Судья Московского городского суда Магжанова Э.А., изучив кассационную жалобу Артемовой В.В., Швыдко О.А., поступившую в кассационную инстанцию Московского городского суда 18.07.2018 г., на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 16.04.2018 г. по административному делу по административному иску Швыдко О.А., *, Артемовой В.В. к Комитету города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства о признании решений незаконными,
установил:
Швыдко О.А, * Артемова В.В. обратились в суд с административным исковым заявлением к Комитету города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства (далее Москомстройинвест) о признании решений об отказе во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома на территории города Москвы от 18.11.2016 г. *** незаконными.
Требования мотивированы тем, что Москомстройинвест ошибочно исходил из того, что на заключенные административными истцами предварительные договоры купли-продажи не распространяется действие ФЗ от 30.12.2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости". Также административные истцы не согласны с выводами административного ответчика о том, что жилые помещения в таун-хаусе, которые они приобрели, не находятся в многоквартирном доме, а земельный участок не предоставлялся под строительство многоквартирного жилого дома.
Решением Пресненского районного суда г. Москвы от 15.06.2017 г. постановлено:
Исковые требования Швыдко О.А, *, Артемовой В.В. к Комитету города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства о признании решений незаконными - удовлетворить.
Признать незаконным решение Комитета города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства от 18.11.2016 * об отказе во включении Швыдко О.А. в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома и чьи права нарушены.
Возложить обязанность на Комитет города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства включить Швыдко О.А. в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Взыскать с Комитета города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства в пользу Швыдко О.А. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Признать незаконным решение Комитета города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства от 18.11.2016 об отказе во включении * в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома и чьи права нарушены.
Возложить обязанность на Комитет города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства включить * в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Взыскать с Комитета города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства в пользу * расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Признать незаконным решение Комитета города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства от 18.11.2016 об отказе во включении Артемовой В.В. в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома и чьи права нарушены.
Возложить обязанность на Комитет города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства включить Артемову В.В. в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Взыскать с Комитета города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства в пользу Артемовой В.В. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 16.04.2018 г. решение Пресненского районного суда г. Москвы от 15.06.2017 отменено, принято новое решение, которым отказано в удовлетворении административного иска.
В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене апелляционного определения и оставлении в силе решения суда первой инстанции.
В силу ч. 3 ст. 323 КАС РФ по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение:
1) об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных актов в кассационном порядке. При этом кассационные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных актов остаются в суде кассационной инстанции;
2) о передаче кассационных жалобы, представления с административным делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (ст. 328 КАС РФ).
Таких нарушений судебной коллегией по административным делам Московского городского суда допущено не было.
Пунктом 2 ст. 27 Федерального закона от 30.12.2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости" определено, что он распространяет своё действие на отношения, связанные с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, разрешения на строительство которых получены после вступления в силу настоящего Федерального закона.
Первоначальный текст Закона от 30.12.2004 года опубликован в "Российской газете" N 292 от 31.12.2004 года, в соответствии с п. 1 ст. 27 Закона от 30.12.2004 года он вступил в силу по истечении трёх месяцев после дня официального опубликования, то есть 01.04.2005 года.
Таким образом, одно из условий, требуемых для распространения на заключённые административными истцами договоры требований Закона от 30.12.2004 года, является получение разрешения на строительство дома после 01.04.2005 года.
Объектами строительства, поименованными в ст. 1 Федерального закона от 30.12.2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости", являются многоквартирные дома и (или) иные объектов недвижимости, в частности, жилые дома блокированной застройки, состоящих из трёх и более блоков.
Из содержания ч. 4 ст. 3 указанного Федерального закона N 214-ФЗ от 30.12.2004 г. следует, что застройщик вправе привлекать в соответствии с настоящим Федеральным законом денежные средства граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) жилых домов блокированной застройки, состоящих из трёх и более блоков, при условии исполнения обязанности по уплате отчислений (взносов) в компенсационный фонд, формируемый за счёт указанных отчислений (взносов) и имущества, приобретённого за счёт инвестирования указанных денежных средств (далее - компенсационный фонд), до государственной регистрации договора участия в долевом строительстве, предусматривающего передачу жилого помещения, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Приказом Министерства регионального развития РФ от 20.09.2013 г. N 403 "Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены" утверждены Правила ведения реестра таких граждан (Приложение N 2).
Для целей включения в реестр, круг объектов недвижимого имущества ограничен только многоквартирными жилыми домами.
В соответствии с п. 4 приведённых Правил включению в реестр подлежат граждане в случае привлечения их денежных средств, связанного с возникающим правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, не введённых на момент такого привлечения в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, исполняющие или исполнившие обязательства в соответствии с условиями заключённой сделки надлежащим образом при наличии одного или нескольких критериев, установленных пунктом 2 Приложения N 1 к настоящему Приказу.
Согласно указанному Приложению критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших (далее - Критерии) устанавливаются исключительно в целях ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
В силу пункта 2 Приложения N 1 к Приказу N 403 от 20.09.2013 г. Министерства регионального развития РФ включению в реестр подлежат граждане в случае привлечения их денежных средств, связанного с возникающим правом собственности на жилые помещения лишь в многоквартирных домах, не введённых на момент такого привлечения в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, исполняющие или исполнившие обязательства в соответствии с условиями заключённой сделки надлежащим образом и лишь при наличии одного или нескольких критериев, каждый из которых связан исключительно с одним объектом строительства - многоквартирным жилым домом.
При этом Закон от 30.12.2004 года для случаев участия в строительстве многоквартирных домов устанавливает ограничения его применения. Так, согласно ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанные с инвестиционной деятельностью по строительству (созданию) объектов недвижимости (в том числе многоквартирных домов) и не основанные на договоре участия в долевом строительстве. Указанные отношения регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об инвестиционной деятельности. Передача гражданам прав путём уступки требования по договорам, которые заключены юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями и связаны с инвестиционной деятельностью по строительству (созданию) многоквартирных домов и после исполнения которых у граждан возникает право собственности на жилое помещение в строящемся (создаваемом) многоквартирном доме, не допускается.
В соответствии с п. 14 Приложения к Приказу N N 403 от 20.09.2013 г. Министерства регионального развития РФ предусмотрено, что основаниями для отказа во включении заявителя в реестр являются:
1) несоответствие заявителя критериям отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших;
2) непредставление или представление не в полном объёме документов, предусмотренных пунктом 10 настоящих Правил;
3) введение в эксплуатацию в установленном порядке многоквартирного дома, участником строительства которого является заявитель и выполнение застройщиком в полном объёме обязательства перед заявителем по передаче жилого помещения;
4) привлечение денежных средств заявителя в нарушение требований, установленных частью 2 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" после вступления в силу Федерального закона от 17 июня 2010 г. N 119-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 25, ст. 3070; 2011, N 49, ст. 7040);
5) привлечение денежных средств заявителя для строительства многоквартирных домов на землях, не предназначенных для этих целей.
Судом установлено, что 13.02.2013 года * с Швыдко О.А. заключен предварительный договор N 1/203/К купли-продажи объектов недвижимого имущества, 23.02.2013 год с * заключен предварительный договор * купли-продажи объектов недвижимого имущества, 21.02.2013 г. с Артемовой В.В. заключен предварительный договор * купли-продажи объектов недвижимого имущества, предметами договоров являлись заключение в будущем договоров купли-продажи таун-хаусов.
Постановлениями от 13.09.2016 г. в рамках уголовных дел Швыдко О.А, *, Артемова В.В. признаны потерпевшими.
Решениями Москомстройинвеста от 18.11.2016 года Швыдко О.А, *, Артемовой В.В. на основании подп. 1 п. 14 Приложения N 2 к Приказу Министерства регионального развития РФ от 20.09.2013 г. N 403 "Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены" отказано во включении в реестр пострадавших дольщиков.
Разрешая спор и удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции исходил из того, что достаточным основанием для включения О.А. Швыдко, О.С. * Артемовой в реестр пострадавших дольщиков инвестиционного строительства является факт признания их потерпевшими по уголовному делу.
Проверяя решение суда в апелляционном порядке, судебная коллегия с выводами суда первой инстанции не согласилась, отменяя решение и отказывая в удовлетворении административного иска, учитывая вышеизложенное, апелляционная инстанция исходила из того, что Москомстройинвестом доказана законность и обоснованность принятых им решений, а О.А. Швыдко, *, В.В. Артемова не доказали факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов.
Довод кассационной жалобы о том, что решения Москомстройинвеста об отказе во включении в реестр не соответствуют требованиям п. 13 Приказа Министерства регионального развития РФ от 20.09.2013 г. N 403 "Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены", является необоснованным, поскольку п. 13 Приложения N 2 к Приказу Министерства регионального развития РФ от 20.09.2013 г. N 403 "Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены" (далее - Правила ведения реестра) не предусмотрена определенная форма отказа, а предусмотрен мотивированный отказ, который административные истцы получили.
При этом судом апелляционной инстанции установлено, что решения Москомстройинвеста от 18.11.2016 г. содержали мотив отказа во внесении в Реестр, мотивом послужило несоответствие административных истцов требованиям подп. 1 п. 14 Правил ведения реестра.
Таким образом, указанные решения Москомстройивеста соответствуют требования п. 13 Правил ведения реестра, а вывод апелляционной инстанции о том, что административным ответчиком доказана законность и обоснованность принятых им решений является верным.
Довод кассационной жалобы о том, что административными истцами заключены предварительные договоры купли-продажи объектов недвижимого имущества, предметом которых являлось заключение в будущем договоров купли-продажи объектов недвижимого имущества - жилого помещения, а ст. 36 ЖК РФ закрепляет права собственников многоквартирных домов на общее имущество, следовательно, приобретаемые жилые помещения в рамках указанных предварительных договоров являются объектами многоквартирного дома, следовательно, административные истцы подлежат включению в реестр, не находит своего подтверждения.
Судом апелляционной инстанции установлено, что предметами предварительных договоров купли-продажи являлось приобретение в собственность не только жилых помещений, но и отдельных земельных участков, на которых они расположены, из планов жилых помещений следует, что в них нет общих входов, вспомогательных помещений, чердаков.
Акты на право бессрочного пользования земельным участком содержат указание на то, что они предназначены для индивидуального жилищного строительства, что дополнительно подтверждается выпиской из кадастрового паспорта земельного участка.
Приказом Минрегиона РФ от 27.12.2010 N 789 утверждён Свод правил "СНиП 31-02-2001 "Дома жилые одноквартирные", который действовал с 20.05.2011 года по 20.04.2017 года, то есть в период возникновения спорных правоотношений.
Названный Свод правил распространялся также на вновь строящиеся и реконструируемые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проёмов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки). При этом Свод правил, помимо расположения дома на отдельном земельном участке, определял иные критерии жилого дома блокированной застройки, если они: не имеют помещений, расположенных над помещениями других жилых блоков; не имеют общих входов, вспомогательных помещений, чердаков; имеют самостоятельные системы вентиляции; имеют самостоятельные системы отопления или индивидуальные вводы и подключения к внешним тепловым сетям.
Блокированные дома, не отвечающие этим условиям, проектируют и строят в соответствии с требованиями СП 54.13330 (Здания жилые многоквартирные).
С учетом установленных обстоятельств дела, апелляционная инстанция пришла к обоснованному выводу о том, что приобретаемые жилые помещения не являются объектами многоквартирного дома.
Довод кассационной жалобы о том, что судом был неправомерно восстановлен срок для подачи апелляционной жалобы, указывая, что административному ответчику определением суда был предоставлен срок с 20.06.2017 г. до 14.08.2017 г. для устранения недостатков поданной апелляционной жалобы, однако, недостатки в срок не устранены и полная апелляционная жалоба Москомстройинвестом подана по истечении указанного срока, не влечет отмену состоявшегося судебного постановления, поскольку определение о восстановлении процессуального срока в установленном законом порядке сторонами не обжаловано.
Выводы судебной коллегии являются верными, в апелляционном определении мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
Доводы кассационной жалобы были предметом подробного изучения суда апелляционной инстанции, направлены на оспаривание обоснованности его выводов, и не могут служить предусмотренными ст. 328 КАС РФ основаниями для отмены состоявшегося по делу судебного постановления.
Ссылок на нарушения норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов кассационная жалоба не содержит, следовательно, основания для передачи жалобы для рассмотрения по существу в суд кассационной инстанции - Президиум Московского городского суда, отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 323, 324 КАС РФ,
определил:
в передаче кассационной жалобы Артемовой В.В, Швыдко О.А. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 16.04.2018 г. по административному делу по административному иску Швыдко О.А, *, Артемовой В.В. к Комитету города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства о признании решений незаконными - для рассмотрения в судебном заседании Президиума Московского городского суда отказать.
Судья Московского
городского суда Э.А. Магжанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.