Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего
Пюрвеевой А.А,
судей
Лиджиева С.В. и Гонеевой Б.П,
при секретаре Шургаевой Л.Н.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Оргадыковой Б.Б, действующей в интересах недееспособной Оргадыковой А.М, к Министерству по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия о предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения по апелляционной жалобе представителя ответчика Емченова Б.И. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 22 июня 2018 года.
Заслушав доклад судьи Гонеевой Б.П. об обстоятельствах дела, объяснения законного представителя истца Оргадыковой Б.Б, представителя истца Тельджиевой Н.Б, представителя ответчика Кандуевой Б.Э, представителя третьего лица Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия Бальдинкиновой З.Д, судебная коллегия
установила:
Оргадыкова Б.Б, действуя в интересах недееспособной Оргадыковой А.М, обратилась в суд с иском к Министерству по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия о предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения.
В обоснование требований Оргадыкова Б.Б. указала, что Оргадыкова А.М. является инвалидом I группы по общему заболеванию, состоит на учете у врача-онколога, имеет статус ветерана Великой Отечественной войны и по состоянию здоровья нуждается в благоустроенном жилом помещении. С 31 июля 2002 года жилищно-бытовой комиссией администрации Троицкого сельского муниципального образования Республики Калмыкия она поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, как ветеран Великой Отечественной войны. По состоянию на 01 августа 2017 года она состоит в очереди на данном учете под N 1. С 31 июля 2002 года Оргадыкова А.М. поставлена Республиканской межведомственной комиссией по обеспечению ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, жилыми помещениями на льготный учет как инвалид и по состоянию на 20 ноября 2017 года значится под N 285. При обращении к ответчику с заявлением о предоставлении субсидии на приобретение жилья истцом получен отказ с указанием на предоставление Оргадыковой А.М. субсидии в порядке очередности. В настоящее время состояние здоровья Оргадыковой А.М. ухудшается в силу заболевания и возраста. Уточнив заявленные требования, просила обязать Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия предоставить Оргадыковой А.М. субсидию на приобретение жилого помещения.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 22 июня 2018 года иск Оргадыковой Б.Б. удовлетворен. На Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия возложена обязанность предоставить Оргадыковой А.М. субсидию за счет средств федерального бюджета на приобретение жилья как инвалиду, ветерану Великой Отечественной войны. Решение обращено к немедленному исполнению.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Емченов Б.И. просил решение суда отменить и принять по делу новое решение, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. Жалоба мотивирована тем, что в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" мера социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем предоставляется участникам Великой Отечественной войны, а также участникам войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин. Оргадыкова А.М, являясь ветераном Великой Отечественной войны, в силу ст. 20 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" имеет права и льготы, определенные законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Однако нормативно-правовые акты Республики Калмыкия не предусматривают такую меру социальной поддержки как обеспечение жильем лиц, указанной категории. Оргадыкова А.М. не относится к участникам Великой Отечественной войны, соответственно, она не может претендовать на меры социальной поддержки инвалидов Великой Отечественной войны.
В возражении на апелляционную жалобу законный представитель истца Оргадыкова Б.Б. просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, ссылаясь на необоснованность доводов жалобы.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ дело рассматривается в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и поступившие возражения на апелляционную жалобу, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что Оргадыкова А.М, имея единый статус участника Великой Отечественной войны и инвалида I группы по общему заболеванию, обладает правом на меры социальной поддержки, предусмотренные для инвалидов Великой Отечественной войны. В связи с нуждаемостью Оргадыковой А.М. в жилом помещении суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
С такими выводами суда судебная коллегия согласиться не может, поскольку они не соответствуют требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела.
Как следует из материалов дела, с 30 мая 1988 года Оргадыкова А.М. признана инвалидом II группы, а затем с 06 сентября 2017 года ей бессрочно установлена инвалидность I группы вследствие общего заболевания.
С 31 июля 2002 года Оргадыкова А.М. состоит на учете инвалидов, обладающих правом на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года.
Согласно удостоверению Оргадыкова А.М, являясь ветераном Великой Отечественной войны, имеет права и льготы, установленные ст. 20 Федерального закона "О ветеранах".
Конституция Российской Федерации, обязывая Российскую Федерацию как социальное государство к установлению гарантий социальной защиты (статья 7), вместе с тем не закрепляет конкретные меры социальной защиты, их объем и условия предоставления тем или иным категориям граждан. Соответствующее правовое регулирование относится к полномочиям законодателя, который располагает достаточно широкой дискрецией при установлении механизмов реализации социальной защиты, в том числе при определении мер социальной поддержки и выборе формы их предоставления, а также круга лиц, нуждающихся в них.
Федеральный закон от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее Федеральный закон "О ветеранах") является специальным законом, определяющим в Российской Федерации гарантии социальной защиты ветеранов. Данный закон относит к ветеранам Великой Отечественной войны, в том числе участников Великой Отечественной войны, а также лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 09 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, лиц, награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны (подп. 1 - 4 п. 1 ст. 2 Федерального закона "О ветеранах").
Для категорий ветеранов Великой Отечественной войны Федеральным законом "О ветеранах" предусмотрен различный объем мер социальной защиты.
В частности, для участников Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подп. "а" - "ж" и "и" подп. 1 п. 1 ст. 2 данного федерального закона, предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 Федерального закона "О ветеранах" (подп. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О ветеранах").
Пунктом 2 этой же статьи федерального закона установлено, что участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются меры социальной поддержки инвалидов войны в соответствии с установленной группой инвалидности без дополнительного экспертного медицинского освидетельствования.
Вместе с тем, как подтверждается материалами дела, Оргадыкова А.М. не является участником Великой Отечественной войны, следовательно, на истца не могут быть распространены меры социальной поддержки инвалидов войны.
Оргадыкова А.М. как ветеран Великой Отечественной войны в силу ст. 20 Федерального закона "О ветеранах" имеет право на меры социальной поддержки, определенные законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Меры социальной поддержки для лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 09 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, в Республике Калмыкия регламентированы Законом Республики Калмыкия от 26 ноября 2004 года N 165-III-З "О социальной поддержке ветеранов труда и тружеников тыла".
Однако, положениями вышеуказанного закона такой меры социальной поддержки, как обеспечение жилыми помещениями лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 09 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, не предусмотрено.
Таким образом, выводы суда основаны на неправильном применении и толковании норм материального права к установленным по делу обстоятельствам.
Специальным законом, определяющим гарантии социальной защиты инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в Российской Федерации, является Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Статьей 17 названного федерального закона предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями ст. 28.2 данного федерального закона.
В силу ч. 1 ст. 28.2 Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2005 года N 614 утверждены Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, которые определяют порядок предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года.
Форма и порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (п. 5 Правил).
Во исполнение приведенных положений федерального законодательства в целях реализации меры социальной поддержки по обеспечению жильем названной категории граждан постановлением Правительства Республики Калмыкия от 26 мая 2006 года N 190 утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий (далее - Порядок; Порядок предоставления мер социальной поддержки).
Мера социальной поддержки предоставляется в форме субсидии на строительство или приобретение жилья в собственность (п. 2 Порядка предоставления мер социальной поддержки).
Согласно абз. 5 подп. "в" п. 3 Порядка предоставления мер социальной поддержки право на обеспечение жильем за счет средств, полученных из федерального бюджета в виде субвенции, имеют граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий в соответствии с п. 2 Порядка, в частности, вставшие на учет до 01 января 2005 года инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов.
В соответствии с п. 7 Порядка формирование списков граждан-получателей субсидий осуществляется органами местного самоуправления районных муниципальных образований и г. Элиста, в которых эти граждане встали на учет до 01 января 2005 года в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Списки формируются в той хронологической последовательности, в какой граждане-получатели субсидий были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий согласно Федеральным законам "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Уполномоченный орган исполнительной власти Республики Калмыкия на основании Списков, представленных органами местного самоуправления, формирует сводные списки по Республике Калмыкия. Сводные списки формируются в той же хронологической последовательности, в какой граждане-получатели субсидий были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Граждане, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в сводных списках в алфавитном порядке. Распределение годового объема средств федерального бюджета, предусмотренных на предоставление субвенций, между гражданами в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" осуществляется по дате постановки на учет граждан, указанных в сводных списках.
Из системного толкования приведенного выше законодательства следует, что обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года, производится в порядке очередности путем их принятия на соответствующий учет.
Согласно представленному суду апелляционной инстанции сводному списку инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, обладающих правом на предоставление социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", вставших на учет до 01 января 2005 года, по Республике Калмыкия, истец Оргадыкова А.М. по состоянию на 01 января 2018 года значится под N 181.
Удовлетворяя требования о предоставлении Оргадыковой А.М. субсидии для приобретения жилого помещения как инвалиду, суд фактически обязал ответчика предоставить эту субсидию во внеочередном порядке. Однако действующее законодательство не содержит указаний о внеочередном порядке предоставления субсидии для приобретения жилья инвалидам. Напротив, в данном постановлении содержится положение о предоставлении такой меры социальной поддержки в порядке очередности.
При рассмотрении настоящего спора суд первой инстанции изложенное не учел и пришел к выводам, не соответствующим обстоятельствам дела, допустил существенное нарушение норм материального права, в силу чего оспариваемое судебное решение подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
определила:
Решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 22 июня 2018 года отменить.
В удовлетворении исковых требований Оргадыковой Б.Б, действующей в интересах недееспособной Оргадыковой А.М, к Министерству по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия о предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения отказать.
Председательствующий А.А. Пюрвеева
Судьи: С.В. Лиджиев
Б.П. Гонеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.