Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе
председательствующего судьи Фомина М.В,
судей Луневой С.П, Солдатовой С.В,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства материал по частной жалобе Самодина Петра Федоровича
на определение Шпаковского районного суда Ставропольского края от
04 июля 2018 года об отказе в принятии административного искового заявления,
УСТАНОВИЛА:
В Шпаковский районный суд поступило административное исковое заявление Самодина П.Ф. к инспектору ДПС ОРДПС по Шпаковскому району лейтенанту полиции Щербинину Н.В, ОГИБДД ОМВД России по Шпаковскому району о признании действий по составлению протокола об отстранении от управления транспортным средством N от 02.04.2018, протокола о задержании транспортного средства "... "
N от ДД.ММ.ГГГГ незаконными.
Обжалуемым определением Шпаковского районного суда Ставропольского края от 04 июля 2018 года отказано в принятии административного искового заявления.
В частной жалобе Самодин П.Ф. просит обжалуемое определение отменить, считая его незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм процессуального права.
В силу части 2 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного (письменного) производства.
Из представленного административного материала следует, что, отказывая в принятии административного искового заявления на основании пункта 1 части 1 статьи 128 КАС РФ, суд исходил из того, что оспариваемые Самодиным П.Ф. в порядке КАС РФ действия инспектора ДПС ОРДПС по Шпаковскому району лейтенанта полиции ФИО5 имевшие место при выявлении административного правонарушения и составлении административного материала, не могут быть оспорены в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации отдельно от производства по делу об административном правонарушении, так как по сути административный истец, обжалует привлечение его к административной ответственности, поскольку рассмотрение судом вопроса о соблюдении должностными лицами процедуры оформления протоколов об отстранении от управления транспортным средством находится в системной взаимосвязи с выяснением правильности составления протокола об административном правонарушении как доказательства по делу об административном правонарушения с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившим. Аналогичная ситуация с протоколом задержания транспортного средства, который также является одним из доказательства по делу об административном правонарушении, и подлежит оценке по совокупности с другим и доказательствами по делу.
С такими выводами судебная коллегия по административным делам не согласна, поскольку они основаны на неправильном применении норм процессуального права.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном данным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрен порядок производства по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Положениями части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданину предоставлено право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
По общему правилу действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в силу части 5 статьи 1 не распространяется на производство по делам об административных правонарушениях.
Суды не вправе рассматривать в порядке административного судопроизводства дела об оспаривании решений, действий (бездействия), связанных с применением норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
К числу таких решений относятся решения, для которых главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлен порядок их обжалования, а именно постановления по делам об административных правонарушениях (также в связи с обжалованием по мотиву неразрешения в постановлении вопроса об изъятых вещах и документах, о вещах, на которые наложен арест), а также определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено порядка обжалования решений, действий (бездействия), которые являются неразрывно связанными с конкретным делом об административном правонарушении и не могут быть предметом самостоятельного обжалования (доказательства по делу об административном правонарушении).
Доводы о недопустимости конкретного доказательства либо применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении могут быть изложены в ходе рассмотрения дела либо в жалобе на постановление или решение по делу об административном правонарушении. В том же случае, если производство по делу об административном правонарушении прекращено, действия, совершенные при осуществлении производства по этому делу, повлекшие за собой нарушение прав, свобод и законных интересов гражданина, создание препятствий к осуществлению им прав, свобод и реализации законных интересов, незаконное возложение какой-либо обязанности после прекращения производства по делу, могут быть оспорены по правилам главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. В случае, если дело об административном правонарушении не возбуждалось, действия должностных лиц могут быть оспорены в таком же порядке.
Исходя из изложенного, гражданин вправе оспорить действия, совершенные при осуществлении производства по делу об административном правонарушении, повлекшие за собой нарушение его прав и свобод, в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае, если производство по делу прекращено или не возбуждалось и указанные действия влекут правовые последствия для гражданина, а иной порядок их оспаривания законодательством не предусмотрен.
Судом не выяснены обстоятельства наличия производства по делу об административном правонарушении, имеющие существенное значение для правильного решения вопроса о принятии административного искового заявления к производству суда.
При таких обстоятельствах определение суда подлежат отмене, а административный материал направлению на рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь ст.ст. 307-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
определение Шпаковского районного суда Ставропольского края от
04 июля 2018 года отменить.
Материал по заявлению Самодина Петра Федоровича к инспектору ДПС ОРДПС по Шпаковскому району лейтенанту полиции Щербинину Николаю Викторовичу, ОГИБДД ОМВД России по Шпаковскому району о признании действий по составлению протокола об отстранении от управления транспортным средством и протокола о задержании транспортного средства незаконными направить в суд для принятия к производству суда.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.