Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Петровой О.А,
судей Братухина В.В. и Салиховой Э.И,
при секретаре Демаковой В.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Иванова... на решение Моркинского районного суда Республики Марий Эл от 27 апреля 2018 года об отказе в удовлетворении административного иска Иванова В.И. об оспаривании действия муниципального учреждения "Администрация муниципального образования "Зеленогорское сельское поселение".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Петровой О.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Иванов В.И. обратился в суд с административным иском к муниципальному учреждению "Администрация муниципального образования "Зеленогорское сельское поселение" об оспаривании требования о необходимости предоставления в срок до 1 апреля 2018 года документов на основании постановления от 16 февраля 2018 года N 8, ссылаясь на то, что все необходимые документы были предоставлены им ранее при решении вопроса о постановке его на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Кроме того в силу положений статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", распоряжения Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2016 года N 2326-р административный ответчик не вправе требовать от него предоставления документов и информации, которые уже есть в распоряжении органов местного самоуправления и которые должны быть запрошены административным ответчиком у соответствующих органов власти самостоятельно.
Решением Моркинского районного суда Республики Марий Эл от 9 февраля 2018 года Иванову В.И. отказано в удовлетворении административного иска в полном объеме.
В апелляционной жалобе Иванов В.И. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, нарушение норм процессуального права.
В возражениях на апелляционную жалобу административный ответчик приводит доводы в поддержку решения суда, просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Представитель административного ответчика в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен в соответствии с частью 5 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, заявил ходатайство о рассмотрении дела без его участия. Поскольку установленных статьями 150, 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отложения судебного разбирательства административного дела не имеется, дело рассмотрено в его отсутствие.
Выслушав объяснения административного истца Иванова В.И, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив материалы дела, исследовав приобщенные в порядке части 2 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дополнительно представленные сторонами документы, судебная коллегия считает, что оснований, установленных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для отмены решения суда, не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Учитывая изложенное, отсутствие указанной совокупности является основанием для отказа в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
Судом установлено, что постановлением администрации муниципального образования "Зеленогорское сельское поселение" от 30 декабря 2013 года N... (с учетом постановления от 22 августа 2014 года N... ) Иванов В.И. с составом семьи 3 человека, проживающий в аварийном доме по адресу:.., поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении на основании статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
16 февраля 2018 года администрацией муниципального образования "Зеленогорское сельское поселение" вынесено постановление N 8 о проведении с 1 февраля по 1 апреля ежегодной перерегистрации граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на территории поселения. Согласно пункту 3 Инструкции по проведению перерегистрации граждан, состоящих на учет по улучшению жилищных условий, на территории Зеленогорского поселения, утвержденной указанным постановлением, для прохождения процедуры переучета гражданам, состоящим на учете по улучшению жилищных условий, следует предоставить в администрацию необходимые документы, а также иные документы, необходимые для конкретной категории граждан. В случае, если обстоятельства, являющиеся основанием для постановки на учет, не изменились, граждане предоставляют заявление согласно приложению к Инструкции.
15 марта 2018 года административный ответчик в адрес Иванова В.И. направил письмо с указанием, на необходимость представить в срок до 1 апреля 2018 года в администрацию Зеленогорского сельского поселения копии паспортов; документы о составе семьи; копию поквартирной карточки; правоустанавливающие документы на жилое помещение, занимаемое им и членами его семьи; выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и справку из органов технической инвентаризации и технического учета, подтверждающие наличие или отсутствие у него и совместно проживающих с ним членов семьи недвижимого имущества на праве собственности; справку о заработной плате с места работы за 12 месяцев, о размере получаемой пенсии, стипендии и иные документы, подтверждающие размер дохода; документы, подтверждающие место работы (учебы) его и членов его семьи, справку ГУ "Моркинский центр занятости населения"; документы, подтверждающие сведения о стоимости принадлежащего на праве собственности ему и членам его семьи налогооблагаемого движимого и недвижимого имущества; копию технического паспорта на транспортное средство и его стоимость (при наличии).
28 марта 2018 года Ивановым В.И. в администрацию муниципального образования "Зеленогорское сельское поселение" подано заявление о перерегистрации на основании документов, предоставленных ранее для постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку обстоятельства, являющиеся основанием для постановки на учет, не изменились. Содержание указанного заявления соответствует содержанию заявления согласно приложению к Инструкции по проведению перерегистрации граждан, состоящих на учет по улучшению жилищных условий, на территории Зеленогорского поселения.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что документы, представление которых было предложено Иванову В.И. в целях перерегистрации граждан состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях, соответствуют перечню документов, предоставляемых в жилищную комиссию по постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении как малоимущих, указанному в приложении N 4 к Административному регламенту "Прием заявлений, документов, а также постановка на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях", утвержденному постановлением администрации муниципального образования "Зеленогорское сельское поселение" от 8 июня 2012 года N 30, и положениям части 2 статьи 2 Закона Республики Марий Эл от 11 мая 2005 года N 13-З "О регулировании отдельных жилищных отношений в Республике Марий Эл".
Судебная коллегия считает вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Ивановым В.И. требований правильным.
В соответствии с частью 2 статьи 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи.
Частью 2 статьи 52 ЖК РФ установлено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно частям 3 и 4 статьи 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции пунктом 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ предусмотрена возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, в том числе предусмотренных частью 2 статьи 49 ЖК РФ.
Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в силу части 7 статьи 52 ЖК РФ установлен Законом Республики Марий Эл от 11 мая 2005 года N 13-З "О регулировании отдельных жилищных отношений в Республике Марий Эл", частью 2 статьи 2 которого установлено, что признание гражданина малоимущим в целях предоставления по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда производится уполномоченным органом муниципального образования (далее - орган местного самоуправления) на основании личного заявления гражданина (лица, являющегося его представителем в соответствии с законодательством Российской Федерации), в котором указываются размер дохода заявителя и членов его семьи, а также перечень движимого и недвижимого имущества, подлежащего налогообложению и находящегося в собственности заявителя и членов его семьи. С заявлением представляются следующие документы: копия паспорта или иной документ, удостоверяющий личность; документы о составе семьи (свидетельство о заключении (расторжении) брака, свидетельства о рождении детей, судебные и иные решения, справки о зарегистрированных по месту жительства гражданина-заявителя членах его семьи); правоустанавливающие документы на жилое помещение, занимаемое заявителем и членами его семьи; справка органа технической инвентаризации и технического учета, подтверждающая наличие или отсутствие у заявителя и членов его семьи недвижимого имущества на праве собственности; справка органа, осуществляющего регистрацию транспортных средств, о наличии либо отсутствии у заявителя и членов его семьи транспортного средства на праве собственности; копия паспорта транспортного средства (при наличии); справки о заработной плате с места работы, о размере получаемой пенсии, стипендии и иные документы, подтверждающие размер доходов заявителя и членов его семьи, для индивидуальных предпринимателей - налоговые декларации о доходах за расчетный период с отметкой налогового органа о
принятии; документы, подтверждающие место работы (учебы) заявителя и членов его семьи; документы, подтверждающие сведения о стоимости принадлежащего на праве собственности заявителю и членам его семьи налогооблагаемого движимого и недвижимого имущества.
Из материалов личного дела Иванова В.И. следует, что основанием для принятия постановления администрации муниципального образования "Зеленогорское сельское поселение" от 30 декабря 2013 года N... о принятии Иванова В.И. на учет нуждающихся в жилых помещениях явилось установление факта его проживание в жилом доме, признанном в установленном порядке непригодным для проживания, ремонту и реконструкции не подлежащим. Документы, указанные в части 2 статьи 2 Закона Республики Марий Эл от 11 мая 2005 года N 13-З "О регулировании отдельных жилищных отношений в Республике Марий Эл", в материалах личного дела Иванова В.И. отсутствуют. Согласно данным административного ответчика, представленным суду апелляционной инстанции в порядке части 2 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, решение о признании Иванова В.И. малоимущими в установленном порядке не принималось, поскольку им не были представлены соответствующие документы.
При таких обстоятельствах, учитывая, что в установленном порядке Иванов В.И. не признан малоимущим в целях предоставления по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, доказательств предоставления в администрацию муниципального образования "Зеленогорское сельское поселение" документов, указанных в части 2 статьи 2 Закона Республики Марий Эл от 11 мая 2005 года N 13-З "О регулировании отдельных жилищных отношений в Республике Марий Эл" и необходимых для принятия решения о признании Иванова В.И. малоимущим в целях предоставления по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, административным истцом не представлено, перечень документов, указанный в письме, направленном административным ответчиком в адрес Иванова В.И. 15 марта 2018 года, соответствует перечню документов, установленному частью 2 статьи 2 Закона Республики Марий Эл от 11 мая 2005 года N 13-З, вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемое действие административного ответчика соответствует требованиям закона и не нарушает прав административного истца, является правильным.
Ссылка в апелляционной жалобе на неприменение судом положений статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", распоряжения Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2016 года N 2326-р является несостоятельной. В силу части 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" положения пункта 2 части 1 настоящей статьи, устанавливающего случаи, когда органы, предоставляющие государственные или муниципальные услуги, не вправе требовать предоставления документов, не распространяются на документы, указанные в оспариваемом требовании. Не указаны эти документы и в Перечне, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2016 года N 2326-р.
Вопреки доводам апелляционной жалобы бланк паспорта гражданина Российской Федерации имеет девятнадцатую страницу (Описание бланка паспорта гражданина Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 года N 828).
Само по себе указание на необходимость представления копии поквартирной карточки и выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним не свидетельствует о создании неблагоприятных последствий для Иванова В.И.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для разрешения заявленных требований, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергли бы выводы суда первой инстанции. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Моркинского районного суда Республики Марий Эл от 27 апреля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Иванова В.И. - без удовлетворения.
Председательствующий О.А.Петрова
Судьи В.В.Братухин
Э.И.Салихова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.