Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе: председательствующего Лиджеевой Л.Л.,
судей Говорова С.И. и Литовкина В.В,
при секретаре Кикеевой Э.М,
рассмотрела в судебном заседании административное дело по исковому заявлению Дорджиевой Айсы Владиславовны, Яшенковой Татьяны Федоровны к ИФНС России по г.Элисте о признании незаконными решения ИФНС России по г.Элисте от 23 июня 2017г. N 356 о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ записи о жилищно-строительном кооперативе "Хамдан-Сити" и действий ИФНС России по г.Элисте по исключению жилищно-строительного кооператива "Хамдан-Сити" из ЕГРЮЛ как фактически прекратившего деятельность, возложении обязанности на ИФНС России по г.Элисте восстановить в ЕГРЮЛ запись в отношении жилищно-строительного кооператива "Хамадан-Сити" по апелляционной жалобе начальника ИФНС по г. Элисте Комушева Д.А. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 11 мая 2018 г.
Заслушав доклад председательствующего, объяснения представителя административного ответчика Манджиевой З.Х, поддержавшей доводы жалобы, возражения истца Яшенковой Т.Ф. и представителя истцов Ильжиринова В.И. против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Дорджиева А.В, Яшенкова Т.Ф. обратились в суд с настоящим иском к ИФНС России по г.Элисте, мотивируя тем, что они являлись членами некоммерческой организации "Жилищно-строительный кооператив "Хамдан-Сити" (далее - ЖСК "Хамдан-Сити", кооператив), который был застройщиком жилой группы "Сити-2" в г.Элисте. По договору от 28 августа 2012г. об участии в строительстве жилья с Яшенковой Т.Ф. кооператив обязался построить квартиру N "... " в доме N "... " жилой группы "... ", по договору от 09 февраля 2011г. об участии в строительстве жилья с Дорджиевой А.В. кооператив обязался построить квартиру N "... " в доме N "... " этой же жилой группы. Кооператив выполнил весь цикл строительных работ, передал им жилье, но не исполнил обязанности по введению объектов в эксплуатацию, в результате чего они не могут зарегистрировать свои права на созданные за их счет объекты недвижимости. В марте 2018 г. им стало известно, что деятельность ЖСК "Хамдан-Сити" 17 октября 2017г. была прекращена ИФНС России по г.Элисте с исключением записи о кооперативе из ЕГРЮЛ на основании статьи 64.2 Гражданского кодекса РФ. О том, что ИФНС России по г.Элисте начала процедуру прекращения деятельности ЖСК, их никто не уведомлял. Исключение сведений о кооперативе из ЕГРЮЛ затрагивает их права и интересы. Просили признать незаконными решение ИФНС России по г.Элисте от 23 июня 2017г. N 356 о предстоящем исключении ЖСК "Хамдан-Сити" из ЕГРЮЛ как фактически прекратившего деятельность, и действия ИФНС России по г.Элисте по исключению из ЕГРЮЛ ЖСК "Хамдан-Сити", обязать ИФНС России по г.Элисте восстановить записи в ЕГРЮЛ в отношении ЖСК "Хамдан-Сити".
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 11 мая 2018 г. административные исковые требования Дорджиевой А.В, Яшенковой Т.Ф. удовлетворены. Признаны незаконными решение ИФНС России по г.Элисте от 23 июня 2017 г. N 356 о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ записи о жилищно-строительном кооперативе "Хамдан-Сити" и действия ИФНС России по г.Элисте по исключению жилищно-строительного кооператива "Хамдан-Сити" из ЕГРЮЛ как фактически прекратившего деятельность, на ИФНС России по г.Элисте возложена обязанность восстановить в ЕГРЮЛ запись в отношении жилищно-строительного кооператива "Хамадан-Сити" (ИНН "... ", ОГРН "... "). С ИФНС по
г. Элисте в пользу Дорджиевой А.В, Яшенковой Т.Ф. взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб, по 150 руб. каждой.
В апелляционной жалобе начальник ИФНС по г. Элисте Комушев Д.А. просит решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает, что налоговым органом была соблюдена предусмотренная законом процедура исключения кооператива из ЕГРЮЛ в качестве недействующего юридического лица. Из буквального толкования положений статей 21.1, 22 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" следует, что обязательными и достаточными условиями для принятия регистрирующим органом решения о предстоящем исключении юридического лица из реестра являются непредставление в течение последних двенадцати месяцев документов налоговой отчетности и неосуществление операций по банковскому счету. Последняя отчетность представлена кооперативом 20 апреля 2016 г. за 1 квартал 2016 г. (налоговые декларации по налогу на прибыль организации, НДС и налоговый расчет по авансовому платежу по налогу на имущество организации с нулевыми показателями), последняя бухгалтерская отчетность представлена 21 марта 2014 г. за 2013 г. Кооператив имел два расчетных счета, которые согласно сведениям банка закрыты 24 сентября 2014 г. и 13 января 2016 г. Инспекцией принимались меры по истребованию не представленной кооперативом отчетности, за нарушение налогового законодательства юридическое лицо привлекалось к соответствующей ответственности. Помимо вышеуказанных критериев действующее законодательство не устанавливает иных условий для признания юридического лица прекратившим свою деятельность. Последствия бездействия кредитора при отслеживании информации о контрагенте не могут быть возложены на регистрирующий орган, не допустивший при принятии решения на основании статьи 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Изучив доводы апелляционной жалобы, рассмотрев дело по правилам части 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 218, 219 Кодекса административного судопроизводства РФ, статьями 51, 64.2 Гражданского кодекса РФ, статьями 21.1, 22 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", пришел к выводам о том, что отсутствие операций по банковским счетам не может иметь определяющего значения для некоммерческой организации - жилищно-строительного кооператива. Непредставление же в течение последних двенадцати месяцев документов налоговой отчетности служит основанием для привлечения кооператива к налоговой ответственности, но не может быть признано достаточным для прекращения его деятельности, поскольку влечет нарушение законных прав и интересов иных лиц, участников кооператива.
С такими выводами суда следует согласиться.
В силу пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Согласно пункту 1 статьи 64.2 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо, которое в течение двенадцати месяцев, предшествующих его исключению из указанного реестра, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету (недействующее юридическое лицо), считается фактически прекратившим свою деятельность и подлежит исключению из единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.
Исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц влечет правовые последствия, предусмотренные настоящим Кодексом и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам (пункт 2 статьи 64.2. Гражданского кодекса Российской Федерации).
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы регулируются Федеральным законом от 08 августа 2001г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ).
Порядок исключения юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа определен ст. 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ.
Согласно данной статье юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Как следует из материалов дела, 23 июня 2006г. в ЕГРЮЛ внесены сведения о государственной регистрации ЖСК "Хамдан-Сити" (ИНН "... ", ОГРН "... ") в качестве юридического лица. Дорджиева А.В. и Яшенкова Т.Ф. являются членами ЖСК "Хамдан-Сити".
Согласно Уставу кооператив является некоммерческой организацией (п. 1.3), целью ее уставной деятельности является удовлетворение потребностей физических и юридических лиц - членов кооператива в жилых и иных объектах недвижимости современной социальной инфраструктуры путем их строительства и (или) приобретения на собственные и привлеченные средства, а также для последующей эксплуатации и управления приобретенными и построенными объектами недвижимости (п.2.1).
Установив, что ЖСК "Хамдан-Сити" в течение 12 месяцев, предшествовавших исключению из реестра, не осуществлял операций по счетам в банке, а также не предоставлял налоговой отчетности, ИФНС России по г. Элисте 23 июня 2017г. приняла решение об исключении ЖСК "Хамдан-Сити" из ЕГРЮЛ как фактически прекратившего свою деятельность.
28 июня 2017г. сведения о предстоящем исключении ЖСК "Хамдан-Сити" из ЕГРЮЛ были опубликованы в официальном печатном издании "Вестник государственной регистрации" (часть 2 N 38 (498) от 24 сентября 2014 года/1802).
17 октября 2017г. ЖСК "Хамдан-Сити" снят с учета в налоговом органе, сведения о прекращении деятельности внесены в ЕГРЮЛ.
Из материалов дела следует, что ЖСК "Хамдан-Сити" в период, предшествующий принятию регистрирующим органом решению о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ, в 2016 г. и по настоящее время вело и ведет свою хозяйственную деятельность, о чем свидетельствуют представленные истцами доказательства.
Исходя из конституционно-правового смысла положений статей 61 и 99 ГК РФ, разъяснений, содержащихся в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2003 года N 14-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 35 Федерального закона "Об акционерных обществах", статей 61 и 99 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданина Б, ЗАО "Медиа-Мост" и ЗАО "Московская Независимая Вещательная Корпорация", юридическое лицо нельзя ликвидировать лишь по формальному признаку неоднократности нарушений требований закона даже при условии их доказанности.
Характер допущенных юридическим лицом нарушений, а также вызванные им последствия должны быть настолько существенными и неустранимыми, что восстановление законности возможно только путем его ликвидации, чего не было в данном случае.
Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.
Судом установлено, что в деятельности некоммерческой организации ЖСК "Хамдан-Сити" действительно имели место нарушения действующего законодательства, которые были выявлены регистрирующим органом.
Между тем характер допущенных нарушений и их последствия не являются существенными, и не могут являться достаточным основанием для ликвидации юридического лица, учитывая социальную значимость уставной деятельности данной некоммерческой организации (строительство, приобретение, ввод в эксплуатацию жилых домов, объектов инфраструктуры для членов кооператива).
Административные истцы по настоящему делу не могут нести бремя ответственности за нарушения налогового законодательства со стороны ответственных лиц кооператива, в противном случае нарушается баланс между частным и публичным интересом в сфере административно- публичных отношений.
Таким образом, поскольку судом установлено нарушение прав истцов, не имеющих возможности зарегистрировать свое право собственности на приобретенные ими объекты недвижимости, а ответчик не доказал обратное, решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 14 июня 2018 г. об удовлетворении административных исковых требований является законным и обоснованным.
Доводы жалобы были предметом обсуждения в суде первой инстанции, им дана надлежащая оценка, фактически направлены на иную оценку установленных по делу обстоятельств и доказательств.
Каких-либо новых правовых доводов, опровергающих выводы суда, в том числе в связи с нарушением судом норм материального и процессуального права, апелляционная жалоба не содержит.
При таких данных решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия
определила:
Решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 14 июня 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Л.Л. Лиджеева
Судьи
С.И. Говоров
В.В. Литовкин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.