Врио председателя Верховного Суда Республики Мордовия Сюбаев И.И., рассмотрев жалобу Ш. на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 16 февраля 2018 г., решение судьи Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 17 апреля 2018г., решение судьи Верховного Суда Республики Мордовия от 25 мая 2018 г., вынесенные в отношении руководителя контрактной службы-начальника отдела планирования, предназначения, подготовки и учета мобилизационных ресурсов ФКУ "Военный комиссариат Республики Мордовия" Ш., по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее УФАС России по Республике Мордовия) ФИО1 от 16 февраля 2018г, оставленным без изменения решением руководителя УФАС России по Республике Мордовия ФИО2 от 06 марта 2018г, руководитель контрактной службы - начальник отдела планирования, предназначения, подготовки и учета мобилизационных ресурсов ФКУ "Военный комиссариат Республики Мордовия" Ш. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП Российской Федерации), и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 17 апреля 2018г. постановление заместителя руководителя УФАС России по Республике Мордовия Тютяниной Т.Н. от 16 февраля 2018г, решение руководителя УФАС России по Республике Мордовия Видякина С.И. от 06 марта 2018г. оставлены без изменения, жалоба Ш.-без удовлетворения.
Решением судьи Верховного Суда Республики Мордовия от 25 мая 2018г. решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 17 апреля 2018г. о пересмотре вышеуказанных постановлений должностных лиц оставлено без изменения, жалоба Ш.-без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Мордовия, Ш. ставит вопрос об отмене вступивших в законную силу постановления должностного лица о привлечении к административной ответственности и судебных решений, принятых по результатам рассмотрения его жалоб на данное постановление, и прекращении производства по делу в виду отсутствия события административного правонарушения.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает о нарушении судами норм материального права. Утверждает, что суды без учета имеющих значение для дела обстоятельств, пришли к неверному выводу о несоответствии размещенного извещения о проведении запроса котировок требованиям пункта 4 части 1 статьи 73 Федерального закона от 05 апреля 2013г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и об обязанности государственного заказчика устанавливать в извещении о проведении запроса котировок отдельного срока заключения государственного контракта с иным участником запроса котировок, определенного в соответствии с частью 13 статьи 78 Федерального закона N44-ФЗ, в случае уклонения победителя от заключения контракта, поскольку заключение контракта с иными участником запроса котировок (в случае уклонения победителя от заключения контракта) является не обязанностью, а правом заказчика. Указывает, что при рассмотрении его жалобы, судами не дана надлежащая оценка его доводу относительно невозможности деления общего срока для заключения контракта по итогам запроса котировок для победителя и для иного участника. Считает, что при формировании извещения о проведении запроса котировок "N" правомерно указан лишь общий срок для заключения государственного контракта (общая норма).
Проверив материалы дела в полном объёме и доводы жалобы Ш, считаю, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Федеральным законом от 05 апреля 2013 г. N44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок и товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N44-ФЗ), регулируются отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В силу статьи 6, части 1 статьи 8 указанного закона, контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок, и направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.
В соответствии с частью 4.2 статьи 7.30 КоАП Российской Федерации, утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, "дата" в Единой информационной системе в сфере закупок ФКУ "Военный комиссариат Республики Мордовия" размещено извещение о проведении запроса котировок. Начальная (максимальная) цена контракта: "данные изъяты". Дата и время окончания срока подачи заявок: "дата". Содержание извещения о проведении запроса котировок определено должностным лицом-руководителем контрактной службы ФКУ "Военный комиссариат Республики Мордовия" Ш.
При проведении военной прокуратурой Пензенского гарнизона проверки исполнения ФКУ "Военный комиссариат" законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд при проведении запроса котировок "N" на поставку "данные изъяты" для нужд военного комиссариата Республики Мордовия, выявлено нарушение пункта 4 части статьи 73 Федерального закона N44-ФЗ, выразившееся в отсутствии в извещении конкретного срока, в течении которого победитель запроса котировок или иной участник запроса котировок, с которым заключается контракт при уклонении победителя от заключения контракта, должен заключить контракт, что в свою очередь содержит в действиях руководителя контрактной службы - начальника отдела планирования, предназначения, подготовки и учета мобилизационных ресурсов ФКУ "Военный комиссариат Республики Мордовия" Ш. признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП Российской Федерации.
Постановлением заместителя военного прокурора Пензенского гарнизона от "дата"г. в отношении руководителя контрактной службы ФКУ "Военный комиссариат Республики Мордовия" Ш. возбуждено производство об административном правонарушении, предусмотренном частью 4.2 статьи 7.30 КоАП Российской Федерации (л.д.74)
Постановлением заместителя руководителя УФАС России по Республике Мордовия ФИО1 от 16 февраля 2018г. "N", Ш. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП Российской Федерации, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа.
Оснований усомниться в законности и обоснованности постановления о привлечении Ш. к административной ответственности по части 4.2 статьи 7.30 КоАП Российской Федерации, и судебных решений нижестоящих судов, принятых по результатам рассмотрения его жалоб на данное постановление, не имеется.
В силу пункта 4 части 1 статьи 73 Закона N44-ФЗ, в извещении о проведении запроса котировок, в том числе, должен быть указан срок, в течение которого победитель запроса котировок или иной участник запроса котировок, с которым заключается контракт при уклонении победителя запроса котировок от заключения контракта, должен подписать контракт, а также условия признания победителя запроса котировок или иного участника запроса котировок уклонившимися от заключения контракта.
Рассмотрение и оценка заявок на участие в запросе регламентируется статьей 78 Федерального закона N44-ФЗ.
Согласно положениям частей 11, 12, 13 статьи 78 Федерального закона N44-ФЗ в случае, если победитель запроса котировок не представил заказчику подписанный контракт и выписку из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованную в нотариальном порядке копию такой выписки (для юридического лица), которые получены не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок, надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица) в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок, такой победитель признается уклонившимся от заключения контракта. В этом случае заказчик вправе заключить контракт с иным участником запроса котировок, предложившим такую же, как и победитель запроса котировок, цену контракта, или при отсутствии этого участника с участником запроса котировок, предложение о цене контракта которого содержит лучшее условие по цене контракта, следующее после предложенного победителем запроса котировок условия, если цена контракта не превышает начальную (максимальную) цену контракта, указанную в извещении о проведении запроса котировок.
В соответствии с пунктом 13 и 14 данной нормы Закона, контракт может быть заключен не ранее чем через семь дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок и не позднее чем через двадцать дней с даты подписания указанного протокола, и заключается на условиях, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок, по цене и с указанием наименования, характеристик поставляемого товара (в случае осуществления поставки товара), предложенных в заявке на участие в запросе котировок победителя запроса котировок или в заявке на участие в запросе котировок участника запроса котировок, с которым заключается контракт в случае уклонения такого победителя от заключения контракта.
Следует отметить, что в соответствии с требованиями статьи 78 Закона N44-ФЗ, заключение контракта для этих участников является обязательным. В случае уклонения этих участников от заключения контракта заказчик вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта, и осуществить повторно запрос котировок.
Как усматривается из материалов дела, в извещении о проведении запроса котировок в пункте "срок, в течение которого победитель запроса котировок или иной участник котировок, с которым заключается контракт при уклонении победителя от заключения контракта, должен подписать контракт", указана норма части 13 статьи 78 Федерального закона N44-ФЗ, контракт может быть заключен не ранее чем через семь дней с даты размещения в единой информационной системе (на официальном сайте) протокола рассмотрения и оценки заявок и не позднее чем через двадцать дней с даты подписания указанного протокола.
Между тем, в нарушение пункта 4 части 1 статьи 73 Закона N44-ФЗ, устанавливающего требования к заполнению извещения, срок, в течение которого победитель запроса котировок или иной участник запроса котировок, с которым заключается контракт при уклонении победителя запроса котировок от заключения контракта, должен подписать контракт, в извещении, размещенном заказчиком "дата"г, не определен, тогда как в силу вышеприведенных норм закона, должен быть указан, при этом в установленных рамках срока, указанного в части 13 статьи 78 Федерального закона N44-ФЗ, и который должен начинаться через семь дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок и заканчиваться не позднее наступления двадцати дней с даты подписания указанного протокола, поскольку в случае уклонения победителя от заключения контракта, контракт нужно успеть заключить с иным участником запроса котировок до истечения двадцатидневного срока, как правомерно констатировано в постановлении должностного УФАС по Республике Мордовия лица и в решениях судей нижестоящих судебных инстанций.
Доводы жалобы Ш. об отсутствии события административного правонарушения подлежат отклонению.
Вопреки доводам жалобы, не определение в извещении о проведении запроса котировок срока, в течение которого победитель запроса котировок или иной участник запроса котировок, с которым заключается контракт при уклонении победителя от заключения контракта, должен заключить контракт, повлекло нарушение требований пункта 4 части 1 статьи 73 Закона N44-ФЗ.
Действия Ш. квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения Ш. административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП Российской Федерации, законность постановления органа, осуществляющего надзор в сфере антимонопольного законодательства, а также виновность заявителя в совершении вмененного правонарушения, тщательно проверены судьями нижестоящих судебных инстанций, подтверждены совокупностью исследованных доказательств.
Постановление по делу об административном правонарушении в отношении Ш. вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП Российской Федерации для данной категории дел. Административное наказание ему назначено в размере установленной санкцией части 4.1 статьи 7.30 КоАП Российской Федерации.
Вопреки доводам жалобы заявителя, судебные акты, вынесенные по результатам пересмотра постановления должностного лица о привлечении Ш. к административной ответственности, соответствуют требованиям закона. В мотивировочных частях решений судьями приведены подробное обоснование своим выводам.
Пересматривая решение судьи Ленинского районного суда Республики Мордовия, судья верховного суда республики, после выяснения обстоятельств по делу и оценки доказательств, пришел к выводу, что судьей районного суда были исследованы в полном объеме все материалы дела, проверены доводы жалобы, и в решении им была дана надлежащая оценка.
Существенных нарушений процессуальных требований закона, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не допущено.
В постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 30.01.2018г. и в постановлении должностного лица по делу об административном правонарушении конкретизировано, какие требования законодательства не соблюдены Ш. и в чем это выразилось. Более того, должностным лицом в постановлении развернуто указывается, каким образом необходимо указывать сроки заключения контракта в извещении о проведении запроса котировок в случае признания победителя уклонившимся от заключения контракта.
Принимая во внимание изложенное, и руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, врио председателя верховного суда республики
постановил:
постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 16 февраля 2018 г, решение судьи Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 17 апреля 2018г, решение судьи Верховного Суда Республики Мордовия от 25 мая 2018 г, вынесенные в отношении руководителя контрактной службы-начальника отдела планирования, предназначения, подготовки и учета мобилизационных ресурсов ФКУ "Военный комиссариат Республики Мордовия" Ш, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Ш.- без удовлетворения.
Врио председателя
Верховного Суда
Республики Мордовия И.И. Сюбаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.