Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Никитиной А.В,
судей Маловой Н.Б, Гудковой Г.В.
при секретаре Чесноковой Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Медвежьегорского районного суда Республики Карелия от 01.06.2018 по иску Лебедевой Ю. Р. к администрации муниципального образования "Медвежьегорский муниципальный район" о предоставлении жилого помещения.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Лебедева Ю.Р. обратилась в суд с иском по тем основаниям, что она относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживает в (... ), включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения по Медвежьегорскому муниципальному району, однако до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено. Ссылаясь на изложенное, истец просила обязать администрацию муниципального образования "Медвежьегорский муниципальный район" (далее - Администрация) предоставить ей благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
Решением суда исковые требования удовлетворены. Суд обязал администрацию муниципального образования "Медвежьегорский муниципальный район" предоставить Лебедевой Ю.Р. как лицу из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Медвежьегорского муниципального района Республики Карелия благоустроенное, применительно к условиям Медвежьегорского муниципального района Республики Карелия, специализированное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения на состав семьи из одного человека, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
С решением суда не согласен ответчик, в апелляционной жалобе Глава Администрации Яляев С.В. просит его отменить, отказать в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что на сегодняшний день истец состоит в Списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по Медвежьегорскому муниципальному району под номером (... ). Обеспечение детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, в соответствии с п. 14.2 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета). В соответствии с Порядком предоставления благоустроенных специализированных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным постановлением Правительства Республики Карелия от 16.04.2013 N 129-П решение об однократном предоставлении благоустроенных специализированных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в пункте 1 Порядка, принимается органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, наделенных Законом РК от 28.11.2005 года N 921-ЗРК государственными полномочиями Республики Карелия по принятию указанного решения на основании списка.
Органы местного самоуправления обязаны предоставлять жилые помещения только лицам, включенным в Список, и приобретать жилые помещения за счет поступивших субвенций предоставляемых из бюджета Республики Карелия. Обращает внимание, что на сегодняшний день, в специализированном жилом фонде муниципального образования "Медвежьегорский муниципальный район" отсутствуют свободные жилые помещения.
В возражениях на апелляционную жалобу истец просит жалобу оставить без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив материалы дела в пределах изложенных в апелляционной жалобе доводов в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Частью 3 ст. 40 Конституции РФ закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Согласно ч. 1 ст. 109 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон о дополнительных гарантиях), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии со ст. 1 Закона о дополнительных гарантиях дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно п. 1 ст. 8 Закона о дополнительных гарантиях детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В силу п. 3 ст. 8 Закона о дополнительных гарантиях органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Таким образом, по смыслу Закона о дополнительных гарантиях закона жилое помещение должно предоставляться по месту жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На основании подп. 2 п. 4 ст. 8 Закона о дополнительных гарантиях проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств: жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п. 7 ст. 8 Закона о дополнительных гарантиях).
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (п. 8 ст. 8 Закона о дополнительных гарантиях).
Законом Республики Карелия от 28.11.2005 N 921-ЗРК "О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон РК N 921-ЗРК) установлены меры по государственному обеспечению и социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.
Согласно ст. 4 Закона РК N 921-ЗРК, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются рядом государственных полномочий Республики Карелия, в том числе по формированию муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по принятию решения об однократном предоставлении благоустроенных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений, по заключению договоров найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с п. 3 Порядка предоставления благоустроенных специализированных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 16.04.2013 N 129-П, благоустроенные специализированные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений однократно предоставляются по месту их жительства в границах соответствующего муниципального района или городского округа.
Из материалов дела следует, что Лебедева (Созонова) Ю.Р, (... ) года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Её мать (... ). Отец (... ) лишен родительских прав решением Олонецкого районного суда Республики Карелия от (... ). В период с (... ) истец воспитывалась в (... ) и находилась на полном государственном обеспечении.
Распоряжением Главы администрации Олонецкого национального муниципального района от (... ) N за Созоновой Ю.Р. было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу (... ).
По сведениям ГУП РК РГЦ "Недвижимость" и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия, собственником указанного жилого помещения является (... ) - отец истца, лишенный родительских прав.
Постановлением администрации Олонецкого национального муниципального района от (... ) N на основании решения комиссии от (... ) по установлению факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении, Лебедева (Созонова) Ю.Р. включена в Список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Решением комиссии по установлению факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа в ранее занимаемом жилом помещении при Администрации МО "Медвежьегорский муниципальный район" от (... ) подтвержден факт невозможности проживания Лебедевой (Созоновой) Ю.Р. в ранее занимаемом жилом помещении, расположенном по адресу: (... ).
Учитывая, что Лебедева (Созонова) Ю.Р. с (... ) г. проживает на территории (... ), с (... ) г. состоит в браке, муж работает и проживает в (... ), семья имеет двоих несовершеннолетних детей, решением указанной комиссии Лебедева (Созонова) Ю.Р. включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в целях обеспечения жилыми помещениями по Медвежьегорскому муниципальному району. Постановлением Администрации МО "Медвежьегорский муниципальный район" от (... ) N истец включена в указанный Список.
Приказом Министерства социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия от 07.10.2016 N 331-П утвержден Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Лебедева Ю.Р. включена в Список по Медвежьегорскому муниципальному району под номером (... ).
По сведениям, представленным на (... ) администрацией Олонецкого национального муниципального района и Министерством социальной защиты Республики Карелия, истец не состояла в Списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по Олонецкому национальному муниципальному району.
Судом также установлено, что до настоящего времени истец зарегистрирована по месту жительства по адресу: (... ); по месту пребывания истец зарегистрирована вместе со своими несовершеннолетними детьми и фактически проживает по адресу: (... ).
Как следует из материалов дела, администрацией муниципального образования "Медвежьегорский муниципальный район" не оспаривается право истца на обеспечение жилым помещением как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения.
Учитывая обстоятельства дела, дав оценку имеющимся в деле доказательствам в их совокупности, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации", Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закона Республики Карелия от 28.11.2005 N 921-ЗРК "О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", правомерно возложил на администрацию муниципального образования "Медвежьегорский муниципальный район" обязанность по предоставлению истцу жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на состав семьи из одного человека.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается.
Отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения, в связи с чем доводы апелляционной жалобы в указанной части подлежат отклонению.
Иные доводы жалобы аналогичны тем, которые были предметом исследования и оценки в суде первой инстанции, выводы относительно них, с учетом установленных обстоятельств и оценки представленных доказательств с позиции приведенного законодательства полно изложены судом, с указанными выводами коллегия соглашается.
Таким образом, решение суда основано на правильном применении и толковании норм материального права, нарушений требований процессуального закона, влекущих отмену решения, судом не допущено.
Вместе с тем, принимая решение о предоставлении истцу как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенное применительно к условиям Медвежьегорского муниципального района Республики Карелия жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, суд не учел положения п. 7 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и п. 3 Порядка предоставления благоустроенных специализированных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства Республики Карелия от 16.04.2013 N 129-П, которыми предусмотрено, что благоустроенные специализированные жилые помещения в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, однократно предоставляются указанным лицам по договорам найма специализированных жилых помещений по месту их жительства в границах соответствующего муниципального района или городского округа по нормам предоставления площади жилого помещения, установленным для договора социального найма.
Таким образом, судебная коллегия полагает возможным состоявшееся по делу судебное постановление по существу оставить без изменения, изложив абзац 2 его резолютивной части в новой редакции, приведя его в соответствии с указанными нормативными требованиями.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Медвежьегорского районного суда Республики Карелия от 01.06.2018 по настоящему делу оставить по существу без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Изложить абзац 2 резолютивной части решения суда в следующей редакции:
"Обязать Администрацию Муниципального образования "Медвежьегорский муниципальный район" предоставить Лебедевой Ю. Р. как лицу из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Медвежьегорского муниципального района Республики Карелия благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта специализированное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения на состав семьи из одного человека, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма".
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.