СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Тепляковой Е.Л.
судей Пунегова П.Ф. и Сусловой Н.А.
при секретаре Поповой О.К.
рассмотрела в судебном заседании 5 апреля 2018 года дело по апелляционной жалобе Сыктывкарского линейного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 17 января 2018 года, по которому
обязано Сыктывкарское линейное управление Министерства внутренних дел России на транспорте привести помещение дежурной части и комнаты для хранения оружия Сосногорского линейного отдела полиции Сыктывкарского линейного управления Министерства внутренних дел России на транспорте в соответствие с требованиями Инструкции по организации снабжения, хранения, учета, выдачи (приема) обеспечения сохранности вооружения и боеприпасов в органах внутренних дел, утвержденной приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 12 января 2009 года N 13, в течении одного года со дня вступления решения суда в законную силу;
обязано Сыктывкарское линейное управление Министерства внутренних дел России на транспорте привести помещение дежурной части Сосногорского линейного отдела полиции Сыктывкарского линейного управления Министерства внутренних дел России на транспорте в соответствие с требованиями Приложений N 1 и N 2 Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа Министерства внутренних дел России, утвержденного приказом МВД России от 30 апреля 2012 года N 389, в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
Заслушав доклад судьи Тепляковой Е.Л, объяснения заместителя Сыктывкарского транспортного прокурора Белякова А.Ю, полагавшего решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сосногорский транспортный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Сыктывкарскому линейному управлению Министерства внутренних дел России на транспорте (далее - Сыктывкарское ЛУ МВД России на транспорте) об обязании привести помещение дежурной части и комнаты для хранения оружия Сосногорского линейного отдела полиции Сыктывкарского линейного управления Министерства внутренних дел России на транспорте (далее - Сосногорский ЛОП) в соответствие с требованиями Инструкции по организации снабжения, хранения, учета, выдачи (приема) и обеспечения сохранности вооружения и боеприпасов в органах внутренних дел, утвержденной приказом МВД РФ от 12 января 2009 года N 13, в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу, обязании привести помещение дежурной части Сосногорского линейного отдела полиции Сыктывкарского линейного управления Министерства внутренних дел России на транспорте в соответствие с требованиями Приложений N 1 и N 2 Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан, утвержденного приказом МВД РФ от 30 апреля 2012 года N 389, в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу, указав в обоснование требований, что по результатам проведенной проверки установлено, что дежурная часть Сосногорского ЛОП, расположенная по адресу: Республика Коми город Сосногорск улица Вокзальная дом 33А, не соответствует требованиям, предъявляемым к помещениям для хранения оружия и условиям содержания лиц, задержанных за административные правонарушения.
В судебном заседании заместитель Сыктывкарской транспортной прокуратуры Беляков А.Ю, действуя на основании доверенности в качестве представителя Сосногорской транспортной прокуратуры ( л.д. N), требования поддержал.
Представитель Сыктывкарского ЛУ МВД России на транспорте с иском согласился, но просил увеличить срок исполнения решения суда до полутора лет.
Суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Сыктывкарского ЛУ МВД России на транспорте не согласен с решением суда и просит его изменить в связи с нарушением норм материального и процессуального права.
В представленных в суд возражениях Сосногорский транспортный прокурор просит оставить решение суда без изменения, отклонив доводы апелляционной жалобы.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса РФ в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства и не сообщивших об уважительных причинах неявки.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями частей 1 и 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы и в обжалуемой части, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия оснований для ее удовлетворения и отмены по доводам жалобы решения суда не усматривает.
Из материалов дела следует, что в 2017 году Сосногорской транспортной прокуратурой в рамках осуществления надзора проведена проверка помещений дежурной части Сосногорского ЛОП, расположенной по адресу: "адрес", в ходе которой установлено, что помещение для хранения оружия и условия содержания лиц, задержанных за административные правонарушения, в дежурной части Сосногорского ЛОП не соответствуют обязательным требованиям, установленным Инструкцией по организации снабжения, хранения, учета, выдачи (приема) и обеспечения сохранности вооружения и боеприпасов в органах внутренних дел России, утвержденной приказом МВД РФ от 12 января 2009 года N 13, и приложениями N 1 и N 2 к Наставлению о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан, утвержденному приказом МВД РФ от 30 апреля 2012 года N 389.
В нарушение установленных требований отдельная комната для хранения оружия и боеприпасов в дежурной части Сосногорского ЛОП не выделена, фактически осуществляется совместное хранение вооружения и средств радиационной, химической и биологической защиты, средств индивидуальной бронезащиты и активной обороны в одном помещении с оружием и боеприпасами; комната не оборудована приточно-вытяжной вентиляцией; толщина внутренних стен комнаты для хранения оружия менее 380 мм и фактически составляет 280 мм; дверь в комнату, где хранится оружие, обита тонкой листовой сталью только с одной стороны (снаружи); решетчатая дверь с внутренней стороны комнаты изготовлена из двойных прутков диаметром 10 мм и не имеет усиления по периметру и диагоналям стальным профилем; вход в комнату для чистки оружия осуществляется не из коридора дежурной части или вестибюля, а непосредственно из помещения оперативного дежурного; дверь в комнату для чистки оружия не обита листовой сталью, сама комната для чистки оружия не соответствует своему целевому назначению, поскольку используется, в том числе, для отдыха дежурного и его помощника, в комнате расположена кровать.
Служебное помещение, предназначенное для выяснения обстоятельств задержания или доставления лиц, доставленных в дежурную часть, отсутствует. Для указанных целей используется клетка с полезной площадью 2 кв.м, расположенная в комнате оперативной следственной группы в дежурной части Сосногорского ЛОП, в которой ни одно из требований, установленных в приложениях N 1 и N 2 Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан, утвержденного приказом МВД России от 30 апреля 2012 года N 389, не соблюдено ( л.д. N).
Указанные нарушения Сосногорской транспортной прокуратурой выявлялись и ранее в ходе проверок дежурной части Сосногорского ЛОП, проведенных в октябре 2015 и марте 2017 года, по результатам которых руководителю Сыктывкарского линейного управления МВД России на транспорте выданы представления от 30 октября 2015 года N 23/1-11 об устранении нарушений законодательства при содержании административно-задержанных лиц в дежурной части Сосногорского ЛОП и от 28 марта 2017 N 23/1-3-2017 об устранении нарушений законодательства в сфере оборота боевого оружия и боеприпасов ( л.д. N), однако достаточных мер для устранения выявленных нарушений ответчиком не принято.
Разрешая спор при установленных обстоятельствах суд первой инстанции, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьями 56, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, правомерно обязал Сыктывкарское ЛУ МВД России на транспорте, структурным подразделением которого является Сосногорский ЛОП, устранить выявленные в 2017 году Сосногорской транспортной прокуратурой нарушения обязательных требований, установленных к комнате для хранения оружия и боеприпасов и к служебному помещению, предназначенному для выяснения обстоятельств задержания или доставления лиц, доставленных в дежурную часть.
Согласно пунктам 3, 4 Положения о Сосногорском линейном отделе полиции (приложение N 1 к приказу Сыктывкарского ЛУ МВД России на транспорте от 18 февраля 2015 года N 50) Сосногорский ЛОП является территориальным органом Министерства внутренних дел РФ на межрегиональном уровне и входит в состав Сыктывкарского ЛУ МВД России на транспорте.
Сосногорский ЛОП осуществляет полномочия полиции в области обеспечения защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и обеспечения общественной безопасности на объектах железнодорожного, водного и воздушного транспорта.
Его основными задачами являются, в том числе: предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; производство дознания и предварительного следствия по уголовным делам; производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний; обеспечение правопорядка на объектах транспорта; контроль за соблюдением законодательства РФ в области оборота оружия (пункт 7 Положения о Сосногорском ЛОП).
Согласно пункту 8 Положения Сосногорский ЛОП в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, нормативно-правовыми актами Министерства внутренних дел РФ, других федеральных органов исполнительной власти в части, касающейся установленной области деятельности, нормативными правовыми актами УТ МВД России по СЗФО, Сыктывкарского ЛУ МВД России на транспорте и настоящим Положением; законами субъектов РФ по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности на объектах транспорта, изданными в пределах их компетенции (л.д. 34).
В соответствии с подпунктом 13.21 пункта 13 Положения о Сыктывкарском линейном управлении МВД России на транспорте (приложение к приказу УТ МВД России по СЗФО от 3 августа 2011 года N 249) Сыктывкарское ЛУ МВД России на транспорте осуществляет контроль деятельности подчиненных ему подразделений, к которым относится и Сосногорский ЛОП (л.д. 23).
Статьей 22 Федерального закона от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ "Об оружии" установлено, что гражданское и служебное оружие должно храниться в условиях, обеспечивающих его сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к нему посторонних лиц. Требования к условиям хранения различных видов гражданского и служебного оружия и патронов к нему, определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 58 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 года N 814, требования по размещению оружия и патронов в местах их хранения устанавливаются Министерством внутренних дел РФ.
Приказом МВД России от 12 января 2009 года N 13 утверждена Инструкция по организации снабжения, хранения, учета выдачи (приема) и обеспечения сохранности вооружения и боеприпасов в органах внутренних дел Российской Федерации (далее - Инструкция).
Инструкцией предусмотрено, что для хранения оружия и боеприпасов в подразделениях отводится отдельная комната (помещение), при этом запрещается совместное хранение вооружения и средств радиационной, химической и биологической защиты, средств индивидуальной бронезащиты и активной обороны в одном помещении с оружием и боеприпасами (пункты 234, 236); дверь в комнату для хранения оружия должна быть обита листовой сталью либо полностью изготовлена из металла, дверной проем дополнительно с внутренней стороны комнаты оборудуется металлической решетчатой дверью из прутка диаметром не менее 16 мм с размером ячеек не более 150 x 150 мм, усиленным по периметру и диагоналям стальным профилем толщиной стенок не менее 3 мм и шириной полок (сторон) не менее 50 мм (абзацы 3, 4 пункта 226 Инструкции); внутренние стены комнаты для хранения оружия выполняются из кирпича, толщина которого составляет не менее 380 мм (абзац 14 пункта 226 Инструкции); для обеспечения сохранности оружия комната для хранения оружия должна быть оборудована приточно-вытяжной вентиляцией (абзац 13 пункта 226 Инструкции); вход в комнату для чистки оружия должен быть предусмотрен из коридора дежурной части или вестибюля в зависимости от планировочных решений (абзац 1 пункта 226 Инструкции).
Согласно части 2 статьи 27.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях условия содержания задержанных лиц определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2003 года N 627 утверждено Положение об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц, которым определен порядок содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, в соответствии с положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктами 2, 3 указанного Положения задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях органов, указанных в статье 27.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в том числе, органов внутренних дел - полиции), либо в специальных учреждениях, создаваемых в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оборудованных в соответствии с требованиями, установленными нормативными документами федеральных органов исполнительной власти.
Приказом МВД России от 30 апреля 2012 года N 389 утверждено Наставление о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан (далее - Наставление), которое распространяется на лиц, подлежащих задержанию по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 14 Федерального закона "О полиции" и подвергнутых доставлению в служебные помещения дежурных частей в соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 13 Федерального закона "О полиции" для выяснения обстоятельств факта их задержания и доставления.
Согласно пункту 4, подпункту 5.1 пункта 5 и подпункту 8.5 пункта 8 Наставления выяснение обстоятельств факта задержания и доставления осуществляется оперативным дежурным незамедлительно в специальном помещении, оборудованном в соответствии с правилами, предусмотренными приложением N 1 к Наставлению. По результатам выяснения обстоятельств факта задержания и доставления оперативным дежурным может быть принято решение о помещении лица в специальное помещение в дежурной части, предназначенное для содержания лиц, задержанных полицией по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 14 Федерального закона "О полиции", оборудованное в соответствии с правилами, предусмотренными приложением 2 к Наставлению.
В соответствии с приложением N 1 к Наставлению служебное помещение, предназначенное для выяснения обстоятельств факта задержания или доставления лиц, доставленных в дежурную часть должно располагаться в дежурной части в непосредственной близости от зала (комнаты) оперативного дежурного и комнат для содержания задержанных лиц; иметь звукоизоляцию, исключающую возможность прослушивания, электрическое освещение, при этом электропроводка прокладывается скрытно под штукатуркой, электрические лампы для освещения монтируются на потолке и ограждаются органическим стеклом либо другим небьющимся прозрачным материалом, выключатели устанавливаются с внешней стороны служебного помещения. В помещении предусматривается приточно-вытяжная вентиляция; устанавливается стол, стулья, металлический шкаф, которые прикрепляются к полу; для оказания медицинской помощи медицинская устанавливается кушетка (диван) и предусматривается аптечка для оказания первой помощи, укомплектованная в установленном порядке; металлические решетки устанавливаются на оконных проемах снаружи служебного помещения в целях предотвращения совершения доставленными лицами противоправных действий, побегов и нанесения ими себе телесных повреждений; в целях осуществления наблюдения в помещении могут использоваться видео- и аудиотехника; внутри помещения не должно быть выступающих треб, креплений, а также предметов, которые могут быть использованы для нападения на сотрудников полиции, самоубийства доставленных лиц или причинения иного вреда себе и окружающим.
Помещение оборудуется средствами прямой проводной связи и скрытой кнопкой тревожного вызова, выведенными в зал (комнату) оперативного дежурного; из помещения должен быть исключен доступ в зал (комнату) оперативного дежурного, комнату для хранения оружия, боеприпасов и специальных средств, комнату для хранения средств защиты, связи, оперативной и криминалистической техники. В помещении в общедоступных местах для информирования и разъяснения доставленным лицам их прав должны быть размещены: выписка из положений Конституции РФ, КоАП РФ, Уголовного кодекса РФ, УПК РФ, Федерального закона "О полиции", Наставления и иных нормативных правовых актов, определяющих порядок выяснения обстоятельств факта задержания или доставления лиц, доставленных в дежурную часть, служебные номера телефонов и адреса должностных лиц, которым могут быть обжалованы действия, связанные с необоснованным доставлением, задержанием или порядком содержания доставленных лиц.
Согласно приложению N 2 к Наставлению количество помещений для задержанных определяется исходя из нормы санитарной площади для размещения задержанных лиц с учетом их среднесуточной наполняемости, но не менее трех помещений для задержанных. Служебные помещения для задержанных располагаются в помещениях дежурной части в непосредственной близости от рабочего места оперативного дежурного и сообщается с залом (комнатой) оперативного дежурного через отдельный коридор; норма санитарной площади в помещении для задержанных составляет 4 квадратных метра на одного человека. Стены помещения для задержанных штукатурятся гладко и не должны примыкать к общему коридору; наружные стены комнаты должны иметь толщину не менее 380 мм; в стене, обращенной в сторону комнаты оперативного дежурного, устраивается максимально возможной ширины проем высотой не менее 2 м, который заполняется решетчатой перегородкой с решетчатой дверью; перегородка и дверь в помещении изготавливаются из листовой стали 60 x 12 мм с размером ячейки 200 x 200 мм, которые с внутренней стороны обшиваются прозрачным органическим стеклом толщиной не менее 5 мм, размер полотна двери - 0,75 x 1,9 м, двери (без ручек с внутренней стороны) открываются наружу и закрываются на засов (задвижку). Если в помещении для задержанных отсутствует проем с прозрачным оргстеклом, допускается установка смотрового глазка в двери комнаты. В средней части двери помещения на высоте 1,5 м от пола монтируются конусообразные смотровые глазки диаметром около 140 мм в сторону обзора и 40 мм - с противоположной стороны, они должны быть остеклены прозрачным органическим стеклом и закрываться бесшумно вращающейся крышкой из резины; конус смотрового глазка заделывается штампованным по форме металлическим корпусом; кроме того, в дверях по центру на высоте 1,1 - 1,15 м от пола изготавливаются форточки размером не более 25 x 22 см, открывающиеся в сторону коридора, для удержания форточки в горизонтальном положении делается уступ.
Помещение для задержанных должно иметь в наружных стенах окна шириной 0,9 м и высотой 0,6 м, низ окна должен располагаться от уровня пола на высоте не менее 1,6 м, внутреннее остекление предусматривается из армированного стекла, а наружное - из стекла типа "мороз", в оконных проемах вместо подоконников устраиваются откосы с закругленными углами; с наружной стороны оконного проема или между оконными переплетами (в зависимости от местных условий) устанавливается металлическая решетка из круглой стали диаметром 20 мм или поперечных полос сечением 60 x 12 мм, размеры ячеек решетки - 120 x 200 мм, закладные детали для крепления решеток заделываются в стену на 100 - 150 мм; допускается установка на окнах жалюзи. Помещение для задержанных оборудуется приточно-вытяжной вентиляцией; радиаторы отопления в помещении защищаются кожухами из листового железа или решетками без острых выступов; электропроводка прокладывается скрыто под штукатуркой, электрические лампы для освещения размещаются в нишах над дверью или на потолке и ограждаются металлическими решетками или сетками или небьющимся прозрачным материалом. В помещении для задержанных устанавливаются скамьи (диваны), которые в ночное время могут быть использованы под спальные места, и своим основанием должны быть соединены с полом, боковые поверхности обшиваются досками. Внутри помещения не должно быть выступающих труб, креплений, а также предметов, которые могут быть использованы для нападения на сотрудников полиции, самоубийства доставленных лиц или причинения иного вреда себе и окружающим. В целях осуществления наблюдения в помещении могут использоваться аудио- и видеотехника.
Указанные требования в дежурной части Сосногорского ЛОП не соблюдены.
В ходе исполнения выданных Сосногорской транспортной прокуратурой представлений об устранении выявленных нарушений от 30 октября 2015 года N 23/1-11 и от 28 марта 2017 N 23/1-3-2017 Сыктывкарским ЛУ МВД России на транспорте 4 декабря 2015 года, 19 декабря 2016 года и 24 апреля 2017 года проведены совместные совещания с участием представителей Сосногорского ЛОП и Сосногорской транспортной прокуратуры, в ходе которых установлено, что причиной выявленных нарушений является отсутствие необходимого финансового обеспечения, а также характеристики занимаемого дежурной частью помещения, которое находится в собственности ОАО "РЖД" и является небольшим по площади, что не позволяет привести его в соответствие с установленными требованиями.
Однако, до настоящего времени помещения дежурной части Сосногорского ЛОП не приведены в соответствие с требованиями Инструкции и Приложений N 1 и N 2 Наставления, что Сыктывкарским линейным управлением МВД России на транспорте не оспаривается.
Поскольку указанные выше требования являются обязательным и факт их невыполнения подтвержден материалами дела, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования Сосногорского транспортного прокурора, заявленные в интересах неопределенного круга лиц.
Доводы апелляционной жалобы о невыполнении требований Инструкции и Приложений N 1 и N 2 Наставления по причине непредоставления ОАО "РЖД" для дежурной части Сосногорского ЛОП соответствующего по площади помещения на правильность вывода суда не влияют, так как данное обстоятельство не освобождает ответчика от обязанности по соблюдению в помещениях дежурной части Сосногорского ЛОП требований Инструкции и Наставления и принятию необходимых мер для их выполнения, так как не выполнение указанных требований приводит к нарушению конституционных прав граждан и создает угрозу жизни и здоровью граждан, что недопустимо.
Доводы апелляционной жалобы о недостаточности установленного судом срока для выполнения возложенных на управление обязанностей не влекут отмены решения суда, учитывая, что спор разрешен судом в соответствии с частью 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах заявленных исковых требований. Кроме того, при необходимости ответчик не лишен возможности обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда в порядке статьи 203 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Таким образом, принятое по делу решение следует признать законным, а доводы апелляционной жалобы - необоснованными.
Оснований, предусмотренных частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, для отмены решения суда не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 17 января 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Сыктывкарского линейного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.