Судья Московского городского суда Васильев А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора АО "ЭЛЕКТРОМАШ" *** А.В. на решение судьи Тушинского районного суда Москвы от 08 мая 2018 года, постановление N *** начальника отдела по вопросам миграции УВД по СЗАО ГУ МВД России по Москве от 23 октября 2017 года по делу об административном правонарушении по ч.4 ст.18.15 КоАП РФ в отношении АО "ЭЛЕКТРОМАШ",
УСТАНОВИЛ:
Постановлением должностного лица 23 октября 2017 года АО "ЭЛЕКТРОМАШ" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.18.15 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 400000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением должностного лица административного органа, защитник АО "ЭЛЕКТРОМАШ" обратился с жалобой в Тушинский районный суд Москвы.
Решением судьи Тушинского районного суда Москвы 08 мая 2018 года названный выше акт оставлен без изменения, жалобы защитника без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, законный представитель АО "ЭЛЕКТРОМАШ" ставит вопрос об отмене постановления и решения, считая их незаконными и необоснованными по доводам, изложенным в жалобе.
Законный представитель АО "ЭЛЕКТРОМАШ" в судебное заседание не явился, об отложении не просил, о времени и месте рассмотрения дела Общество извещено надлежащим образом, учитывая положения п.3 ст.25.4 КоАП РФ Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях полагаю возможным рассмотреть жалобу в настоящем судебном заседании.
Защитник АО "ЭЛЕКТРОМАШ" адвокат *** А.Л. доводы жалобы в полном объеме поддержал.
Проверив также материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
В соответствии с ч.1 ст.18.15 КоАП РФ административным правонарушением признаётся привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом.
Нарушения, предусмотренные частями 1-3 настоящей статьи, совершённые в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до семидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
При этом, согласно примечанию к ст.18.15 КоАП РФ, под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
Согласно ч.4 ст.13 Федерального закона от 25.07.2002 г..N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу.
Указанный порядок не распространяется на иностранных граждан 1) постоянно или временно проживающих в Российской Федерации; 2) являющихся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, переселяющихся совместно с ними в Российскую Федерацию; 3) являющихся сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц; 4) являющихся работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шефмонтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования; 5) являющихся журналистами, аккредитованными в Российской Федерации; 6) обучающихся в Российской Федерации в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул; 7) обучающихся в Российской Федерации в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования и работающих в свободное от учебы время в этих образовательных организациях, в хозяйственных обществах или в хозяйственных партнерствах, созданных бюджетными или автономными образовательными организациями высшего образования, в которых они обучаются; 8) приглашенных в Российскую Федерацию в качестве научных или педагогических работников, в случае их приглашения для занятия научно-исследовательской или педагогической деятельностью по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования образовательными организациями высшего образования, государственными академиями наук или их региональными отделениями, национальными исследовательскими центрами, государственными научными центрами, иными
научными организациями, в которых действуют диссертационные советы, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо иными научными организациями и инновационными организациями согласно критериям и (или) перечню, утвержденным Правительством Российской Федерации, либо в качестве педагогических работников для проведения занятий в иных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением лиц, въезжающих в Российскую Федерацию для занятия педагогической деятельностью в духовных образовательных организациях; 8.1) приглашенных в Российскую Федерацию с деловой или гуманитарной целью либо в целях осуществления трудовой деятельности и привлекаемых помимо этого для занятия педагогической деятельностью по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования в научных организациях и образовательных организациях высшего образования, за исключением духовных образовательных организаций; 9) являющихся работниками аккредитованных в установленном порядке на территории Российской Федерации представительств иностранных юридических лиц, зарегистрированных в Российской Федерации в установленном законодательством порядке, в пределах численности, согласованной при аккредитации указанных представительств уполномоченным аккредитующим органом, на основе принципа взаимности в соответствии с международными договорами Российской Федерации; 10) осуществляющих трудовую деятельность в случае и порядке, предусмотренных ч.4 ст.63 и ст.348.8 Трудового кодекса Российской Федерации; 11) признанных беженцами на территории Российской Федерации, - до утраты ими статуса беженца или лишения их статуса беженца; 12) получивших временное убежище на территории Российской Федерации, - до утраты ими временного убежища или лишения их временного убежища.
Согласно подп.1 п.4.5 ст.13 "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников без разрешения на привлечение и использование иностранных работников в случае, если иностранные граждане прибыли в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы.
Согласно положений п.1 ст.13.3 названного федерального закона, работодатели или заказчики работ (услуг), являющиеся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями либо частными нотариусами, адвокатами, учредившими адвокатский кабинет, или иными лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, имеют право привлекать к трудовой деятельности законно находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и достигших возраста восемнадцати лет, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента, выданного в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Как усматривается из материалов дела, ***года в ***минут в ходе проведения проверки соблюдения требований миграционного законодательства выявлено, что АО "ЭЛЕКТРОМАШ" по адресу: ***, привлекло к трудовой деятельности в качестве грузчика гражданина Республики *** *** Ж.А, прибывшего на территорию Российской Федерации в порядке, не требующем получения визы, и не имеющего разрешения на работу, патента в Москве, нарушив ст.13 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и совершив административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.4 ст.18.15 КоАП РФ.
Факт совершения АО "ЭЛЕКТРОМАШ" административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.18.15 КоАП РФ, и его вина подтверждаются доказательствами, имеющимися в деле, а именно: определением N *** о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 26 июня 2016 года; протоколом ***об административном правонарушении от 21 июля 2017 года в отношении АО "ЭЛЕКТРОМАШ"; распоряжением N *** УФМС России по Москве о проведении выездной проверки мест пребывания (проживания), мест фактического осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами и лицами без гражданства, транспортного средства от 25 октября 2016 года; актом проверки N *** соблюдения положений миграционного законодательства РФ от 25 октября 2016 года; фототаблицей; материалами дела об административном правонарушении в отношении иностранного гражданина по ч.2 ст.18.10 КоАП РФ; копией постановления Тушинского районного суда Москвы от 26 октября 2016 года; договором N *** аренды недвижимого имущества от 28 октября 2016 года, заключенного между ОООГО "***" и ООО "***"; дополнительными соглашениями к договору N *** аренды недвижимого имущества; договором N *** аренды земельного участка от 11 июля 2016 года; договором N *** временного хранения от 30 марта 2015 года, заключенного между ООО "***" и ОАО "Электромаш"; дополнительным соглашением N 1 от 01 ноября 2015 года; счетом-фактурой N 1509 от 25 октября 2016 года; уставными документами и иными материалами дела.
Указанные доказательства получены с соблюдением требований закона, их допустимость и достоверность сомнений не вызывает, доказательствам по делу дана надлежащая оценка по правилам ст.26.11 КоАП РФ. Объективных сведений, опровергающих или ставящих под сомнение данные доказательства, не имеется.
*** Ж.А, являясь гражданином ***, не относится к иностранным гражданам, имеющим право осуществлять трудовую деятельность в Российской Федерации без надлежащим образом оформленного разрешения на работу, указанным в п.п.1-12 ч.4 ст.13 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
В своих письменных объяснениях *** Ж.А, которому были разъяснены положения ст.51 Конституции РФ и ст.17.9 КоАП РФ, последовательно пояснял, что от друзей узнал, что на складе АО "Электромаш" находящемся по адресу: *** требуется грузчик, и 14 октября 2016 года он пришел по указанному адресу с целью трудоустройства, от лица руководства АО "Электромаш" с ним провел собеседование заведующий складом, в ходе собеседования он (*** Ж.А.) пояснил, что документы, подтверждающие право на осуществление трудовой деятельности в городе федерального значения Москве, не оформлены; с ним заключено устное трудовое соглашение и он был принят на работу в качестве грузчика с графиком работы 5/2 с *** мин до *** мин, заработная плата *** рублей в месяц, и с этого же дня приступил к работе; он обеспечен спецодеждой и инвентарем, а также объемом работы; на момент проведения проверки сотрудниками полиции находился на рабочем месте; заявление об увольнение не писал, трудовых отношений с АО "Электромаш" не разрывал; патента для осуществления трудовой деятельности в РФ не имел, документы на его оформление только сдал в ФМС 22 октября 2016 года, на момент проверки патент не был оформлен и выдан.
Ссылка в жалобе, что объяснения с *** Ж.А. получено с грубым нарушением КоАП РФ, поскольку тот является гражданином Республики *** и нуждается в переводчике, несостоятельна. Оснований сомневаться в том, что вышеуказанные письменные объяснения иностранного гражданина должностными лицами органов полиции записаны с его слов не имеется, с учетом собственноручной записи последнего на русском языке о том, что данные объяснения с его слов записаны верно, им прочитаны, русским языком владеет, в услугах переводчика не нуждается, о чем свидетельствует его собственноручная подпись, без ссылок на наличие у него каких-либо возражений по установленным обстоятельствам, без заявления ходатайств о предоставлении ему переводчика и защитника. Оснований для оговора не установлено, данные пояснения согласуются с другими доказательствами.
Вопреки жалобе, Общество не являлось участником производства по делу об административном правонарушении по ч.2 ст.18.10 КоАП РФ в отношении *** Ж.А. и обязанностей привлекать АО "Электромаш" к данному делу ни у должностного лица, ни у судьи не имелось.
Вывод должностного лица и судьи о виновности АО "ЭЛЕКТРОМАШ" в совершении правонарушения соответствует материалам дела, представленным доказательствам, которым дана надлежащая оценка по правилам ст.26.11 КоАП РФ.
Согласно ч.2 ст.67 ТК РФ трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя.
Факт допуска иностранного гражданина к трудовой деятельности с ведома АО "ЭЛЕКТРОМАШ" подтверждается доказательствами, имеющимися в материалах дела, и не вызывает у суда сомнений.
Наличие оформленного трудового либо иного договора не является необходимым элементом объективной стороны вменяемого заявителю правонарушения, поскольку доказыванию подлежит фактический допуск данного лица к выполнению каких-либо работ в интересах как самого АО "ЭЛЕКТРОМАШ". Объективную сторону вменяемого правонарушения образует привлечение к трудовой деятельности гражданина иностранного государства, не имеющего полученного в установленном порядке разрешения на работу или патента.
Никаких неустранимых сомнений, которые должны бы трактоваться в пользу АО "ЭЛЕКТРОМАШ", вопреки жалобе, материалы дела не содержат.
Возможность привлечения иностранного работника к исполнению трудовых обязанностей двумя работодателями в порядке ст.282 ТК РФ, действующим трудовым законодательством и законодательством, регулирующим правовое положение иностранных граждан, не запрещена.
В силу положений ст.11 ТК РФ на территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами или международным договором Российской Федерации.
С учетом изложенного, суд второй инстанции считает, что вывод судьи районного суда о том, что иностранный гражданин был допущен к трудовой деятельности с ведома АО "ЭЛЕКТРОМАШ" без наличия разрешения на ее осуществление и с согласия руководства осуществлял трудовую деятельность, является правильным.
Осмотр территории произведен в рамках проверки во исполнение распоряжения должностного лица. Осмотр произведен должностными лицами, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со ст.28.3 КоАП РФ. Материалы, полученные при осуществлении осмотра с применением фото (фототаблица).
Акт проверки соблюдения положений миграционного законодательства N *** от 25 октября 2016 года соответствует требованиям ст.27.8 КоАП РФ, основания для признания его ненадлежащим доказательством отсутствуют.
Согласно п.5 ч.4 ст.1 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований, сроков и периодичности их проведения могут устанавливаться другими федеральными законами. Эти особенности установлены ст.32 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Пунктами 3-10 ст.32 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что предметом проверки является соблюдение работодателем, заказчиком работ (услуг), принимающей (приглашающей) стороной требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере миграции (далее - обязательные требования); основанием для проведения внеплановой проверки является выявление факта возможного нарушения работодателем, заказчиком работ (услуг), принимающей (приглашающей) стороной обязательных требований в результате проводимого органом государственного надзора мониторинга соблюдения таких требований; наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям; предварительное уведомление работодателя, заказчика работ (услуг), принимающей (приглашающей) стороны о проведении внеплановой выездной проверки по основанию, указанному в подп.2 и 3 п.5 данной статьи, не допускается.
Выездная внеплановая проверка мест фактического осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами проведена в полном соответствии с требованиями названного закона. Выездная проверка может быть плановой и внеплановой. Выездная проверка может осуществляться: в местах проживания (пребывания) иностранных граждан; в местах фактического осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности.
В случае выявления нарушения положений миграционного законодательства Российской Федерации, допущенных иностранными гражданами в местах проживания (пребывания), установленных по адресу, указанному в распоряжении, при выявлении факта осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином с нарушением миграционного законодательства Российской Федерации назначается проверка юридического лица или индивидуального предпринимателя, либо заказчика работ (услуг), привлекающих иностранных работников в Российскую Федерацию и использующих их труд.
Распоряжение о проведении проверки вынесено уполномоченным должностным лицом, содержит все необходимые сведения.
В рассматриваемом случае административный орган проводил проверку не конкретного юридического лица, а проверку объекта, где осуществляли трудовые функции иностранные граждане.
Нарушений требований вышеуказанных Федеральных законов при проведении выездной внеплановой проверки мест фактического осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами, административным органом не допущено.
Факт совершения АО "ЭЛЕКТРОМАШ", привлекшим иностранного гражданина, не имеющего право на трудовую деятельность в Москве, в вышеуказанные время и месте, достоверно подтвержден имеющимися в деле доказательствами, оцененными судьей районного суда в соответствии со ст.26.11 КоАП РФ и подробно исследовавшего доводы жалобы с аналогичными изложенным доводами в полном объеме.
Все фактические обстоятельства по делу, подлежащие доказыванию, установлены верно, они полностью подтверждаются представленными доказательствами, всесторонне, полно и объективно исследованными, и получившими надлежащую оценку в постановлении, а также в решении при рассмотрении жалобы.
В соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
В настоящем случае имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у юридического лица имелась возможность для соблюдения миграционного законодательства, за нарушение которого ч.4 ст.18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что АО "ЭЛЕКТРОМАШ" приняты все зависящие от него меры по соблюдению положений действующего законодательства, а именно положений Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Судом установлено, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у АО "ЭЛЕКТРОМАШ" имелась, доказательства принятия организацией всех зависящих от него мер по соблюдению названных выше требований не представлены. Данный факт свидетельствует о наличии вины в действиях АО "ЭЛЕКТРОМАШ". Позиция Общества, как и показания свидетеля *** Е.В, об обратном, получили надлежащую оценки судьи в решении.
Доводы о том, что доказательства получены вне рамок административного расследования, сроки проведения которого нарушены, а протокол об административном правонарушении также составлен с нарушением сроков его составления, иностранного гражданина к работе привлекло ООО "***", подробно исследовались судом первой инстанции и обоснованно отклонены. Суд, анализируя доказательства, в том числе договор временного хранения между данными юридическими лицами и счет-фактуру N *** от ***, правильно отметил, что иностранный гражданин в момент проверки разгружал товар АО "ЭЛЕКТРОМАШ", следовательно, выполнил работу в интересах АО "ЭЛЕКТРОМАШ", о чем сам *** Ж.А. и пояснял.
Довод о том, что подписи от имени *** Ж.А. в процессуальных документах выполнены не им, являются голословными и ничем не подтвержденными.
Довод о том, что АО "ЭЛЕКТРОМАШ" не было извещено о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, судом апелляционной инстанции не принимается по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных ст.28.4, чч.1, 3 ст.28.6 данного Кодекса.
Согласно ч.4.1 указанной статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном ч.4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись (ч.5 ст.28.2 КоАП РФ).
В соответствии с ч.3 ст.25.4 КоАП РФ, дело об административном правонарушении рассматривается с участием законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Согласно правил пп.1-2 ст.25.15 КоАП РФ, лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату. Извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства.
В соответствии с п.3 ст.25.15 КоАП РФ, место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц. Если юридическое лицо, участвующее в производстве по делу об административном правонарушении, ведет дело через представителя, извещение также направляется по месту нахождения (месту жительства) представителя.
Системный анализ положений ст.25.4 и ст.28.2 КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что должностное лицо при составлении протокола об административном правонарушении обязано известить (уведомить) законного представителя юридического лица о факте, времени и месте составления названного протокола в целях обеспечения ему возможности реализовать гарантии, предусмотренные ст.28.2 КоАП РФ.
Согласно п.6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в целях соблюдения установленных ст.29.6 КоАП РФ сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях судье необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте судебного рассмотрения. Поскольку КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п, посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату). Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда "Судебное", утвержденных приказом ФГУП "Почта России" от 31 августа 2005 года N 343 (в настоящее время приказ N 423-п от 05.12.2014).
Из материалов следует, что о месте и времени составления 21 июля 2017 года протокола об административном правонарушении АО "ЭЛЕКТРОМАШ" было извещено надлежащим образом путем направления телеграммы по адресу, по которому ранее находилась организация: ***, которая получена секретарем *** 20 июля 2017 года, на составление протокола явился защитник АО "Электромаш" по доверенности *** В.Н, что подтверждается подписями и объяснениями защитника, указанными в соответствующих графах, копия протокола защитнику вручена под роспись; о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении АО "ЭЛЕКТРОМАШ" извещалось по юридическому адресу (согласно выписке из ЕГРЮЛ, которые изменены по состоянию на 05 октября 2017 года): ****, путем направления соответствующей повестки, направленной 13 октября 2017 года, то есть заблаговременно, почтовым отправлением с идентификатором ***, согласно официальному сайту "Почта России" данное отправление 17 октября 2017 года в 15.31 часов прибыло в место вручения; более того, Общество извещалось также и телеграммой, при этом телеграмма вернулась в адрес должностного лица полиции с отметкой "телеграмма в наличии, офис арендует недавно, бывают редко, оставлено извещение на посту охраны", что является надлежащим извещением, с учетом того, что риск не получения почтовой корреспонденции лежит на юридическом лице
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", указанные повестки и телеграммы считаются надлежащим извещением.
Более того, следует отметить, что Общество было поставлено в известность о том, что в отношении него ведется производство по делу об административном правонарушении по ч.4 ст.18.15 КоАП РФ, его защитник присутствовал при составлении протокола об административном правонарушении.
Таким образом, нарушения порядка привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов дела не установлено, административным органом были предприняты исчерпывающие меры для извещения АО "ЭЛЕКТРОМАШ" о месте и времени вынесения постановления, а отсутствие законного представителя или защитника при рассмотрении дела не повлияло на законность постановления и справедливый баланс публичных и частных интересов был соблюден.
По существу, доводы жалобы повторяют доводы, являвшиеся предметом проверки в суде первой инстанции, отклоненные по убедительны мотивам, приведенным в обжалуемом судебном акте, с которыми нет никаких оснований не согласиться. Не согласие с оценкой доказательств и заявленных доводов не может служить поводом к отмене состоявшихся по делу постановления должностного лица и решения судьи районного суда.
Постановление о привлечении к административной ответственности АО "ЭЛЕКТРОМАШ" за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с ч.1 ст.3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Оснований для признания правонарушения малозначительным не имеется, так как в соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5, при решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания судье необходимо учитывать, что КоАП РФ допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя - физического лица (индивидуального предпринимателя), финансового положения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (ст.ст.4.1-.4.5 КоАП РФ). Поэтому судья не вправе назначить наказание ниже низшего предела, установленного санкцией соответствующей статьи, либо применить наказание, не предусмотренное ст.3.2 КоАП РФ.
Вместе с тем, если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании ст.2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу чч.2 и 3 ст.4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Оснований для признания правонарушения, вмененного АО "ЭЛЕКТРОМАШ", малозначительным или назначенного административного наказания чрезмерно суровым, не имеется, учитывая характер правонарушения и конкретные обстоятельства дела, а также вид и размер назначенного административного наказания, которое является минимальным из предусмотренных санкцией статьи.
Административное наказание АО "ЭЛЕКТРОМАШ" в виде административного штрафа назначено в соответствии с требованиями ст.ст.3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, избранная мера соответствует характеру совершенного правонарушения, конкретным обстоятельствам, имеющим значение для дела.
Постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.18.15 КоАП РФ, вынесено уполномоченным должностным лицом по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, в соответствии с требованиями ст.ст.29.7, 29.9 КоАП РФ, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел и полностью соответствуют требованиям ст.29.10 КоАП РФ. Дата вынесения решений по жалобам на это постановление правового значения не имеет, что согласуется с разъяснениями Верховного Суда, содержащимися в п.14 Постановления Пленума N 5 от 24.03.2005, и указавшему, что по смыслу части 1 статьи 4.5 и пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ истечение сроков привлечения к административной ответственности на время пересмотра постановления не влечет за собой его отмену и прекращение производства по делу, если для этого отсутствуют иные основания.
Вместе с тем, усматриваю основания для изменения постановления должностного лица и решения судьи Тушинского районного суда Москвы в части уточнения адреса места совершения административного правонарушения.
Вопрос о времени и месте совершения административного правонарушения, равно как и другие обстоятельства, подлежащие в силу ст.26.1 КоАП РФ установлению по делу об административном правонарушении, выясняется при его рассмотрении. Судом первой инстанции не устранены имеющиеся противоречия, поскольку, согласно постановлению N *** должностного лица местом совершения административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.18.15 КоАП РФ, указан адрес: ***, однако, из распоряжения N *** о проведении внеплановой выездной проверки от 25 октября 2016 года, акта проверки N *** от 25 октября 2016 года, положенных в основу судебного решения суда первой инстанции наряду с другими доказательствами, следует, что проверяемым объектом, которым и является местом совершения административного правонарушения является: ***. Суд первой инстанции данное противоречие не устранил.
Согласно п.2 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
В связи с изложенным, в соответствии с п.2 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ постановление должностного лица, решение судьи подлежат изменению в указанной части, что не ухудшает положение Общества и не усиливается наказание.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
постановление N *** начальника отдела по вопросам миграции УВД по СЗАО ГУ МВД России по Москве от 23 октября 2017 года, решение судьи Тушинского районного суда Москвы от 08 мая 2018 по делу об административном правонарушении по ч.4 ст.18.15 КоАП РФ в отношении в отношении АО "ЭЛЕКТРОМАШ", изменить, указав место совершения административного правонарушения: ***.
В остальной части постановление N *** начальника отдела по вопросам миграции УВД по СЗАО ГУ МВД России по Москве от 23 октября 2017 года, решение судьи Тушинского районного суда Москвы от 08 мая 2018 оставить без изменения, жалобу законного представителя АО "ЭЛЕКТРОМАШ" генерального директора *** А.В. без удовлетворения.
Судья Московского городского суда А.Г.Васильев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.