Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Лиджеевой Л.Л,
судей Литовкина В.В. и Панасенко Г.В,
при секретаре Шургаевой Л.Н,
рассмотрела в судебном заседании административное дело по исковому заявлению Межрайонной ИФНС России N 2 по Республике Калмыкия к Багаури Елгудже Виссарионовичу о взыскании недоимки по налогам по апелляционной жалобе ответчика Багаури Е.В. на решение Малодербетовского районного суда Республики Калмыкия от 18 июня 2018 г.
Заслушав доклад председательствующего, объяснения административного ответчика Багаури Е.В, поддержавшего доводы жалобы, возражения представителя административного истца Батаева С.Е. против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
установила:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 2 по Республике Калмыкия (далее - МИФНС N 2) обратилась в суд с административным иском к Багаури Е.В. о взыскании недоимки по налогам, мотивируя следующим. Багаури Е.В. на праве собственности принадлежат земельный участок, расположенный по адресу: "... "; земельный участок, расположенный по адресу: "... "; жилой дом, расположенный по адресу: "... "; иные строения, помещения и сооружения, расположенные по адресу: "... "; гараж, расположенный по адресу: "... ", а также транспортные средства марки "... ", год выпуска 1996, регистрационный номер "... "; марки "... ", год выпуска 2007, регистрационный номер "... "; марки "... ", год выпуска 2013, регистрационный номер "... ". Ответчику направлялось налоговое уведомление, в котором предлагалось добровольно уплатить налог в установленный законом срок. Однако налоги ответчиком не уплачены, в связи с чем ему направлено требование об уплате налога, которое до подачи иска не исполнено. Административный истец просил взыскать с Багаури Е.В. в пользу ИФНС N 2 недоимку: налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений: пеня за 2016-2017 гг. в размере 0 руб. 59 коп, транспортный налог с физических лиц: налог за 2016 гг. в размере 8836 руб, пеня за 2016-2017 гг. в размере 5 руб. 87 коп, земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений: налог за 2016 г. в размере 2040 руб, пеня за 2016-2017 гг. в размере 3 руб. 21 коп, земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений: пеня за 2016-2017 гг. в размере 0 руб. 59 коп, всего на сумму 10 886 руб. 26 коп.
Решением Малодербетовского районного суда Республики Калмыкия от
18 июня 2018 г. административные исковые требования МИФНС N 2 к Багаури Е.В. о взыскании недоимки по налогам удовлетворены частично. С Багаури Е.В. в пользу МИФНС N 2 взыскана недоимка в размере 10 886 руб. 26 коп, из которых: налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений: пеня за 2016-2017 гг. в размере 0 руб. 59 коп, транспортный налог с физических лиц: налог за 2014, 2016 гг. в размере 8836 руб, пеня за 2014, 2016 гг. в размере 5 руб. 87 коп, земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений: налог за 2016 г. в размере 2040 руб, пеня за 2016-2017 гг. в размере 3 руб. 21 коп, земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений: пеня за 2016-2017 гг. в размере 0 руб. 59 коп. В удовлетворении остальной части административных исковых требований МИФНС N 2 к Багаури Е.В. отказано. С Багаури Е.В. в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 435 руб. 45 коп.
В апелляционной жалобе административный ответчик Багаури Е.В. просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в части взыскания транспортного налога. Указывает, что факт наличия регистрационной записи о транспортном средстве не может влечь за собой обязанность по уплате транспортного налога в отсутствие у налогоплательщика транспортного средства. Как следует из пункта 1 статьи 358 Налогового кодекса РФ, объектом налогообложения по транспортному налогу являются именно транспортные средства, а не факты внесения регистрационных записей о транспортных средствах. В случае фактического отсутствия у налогоплательщика транспортного средства, например, в связи с его уничтожением, транспортный налог не подлежит уплате ввиду отсутствия объекта налогообложения. Если транспортное средство отсутствует, хотя оно и зарегистрировано за налогоплательщиком, но не участвует в дорожном движении, не оказывает воздействие на дороги, экологию, следовательно, не является объектом налогообложения.
Изучив доводы апелляционной жалобы, рассмотрев дело по правилам части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Удовлетворяя исковые требования в части, суд, руководствуясь статьями 356-358, 360, 362, 388, 389 Налогового кодекса РФ, исходил из того, что административным ответчиком не исполнена установленная законом обязанность по уплате налогов. Транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками, на которых зарегистрированы транспортные средства, с момента регистрации и до снятия транспортного средства с регистрации органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
С такими выводами следует согласиться.
Согласно части 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В силу статьи 357 Налогового кодекса РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признанные объектами налогообложения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 358 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются, в том числе, автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.
Статья 356 Налогового кодекса РФ предусматривает, что транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Законом Республики Калмыкия N 79-V-3 от 18 ноября 2014 г. "О транспортном налоге" в соответствии с частью второй НК РФ установлен и введен транспортный налог на всей территории Республики Калмыкия.
Статьей 1 Закона Республики Калмыкия N 79-V-3 в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определена налоговая база, в зависимости от мощности двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Пунктом 1 статьи 362 Налогового кодекса РФ установлено, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
В связи с неуплатой налогов в установленный срок налогоплательщику направлено требование N 4790 по состоянию на 6 декабря 2017 г. об уплате земельного налога, пени на земельный налог, транспортного налога и пени на транспортный налог, налога на имущество физических лиц и пени на налог на имущество физических лиц в срок до 23 января 2018 г, однако задолженность по вышеуказанным налогам Багаури Е.В. не уплачена по настоящее время.
Как видно из справки ОНД и ПР по Октябрьскому и Малодербетовскому районам УНД и ПР ГУ МЧС России по РК, 13 января 2016 г. в результате пожара огнем уничтожены принадлежащие Багаури Е.В. два легковых автомобиля "... "с государственным регистрационным номером "... ", 2009 года выпуска, и "... " с государственным регистрационным номером "... ", 1999 года выпуска.
Между тем, из справки МРЭН ОГИБДД МО МВД России "Сарпинский" от 31 октября 2017 г. следует, что принадлежащее Багаури Е.В. транспортное средство марки "... " с государственным регистрационным номером "... ", 1999 года выпуска, снято с учета лишь 31 октября 2017 г. в связи с утратой.
Согласно пункту 3 статьи 362 Налогового кодекса РФ в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.
Как следует из приведенных выше положений налогового законодательства, наличие обязанности по уплате транспортного налога связывается с фактом регистрации транспортного средства за конкретным лицом.
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации N 938 от 12 августа 1994 г. "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах Гостехнадзора, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке.
На основании пункта 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 01 января текущего года.
Таким образом, вопреки доводам жалобы факт утраты транспортного средства в отсутствие данных о снятии его с регистрационного учета не является основанием для прекращения обязанности по уплате транспортного налога в соответствии с приведенными выше нормами налогового законодательства. Налоговый орган при начислении налога исходит из сведений ГИБДД о регистрации транспортного средства, представленных за конкретный налоговый период.
Налогоплательщик сам должен был проявить осмотрительность и озабоченность, сняв утраченные транспортные средства с учета в органах ГИБДД.
Оснований для исключения транспортного средства из объектов налогообложения ранее снятия его с регистрационного учета у налогового органа не имелось, и требования налогового органа об оплате транспортного налога являются законными и обоснованными.
Каких-либо правовых доводов, опровергающих выводы суда, в том числе в связи с нарушением судом норм материального и процессуального права, апелляционная жалоба не содержит.
При таких данных оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия
определила:
Решение Малодербетовского районного суда Республики Калмыкия от 18 июня 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Л.Л. Лиджеева
Судьи
В.В. Литовкин
Г.В. Панасенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.