Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Фомина М.В,
судей Брянского В.Ю, Болотовой Л.А,
при секретаре Пика А.И,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Кочубеевского района Ставропольского края к администрации муниципального образования Васильевского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края о признании незаконным бездействия и возложении обязанности устранить допущенное нарушение,
по апелляционной жалобе администрации муниципального образования Васильевского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края на решение Кочубеевского районного суда Ставропольского края от 18 июня 2018 года.
Заслушав доклад судьи Брянского В.Ю, выслушав выступления участников процесса, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Кочубеевского района Ставропольского края обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Васильевского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края о признании незаконным бездействия, выразившегося в необращении в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнических сооружений, возложении обязанности устранить допущенное нарушение.
В обоснование административного иска указано, что в границах муниципального образования Васильевского сельсовета расположены следующие бесхозяйные гидротехнические сооружения, при обследовании которых выявлены дефекты: ГТС пруда в 0,2 км северо-восточнее хутора Васильевский, географические координаты северная широта: 44°40'35.4", восточная долгота: 41°39'12.96", класс капитальности: IV, площадь водного зеркала, 1,2 га. Перечень установленных дефектов и повреждений: верховой откос подмыт и не имеет заложения, зарастание низового откоса древесной растительностью, гребень плотины сильно просел, происходит перелив воды через гребень плотины. Характеристика уровня безопасности эксплуатационного состояния ГТС: неудовлетворительный; ГТС пруда в 0,4 км северо-восточнее хутора Васильевский, географические координаты северная широта: 44°40'29.28", восточная долгота: 41°39'22.68", класс капитальности: IV, площадь водного зеркала, 0,6 га. Перечень установленных дефектов и повреждений: в теле плотины проран, пруд спущен и не используется по назначению. Характеристика уровня безопасности эксплуатационного состояния ГТС: опасный; ГТС пруда в 0,6 км юго-западнее хутора Андреевский, географические координаты северная широта: 44°4Г31.92", восточная долгота: 41°38'23.28", класс капитальности: IV, Площадь водного зеркала, 11,8 га. Перечень установленных дефектов и повреждений: частичное зарастание верхового и низового откосов водоподпорного сооружения камышовой и кустарниковой растительностью. Характеристика уровня безопасности эксплуатационного состояния ГТС: неудовлетворительный; ГТС пруда N1 в 1,9 км северо-западнее хутора Васильевский, географические координаты северная широта: 44°40'46.0", восточная долгота: 41°38'47.0", класс капитальности: IV, площадь водного зеркала, 4,2 га, перечень установленных дефектов и повреждений: частичное зарастание низового откоса водоподпорного сооружения камышовой растительностью.
Верховой откос водоподпорного сооружения подмыт и обрывист. Коррозия металлических элементов водосбросного сооружения. Характеристика уровня безопасности эксплуатационного состояния ГТС: неудовлетворительный; ГТС пруда N 2 в 1,9 км северо-западнее хутора Васильевский, географические координаты северная широта: 44°40'56.64", восточная долгота: 41°38'41.64", класс капитальности: IV, площадь водного зеркала, 3,3 га, перечень установленных дефектов и повреждений: частичное зарастание низового откоса водоподпорного сооружения камышовой растительностью. Верховой откос водоподпорного сооружения подмыт и обрывист. Коррозия металлических элементов водосбросного сооружения. Характеристика уровня безопасности эксплуатационного состояния ГТС: неудовлетворительный.
В нарушение статьи 8, 9, 15 Федерального закона от 21 июля 1997 года N117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" и Правил безопасности гидротехнических сооружений накопителей жидких промышленных отходов, утвержденных постановлением Госгортехнадзора РФ от 28 января 2002 года N 6, в отношении данных ГТС отсутствует собственник и эксплуатирующая организация, отвечающие за безопасное состояние и эксплуатацию ГТС (нарушение ст. 9 Закона 117 - ФЗ); отсутствуют проект на строительство и эксплуатацию ГТС, выполненный в установленном порядке и экспертиза промышленной безопасности проекта (нормативно - правовые акты и нормативно - технические документы на строительство и эксплуатацию ГТС (нарушение п. 2.1 ПБ-03-438-02); не составлена декларация безопасности ГТС
(нарушение п. 2.3 ПБ-03-438-02); не определены критерии безопасности ГТС и его класс (нарушение ст. 9 Закона 117 - ФЗ, п. 5.1 ПБ-03-438-02); не разработаны и не согласованы с территориальным органом Ростехнадзора России инструкции, обеспечивающие безопасное ведение работ (нарушение п. 2.5 ПБ-03-438-02).
Таким образом, безопасность гидротехнического сооружения надлежащим образом не обеспечена, что может повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций с наступлением тяжких последствий. В случае разрушения гидротехнического сооружения возможно затопление прилегающей территории, причинение вреда неопределенному кругу лиц и окружающей среде.
Отсутствие эксплуатирующей организации гидротехнических сооружений не позволяет обеспечить соблюдение требований Федерального закона N 117-ФЗ по поддержанию их надлежащего технического состояния, обеспечивающего безопасность эксплуатации, поддержание в постоянной готовности локальных систем оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях, что может повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций с серьезными последствиями, особенно в период паводка, затопление прилегающих территорий, причинение вреда неопределенному кругу лиц и окружающей природной среде. Безопасность гидротехнических сооружений не может быть обеспечена до устранения неопределенности их правового статуса и балансовой принадлежности.
Наличие на территории Кочубеевского муниципального района объектов повышенной опасности - гидротехнического сооружения, безопасность которого не обеспечена в соответствии с законом, влечет также неисполнение органом местного самоуправления - администрацией муниципального образования Васильевского сельсовета обязанности по решению вопроса местного значения в части участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Поскольку гидротехническое сооружение расположено в границах муниципального образования Васильевского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края, административный истец полагает, что не обращение администрации муниципального образования в уполномоченный орган с заявлением о принятии гидротехнического сооружения на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений части 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Неисполнение органом местного самоуправления требований законодательства в области гидротехнических сооружений неопределенного круга граждан, находящегося на территории поселения, и создает опасность причинения вреда окружающей среде.
Административный истец просил суд: признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Васильевского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края, выразившееся в необращении в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества следующих гидротехнических сооружений: ГТС пруда в 0,2 км северо-восточнее хутора Васильевский, географические координаты северная широта: 44°40'35.4", восточная долгота: 41°39'12.96", ГТС пруда N2 в 1,9 км северо-западнее хутора Васильевский, географические координаты северная широта: 44°40'56.64", восточная долгота: 41 °38'41.64", ГТС пруда в 0,6 км юго-западнее хутора Андреевский, географические координаты северная широта: 44°41'31.92", восточная долгота: 41°38'23.28", ГТС пруда N1 в 1,9 км северо-западнее хутора Васильевский, географические координаты северная широта: 44°40'46.0", восточная долгота: 41°38'47.0", ГТС пруда в 0,4 км северо-восточнее хутора Васильевский, географические координаты северная широта: 44°40'29.28", восточная долгота: 41°39'22.68";
возложить на администрацию муниципального образования Васильевского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества указанных гидротехнических сооружений.
Решением Кочубеевского районного суда Ставропольского края от 18 июня 2018 года административное исковое заявление удовлетворено.
Не согласившись с решением суда, представитель администрации муниципального образования Васильевского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края Кравцова О.В. подала на него апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований. Полагает, что прокурором не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что гидротехнические сооружения являются бесхозяйными. Считает, что поскольку указанные пруды имеют гидравлическую связь с другими поверхностными водными объектами, они не могут находиться в муниципальной собственности.
В отзыве на апелляционную жалобу представитель администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края Бакшеева О.И. поддерживает доводы, приведенные в апелляционной жалобе.
В возражениях на апелляционную жалобу врио руководителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае Ковалев А.С. указывает на несостоятельность доводов апелляционной жалобы, просит решение оставить без изменения.
Представитель прокуратуры Кочубеевского района Ставропольского края, администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края, Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды по Ставропольскому краю, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае, Управления Росреестра по Ставропольскому краю в суд апелляционной инстанции не явился, будучи извещенным о месте и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции. Сведений об уважительности причин неявки, ходатайств об отложении слушания дела не представил.
Представитель Кубанского бассейнового водного управления в суд апелляционной инстанции не явился, будучи извещенным о месте и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, потупило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным, а присутствующие лица не возражали против рассмотрения дела в отсутствие надлежащим образом извещенных и не явившихся в судебное заседание лиц в соответствии со ст.ст. 150, 307 КАС РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, отзыва на нее, выслушав представителя администрации муниципального образования Васильевского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края Кравцову О.В, поддержавшую апелляционную жалобу, прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Ставропольского края Колячкину И.В, полагавшую решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предусмотрено, что прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
В соответствии со статьей 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Порядок принятия на учет бесхозяйной вещи регламентируется Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации N 931 от 10 декабря 2015 года "Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей".
Согласно пункту 4, 5 указанного Приказа принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется в следующем порядке: прием в порядке межведомственного информационного взаимодействия заявления о постановке на учет и документов, предусмотренных в пункте 6 настоящего Порядка; проверка документов на соответствие требованиям, предъявляемым Законом к документам, поступающим в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия; внесение записей в Единый государственный реестр недвижимости о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества.
Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей: органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований;
В заявлении указываются: вид объекта недвижимости, его кадастровый номер, адрес (при наличии), сведения о заявителе, а также сведения о собственнике в случае, если принятие объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости.
В соответствии с положениями статьи 3, 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращении негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения. Собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации, обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения и др.
К вопросам местного значения в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относится осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, информирование населения об ограничениях их использования,; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в границах муниципального образования Васильевского сельсовета расположено пять гидротехнических сооружений прудов, имеющих дефекты, права на которые в установленном порядке не оформлены: ГТС пруда в 0,2 км северо-восточнее хутора Васильевский, географические координаты северная широта: 44°40'35.4", восточная долгота: 41°39'12.96", класс капитальности: IV, площадь водного зеркала, 1,2 га. Перечень установленных дефектов и повреждений: верховой откос подмыт и не имеет заложения, зарастание низового откоса древесной растительностью, гребень плотины сильно просел, происходит перелив воды через гребень плотины. Характеристика уровня безопасности эксплуатационного состояния ГТС: неудовлетворительный; ГТС пруда в 0,4 км северо-восточнее хутора Васильевский, географические координаты северная широта: 44°40'29.28", восточная долгота: 41°39'22.68", класс капитальности: IV, площадь водного зеркала, 0,6 га. Перечень установленных дефектов и повреждений: в теле плотины проран, пруд спущен и не используется по назначению. Характеристика уровня безопасности эксплуатационного состояния ГТС: опасный; ГТС пруда в 0,6 км юго-западнее хутора Андреевский, географические координаты северная широта: 44°4Г31.92", восточная долгота: 41°38'23.28", класс капитальности: IV, Площадь водного зеркала, 11,8 га. Перечень установленных дефектов и повреждений: частичное зарастание верхового и низового откосов водоподпорного сооружения камышовой и кустарниковой растительностью. Характеристика уровня безопасности эксплуатационного состояния ГТС: неудовлетворительный; ГТС пруда N1 в 1,9 км северо-западнее хутора Васильевский, географические координаты северная широта: 44°40'46.0", восточная долгота: 41°38'47.0", класс капитальности: IV, площадь водного зеркала, 4,2 га, перечень установленных дефектов и повреждений: частичное зарастание низового откоса водоподпорного сооружения камышовой растительностью.
Верховой откос водоподпорного сооружения подмыт и обрывист. Коррозия металлических элементов водосбросного сооружения. Характеристика уровня безопасности эксплуатационного состояния ГТС: неудовлетворительный; ГТС пруда N 2 в 1,9 км северо-западнее хутора Васильевский, географические координаты северная широта: 44°40'56.64", восточная долгота: 41°38'41.64", класс капитальности: IV, площадь водного зеркала, 3,3 га, перечень установленных дефектов и повреждений: частичное зарастание низового откоса водоподпорного сооружения камышовой растительностью. Верховой откос водоподпорного сооружения подмыт и обрывист. Коррозия металлических элементов водосбросного сооружения. Характеристика уровня безопасности эксплуатационного состояния ГТС: неудовлетворительный.
Согласно информации, представленной в материалы дела, в государственном водном реестре сведения об указанных объектах недвижимого имущества отсутствуют, в реестре государственного имущества Ставропольского края, а также муниципального имущества Кочубеевского муниципального района Ставропольского края, ГТС также не значатся, сведений о собственнике, эксплуатирующей организации и о принадлежности к бесхозяйным указанных ГТС не имеется.
В соответствии с информацией Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (РОСТЕХНАДЗОР) N1786 А/1.10 от 16 апреля 2018 года Кавказское управление Ставропольского края по данным представленным главой Кочубеевского района Ставропольского края, ГТС, являющиеся предметом настоящего иска, являются бесхозяйными.
Меры в отношении спорного ГТС не осуществляются по причине не реализации административным ответчиком предусмотренной действующим законодательством обязанности по обращению в соответствующий регистрирующий орган с заявлением о постановке указанного недвижимого имущества на учет в качестве бесхозяйного.
Постановка на учет ГТС в качестве бесхозяйного не возлагает на органы местного самоуправления полномочия, связанные с проведением мероприятий по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения, не предусмотренные действующим законодательством.
Отсутствие собственника и эксплуатирующей организации указанных объектов не позволяет обеспечивать соблюдение требований Федерального закона N 117-ФЗ по поддержанию их надлежащего технического состояния, обеспечивающего безопасность эксплуатации, поддержание в постоянной готовности локальных систем оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях, что может повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций с серьезными последствиями, особенно в период паводка, затопление прилегающих территорий, причинение вреда неопределенному кругу лиц и окружающей природной среде.
Несмотря на существующую угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, ввиду отсутствия собственника гидротехнических сооружений, административным ответчиком не принимаются меры по постановке на учет спорных ГТС в качестве бесхозяйного недвижимого имущества в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и дальнейшей постановке на баланс муниципального образования, что свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из части 3 статьи 225 ГК РФ.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к верному выводу об удовлетворении административных исковых требований.
Поскольку доводы апелляционной жалобы не опровергают содержащиеся в решении выводы, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, не допущено, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Таким образом, решение суда является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 307 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кочубеевского районного суда Ставропольского края от 18 июня 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.