Судья Верховного Суда Республики Мордовия Филимонов С.И. при секретаре Бобровой Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Саранске Республики Мордовия жалобу ООО "РЕМОНДИС Саранск" на постановление начальника отдела (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Мордовия от 28 мая 2018 г. и решение судьи Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 28 июня 2018 г.,
установил:
постановлением начальника отдела (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Мордовия ФИО1 N 1951/Н/С/177/6 от 28 мая 2018 г. ООО "РЕМОНДИС Саранск" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью третьей статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также - КоАП Российской Федерации) и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере ста десяти тысяч рублей (л.д. 4-7).
ООО "РЕМОНДИС Саранск" через своего представителя О.С. Тяжеву обжаловало постановление должностного лица в Октябрьский районный суд г. Саранска Республики Мордовия.
Решением судьи Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 28 июня 2018 г. постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба ООО "РЕМОНДИС Саранск" - без удовлетворения (л.д. 84-93).
ООО "РЕМОНДИС Саранск" через своего представителя И.В. Орлову подало жалобу в Верховный Суд Республики Мордовия, в которой просило отменить указанные постановление должностного лица и решение судьи, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, ссылаясь на то, что ФИО1 не являлся лицом, который непосредственно обнаружил совершенное административное правонарушение, о чем указано в протоколе N 1951/Н/С/177/4 от 25 мая 2018 г.; ни в протоколе, ни в постановлении конкретные части (абзацы) статьи Трудового кодекса Российской Федерации, нарушение которых было допущено, не указаны; работа грузчика не связана с наличием вредных и (или) опасных условий труда, в том числе не относится к подземным работам, класс условий труда данного рабочего места - 2, несмотря на указание в строке 050 карты аттестации N 73 на необходимость проведения медицинского осмотра, проведение медицинского осмотра грузчиков не обязательно, следовательно, в деянии в форме бездействия ООО "РЕМОНДИС Саранск" не могут усматриваться признаки состава правонарушения, предусмотренного частью третьей статьи 5.27.1 КоАП Российской Федерации (л.д. 98-99).
В судебное заседание потерпевший ФИО2 не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.
При таких обстоятельствах и в соответствии с пунктом 4 части второй статьи 30.6 КоАП Российской Федерации судья верховного суда республики считает возможным рассмотрение дела в отсутствие указанного лица.
В судебном заседании представитель ООО "РЕМОНДИС Саранск" Н.А. Борисов доводы апелляционной жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям.
В судебном заседании начальник отдела (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Мордовия ФИО1, допрошенный в качестве свидетеля, просил апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, считает, что ООО "РЕМОНДИС Саранск" обоснованно привлечено к административной ответственности по части третьей статьи 5.27.1 КоАП Российской Федерации.
Проверив на основании части третьей статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело в полном объеме, судья верховного суда республики приходит к следующему.
В силу положений части второй статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
Согласно статье 212 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить: в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организацию проведения за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров; недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров.
В соответствии со статьей 213 Трудового кодекса Российской Федерации предварительные и периодические медицинские осмотры при поступлении на работу обязаны проходить, в том числе: работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда; работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры.
В силу статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации на работодателя возложена обязанность отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. N 302н утверждены перечни вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследования) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (далее - Приказ N 302н).
В пункте 19 данного приказа предусмотрено, что периодические осмотры проводятся на основании поименных списков, разработанных на основании контингентов работников, подлежащих периодическим и (или) предварительным осмотрам (далее - поименные списки), с указанием вредных (опасных) производственных факторов, а также вида работы в соответствии с Перечнем факторов и Перечнем работ.
Включению в списки контингента и поименные списки подлежат работники: подвергающиеся воздействию вредных производственных факторов, указанных в Перечне факторов, а также вредных производственных факторов, наличие которых установлено по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в установленном порядке.
Вредный производственный фактор - это производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию (статья 209 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частью третьей статьи 5.27.1 КоАП Российской Федерации предусмотрена административная ответственность за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что на основании приказа руководителя Государственной инспекции труда в Республике Мордовия ФИО3 от 14 мая 2018 г. N 332 государственным инспектором труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Мордовия ФИО4 проведено расследование несчастного случая на производстве, произошедшего 4 мая 2018 г. в ООО "РЕМОНДИС Саранск" с грузчиком ФИО2.
В ходе проведения расследования несчастного случая на производстве установлено, что 4 мая 2018 г. в 16 часов 25 минут грузчик ФИО2, приехав к очередному месту расположения контейнеров для ТБО по адресу: г. Саранск, ул. Лихачева, д. 21, при выходе из кабины автомобиля, находясь на первой ступени лестницы кабины, спрыгнул вниз на дорожное покрытие, в результате правая нога попала на твердый предмет, находившийся на дороге. В результате чего согласно медицинскому заключению, выданному 8 мая 2018 г. ГБУЗ Республики Мордовия "Республиканская клиническая больница N 4" ФИО2 получил оскольчатый перелом обеих костей правой голени со смещением отломков. Данное повреждение относится к категории тяжелая S 82.71.
Государственным инспектором труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Мордовия ФИО4 выдано предписание N 1951/Н/С/177/3 от 25 мая 2018 г. об обязании устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а именно работнику (грузчику ФИО2) пройти в установленном порядке обязательный периодический медицинский осмотр (обследований) согласно пунктам: 1.2.37, 1.2.1, 1.2.46, 3.4.2 приложения N 1 Приказа Минздравсоцразвития России N 302н от 12 апреля 2011 г. Основание: статьи 212, 213 Трудового кодекса Российской Федерации, карта аттестации N 73.
Согласно строке 050 карты аттестации рабочего места по условиям труда N 73 грузчика (КАМАЗ "N") закреплена необходимость проведения медицинских осмотров на основании Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской федерации от 12 апреля 2011 г. N 302н по пунктам 1.2.37, 1.2.1, 1.2.46, 3.4.2.
В соответствии с заключительным актом от 24 ноября 2017 г. по результатам проведенного периодического медицинского осмотра (обследования) работников ООО "РЕМОНДИС Саранск" за 2017 год, грузчик ФИО2 по пунктам 4.1, 3.8 Приложения N 1 годен к работе.
Таким образом, ФИО2 не прошел медицинские осмотры по пунктам 1.2.37, 1.2.1, 1.2.46, 3.4.2, что является нарушением статей 212, 213 Трудового кодекса Российской Федерации.
Данные нарушения трудового законодательства послужили основанием для привлечения ООО "РЕМОНДИС Саранск" к административной ответственности по части третьей статьи 5.27.1 КоАП Российской Федерации.
Оставляя указанное постановление без изменения, судья районного суда пришел к выводу о доказанности вины ООО "РЕМОНДИС Саранск" в названном выше административном правонарушении, приняв в качестве доказательств: акт N 1 о несчастном случае на производстве от 25 мая 2018 г, приказ исполнительного директора ООО "РЕМОНДИС Саранск" М.С. Кропа о создании комиссии по расследованию несчастного случая, произошедшего с грузчиком ФИО2 от 14 мая 2018 г. N 6, приказ руководителя Государственной инспекции труда ФИО3 N 332 от 14 мая 2018 г. о поручении расследования несчастного случая, извещение о групповом несчастном случае (тяжелом несчастном случае), несчастном случае со смертельным исходом от 11 мая 2018 г, заключительный акт от 24 ноября 2017 г, карту аттестации рабочего места по условиям труда N 73, предписание N 1951/Н/С/177/3 от 25 мая 2018 г, протоколом об административном правонарушении N 1951/Н/С/177/4 от 25 мая 2018 г. и другие материалы дела об административном правонарушении.
Доказательства по делу получены с соблюдением закона, сомнения в достоверности не вызывают, и эти доказательства в их совокупности подтверждают событие, состав административного правонарушения, в том числе вину ООО "РЕМОНДИС Саранск" в совершении правонарушения.
Проверяя законность и обоснованность постановления должностного лица от 28 мая 2018 г, судья районного суда правильно применил нормы материального права, приведя в мотивировочной части решения подробное обоснование своим выводам и дав исчерпывающую оценку представленным доказательствам.
Административное наказание назначено в пределах санкции, установленной частью третьей статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки доводам жалобы протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом с соблюдением требований, предусмотренных статьей 28.2 КоАП Российской Федерации. Постановление по административному делу отвечает требованиям, предъявляемым статьей 29.10 КоАП Российской Федерации.
Жалоба на постановление должностного лица рассмотрена судьей районного суда с соблюдением правил родовой и территориальной подсудности, всесторонне, полно и объективно, исследованным доказательствам дана надлежащая и мотивированная оценка с соблюдением правил, предусмотренных статьей 26.11 КоАП Российской Федерации, правильность которой не вызывает сомнений.
Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность выводов должностного лица, судьи о доказанности вины в совершении описанного выше административного правонарушения, материалы дела не содержат.
Существенных нарушений процессуальных требований закона, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не допущено.
Оснований для отмены решения судьи районного суда и постановления по делу об административном правонарушении, оснований для освобождения от административной ответственности или прекращения производства по делу не усматривается.
По вышеуказанным основаниям отклоняются доводы жалобы, которые к тому же были предметом судебного разбирательства и получили надлежащую оценку в обжалуемом судебном решении.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 30.7-30.9, 30.12-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья верховного суда республики
решил:
оставить постановление начальника отдела (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Мордовия от 28 мая 2018 г. и решение судьи Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 28 июня 2018 г. без изменения, жалобу ООО "РЕМОНДИС Саранск" без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано и опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, путем подачи жалобы и принесения протеста непосредственно в Верховный Суд Республики Мордовия на имя председателя верховного суда республики.
Судья Верховного Суда
Республики Мордовия С.И. Филимонов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.