Судья Камчатского краевого суда Гончарова Н.В. при секретаре Чуйковой Ю.В., рассмотрев жалобу Ончукова А.Н. на решение судьи Мильковского районного суда Камчатского края от 9 июля 2018 года, которым постановлено:
постановление старшего государственного инспектора Камчатского края в области охраны окружающей среды Инспекции государственного экологического надзора Камчатского края N 05/05-18 от 11 мая 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Ончукова А.Н. изменить: квалифицировать его действия как "несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при ином обращении с отходами производства и потребления".
В остальной части названное постановление оставить без изменения, а жалобу защитника Ончукова А.Н. - Макарьева В.Ф. - без удовлетворения,
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего государственного инспектора Камчатского края в области охраны окружающей среды Инспекции государственного экологического надзора Камчатского края N 05/05-18 от 11 мая 2018 года Ончуков А.Н. привлечен к административной ответственности по ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях и подвергнут штрафу в размере 1000 руб.
Решением судьи Мильковского районного суда Камчатского края от 9 июля 2018 года действия Ончукова А.Н. переквалифицированы (без изменения квалификации административного правонарушения). В остальной части указанное постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Камчатский краевой суд, Ончуков А.Н. просит отменить судебное решение, производство по делу прекратить, ссылаясь на истечение сроков давности привлечения его к административной ответственности.
Выслушав защитника Ончукова А.Н. - Макарьева В.Ф, исследовав материалы дела и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, влечет административную ответственность, предусмотренную ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Статьей 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
К числу доказательств по делу по административном правонарушении относится протокол об административном правонарушении.
Согласно п. 3 ст. 29.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные данным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
Из содержания п. 4 ч. 1 ст. 29.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях следует, что при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
В соответствии с приведенными выше положениями Кодекса РФ об административных правонарушениях и правовой позицией, изложенной в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", возвращение протокола возможно только при подготовке дела к судебному рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу.
Как следует из материалов дела 17 мая 2017 года главой Анавгайского сельского поселения в Инспекцию государственного экологического надзора Камчатского края направлено обращение о сбросе Ончуковым А.Н. мусора на территорию несанкционированной свалки села Анавгай Быстринского района Камчатского края (том 1 л.д. 1-4).
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения 28 сентября 2017 года в отношении Ончукова А.Н. дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (том 1 л.д. 8-7).
В ходе административного расследования установлено нарушение Ончуковым А.Н. природоохранного законодательства.
3 октября 2017 года в отношении Ончукова А.Н. составлен протокол по делу об административном правонарушении по ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях (том 1 л.д. 123-125).
18 октября 2017 года дело об административном правонарушении рассмотрено по существу с вынесением старшим государственным инспектором Инспекции государственного экологического надзора Камчатского края постановления о назначении Ончукову А.Н. административного наказания в виде административного штрафа (том 2 л.д. 133-135).
8 декабря 2017 года на постановление по делу об административном правонарушении Межрайонным природоохранным прокурором Камчатского края внесен протест (том 2 л.д. 142-145).
14 декабря 2017 года решением заместителя руководителя Инспекции государственного экологического надзора Камчатского края протест прокурора удовлетворен, постановление должностного лица о привлечении Ончукова А.Н. к административной ответственности отменено, дело возвращено на новое рассмотрение (том 2 л.д. 146).
Таким образом, протокол об административном правонарушении и другие материалы дела возвращены заместителем руководителя Инспекции государственного экологического надзора Камчатского края для устранения недостатков не со стадии подготовки дела к рассмотрению, а уже после его рассмотрения и обжалования, без учета положений ст. 29.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а также позиции, выраженной в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5, согласно которым возвращение протокола об административном правонарушении для устранения недостатков возможно только на стадии подготовки дела к рассмотрению, до начала разрешения дела по существу.
27 марта 2018 года старшим государственным инспектором Инспекции государственного экологического надзора Камчатского края составлен новый протокол по делу об административном правонарушении, послуживший основанием для повторного рассмотрения дела по существу с вынесением старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды 11 мая 2018 года постановления о привлечении Ончукова А.Н. к административной ответственности (том 2 л.д. 240-159).
По смыслу положений ст.ст. 29.1 и 29.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях стадия подготовки дела к рассмотрению не может быть возобновлена после отмены состоявшегося по делу постановления о назначении административного наказания и возвращения дела на новое рассмотрение.
Данное дело было принято должностным лицом административного органа к производству, более того, рассмотрено по существу и прошло стадию обжалования, что исключает возможность возвращения протокола об административном правонарушении для устранения недостатков.
С учетом приведенных выше обстоятельств составленный 27 марта 2018 года протокол об административном правонарушении не может быть использован в качестве доказательства по делу, как полученный с нарушением требований закона.
При таких обстоятельствах постановление старшего государственного инспектора Камчатского края в области охраны окружающей среды Инспекции государственного экологического надзора Камчатского края N 05/05-18 от 11 мая 2018 года и решение судьи Мильковского районного суда Камчатского края от 9 июля 2018 года, вынесенные в отношении Ончукова А.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не могут быть признаны законными и обоснованными, и подлежат отмене.
Учитывая, что на момент рассмотрения в Камчатском краевом суде жалобы Ончукова А.Н. срок давности привлечения его к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, истек, производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление старшего государственного инспектора Камчатского края в области охраны окружающей среды Инспекции государственного экологического надзора Камчатского края N 05/05-18 от 11 мая 2018 года и решение судьи Мильковского районного суда Камчатского края от 9 июля 2018 года, вынесенные в отношении Ончукова А.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Судья Н.В. Гончарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.