Врио председателя Верховного Суда Республики Мордовия Сюбаев И.И., рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью " ГУК Пролетарского района", в лице директора ФИО1, на постановление главного государственного санитарного врача по Республике Мордовия ФИО от 11 января 2018 г., решение судьи Пролетарского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 26 марта 2018 г., решение судьи Верховного Суда Республики Мордовия от 22 мая 2018г., вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"",
установил:
постановлением главного государственного санитарного врача по Республике Мордовия ФИО от 11 января 2018г. общество с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания Пролетарского района" (далее по тексту - ООО "ГУК "адрес"") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП Российской Федерации), и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере двадцати тысяч рублей.
Решением судьи Пролетарского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 26 марта 2018 г. постановление главного государственного санитарного врача по Республике Мордовия ФИО от 11 января 2018 г. оставлено без изменения.
Решением судьи Верховного Суда Республики Мордовия от 22 мая 2018г. данное решение судьи Пролетарского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 26 марта 2018 г. оставлено без изменения, жалоба ООО "ГУК Пролетарского района" и дополнения к ней - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Мордовия, ООО "ГУК Пролетарского района" просит отменить постановление главного государственного санитарного врача по Республике Мордовия от 11 января 2018г. и судебные решения, принятые по результатам рассмотрения жалоб на данное постановления, считая их незаконными и необоснованными.
В обоснование доводов об отсутствии в действиях "ГУК Пролетарского района" состава вмененного административного правонарушения указывает, что управляющей компанией предпринимались все необходимые меры для соблюдения норм и правил жилищного и гражданского законодательства при обслуживании многоквартирных домов "N" "данные изъяты", и что за качество питьевой воды на границе балансовой принадлежности (на вводе в жилой дом) отвечает поставщик услуги-ресурсоснабжающая организация-МП ГО Саранск "Сараское водопроводно-канализационное хозяйство", а за горячую воду -ПАО "Т Плюс".
Определением заместителя председателя Верховного Суда Республики Мордовия от 28 июня 2018г. жалоба ООО "ГУК Пролетарского района" принята к рассмотрению.
Проверив материалы дела в полном объеме, изучив доводы, изложенные в жалобе ООО "ГУК Пролетарского района" считаю, что правовых оснований для удовлетворения жалобы и отмены обжалуемых постановления от 11 января 2018г, судебных решений, не имеется.
Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
На основании его положений санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (часть 1 статья 2).
В соответствии со статьёй 19 указанного Федерального закона от 30 марта 1999 г. N52-ФЗ питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства (пункт 1). Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям (пункт 2).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26 сентября 2001г. N24 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН 2.1.4.1074-01), которые устанавливают гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения, гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения, а также правила контроля качества воды, подаваемой такими системами.
Причем, качество питьевой воды, подаваемой системой водоснабжения, должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.
Безопасность питьевой воды в эпидемическом отношении определяется ее соответствием нормативам по микробиологическим и паразитологическим показателям, представленным в таблице 1. При возникновении на объектах и сооружениях системы водоснабжения аварийных ситуаций или технических нарушений, которые приводят или могут привести к ухудшению качества питьевой воды и условий водоснабжения населения, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, обязаны немедленно принять меры по их устранению и информировать об этом центр госсанэпиднадзора (подпункт 2.5 пункта 2, пункты 3.2, 3.3 СанПиН 2.1.4.1074-01).
Показатели безвредности питьевой воды по химическому составу и органолептическим свойствам определены пунктами 3.4, 3.5 СанПиН 2.1.4.1074-01.
Статья 6.5 КоАП Российской Федерации предусматривает административную ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению. Такое административное правонарушение влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Субъектом указанного административного правонарушения являются, в том числе, юридические лица, деятельность которых связана с эксплуатаций централизованных систем питьевого водоснабжения населения, и обеспечением населения горячей водой, и которые обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды СанПиН 2.1.4.1074-01.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, по результатам санитарно-эпидемиологического расследования, проведенного на основании распоряжения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия от 21.11.2017г. "N", при обследовании инженерных коммуникаций внутренних сетей водопровода горячего и холодного водоснабжения корпусов "N" и "N" "адрес", в которых управляющей компанией и исполнителем коммунальных услуг является ООО "ГУК Пролетарского района", находящееся по адресу: "адрес", обязанностью которого является обеспечение предоставления собственникам помещений в многоквартирном доме и лицам, пользующимся помещениями, необходимых коммунальных услуг (электроснабжения, водоснабжения, водоотведения (канализации), горячего водоснабжения и теплоснабжения (отопления) надлежащего качества установлено, что "дата" "данные изъяты", "дата" "данные изъяты" ООО "ГУК Пролетарского района" допустило нарушение обязательных санитарно-эпидемиологических требований к обеспечению безопасности водоснабжения, выявленных в результате санитарно-эпидемиологической экспертизы лабораторных исследований проб воды на микробиологические показатели.
При проведении анализа результатов исследований проб воды, отобранных в квартирах корпусов "N" и "N" "адрес", выполненных аккредитованным испытательным лабораторным центром ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия" (протоколы лабораторных исследований "N" от "дата", "N" от "дата", "N" от "дата", "N" от "дата" и экспертное заключение по результатам лабораторных (инструментальных) исследований, испытаний "N" от "дата") установлено, что:
качество воды питьевой, отобранной из разводящей сети "адрес" по микробиологическим показателям не соответствует требованиям раздела 3, пункта 3.3 СанПиН 2.1.4.1074-01 - выделены общие колиформные бактерии (далее по тексту - ОКБ), термотолерантные колиформные бактерии (далее по тексту - ТКБ), в количестве 8,3 в 100 мл воды;
качество воды питьевой, отобранной из разводящей сети "адрес" по микробиологическим показателям не соответствует требованиям раздела 3, пункта 3.3 СанПиН 2.1.4.1074-01 - выделены ОКБ, ТКБ), в количестве 12 в 100 мл холодной вода ( "адрес"), в количестве 19,6 в 100 мл холодной воды ( "адрес"), в количестве 22,6 в 100 мл холодной воды ( "адрес");
качество горячей воды, отобранной из разводящей сети "адрес" по микробиологическим показателям не соответствует требованиям раздела 3, пункта 3.3 СанПиН 2.1.4.1074-01 - выделены ОКБ, ТКБ, в количестве 0,6 в 100 мл горячей воды;
качество воды питьевой, отобранной из разводящей сети квартиры "N" квартиры "N" "адрес" по микробиологическим показателям не соответствует требованиям раздела 3, пункта 3.3 СанПиН 2.1.4.1074-01 - выделены ОКБ, ТКБ, в количестве 24,7 в 100 мл воды (квартира "N"), в количестве 31 в 100 мл холодной воды (квартира "N");
в воде централизованной системы горячего водоснабжения квартиры "N" корпуса "N" "адрес" обнаружена РНК норовирусов 2 генотипа.
Согласно таблице 1 пункта 3.3 раздела 3 СанПиН 2.1.4.1074-01 термотолерантных колиформных бактерий не должно быть в 100 мл воды, общих колиформных бактерий не должно быть в 100 мл воды, что не соответствует Правилам "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности горячего водоснабжения".
По факту выявленных нарушений требований п. 3.3, раздела 3 СанПиН 2.1.4.1074-01"Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности горячего водоснабжения" (с изменениями и дополнениями от 07 апреля 2009г, 25 февраля и 28 июня 2010г.) 27 ноября 2017 г. главным специалистом-экспертом отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия ФИО2 в отношении ООО "ГУК Пролетарского района" был составлен протокол "N" об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.5 КоАП Российской Федерации.
Постановлением главного государственного санитарного врача по Республике Мордовия ФИО по делу об административном правонарушении от 11 января 2018 г. ООО "ГУК Пролетарского района" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 КоАП Российской Федерации.
Доказательствами нарушения санитарно-эпидемиологических требований, на основании которых были установлены событие и состав административного правонарушения, послужили: распоряжение Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия о проведении санитарно-эпидемиологического расследования в отношении ООО "ГУК Пролетарского района" от "дата" "N", из которого следует, что решение о проведении мероприятий было принято в связи полученной информацией из ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия" о состоянии инфекционной и паразитарной заболеваемости по г.о. Саранск (т. 1, л.д. 152-154); список обращений граждан по МКД по "адрес" за период "дата" по "дата" (т. 1, л.д. 155); договоры управления многоквартирным домом от "дата", от "дата" (т. 1, л.д. 29-35, 36-42); устав ООО "ГУК Пролетарского района" (т. 1, л.д. 205-219); договор о снабжении горячей водой для целей оказания коммунальных услуг, заключенный "дата" между ООО "ГУК Пролетарского района", являющимся потребителем, и ООО "СаранскТеплоТранс" (т. 1, л.д. 179-193); протоколы лабораторных исследований "N", "N", "N", "N" от "дата", согласно которым исследованы пробы воды питьевой централизованной системы холодного водоснабжения и горячего водоснабжения, отобранные "дата" из разводящей сети холодного и горячего водоснабжения водоразборного крана на вводе в жилой дом и квартир N "N", "N" "N", "N" корпуса "N", квартир N "N", "N" корпуса "N" "адрес" (т. 1, л.д. 164-167, 168-171, 172-175, 176-178); экспертное заключение "N" от "дата" (т. 1, л.д. 19-20); протокол об административном правонарушении "N" от "дата", составленный уполномоченным на то должностным лицом в соответствии с положениями статьи 28.2 КоАП Российской Федерации. (т. 1, л.д. 17-18).
Привлекая юридическое лицо к административной ответственности, главный государственный санитарный врач по Республике Мордовия ФИО пришла к правильному выводу о наличии в действиях ОАО ООО "ГУК Пролетарского района" состава административного правонарушения, предусмотренного статьёй 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельства, подлежащие в силу статьи 26.1 КоАП Российской Федерации выяснению по делу об административном правонарушении, выяснены всесторонне, полно и объективно.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено уполномоченным должностным лицом в соответствии с требованиями статей 29.5-29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП Российской Федерации для данной категории дел. Административное наказание юридическому лицу назначено в пределах санкции статьи 6.5 КоАП Российской Федерации.
Фактические обстоятельства дела тщательно проверены как судьей районного, так и судьей верховного суда республики.
Приведенным выше доказательствам должностным лицом, вынесшим постановление по делу об административном правонарушении, судьями нижестоящих судебных инстанций, дана надлежащая, полная и всесторонняя оценка в совокупности, согласно требованиям статьи 26.11 КоАП Российской Федерации.
Выводы должностного лица о доказанности вины ООО "ГУК Пролетарского района" в совершении вмененного административного правонарушения, нашли свое подтверждение в решениях судьи районного суда от 26 марта 2018г, судьи верховного суда республики от 22 мая 2018г, основанных на правильном применении закона и правильной оценке доказательств, вынесенных в соответствии с требованиями статьи 30.7 КоАП Российской Федерации. Задачи производства по делу об административном правонарушении, предусмотренные статьей 24.1 КоАП Российской Федерации, выполнены.
Доводы, указанные в жалобе ООО "ГУК Пролетарского района", в том числе об отсутствии в действиях юридического лица состава правонарушения, являлись предметом проверки судей нижестоящих судов в ходе судебного разбирательства и правомерно признаны несостоятельными с указанием мотивов принятых решений.
Изложенный в жалобе довод о ненадлежащем субъекте ответственности по данному правонарушению является ошибочным, противоречащим закону.
В соответствии с частью первой статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
ООО "ГУК Пролетарского района", являясь управляющей компанией и осуществляющей управление многоквартирным домом "N" по "адрес", в соответствии с частью первой статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, условиями договоров управления многоквартирным домом от "дата" и "дата"г, обязано оказывать потребителям коммунальные услуги надлежащего качества, и в силу требований пункта 2 статьи 19 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пункта 3.2 СанПиН 2.1.4.1074-01, в том числе, обязано было обеспечить соответствие качества подаваемой потребителям питьевой воды и горячей воды непосредственно в жилые помещения (после границы балансовой принадлежности с ресурсоснабжающими организациями) санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Из материалов дела усматривается, что требования санитарных правил, предъявляемые к качеству питьевой воды и качеству горячей воды не были соблюдены в местах водозабора (квартиры N "N", "N", "N", "N" корпуса "N" "адрес", квартиры "N", "N" корпуса "N" "адрес"), что подтверждается протоколами лабораторных исследований и экспертным заключением "N" от "дата"
Доказательств, свидетельствующих о том, что ООО "ГУК Пролетарского района" предприняло все зависящие меры по соблюдению требований законодательства, направленные на обеспечение качественного холодного и горячего водоснабжения, в материал дела не представлены.
Поскольку жалоба не содержит в себе иных доводов, которые не являлись бы предметом проверки в суде первой или второй инстанции, а также ставили бы под сомнение состоявшиеся судебные решения и постановление о привлечении ООО "ГУК Пролетарского района" к административной ответственности, оснований для ее удовлетворения не имеется.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, врио председателя верховного суда республики
постановил:
постановление главного государственного санитарного врача по Республике Мордовия ФИО от 11 января 2018 г, решение судьи Пролетарского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 26 марта 2018 г, решение судьи Верховного Суда Республики Мордовия от 22 мая 2018г, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания Пролетарского района" оставить без изменения, а жалобу общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания Пролетарского района", в лице директора ФИО1 - без удовлетворения.
Врио председателя
Верховного Суда
Республики Мордовия И.И. Сюбаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.