Судья Верховного Суда Республики Бурятия Назимова П.С., при секретаре Эрдынеевой Е.К., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО "Теплосбыт" на постановление судьи Кабанского районного суда Республики Бурятия от 18 мая 2018 года по делу об административном правонарушении по части 1 статьи 8.21 КоАП РФ в отношении ООО "Теплосбыт",
установил:
постановлением судьи Кабанского районного суда Республики Бурятия от 18 мая 2018 года ООО "Теплосбыт" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 90000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, представитель ООО "Теплосбыт" Гороховская В.И. обратилась в Верховный Суд Республики Бурятия с жалобой, в которой просит его отменить. Указывает, что ООО "Теплосбыт" в начале эксплуатационной деятельности направило запросы на разработку проектов ПДВ во все проектные организации для заключения соответствующего договора. Договоры были заключены с ООО " "... "" 21 августа 2017 года, после чего указанное общество незамедлительно приступило к работе. В настоящее время проект ПДВ разработан и находится на экспертизе в Роспотребнадзоре. ООО "Теплосбыт" своевременно приняло все необходимые меры для того, чтобы получить разрешение на выбросы вредных веществ. Приблизительная дата получения разрешения - сентябрь-октябрь 2018 года.
В судебном заседании представитель ООО "Теплосбыт" Волкова М.А. доводы жалобы поддержала по изложенным в ней основаниям.
Представитель Бурприроднадзора Кукушкин А.С. доводам жалобы возражал, ссылаясь на наличие в действиях ООО "Теплосбыт" состава административного правонарушения.
Изучив материалы дела, выслушав мнение указанных выше лиц, суд приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 4 статьи 23 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В силу пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон об охране атмосферного воздуха) выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Обязанность по получению разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду возложена на имеющие стационарные источники воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности, в процессе которой эксплуатируются такие источники. Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух требует обязательного получения разрешения независимо от вида выброса, его объема, концентрации, загрязняющей способности и других свойств.
В соответствии с частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста восьмидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как следует из протокола об административном правонарушении от 12 апреля 2018 года N 30-рэ, ООО "Теплосбыт" осуществляет деятельность по производству, передаче и распределению пара и горячей воды с использованием системы коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства, расположенных на территории МО "Кабанский район".
С 1 августа 2017 года Общество приступило к эксплуатации объектов тепло-водоснабжения, водоотведения Кабанского района Республики Бурятия.
В ходе внеплановой выездной проверки в период с 21 по 28 марта 2018 года государственным инспектором Республики Бурятия по охране природы Козиной Е.А. установлено, что при осуществлении хозяйственной деятельности ООО "Теплосбыт" производит выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух через организованный источник выбросов (трубу котельной N 5, высотой 25 метров) без соответствующего специального разрешения.
Топливом для котельной является каменный уголь, от сжигания которого в атмосферный воздух выделяются вредные вещества: азота диоксид, азота оксид, углерод, бензапирен.
Указанное обстоятельство послужило основанием для привлечения Общества к административной ответственности по части 1 статьи 8.21 КоАП РФ.
Факт совершения описанного нарушения общество не оспаривает, фактические обстоятельства дела подтверждены собранными доказательствами, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достоверности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Проанализировав положения названных выше правовых норм, исследовав и оценив имеющиеся по делу доказательства, суд пришел к правильному выводу о том, что ООО "Теплосбыт" осуществляется выброс вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения, что образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Разрешительный порядок негативного воздействия на окружающую природную среду установлен в целях обеспечения рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, восстановления природной среды, обеспечения поддержания экологического благополучия. Нарушение порядка осуществления негативного воздействия на окружающую природную среду создает угрозу общественным отношениям в сфере экологической безопасности.
Хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в частности, на основе принципов соблюдения гарантированного Конституцией Российской Федерации права каждого на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Совершенное обществом административное правонарушение посягает на порядок охраны атмосферного воздуха, являющегося жизненно важным компонентом окружающей природной среды, и содержит существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в части реализации конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Доводы заявителя о принятии всех необходимых мер для получения разрешения на выбросы вредных веществ, судом проверены и признаны несостоятельными.
Из дела видно, что на основании концессионного соглашения, заключенного 30 мая 2017 года между МО "Кабанский район" и ООО "Теплосбыт", общество приступило к осуществлению деятельности с использованием муниципального имущества с 1 августа 2017 года.
21 августа 2017 года ООО "Теплосбыт" заключило с ООО "Ретрус" договоры на разработку паспорта ПГУО; на проведение инструментальных замеров по определению эффективности ПГУО и оформление технических протоколов; на проведение инструментальных замеров выбросов ЗВ; на разработку проекта нормативов ПДВ; на проведение инвентаризации источников выбросов ЗВ; на проведение расчета выбросов ЗВ от 151 источника загрязнения; на сбор картографического материала и др.; сбор исходной информации по оборудованию, сырью, материалам, временному режиму работы по 24 промплощадкам; по обследованию предприятия, выявлению источников выбросов ЗВ по 24 промплощадкам.
Максимальный срок исполнения ООО " "... "" принятых на себя обязательств по указанным договорам согласно календарным планам определен сторонами - сентябрь-декабрь 2017 года.
Как указывало ООО "Теплосбыт" в письменных пояснениях от 26 марта 2018 года, данных в ходе проведения проверки, после разработки проекта нормативов ПДВ предстоит согласование его в государственных органах:
экспертиза в ФГУЗ - 1 месяц; согласование НМУ - 1 месяц; экспертиза в Роспотребнадзоре - 1 месяц; получение разрешения на выброс в Росприроднадзоре - 1 месяц.
Принимая во внимание установленный договором для ООО " "... "" крайний срок разработки проекта нормативов ПДВ (декабрь 2017 года), с учетом сроков его согласования (4 месяца), на момент вынесения постановления по делу об административном правонарушении от 18 мая 2018 года, при принятии всех необходимых мер ООО "Теплосбыт" имело возможность для получения соответствующего специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух. Однако действенных мер предпринято не было, доказательств объективной невозможности выполнения установленных правил в дело не представлено, на момент рассмотрения настоящей жалобы нарушения так и не устранены.
Таким образом, в действиях заявителя усматривается состав административного правонарушения, и вина в его совершении доказана.
Нарушений требований КоАП РФ, которые могли бы повлечь отмену обжалуемого решения, судом не допущено. Административное наказание назначено юридическому лицу с учетом положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ и является справедливым. Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности соблюдены.
Руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, суд
решил:
постановление судьи Кабаского районного суда Республики Бурятия от 18 мая 2018 года по делу об административном правонарушении по части 1 статьи 8.21 КоАП РФ в отношении ООО "Теплосбыт" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Назимова П.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.