Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Софиной И.М,
судей Душечкиной Н.С, Артамоновой С.Я,
при секретаре судебного заседания Булгаковой М.В,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 16 августа 2018 г. гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области в интересах Можаевой Т.Л. к публичному акционерному обществу "Курганская генерирующая компания" о признании действий противоправными, возложении обязанности
по апелляционной жалобе публичного акционерного общества "Курганская генерирующая компания" на решение Курганского городского суда Курганской области от 31 мая 2018 г, которым постановлено:
"Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области в интересах Можаевой Т.Л. к Публичному акционерному обществу "Курганская генерирующая компания" о признании действий противоправными, возложении обязанности удовлетворить.
Признать противоправными действия Публичного акционерного общества "Курганская генерирующая компания" по оказанию услуги с нарушением требований СанПиН 2.1.4.2496-09 в период с 09.11.2017 года.
Обязать Публичное акционерное общество "Курганская генерирующая компания" прекратить нарушение требований п. 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" в части обеспечения жителей "адрес" "адрес", горячей водой, не соответствующей гигиеническим нормативам.
Обязать Публичное акционерное общество "Курганская генерирующая компания" обеспечить подачу горячей воды на границу сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном "адрес" "адрес", в соответствии с требованиями п. 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" не менее 60°С.
Взыскать с публичного акционерного общества "Курганская генерирующая компания" в доход муниципального образования г. Кургана государственную пошлину в размере 300 рублей".
Заслушав доклад судьи областного суда Артамоновой С.Я. об обстоятельствах дела, пояснения представителя ответчика ПАО "Курганская генерирующая компания" по доверенности Пановой А.А, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области (далее по тексту - Управление Роспотребнадзора по Курганской области, Управление) обратилось в суд с иском в интересах Можаевой Т.Л. к ПАО "Курганская генерирующая компания" (далее по тексту - ПАО "КГК") о признании противоправными действий по оказанию коммунальной услуги ненадлежащего качества, возложении обязанности прекратить допущенные нарушения и обеспечить подачу потребителю горячей воды, соответствующей нормативным требованиям.
В обоснование иска указало, что в Управление Роспотребнадзора по Курганской области поступило обращение Можаевой Т.Л, проживающей по адресу: "адрес", о том, что в данном доме температура горячей воды не соответствует нормативным требованиям. На основании предписания Управления, ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области" 9 ноября 2017 г..были проведены измерения температуры горячей воды в квартире истца, по результатам которых установлено, что температура горячей воды в ванной комнате составляет 26°С. Данный факт свидетельствует о том, что температура горячей воды в жилом доме не соответствует пункту 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", согласно которому температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60°С и не выше 75°С. Управляющей организацией многоквартирного дома является ООО "УК "Престиж", а организацией, осуществляющей поставку в жилой дом коммунального ресурса в виде горячей воды, является ПАО "КГК". Горячая вода поступает в жилой дом из теплопункта N о по адресу: "адрес" "адрес".
По информации Государственной жилищной инспекции Курганской области, 1 февраля 2017 г..в указанном жилом доме была проведена инспекционная проверка температуры горячей воды на подающем трубопроводе горячего водоснабжения и установлено, что на вводе в дом, на границе балансовой принадлежности между ПАО "КГК" и ООО "УК "Престиж", температура горячей воды составила 45°С, что ниже нормативной. В связи с этим ПАО "КГК" было выдано предписание обеспечить температуру горячей воды на вводе в жилой дом на границе эксплуатационной ответственности не менее 60°С в срок до 23 января 2017 г..Данное предписание исполнено не было, в связи с чем, в отношении ПАО "КГК" был составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях. Ссылаясь на обязанность ПАО "КГК" осуществлять действия, обеспечивающие передачу тепловой энергии до границы раздела внутридомовых инженерных систем централизованных сетей инженерно-технологического обеспечения, и включать организационно-технологические действия в производственную программу, реализация которой происходит за счет установления тарифа на коммунальный ресурс, истец указывал, что ПАО "КГК" является лицом ответственным за поставку потребителям горячей воды, соответствующей требованиям санитарных правил (в точке разбора), и, осуществляя деятельность по поставке горячее воды населению, должно знать о требованиях к качеству коммунальных услуг.
Просило признать противоправными действия ПАО "КГК" по оказанию коммунальной услуги горячего водоснабжения с нарушением требований СанПиН 2.1.4.2496-09 в период с 9 ноября 2017 г.; возложить на ответчика обязанность прекратить нарушения требований пункта 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 в части обеспечения жителей "адрес" "адрес" горячей водой, не соответствующей гигиеническим нормативам; возложить на ответчика обязанность обеспечить подачу горячей воды на границу сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном "адрес" "адрес" в соответствии с требованиями пункта 2.4. СанПиН 2.1.4.2496-09 (не менее 60°С).
В судебном заседании представитель истца Управления Роспотребнадзора по Курганской области по доверенности Кузнецова И.С. на иске настаивала.
Представитель ответчика ПАО "Курганская генерирующая компания" по доверенности Панова А.А, исковые требования не признала, дала пояснения в соответствии с доводами отзыва на иск. Пояснила, что ответчик не является собственником или иным законным владельцем сетей горячего водоснабжения от задвижек в тепловом пункте N до задвижек в колодце, расположенном в районе "адрес" "адрес", в связи с чем данные сети не состоят на балансе ответчика. АО "Сибирский газовик", построил жилые "адрес", а также системы отопления и горячего водоснабжения от теплового пункта N до данных домов и является их законным владельцем, поскольку после ввода жилых домов и систем в эксплуатацию, не обеспечил их передачу муниципальному образованию.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований относительно предмета спора ООО "УК "Престиж" по доверенности Строганов С.Н. исковые требования поддержал.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований относительно предмета спора АО "Сибирский газовик" по доверенности Феоктистова Н.С, исковые требования также поддержала.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных исковых требований относительно предмета спора администрации города Кургана и Государственной жилищной инспекции Курганской области, надлежаще извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании не участвовали.
Курганским городским судом Курганской области постановлено изложенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе ПАО "КГК", считая его незаконным.
В обоснование несогласия с судебным решением указывает, что причиной снижения качества горячего водоснабжения многоквартирного жилого "адрес" является аварийное состояние инженерных коммуникаций, ответственность за содержание и обслуживание которых ответчик не несет. Горячее водоснабжение данного дома осуществляется от центрального теплового пункта N по адресу: "адрес" отсутствие в доме горячей воды вызвано тем, что система горячего водоснабжения от теплового пункта до задвижек в колодце, находящемся в районе "адрес" "адрес", не прошла подготовку к предстоящему отопительному периоду и находится в аварийном состоянии. Согласно приказу Минэнерго России от 24марта 2003 г. N 115 "Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок", допуск в эксплуатацию теплосетевого оборудования, не прошедшего испытания на прочность и плотность запрещена.
Ссылаясь на Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "Оводоснабжении и водоотведении", постановление Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 642 "Об утверждении Правил горячего водоснабжения и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 г. N 83" указывает, что ПАО "КГК" является собственником системы горячего водоснабжения от задвижек в колодце, расположенном в районе "адрес" до наружной поверхности стены указанного дома, но не собственником сетей горячего водоснабжения от задвижек в тепловом пункте N до задвижек в колодце, расположенном в районе "адрес". Данные сети на балансе ПАО"КГК" не состоят и в силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, ответчик не имеет обязанности по их содержанию.
Отмечает, что гражданское законодательство исходит из недопустимости, как произвольного использования чужого имущества, так и безвозмездной передачи обязательств иным лицам, в том числе - бремени содержания имущества. Согласно пункту 5 статьи 8 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении", в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение и водопроводные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством. Исходя из содержания данной нормы, организация, которая осуществляет горячее водоснабжение, несет обязательства по содержанию бесхозяйных сетей горячего водоснабжения только после подписания с органом местного самоуправления передаточного акта таких сетей, но обязательств подписывать передаточный акт данная норма не содержит. При этом пункт 5 статьи 8 Федерального закона "Оводоснабжении и водоотведении", не возлагает на организацию, которая осуществляет горячее водоснабжение, обязательство эксплуатировать бесхозяйные сети горячего водоснабжения. В данном случае закон предоставляет органу местного самоуправления возможность урегулировать правоотношения по их эксплуатации с организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, путем подписания передаточного акта.
Таким образом, в силу норм Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" и Гражданского кодекса Российской Федерации, организация, осуществляющая горячее водоснабжение, может в добровольном порядке принять на себя обязательства по содержанию бесхозяйных сетей горячего водоснабжения, либо отказаться от этих обязательств. В настоящее время обращений к ПАО "КГК" от администрации города Кургана по вопросу подписания акта о передаче на содержание и обслуживание сетей горячего водоснабжения, посредством которых осуществляется поставка горячей воды в жилой "адрес" "адрес" не поступало, и ответчик не имеет правовых оснований для обслуживания спорных сетей горячего водоснабжения.
Также указывает, что застройщиком жилых домов "адрес", а также тепловых сетей и сетей горячего водоснабжения от теплового пункта N до колодца, расположенного во дворе жилого "адрес" "адрес", являлось АО "Сибирский Газовик". Постановлением от 30июня 2006 г. N 3735 АО "Сибирский Газовик" выдано разрешение на ввод указанного объекта строительства в эксплуатацию, после чего была осуществлена его передача участникам долевого строительства по актам приема-передачи. Решением Арбитражного суда Курганской области от 10 октября 2013 г. по делу N N. оставленным без изменения постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 5 февраля 2014 г. и постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 9 июня 2014 г. было установлено, что АО "Сибирский Газовик", осуществив строительство указанных жилых домов и системы отопления и горячего водоснабжения от теплового пункта N до домов, является законным владельцем указанных систем, поскольку после ввода жилых домов и указанных систем в эксплуатацию не обеспечил их передачу муниципальному образованию.
Полагает, что в силу статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установленные данными судебными актами обстоятельства, имеют преюдициальное значение. Настаивает, что действия ПАО"Курганская генерирующая компания" не являются противоправными, поскольку вины ответчика в отсутствии горячей воды в доме, где находится квартира истца, не имеется.
Просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска.
Управление Роспотребнадзора по Курганской области в возражении на апелляционную жалобу вновь приводит доводы, изложенные в исковом заявлении. Отмечает, что трубопровод горячего водоснабжения и трубопровод циркуляции горячего водоснабжения от теплового пункта N до многоквартирных домов "адрес" поставлен на государственный учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости. Просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель ответчика ПАО "КГК" по доверенности Панова А.А. в суде апелляционной инстанции на доводах апелляционной жалобы настаивала.
Иные лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки суд не уведомили, в связи с чем, на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда.
В силу части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены этим Кодексом и другими федеральными законами.
Указанной нормой закреплен принцип недопустимости произвольного ограничения права на получение коммунальных услуг, которое неразрывно связано с правом на жилище, гарантированным Конституцией Российской Федерации (статья 40).
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно пункту 1 статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения.
В силу пункта 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Согласно пункту 10 статьи 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", под качеством и безопасностью воды надлежит понимать совокупность показателей, характеризующих физические, химические, бактериологические, органолептические и другие свойства воды, в том числе ее температуру.
Пунктом 3 статьи 1 данного Федерального закона, требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе, открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании.
Из пункта 1 статьи 24 данного закона, организация, осуществляющая горячее водоснабжение с использованием централизованных и нецентрализованных (автономных) систем горячего водоснабжения, обязана подавать абонентам горячую воду, соответствующую установленным требованиям.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. N 170 установлены требования к качеству подачи горячей воды.
В соответствии с пунктом 5.3.1 данных Правил, качество воды, подаваемой в системы горячего водоснабжения жилого дома, должно отвечать требованиям Государственных стандартов. Температура воды, подаваемой к водоразборным точкам (кранам, смесителям), должна быть не менее 60°С в открытых системах горячего водоснабжения и не менее 50°С - в закрытых. Температура воды в системе горячего водоснабжения должна поддерживаться при помощи автоматического регулятора, установка которого в системе горячего водоснабжения обязательна. Температура воды на выходе из водоподогревателя системы горячего водоснабжения должна выбираться из условия обеспечения нормируемой температуры в водоразборных точках, но не более 75°С.
Гигиенические требования к качеству воды и организации систем централизованного горячего водоснабжения, а также правила контроля качества воды, обязательные для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения, устанавливаются санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН 2.1.4.2496-09 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 7 апреля 2009 г. N 20.
Горячая вода, поступающая к потребителю, должна отвечать требованиям технических регламентов, санитарных правил и нормативов, определяющих ее безопасность (пункт 2.2 СанПиН 2.1.4.2496-09).
Пунктом 2.3 СанПиН 2.1.4.2496-09 предусмотрено, что санитарно-эпидемиологические требования к системам горячего централизованного водоснабжения направлены на: предупреждение загрязнения горячей воды высоко контагиозными инфекционными возбудителями вирусного и бактериального происхождения, которые могут размножаться при температуре ниже 60°С, в их числе, Legionella Pneumophila; минимизацию содержания в воде хлороформа при использовании воды, которая предварительно хлорировалась; предупреждение заболеваний кожи и подкожной клетчатки, обусловленных качеством горячей воды.
В соответствии с пунктом 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09, температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60°С и не выше 75°С.
Материалами дела установлено, что ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей горячее водоснабжение "адрес" "адрес" является ПАО "КГК", а управляющей организацией данного дома является ООО"УК" Престиж".
Согласно свидетельству о государственной регистрации права, ПАО "КГК" является собственником сооружения-комплекса N теплоснабжения и горячего водоснабжения от тепловой камеры N, от теплопункта N, от теплопункта N, назначение: коммуникационное. Инвентарный N. Состав объекта: тепловая трасса (от ТП N, от ТП N) - 220,6 м, адрес (местоположение): "адрес".
Из протокола измерений температуры горячей воды от "... " N, составленного специалистами ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области", следует, что температура горячей воды в принадлежащей Можаевой Т.Л. "адрес" "адрес" не соответствует требованиям пункта 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения": температура горячей воды в ванной комнате квартиры составила 26°С.
Также из дела следует, что ранее, Государственной жилищной инспекцией Курганской области неоднократно проводились проверки соответствия нормативным требованиям температуры горячей воды на границе балансовой принадлежности ПАО "КГК" и ООО УК "Престиж" на вводе в "адрес" "адрес". Так, актами проверки зафиксировано, что 16января2017 г. температура горячей воды на вводе в дом составила - 47°С, 1февраля2017 г. - 45°С.
Актом проверки Государственной жилищной инспекцией Курганской области от 9 августа 2017 г. зафиксировано отсутствие горячего водоснабжения данного дома, так как горячая вода от теплопункта N до ввода в дом не подается.
По факту указанных нарушений Государственной жилищной инспекцией в адрес ПАО "КГК" выдавались предписания от 16 января 2017 г. и от 9августа2017 г. с требованием об их устранении, за выявленные нарушения, ПАО "КГК" привлекалась к административной ответственности.
Решением Арбитражного суда Курганской области от 25 декабря 2017 г. ПАО "Курганская генерирующая компания" отказано в удовлетворении заявления о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Курганской области от 9 августа 2017 г. N, в соответствии с которым генерирующей компании предписано в срок до 23 августа 2017 г. восстановить снабжение горячей водой потребителей жилого дома до границы эксплуатационной ответственности с требуемыми параметрами не менее 60°С, в соответствии с пунктом 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6мая 2011 г. N "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Постановлением Восемнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 20марта 2018 г. решение Арбитражного суда Курганской области от 25декабря2017 г. оставлено без изменения, апелляционная жалоба ПАО "КГК" - без удовлетворения.
Таким образом, поскольку представленными в дело доказательствами подтверждается, что температура горячей воды в "адрес" и в частности, в "адрес", принадлежащей Можаевой Т.Л, не соответствует нормативным требованиям, суд пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения иска, возложив на ПАО "КГК" обязанность обеспечить подачу в жилой "адрес" горячей воды надлежащего качества.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда правильными, основанными на тех нормах материального права, которые подлежали применению к сложившимся между сторонами правоотношениям, соответствующими установленным судом обстоятельствам дела.
Оспаривая судебное решение, ПАО "КГК" ссылается на аварийное состояние тепловых сетей от теплового пункта N до задвижек в колодце, расположенном в районе "адрес" "адрес" которые не принадлежат ответчику на праве собственности и не состоят у него на балансе. Полагает, что законным владельцем данных сетей является ЗАО "Сибирский газовик", как застройщик жилых домов и спорных сетей водоснабжения, на которого и должна быть возложена ответственность за ненадлежащее качество горячей воды, поступающей в жилой "адрес".
Данные доводы апелляционной жалобы судебная коллегия отклоняет по следующим основаниям.
Указанным выше решением Арбитражного суда Курганской области от 25декабря 2017 г. установлено, что постановлением администрации города Кургана от 17 сентября 2013 г. N 6917 ПАО "КГК", которое определено в качестве гарантирующей организации на территории городского округа города Кургана, является ресурсоснабжающей организацией, поставляющей коммунальный ресурс - горячую воду в жилой "адрес" "адрес" "адрес" и отвечает за качество данного ресурса до границ общего имущества в многоквартирном доме.
Ссылка ПАО "КГК" о том, что трубопровод горячего водоснабжения от ТП N и ТП N не является единым объектом, а представляет собой совокупность участков сетей, один из которых от УТ-1 до теплового пункта ТП N не принадлежит и не обслуживается ПАО "КГК", которое не должно нести за него ответственность, арбитражный суд отклонил, так как ответчиком не представлено доказательств принадлежности одного из участков трубопровода от УТ-1 до теплового пункта ТП N ЗАО "Сибирский газовик". ПАО "КГК", фактически эксплуатирующее спорный участок наружного трубопровода, не принимает мер к принятию его в эксплуатацию для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, однако, в соответствии с законодательством обязано предоставлять коммунальный ресурс. ПАО "КГК" является юридическим лицом, на расчетный счет которого перечисляются денежные средства, собранные с жителей по тарифу "горячее водоснабжение". Таким образом, если конкретный участок между внешней стеной и сенями энергоснабжающей организации является бесхозяйным, обязанность по его эксплуатации и несению расходов по его обслуживанию и содержанию несет ресурсоснабжающая организация, каковой является ПАО "КГК".
Также, арбитражным судом установлено, что сети горячего водоснабжения, расположенные по адресу: "адрес", "адрес" реестре объектов муниципальной собственности не значатся, тепловая сеть от ЦТП N ПАО"КГК" до тепловой камеры во дворе "адрес" "адрес", трубопровод горячего водоснабжения и трубопровод циркуляции горячего водоснабжения от ЦТП N до многоквартирных домов по указанному адресу поставлены на государственный учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области.
В соответствии с частью 3 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении гражданского дела обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением арбитражного суда, не должны доказываться и не могут оспариваться лицами, если они участвовали в деле, которое было разрешено арбитражным судом.
Из кадастрового паспорта на тепловую сеть ЦТП N ПАО "КГК" - до тепловой камеры во дворе жилого "адрес" "адрес" следует, что указанное имущество поставлено на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области как бесхозяйный объект.
В соответствии с пунктом 6 статьи 15 Федерального закона N 190-ФЗ от 27июля 2010 г. "О теплоснабжении" в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.
В пункте 4 статьи 8 указанного Федерального закона предусмотрено, что в случае, если организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, осуществляют эксплуатацию тепловых сетей, собственник или иной законный владелец которых не установлен (бесхозяйные тепловые сети), затраты на содержание, ремонт, эксплуатацию таких тепловых сетей учитываются при установлении тарифов в отношении указанных организаций в порядке, установленном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно части 5, 6 статьи 8 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Расходы организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, на эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются органами регулирования тарифов при установлении тарифов в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Из системного анализа приведенных норм права следует, что организацией, эксплуатирующей бесхозяйный участок сетей, является теплосетевая или теплоснабжающая организация, тепловые сети которой соединены с указанными бесхозяйными сетями. Такой организацией на территории городского округа город Курган является ПАО "КГК", которая в силу закона обязана соблюдать нормативные требования, предъявляемые к качеству коммунального ресурса в виде горячей воды. В связи с этим, доводы апелляционной жалобы о том, что спорные тепловые сети не переданы ПАО "КГК" органом местного самоуправления по передаточному акту подлежат отклонению, так как данное обстоятельство не освобождает ответчика от исполнения возложенных на него обязанностей по обеспечению надлежащего качества коммунальной услуги. При этом следует учитывать, что доказательств передачи спорных сетей в собственность либо на баланс ЗАО "Сибирский газовик" материалы дела не содержат (часть 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). ПАО "КГК", как ресурсоснабжающая организация, фактически эксплуатирующая спорный участок тепловых сетей, не принимало мер к определению его судьбы, не обращалось в орган местного самоуправления, не оспаривало отказ либо бездействие последнего в разрешении вопроса об определении теплосетевой или единой теплоснабжающей организации.
Также следует отметить, что доказательств тому, что низкая температура горячей воды в доме вызвана аварийным состоянием участка тепловых сетей от теплопункта N до тепловой камеры, ответчиком не представлено. Пассивная позиция ПАО "КГК" в доказывании обстоятельств, на которых оно основывало свои возражения против иска, в силу статей 12, 35, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации относится к рискам лица, участвующего в деле. Последствием несовершения им процессуальных действий является, в том числе, принятие судебного решения не в его пользу.
С учетом изложенного вывод суда первой инстанции о том, что за режим и качество подачи горячей воды до границы сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений "адрес" "адрес" "адрес" несет ответственность ПАО "КГК" судебная коллегия находит обоснованным, оснований для отмены судебного акта не усматривает.
Иные доводы апелляционной жалобы судебная коллегия также отклоняет, поскольку они повторяют правовую позицию ответчика, изложенную в ходе рассмотрения дела и являвшуюся предметом оценки суда первой инстанции, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, сводятся к оспариванию правильности выводов суда об установленных им фактах, на иное применение и толкование закона, но не содержат новых обстоятельств, которые могут повлиять на решение суда.
Решение суда постановлено в соответствии с установленными обстоятельствами, требованиями закона, нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела судом не допущено, иных доводов, имеющих правовое значение и способных повлиять на законность и обоснованность решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь абзацем 2 статьи 320.1, абзацем 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Курганского городского суда Курганской области от 31 мая 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Курганская генерирующая компания" - без удовлетворения.
Судья-председательствующий И.М.Софина
Судьи: Н.С.Душечкина
С.Я.Артамонова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.