере 72 649 079 рублей 26 копеек в отношении здания с кадастровым номером ***; 316 599 818 рублей 20 копеек в отношении здания с кадастровым номером ***; 76 538 511 рублей 95 копеек в отношении здания с кадастровым номером ***; 76 802 200 рублей 68 копеек в отношении здания с кадастровым номером ***; 93 435 792 рублей 30 копеек в отношении здания с кадастровым номером ***; 43 773 366 рублей 65 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ***, что подтверждается выписками из ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимости (т. 1, л.д. 30-35).
Административные истцы также являются арендаторами земельного участка с кадастровым номером *** (договор аренды - т. 1, л.д. 16-23). По итогам государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером *** по состоянию на 1 января 2016 года составила 11 087 248 рублей 22 копейки, что подтверждается выпиской из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости (т. 1, л.д. 36).
Административные истцы в силу требований главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" являются плательщиками налога на имущество организаций и в отношении спорного нежилого помещения и нежилых зданий уплачивают налоговые платежи, исходя из их кадастровой стоимости.
Также административные истцы в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 25 апреля 2006 года N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве" уплачивают арендную плату за земельный участок, расчет которой производится в процентах от его кадастровой стоимости.
Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости названных объектов недвижимого имущества влияют на права и обязанности ООО "ЭМЗ-Сити", ООО "Перспективные инвестиции" как плательщиков налога и арендаторов.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Судом также установлено, что ООО "ЭМЗ-Сити", ООО "Перспективные инвестиции" воспользовались предоставленным статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости спорных объектов недвижимого имущества и 27 декабря 2017 года обратились с соответствующими заявлениями о пересмотре кадастровой стоимости в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Росреестра по Москве (т. 1, л.д. 37).
Решениями Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Росреестра по Москве, от 24 января 2018 года, от 23 января 2018 (т. 1, л.д. 38-49) административным истцам было отказано в удовлетворении заявлений о пересмотре результатов определения вышепоименованной кадастровой стоимости земельного участка, нежилого помещения и нежилых зданий, в связи с чем ООО "ЭМЗ-Сити", ООО "Перспективные инвестиции" обратились в суд с настоящим административным иском.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
ООО "ЭМЗ-Сити", ООО "Перспективные инвестиции" в обоснование заявленных требований о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилого помещения, нежилых зданий и земельного участка представили в суд ранее направлявшиеся в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости отчеты, подготовленные по заданию заявителей ***, в которых по состоянию на 1 января 2016 года рыночная стоимость определена в размере 47 600 000 рублей в отношении нежилого здания с кадастровым номером ***, в размере 207 700 000 рублей в отношении нежилого здания с кадастровым номером***, в размере 44 600 000 рублей в отношении нежилого здания с кадастровым номером ***, в размере 42 500 000 рублей в отношении нежилого здания с кадастровым номером***, в размере 59 400 000 рублей в отношении нежилого здания с кадастровым номером***, в размере 24 600 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером *** и в размере 7 800 000 рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером ***.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки ( статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
Согласно разъяснениям, данным в п. 23 приведенного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28, в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.
В целях устранения возникших сомнений относительно обоснованности представленных в материалы дела отчетов судом по ходатайству представителя административных истцов была назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертам ООО "***".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы отчеты об оценке рыночной стоимости нежилых зданий, нежилого помещения и земельного участка, представленные административными истцами, не соответствуют требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки.
Рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером *** по состоянию на 1 января 2016 года по результатам судебной экспертизы составляет 25 394 000 рублей; нежилого здания с кадастровым номером *** - 49 982 000 рублей; нежилого здания с кадастровым номером *** - 220 679 000 рублей; нежилого здания с кадастровым номером *** - 50 289 000 рублей; нежилого здания с кадастровым номером *** - 43 413 000 рублей; нежилого здания с кадастровым номером *** - 52 943 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером *** - 7 361 000 рублей.
Оценивая заключение судебной экспертизы, а также представленные заявителями отчеты об оценке рыночной стоимости спорных объектов, суд находит, что в ходе разбирательства по делу нашли свое объективное подтверждение сомнения в обоснованности отчетов, подготовленных ***, и достоверности определенной в них рыночной стоимости объектов оценки. При этом суд находит, что эксперт, проводивший судебную экспертизу, ясно и недвусмысленно ответил на поставленные перед ним вопросы, подробно мотивировал свои выводы о допущенных оценщиком нарушениях законодательства об оценочной деятельности.
Лица, участвующие в деле, выводы эксперта относительно допущенных оценщиком нарушений требований Федеральных стандартов оценки не оспаривали, напротив, административные истцы, согласившись с заключением судебной оценочной экспертизы, уточнили заявленные требования и просили установить кадастровую стоимость нежилых зданий, нежилого помещения и земельного участка в размере рыночной, определенной не по результатам оценки ***, а по результатам судебной экспертизы.
Оценивая экспертное заключение по правилам ст. 168 КАС РФ, суд учитывает, что определенная в нем итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной, при оценке объектов эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; заключение эксперта базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; корректировки в заключении эксперта приведены по всем значимым группам элементов сравнения; расчёты, проведённые в рамках используемых экспертом подходов, позволяют объективно определить рыночную стоимость объектов оценки по состоянию на дату определения их кадастровой стоимости. Эксперт был предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ.
Суд отмечает, что все выводы судебного эксперта были сделаны в рамках его профессиональных знаний. Таким образом, ставить указанное экспертное заключение под сомнение у суда оснований не имеется. В названной ситуации, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемых нежилых зданий, нежилого помещения и земельного участка сделано экспертом на основе исчерпывающего анализа ценностных характеристик и расчетных показателей, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Судом отклоняются доводы представителя Правительства Москвы и Департамента городского имущества г. Москвы (т. 1, л.д. 331-340) о том, что ООО "ЭМЗ-Сити", ООО "Перспективные инвестиции" не вправе обращаться с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости спорных объектов. Такое право предоставлено административным истцам Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Кроме того, целью настоящего административного судебного разбирательства является не опровержение кадастровой стоимости (определенной методами массовой оценки), а установление кадастровой стоимости в размере рыночной, что предусмотрено нормами действующего законодательства.
С учетом изложенного и исходя из вышеприведенных положений Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что кадастровая стоимость нежилых зданий с кадастровыми номерами ***, ***, ***, ***, ***, нежилого помещения с кадастровым номером *** и земельного участка с кадастровым номером *** должна быть установлена в размере, определенном в экспертном заключении по состоянию на 1 января 2016 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорных объектов.
С учетом того, что административные истцы обратились в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости 27 декабря 2017 года, принимая во внимание положения ст. 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации с 1 января 2017 года.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером *** равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2016 года, в размере 7 361 000 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером *** равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2016 года, в размере 25 394 000 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером *** равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2016 года, в размере 49 982 000 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером *** равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2016 года, в размере 220 679 000 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером *** равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2016 года, в размере 50 289 000 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером *** равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2016 года, в размере 43 413 000 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером *** равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2016 года, в размере 52 943 000 рублей.
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости. Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 27 декабря 2017 года. Установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2017 года до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда подпись В.А. Полыга
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.