Судья Верховного Суда Республики Бурятия Назимова П.С., при секретаре Абзаевой В.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Джус Н.А. к Правительству Республики Бурятия, Управлению Росреестра по Республике Бурятия, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Бурятия, Министерству имущественных и земельных отношений Республики Бурятия об установлении кадастровой стоимости объекта капитального строительства в размере его рыночной стоимости, обязании внести соответствующие изменения в Единый государственный реестр недвижимости,
установил:
2 июля 2018 года Джус Н.А. обратился в суд с административным иском, в котором просил установить кадастровую стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером.., расположенного по адресу:.., общей площадью... кв.м, в размере его рыночной стоимости, равной 7638 руб.; а также обязать ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Бурятия, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Бурятия в солидарном порядке внести рыночную стоимость указанного объекта недвижимости в качестве кадастровой в Единый государственный реестр недвижимости с 23 ноября 2011 года.
Требования основаны на том, что Джус Н.А. является собственником нежилого помещения - магазина, расположенного по адресу: "... ", общей площадью... кв.м. Данное щитовое здание с фундаментом на деревянных стульях,... года постройки, имеет износ 90 %. До 1 января 2015 года кадастровая стоимость указанного объекта составляла 66364, 17 руб, после чего резко выросла более чем в 36 раз. По неизвестным заявителю причинам в государственном кадастре недвижимости здание имеет два разных кадастровых номера:... и... По сведениям налогового органа кадастровая стоимость здания с кадастровым номером... составляла на 1 января 2013 года - 66364, 17 руб, 2015 года - 2416666, 29 руб, 2018 года - 1375059, 43 руб. Кадастровая стоимость того же здания под кадастровым номером... составляла на 1 января 2017 года - 1982550, 73 руб, 2018 года - 1407802, 42 руб. Однако согласно отчёту об оценке, выполненному ООО "... ", рыночная стоимость недвижимого имущества по состоянию на 1 января 2013 года составляет 7638 руб. Кадастровая стоимость объекта капитального строительства влияет на размер налога на имущество физических лиц, уплачиваемого заявителем.
В судебное заседание административный истец Джус Н.А. не явился, о рассмотрении дела надлежаще извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель Джус Н.А. - Орлов В.В. требования уточнил, просил установить кадастровую стоимость в размере рыночной в отношении объекта капитального строительства с кадастровым номером.., расположенного по адресу: "... ", определённой оценщиком ООО " "... "" по состоянию на 1 января 2013 года.
Представитель административного ответчика Управления Росрестра по Республике Бурятия Лубсанова О.Д. просила оставить без удовлетворения административный иск, ссылаясь на то, что представленный в дело отчёт об оценке рыночная стоимости недвижимого имущества нельзя принять во внимание как допустимое доказательство заявленных Джус Н.А. требований.
Представители административных ответчиков Правительства Республики Бурятия, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Бурятия в суд не явились, о рассмотрении дела надлежаще извещены, ходатайствовали рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель административного ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия, заинтересованного лица Администрации МО "город Северобайкальск" в суд не явились, о рассмотрении дела надлежаще извещены.
Поскольку явка указанных лиц не признана судом обязательной, на основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) дело рассмотрено в их отсутствие.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что административный иск Джус Н.А. подлежит оставлению без рассмотрения.
Из материалов дела следует, что согласно свидетельству о государственной регистрации права от 19 декабря 2008 года N... Джус Н.А. на праве собственности принадлежит объект недвижимости - магазин, площадью "... " кв.м, расположенный по адресу: "... ", кадастровый (или условный) номер...
По сведениям ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Бурятия 22 ноября 2011 года в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) были внесены сведения об объекте капитального строительства - здание магазина с кадастровым номером.., расположенном по адресу: "... ".
Кадастровая стоимость здания с кадастровым номером... определена по состоянию на 1 января 2016 года в соответствии с постановлением Правительства Республики Бурятия от 13 октября 2016 года N 476 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства на территории Республики Бурятия" и составляет 1375059, 43 руб.
Право собственности на указанный объект недвижимости в установленном порядке ни за кем не зарегистрировано. Он был снят государственного кадастрового учёта 21 ноября 2017 года на основании решения кадастрового органа об исправлении технической ошибки в кадастровых сведениях.
6 января 2016 года в ЕГРН внесены сведения об объекте капитального строительства - помещение магазина с кадастровым номером.., расположенном по адресу: "... ".
Право собственности на данный объект зарегистрировано за Джус Н.А.
Кадастровая стоимость помещения определена по состоянию на 6 января 2016 года в соответствии с постановлением Правительства Республики Бурятия от 13 октября 2016 года N 476 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства на территории Республики Бурятия" и составляет 1 407 80, 42 руб.
В соответствии с частью 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Таким образом, Джус Н.А. в силу закона имеет право оспорить в судебном порядке результаты определения кадастровой стоимости в отношении объекта недвижимости, принадлежащего ему на праве собственности, каковым в рассматриваемом случае является помещение магазина с кадастровым номером.., расположенное по адресу: "... ". При этом заявитель должен подтвердить, что внесение в государственный кадастр недвижимости оспариваемой кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости затрагивает его права как плательщика налога на имущество физических лиц, и что в настоящее время данная кадастровая стоимость используется в целях определения налоговой базы по этому налогу.
Частью 5 статьи 247 КАС РФ установлено, что стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.
В соответствии с положениями части 1 статьи 248 КАС РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно абзацу второму статьи 24.15 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень.
В соответствии с абзацем четвертым статьи 24.18 названного Закона, в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Между тем из представленного заявителем отчёта об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, выполненного ООО " "... "", рыночная стоимость недвижимого имущества определена оценщиком по состоянию на 1 января 2013 года, в то время как кадастровая стоимость принадлежащего на праве собственности Джус Н.А. объекта недвижимости - помещение магазина с кадастровым номером.., определена по состоянию на 6 января 2016 года.
Следовательно, предмет административного искового заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости по существу не соответствует требованиям пункту 2 части 1 статьи 248 КАС РФ (установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость). Заявленные требования в указанной части уточнены не были, отчёт об определении рыночной стоимости объекта недвижимости на надлежащую дату административным истцом не представлен.
Указанные обстоятельства в силу части 2 статьи 248 КАС РФ влекут оставление административного искового заявления без рассмотрения.
Руководствуясь ст. ст. 198, 199 КАС РФ, суд
определил:
оставить без рассмотрения административное исковое заявление Джус Н.А. об установлении кадастровой стоимости объекта капитального строительства в размере его рыночной стоимости, обязании внести соответствующие изменения в Единый государственный реестр недвижимости.
На определение в течение 15 дней может быть подана частная жалоба в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Бурятия.
Судья П.С. Назимова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.