Судья Верховного Суда РСО-Алания Моргоев Э.Т.,
при секретаре Беркаевой М.Ш,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО "Рус-Телетот" на постановление судьи Советского районного Суда РСО-Алания от 21 декабря 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст.14.1.1 КоАП РФ, в отношении ООО "Рус-Телетот", расположенного по адресу:
...
Постановлением судьи Советского городского суда г.Владикавказа РСО-Алания от 21 декабря 2017 года ООО "Рус-Телетот" признано виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч. 3 ст. 14.1.1 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере... тысяч рублей.
Решением судьи Верховного Суда РСО-Алания от 12 марта 2018 года постановление судьи Советского городского суда г.Владикавказа РСО-Алания от 21 декабря 2017 года отменено, действия ООО "Рус-Телетот" с ч. 3 ст. 14.1.1 КоАП РФ переквалифицированы на ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ, и ООО "Рус-Телетот" подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере... рублей.
Постановлением заместителя Председателя Верховного Суда РСО-Алания от 02 июля 2018 года решение судьи Верховного Суда РСО-Алания от 12 марта 2018 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Верховный Суд РСО-Алания.
В жалобе, поданной в Верховный Суд РСО-Алания, ООО "Рус-Телетот" просит постановление судьи Советского районного суда г.Владикавказа РСО-Алания от 21 декабря 2017 года отменить, считая неправильным.
В судебном заседании представитель ООО "Рус-Телетот" Хадзарагов Х.Т. жалобу поддержал, просил удовлетворить, постановление судьи Советского городского суда г.Владикавказа РСО-Алания от 21 декабря 2017 года отменить.
В судебном заседании представитель МИФНС России по г.Владикавказу РСО-Алания Гудиева И.С. просила постановление судьи Советского городского суда г.Владикавказа РСО-Алания от 21 декабря 2017 года оставить без изменения, жалобу ООО "Рус-Телетот" - без удовлетворения.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы заявителя жалобы, выслушав мнения сторон, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 14.1.1 КоАП РФ административным правонарушением признается осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне с нарушением условий, предусмотренных разрешением на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, либо осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах с нарушением условий, предусмотренных лицензией.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1130 утверждено Положение о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах (далее также Положение о лицензировании).
Согласно подпункту "з" пункта 4 данного Положения (в редакции, действовавшей до изменений, внесенных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 марта 2015 г. N 223) лицензионным требованием, предъявляемым к соискателю лицензии (лицензиату) при осуществлении лицензируемого вида деятельности, является, в том числе соблюдение лицензиатом Правил совершения операций с денежными средствами при организации и проведении азартных игр, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2007 г. N 441 (далее также Правила совершения операций с денежными средствами).
Как следует из материалов дела,... года главным государственным налоговым инспектором отдела оперативного контроля Межрайонной ИФНС России по г.Владикавказ РСО-Алания составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.1.1 КоАП РФ (осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне с нарушением условий, предусмотренных разрешением на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, либо осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах с нарушением условий, предусмотренных лицензией), в отношении юридического лица - ООО "Рус-Телетот".
Основанием для привлечения ООО "Рус-Телетот" к административной ответственности по указанной норме послужило выявленное в результате проведенной Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России по г.Владикавказ РСО-Алания проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, полноты учета выручки и порядка работы с денежной наличностью, которой установлено, что в обособленном подразделении ООО "Рус-Телетот", расположенном по адресу:... имели место нарушения, выразившиеся в осуществлении выплат выигрышей участникам азартных игр за счет наличных денег, поступивших при приеме ставок; несоблюдение порядка хранения и расходования свободных денежных средств.
Признавая ООО "Рус-Телетот" виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.1.3 КоАП РФ, судья районного суда пришел к выводу о том, что оно осуществляет деятельность по организации и проведению азартных игр в игорной зоне с нарушением условий, предусмотренных лицензией.
Вместе с тем с таким выводом судьи согласиться нельзя по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, относятся: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
Так, согласно Правилам совершения операций с денежными средствами при организации и проведении азартных игр, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2007 г. N 441, организатор азартных игр при совершении операций с денежными средствами при организации и проведении азартных игр в игорном заведении должен обеспечить соблюдение порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, определенного Центральным банком Российской Федерации.
Под организатором азартной игры в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" понимается юридическое лицо, осуществляющее деятельность по организации и проведению азартных игр.
Названное выше Положение о порядке ведения кассовых операций распространяется на юридических лиц, ведущих бухгалтерский учет в соответствии с требованиями, установленными органами, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" экономический субъект обязан вести бухгалтерский учет. Требования Положения о порядке ведения кассовых операций адресованы юридическим лицам при ведении операций по приему наличных денег, включая их пересчет, выдаче наличных денег (кассовые операции) в месте для проведения кассовых операций (касса), определенном руководителем юридического лица.
В соответствии с п.2.9 Устава ООО "Рус-Телетот" филиалы и представительства Общества не являются юридическими лицами и действуют на основании утвержденных Обществом положений.
Вывод нижестоящей судебной инстанции о виновности ООО "Рус-Телетот" является преждевременным, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства того, что названный пункт приема ставок является обособленным структурным подразделением юридического лица (его филиалом или представительством). При этом касса пункта приема ставок не является кассой юридического лица (местом проведения кассовых операций) по смыслу Положения о порядке ведения кассовых операций.
Доказательств того, что общество не соблюдает предусмотренные законодательством требования при работе с наличными денежными средствами, материалы дела также не содержат.
Из содержания Правил совершения операций с денежными средствами следует, что в кассе игорного заведения осуществляется выдача обменных знаков (фишки, жетоны или иные знаки (документы) в обмен на денежные средства, а также производится выдача выигрыша в обмен на предъявленные обменные знаки игорного заведения.
В соответствии с п.3.4 Положения о порядке ведения кассовых операций в игорном бизнесе, утвержденным генеральным директором ООО "Рус-Телетот" 1 января 2015 года, предусмотрено, что в обмен на денежные средства в кассе игорного заведения выдается обменный знак (билет, квитанция) игорного заведения, что согласуется с ч.4 Постановления Правительства РФ от 10.07.2007 N441 "Об утверждении Правил совершения операций с денежными средствами при организации и проведении азартных игр".
Согласно ч. 5 Постановления Правительства РФ от 10.07.2007 года N441 "Об утверждении Правил совершения операций с денежными средствами при организации и проведении азартных игр" выдача выигрыша в виде денежных средств производится в кассе игорного заведения в обмен на предъявленные обменные знаки игорного заведения (билет, квитанцию).
В силу пункта 6.1 Положения о порядке ведения кассовых операций юридическое лицо обеспечивает организацию ведения кассовых операций, установленных этим Положением, в том числе внесение в кассовую книгу всех записей, которые должны быть сделаны на основании приходных кассовых ордеров и расходных кассовых ордеров (полное оприходование в кассу наличных денег); недопущение накопления в кассе наличных денег сверх установленного лимита остатка наличных денег, за исключением случаев, установленных в абзаце втором пункта 1.4 названного Положения.
Согласно пунктам 1.10, 1.11 данного Положения юридическое лицо может вести кассовые операции, отражаемые в кассовой книге, с применением программно-технических комплексов. Мероприятия по обеспечению сохранности наличных денег при ведении кассовых операций, хранении, транспортировке, порядок и сроки проведения проверок фактического наличия наличных денег определяются юридическим лицом.
Положением о порядке ведения кассовых операций в обществе, установлено, что кассовая книга ведется головным подразделением юридического лица и филиалами, выделенными на отдельный баланс и имеющими расчетный счет. Головное подразделение и филиалы в кассовой книге учитывают, в том числе поступление и выдачу наличных денег пунктами приема ставок, не выделенными на отдельный баланс, не имеющими расчетного счета, структурно входящими в состав головного подразделения или филиала в соответствии с Положением о филиале и/или приказом генерального директора общества.
При изложенных обстоятельствах в действиях общества не усматривается нарушения требований Положения о порядке ведения кассовых операций и Правил совершения операций с денежными средствами, порядок работы общества с денежной наличностью в пункте приема ставок общества по адресу:... соответствует требованиям законодательства.
Данные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии нарушения обществом подпункта "з" пункта 4 Положения о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1130, в части невыполнения установленного Правилами совершения операций с денежными средствами при организации и проведении азартных игр, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2007 г. N 441, требования о соблюдении порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, определенного Центральным банком Российской Федерации.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Таким образом, вывод судьи районного суда о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1.1 КоАП РФ, ошибочен.
При указанных обстоятельствах, постановление судьи Советского районного суда г.Владикавказа РСО-Алания от 21 декабря 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст.14.1.1 КоАП РФ, в отношении ООО "Рус-Телетот", подлежат отмене, а производство по настоящему делу подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в действиях ООО "Рус-телетот" состава вменяемого административного правонарушения.
Руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ,
решил:
жалобу "ООО "Рус-Телетот"- удовлетворить.
Постановление судьи Советского районного суда г.Владикавказа РСО-Алания от 21 декабря 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст.14.1.1 КоАП РФ, в отношении ООО "Рус-Телетот", отменить.
Производство по настоящему делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Верховного Суда РСО-Алания Э.Т. Моргоев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.