Дата вступления в законную силу - 31 августа 2018 г.
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Дело N 3а-87/2018
г.Улан-Удэ 23 июля 2018 года
Верховный Суд Республики Бурятия в составе:
судьи Назимовой П.С,
при секретаре Черепановой О.М,
с участием прокурора Осиповой А.М,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства к Совету депутатов муниципального образования городское поселение "Каменское" Кабанского района Республики Бурятия о признании не действующим в части решения от 27 декабря 2012 года N 262-43с/2 "Об утверждении Генерального плана МО "Каменское" ГП",
установил:
27 декабря 2012 года Совет депутатов муниципального образования городское поселение "Каменское" Кабанского района Республики Бурятия (далее также - МО ГП "Каменское") принял решение N 262-43с/2 "Об утверждении Генерального плана МО "Каменское" ГП" (далее также - решение о принятии Генерального плана, Генеральный план).
Указанный нормативный правовой акт опубликован вместе с графическим материалом на официальном сайте администрации МО "Кабанский район" в сети Интернет по адресу: www.kabansk.org.
В соответствии с частью 3 статьи 13 Закона Республики Бурятия от 31 декабря 2004 года N 985-III "Об установлении границ, образовании и наделении статусом муниципальных образований в Республике Бурятия" на территории поселка Каменск образовано муниципальное образование с наделением статуса городского поселения, установлены его границы в соответствии с картографическим описанием: "Каменское", включающее поселок Горный, село Тимлюй (приложение 163).
Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Рослесхоз) обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать не действующим с момента принятия решения N 262-43с/2 "Об утверждении Генерального плана МО "Каменское" ГП" в части включения в границы п.г.т. Каменск муниципального образования городского поселения "Каменское" Кабанского района Республики Бурятия лесных участков, расположенных на землях лесного фонда: Республика Бурятия, Кабанский район, Кабанское лесничество, Каменское участковое лесничество в квартале 14 части выделов 1 и 4, в квартале 15 выдел 1 часть.
Требования основаны на том, что указанные лесные участки находятся в собственности Российской Федерации, являются ранее учтёнными объектами недвижимости с границами, определёнными материалами лесоустройства. По результатам выполненного ФГБУ "Рослесинфорг" картографического наложения материалов лесоустройства на границы городского поселения, определённые основным чертежом генерального плана, установлено включение в границы МО ГП "Каменское" земель лесного фонда. Генеральный план в части включения в границы муниципального образования лесных участков принят с нарушением положений части 8 статьи 24 и пункта 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса РФ, так как не было обеспечено обязательное согласование проекта генерального плана с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Несоблюдение установленной законом процедуры согласования с Российской Федерацией как собственником земель лесного фонда перевода лесных участков в земли населённых пунктов влечёт нарушение прав и законных интересов Российской Федерации и лиц, использующих леса. Кроме того, при разработке проекта генерального плана не принимались во внимание положения статьи 11 Федерального закона "Об охране озера Байкал", в результате чего был допущен перевод земель лесного фонда, расположенных в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории, в земли населённых пунктов.
В судебное заседание представитель Федерального агентства лесного хозяйства не явился, направив ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие административного истца.
Представитель заинтересованного лица Республиканского агентства лесного хозяйства Кривобокова В.В. просила удовлетворить заявленные требования.
Представитель Совета депутатов МО ГП "Каменское" Черепанова О.Н. в суд не явилась, о рассмотрении дела надлежаще извещена. Ранее в судебном заседании с заявленными требованиями согласилась.
Заинтересованное лица Администрация МО "Кабанский район", Управление Росреестра по Республике Бурятия, ФГБУ "Рослесинфорг", ТУ Росимущества в Республике Бурятия, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Бурятия в суд не явились, о рассмотрении дела надлежаще извещены.
Прокурор Осипова А.М. полагала, что административный иск заявлен обоснованно и подлежит удовлетворению.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проверив оспариваемый нормативный правовой акт на его соответствие федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого решения, к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений.
Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования (пункт 2 части 1 статьи 18 ГрК РФ).
Пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ предусмотрено, что утверждение генеральных планов поселения относится к вопросам местного значения поселения.
В соответствии с частью 1 статьи 24 ГрК РФ генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.
Представительным органом МО ГП "Каменское" Кабанского района Республики Бурятия является Совет депутатов МО ГП "Каменское" Кабанского района Республики Бурятия, что следует из статьи 21 Устава МО ГП "Каменское", утверждённого решением Совета депутатов МО "Каменское" ГП от 25 декабря 2014 года N 64-12с/3.
Таким образом, оспариваемое решение "О принятии Генерального плана МО "Каменское" ГП" является нормативным правовым актом, принятым уполномоченным органом местного самоуправления в области градостроительной деятельности, официально опубликованным.
Утверждённым названным решением Генеральным планом установлены границы МО ГП "Каменское".
В соответствии с частью 3 статьи 23 ГрК РФ (в редакции, действовавшей в период принятия оспариваемого нормативного правового акта) генеральные планы содержат положения о территориальном планировании и карту границ населённых пунктов (в том числе границ образуемых населённых пунктов), входящих в состав поселения или городского округа.
Частью 8 статьи 24 ГрК РФ закреплено, что проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьёй 25 настоящего Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу частей 1, 7, 8 статьи 25 ГрК РФ проект генерального плана подлежал согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в случае, если предусматривалось включение в соответствии с указанным проектом в границы населённых пунктов (в том числе образуемых населённых пунктов), входящих в состав поселения, земельных участков из земель лесного фонда.
Согласование проекта генерального плана с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти осуществляется в трёхмесячный срок со дня поступления в эти органы уведомления об обеспечении доступа к проекту генерального плана и материалам по его обоснованию в информационной системе территориального планирования.
В случае непоступления в установленный срок главе поселения заключений на проект генерального плана от указанных в части 7 настоящей статьи органов, данный проект считается согласованным с такими органами.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 февраля 2012 года N 69 (на момент принятия оспариваемого решения) утверждён Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований (далее - Порядок согласования).
Пунктом 2.1 названного Порядка согласования предусматривалось направление органом местного самоуправления, уполномоченным на подготовку документа территориального планирования, уведомления об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в информационной системе в Минрегион России в случаях, указанных в части 1 статьи 21, части 1 статьи 25 ГрК РФ.
Согласно пункту 4 постановления Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 736 "О Федеральном агентстве лесного хозяйства" Рослесхоз был уполномочен осуществлять согласование включения земельных участков земель лесного фонда в границы населённых пунктов на дату утверждения оспариваемого нормативного правового акта.
Исходя из части 8 статьи 24, части 1 и части 8 статьи 25 ГрК РФ, Порядка согласования, а также с учётом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, закреплённой в определении от 3 февраля 2010 года N 238-О-О, об особом правовом режиме лесного фонда, отсутствие согласования Рослесхозом проекта генерального плана поселения, предусматривающего включение в границы поселения лесных участков, представляет собой существенное нарушение порядка принятия указанного документа территориального планирования.
Судом установлено, что в нарушение правил статьи 25 ГрК РФ проект Генерального плана МО ГП "Каменское" до принятия оспариваемого решения не направлялся в уполномоченный орган, утверждён без согласования с Рослесхозом, что не отрицается стороной административного ответчика. Уже после принятия оспариваемого решения проект генерального плана был направлен в Рослесхоз, однако данный орган его не согласовал по причине того, что переводимые участки земель лесного фонда относятся к ценным лесам, имеют научное и историческое значение; на землях природоохранного назначения допускается ограниченная хозяйственная деятельность и вводится особый правовой режим использования земель, ограничивающий или запрещающий виды деятельности, которые несовместимы с основным назначением этих земель.
Из дела видно, что по результатам выполненного ФГБУ "Рослесинфорг" картографического наложения материалов лесоустройства на границы МО ГП "Каменское", определённых оспариваемым нормативным правовым актом, выявлено включение в границы городского поселения (п.г.т. Каменск) лесных участков, находящихся в федеральной собственности и расположенных на землях лесного фонда Кабанского лесничества, Каменского участкового лесничества Республики Бурятия, а именно в квартале 14 части выделов 1 и 4, в квартале 15 выдел 1 часть.
Из ответа ФГБУ "Рослесинфорг" в адрес Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу от 20 февраля 2017 года N 46 следует, что Бурятским филиалом ФГБУ "Рослесинфорг" проведена работа по графическому совмещению материалов лесоустройства и генерального плана городского поселения "Каменское", в ходе чего выявлено пересечение земель лесного фонда.
Из представленной в дело схемы расположения границ населённого пункта п. Каменск относительно земель лесного фонда Кабанского лесничества, Каменского участкового лесничества видно, что в границах п. Каменск, определённых Генеральным планом, находятся участки из земель лесного фонда.
Из утверждённого приказом Республиканского агентства лесного хозяйства от 28 сентября 2017 года N 796 Лесохозяйственного регламента Кабанского лесничества следует, что Каменское участковое лесничество включает кварталы 1-282.
Судом установлено, что 8 мая 2009 года за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на земельный участок, категория земель - земли лесного фонда, площадью "... " кв.м, расположенный по адресу: Республика Бурятия, Кабанский район, Кабанское лесничество, кадастровый (условный) номер.., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права...
Согласно информации филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Бурятия в настоящее время земельный участок с кадастровым номером.., расположенный по адресу: Республика Бурятия, Кабанский район, Кабанское лесничество, имеет декларативную площадь "... " кв.м. Этот участок отнесён к землям лесного фонда, разрешённое использование - участок лесного фонда.
Как следует из пояснений Рослесхоза, специалисты Бурятского филиала ФГБУ "Рослесинфорг" действуют на основании лицензии на осуществление геодезических и картографических работ федерального значения, результаты которых имеют общегосударственное межотраслевое значение. Работы по картографическому наложению границ населённого пункта на земли лесного фонда проводятся по данным материалам ведомственного картографического фонда Рослесхоза и государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства.
Таким образом, доводы Россельхоза о том, что в границы МО ГП "Каменское" Кабанского района Республики Бурятия вошли земли лесного фонда, находящиеся в собственности Российской Федерации, подтверждаются перечисленными выше доказательствами, а также исследованными судом таксационным описанием лесных участков по Кабанскому лесничеству, лесоустроительным планшетом.
Доказательств, опровергающих доводы административного истца, в дело не представлено.
Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), в редакции, действовавшей в период подготовки проекта Генерального плана, лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 Кодекса.
Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, частям лесотаксационных выделов, их границам и площади (часть 2 статьи 69 ЛК РФ).
Согласно статье 92 ЛК РФ государственный кадастровый учёт лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ).
Частью 6 статьи 47 Закона N 221-ФЗ предусматривалось, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учёт которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтёнными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учёт участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
В соответствии со статьей 91 ЛК РФ государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках, в котором содержится документированная информация о составе земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса, о лесничествах, лесопарках, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах.
Местоположение границ земельного участка из состава земель лесного фонда Кабанского лесничества, Каменского участкового лесничества определено на основе сведений государственного лесного реестра, информации, содержащейся в таксационных описаниях, картах-схемах и в лесоустроительном планшете данного лесничества.
Сведения лесного реестра при разработке оспариваемого Генерального плана МО ГП "Каменское" не использовались, что стороной административного ответчика не оспаривается.
Вопрос же об установлении границ конкретных земельных участков лесного фонда, их точного совпадения с границами населённого пункта, уточнения их местоположения не являются обстоятельствами, подлежащими проверке и исследованию в рамках дела о проверке нормативного правового акта на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Таким образом, оценивая представленные в дело доказательства в их совокупности, суд находит установленным факт включения земель лесного фонда, собственником которого является Российская Федерация, в границы населённого пункта п. Каменск Кабанского района Республики Бурятия.
Следовательно, решение об утверждении Генерального плана МО ГП "Каменское", принятое административным ответчиком с нарушением установленного порядка согласования с Федеральным агентством лесного хозяйства о включении в земли населённых пунктов лесных участков, является не действующим в оспариваемой части, как противоречащее приведённым выше нормам федерального законодательства, в связи с чем административный иск подлежит удовлетворению.
Кроме того, при разработке проекта Генерального плана не принималось во внимание положение статьи 11 Федерального закона от 1 мая 1999 года N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал" о том, что в центральной экологической зоне (в состав которой входит п. Каменск Кабанского района) запрещается перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, в земли других категорий, за исключением перевода таких земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов при создании особо охраняемых природных территорий.
Согласно положениям пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение о признании его не действующим полностью или в части со дня принятия или с иной определённой судом даты.
Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся, суд полагает необходимым признать его не действующим в части с момента вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Федерального агентства лесного хозяйства удовлетворить.
Признать не действующим со дня вступления в законную силу решения суда решение Совета депутатов муниципального образования городское поселение "Каменское" Кабанского района Республики Бурятия от 27 декабря 2012 года N 262-43с/2 "Об утверждении Генерального плана МО "Каменское" ГП" в части включения в границы муниципального образования городское поселение "Каменское" Кабанского района Республики Бурятия (п. Каменск) лесных участков, расположенных на землях лесного фонда: Республика Бурятия, Кабанский район, Кабанское лесничество, Каменское участковое лесничество в квартале 14 части выделов 1 и 4, в квартале 15 выдел 1 часть.
Решение суда или сообщение о его принятии подлежит официальному опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Бурятия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: П.С. Назимова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.