Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Фомина М.В,
судей Солдатовой С.В, Луневой С.П,
при секретаре Пика А.И,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела по апелляционной жалобе представителя управления жилищно-коммунальным хозяйством администрации г. Ессентуки Баламута В.А. на решение Ессентукского городского суда Ставропольского края от 11 мая 2018 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора г. Ессентуки в защиту неопределенного круга лиц к администрации г. Ессентуки о признании бездействия незаконным и возложении обязанности совершить определенные действия,
заслушав доклад судьи Солдатовой С.В,
установила:
прокурор г. Ессентуки обратился в суд с административным иском (в последствии уточненным в порядке ст. 46 КАС РФ), в защиту неопределенного круга лиц к администрации г. Ессентуки, в котором просил признать бездействие администрации города Ессентуки, выраженное в ненадлежащем содержании мест захоронения - кладбище "Франчиха", незаконным; возложить на администрацию города Ессентуки Ставропольского края в течение 10 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести комплекс работ по надлежащему содержанию кладбища "Франчиха" в соответствие с требованиями СанПин 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержании кладбищ, зданий сооружений похоронного назначения", а именно: по устранению уклона участка, отведенного под кладбище, в сторону населенного пункта г. Ессентуки; организовать самостоятельную систему водоснабжения для питьевых и хозяйственных нужд; оборудовать шахтными колодцами для полива, построить и оборудовать общественные туалеты выгребного типа в соответствии с требованием санитарных норм и правил; организовать ограждение площадки для мусоросборников на твердом покрытии (асфальтирование, бетонирование).
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой г. Ессентуки с участием специалиста территориального органа Роспотребнадзора проведена проверка соблюдения законодательства на территории кладбища "Франчиха". По результатам проверки установлено, что участок, отведенный под кладбище имеет уклон в сторону населенного пункта г. Ессентуки; устройство кладбища осуществляется без утвержденного в установленном порядке проекта, в котором необходимо было предусмотреть: наличие водоупорного слоя для кладбищ традиционного типа; систему дренажа; обвалку территории; характер и площадь зеленых насаждений; организацию подъездных путей и автостоянок; планирование решение зоны захоронений для всех типов кладбищ с разделением на участки, различающие по типу захоронений, при этом площадь мест захоронения должна быть не более 70% общей площади кладбища; разделение территории кладбища на функциональные зоны (входную, ритуальную административно-хозяйственную, захоронений, зеленой защиты по периметру кладбища). Не предусмотрена самостоятельная система водоснабжения для питьевых и хозяйственных нужд; не оборудовано шахтными колодцами для полива, не построены и не оборудованы общественные туалеты выгребного типа в соответствии с требованием санитарных норм и правил; не оборудовано стоянками автокатафалков и автотранспорта, урнами для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездом к ним; площадки для мусоросборников не ограждены и не имеют твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование). Санитарно-защитная зона кладбища не организована, не спланирована, не благоустроена и не озеленена, не имеет транспортных и инженерных коридоров.
Вышеперечисленные обстоятельства являются нарушением законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, не выполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, нарушением требованием п. 2.4, п. 2.7, п. 2.9 СанПиН 2.1.2882 -11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", а так же игнорировании и неисполнении администрацией города- курорта п. 6.2, п. 6.3, п. 6.4, п. 6.5, п. 6.7 СанПиН 2.1.2882-1 1 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержании кладбищ, зданий сооружений похоронного назначения".
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что выделяемые бюджетные средства, реализуемые в рамках муниципального задания, на санитарную очистку кладбищ расходуются неэффективно и являются недостаточными.
В связи с выявленными нарушениями 13.10.2017 года в адрес главы города внесено представление об устранении нарушений действующего законодательства.
01.12.2017 года за исх. N 02/4665 в прокуратуру города поступил ответ на данное представление, из которого следует, что кладбище "Франчиха" является действующим. Кроме того, применение при регулировании спорных правоотношений СанПиН 2.1.2882-11 невозможно, так как кладбище устроено ранее вступления в законную силу вышеназванных СанПиН, а именно в 2009 году. Санитарная защитная зона кладбища не организована, не спланирована и не озеленена в связи с дефицитом бюджетных средств.
Вместе с тем, содержание кладбища "Франчиха" администрация города Ессентуки осуществляет и в настоящее время, в связи с чем, в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, должна руководствоваться указанными СанПиН, которые являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с содержанием кладбищ.
Обжалуемым решением Ессентукского городского суда Ставропольского края от 11 мая 2018 года административные исковые требования прокурора г. Ессентуки в защиту неопределенного круга лиц к администрации г. Ессентуки, о признании бездействия незаконным и возложении обязанности совершить определенные действия - удовлетворены.
Бездействие администрации города Ессентуки, выраженное в ненадлежащем содержании мест захоронения - кладбище "Франчиха", признано незаконным.
На администрацию города Ессентуки Ставропольского края возложена обязанность, в течение 10 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, по проведению комплекса работ по надлежащему содержанию кладбища "Франчиха" в соответствие с требованиями СанПин 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержании кладбищ, зданий сооружений похоронного назначения", а именно: устранить уклон участка, отведенного под кладбище, в сторону населенного пункта г. Ессентуки; организовать самостоятельную систему водоснабжения для питьевых и хозяйственных нужд; оборудовать шахтными колодцами для полива, построить и оборудовать общественные туалеты выгребного типа в соответствии с требованием санитарных норм и правил; организовать ограждение площадки для мусоросборников на твердом покрытии (асфальтирование, бетонирование).
Не согласившись с названным решением суда, представитель Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Ессентуки **** подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда в части возложении обязанности устранить уклон участка, отведенного под кладбище, в сторону населенного пункта г. Ессентуки; организовать самостоятельную систему водоснабжения для питьевых и хозяйственных нужд; оборудовать шахтными колодцами для полива, построить и оборудовать общественные туалеты выгребного типа в соответствии с требованием санитарных норм и правил - отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении указанных административных исковых требований.
В обоснование доводов жалобы указывает, что прокурором не представлено доказательств наличие уклона земельного участка в сторону населенного пункта. Экспертиза не проводилась. Акт проверки, которая проводилась в присутствии, в том числе старшего юрисконсульта УЖКХ **** при этом в ходе проведения проверки никакие замеры не проводились, эксперты не привлекались, осмотр проводилась путем визуального осмотра, кладбище было осмотрено лишь частично, акт результатов проверки был составлен в отсутствие представителя УЖКХ, с указанным актом ознакомлен не был, о таком акте стало известно лишь в судебном заседании.
Административным истцом не представлено положительное заключение экологической и санитарно-гигиенической экспертизы, являющегося доказательством, без которого проводить реконструкцию кладбища (устранение уклона) запрещено.
Относительно требований прокурора организовать самостоятельную систему водоснабжения для питьевых и хозяйственных нужд, оборудовать шахтными колодцами для полива, построить и оборудовать общественные туалеты выгребного типа в соответствии с требованием санитарных норм и правил, обращает внимание, что на основании п. 6.1 СанПин 2.1.2882.11 прокладка сетей централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения, используемого для хозяйственно-питьевого водоснабжения, используемого для хозяйственно-питьевых целей населением города и других населенных пунктов, по территории санитарно-защитных зон кладбищ не разрешается.
Водопроводы и водоводы технической воды промышленных предприятий, расположенных в непосредственной близости кладбища - отсутствуют.
Ссылаясь на п. 6.2, п. 6.4 СанПин 2.1.2882.11, приходит к выводу о том, что обязанности возведения капитального сооружения - общественного туалета, шахтного колодца не предусмотрены нормами законодательства и СанПин. Возведение таких сооружений допускается, но не возлагает обязанности на органы местного самоуправления по совершению таких действий. Кроме того, в материалах дела имеются доказательства, подтверждающие наличие на территории кладбища "Франчиха" организованного водоснабжения путем завоза воды в установленные на территории кладбища емкости, туалетов выгребного типа, несоответствие которых требованиям СанПин не доказано.
В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора г. Ессентуки **** просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители администрации города Ессентуки, Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки в судебном заседании суда апелляционной инстанции участия не принимали, будучи заблаговременно извещенными о его дне и времени, что подтверждается сведениями о получении адресатами почтовой корреспонденции, содержащимися на официальном сайте Почты России, об отложении судебного разбирательства - не ходатайствовали.
В связи с чем, в соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Прокурор отдела по участию прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Ставропольского края **** в судебном заседании суда апелляционной инстанции полагала обжалуемое решение суда подлежащим изменению в части возложения обязанности по устранению уклона, поскольку не представлено доказательств наличия такового.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, поступивших возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Согласно части 1 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления в защиту публичных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно материалам административного дела, 25.12.2007 года принято решение Совета города N 139 "Об утверждении Положения "О погребении и похоронном деле в городе-курорте Ессентуки" и Порядке деятельности общественных кладбищ и правил содержания мест погребения".
Согласно свидетельству о государственной регистрации права 26-АИ N 324317, выданному Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому 06.06.2013 года, на основании постановления Администрации г. Ессентуки Ставропольского края N 330 от 28.02.2013 года, муниципальному образованию городской округ город-курорт Ессентуки принадлежит земельный участок кадастровым номером 26:30:00 00 00:578, площадью 217609 кв.м, с назначением: земли населенных пунктов - под кладбище "Франчиха".
В октябре 2017 года с участием специалиста территориального органа Роспотребнадзора прокуратурой города Ессентуки проведена проверка соблюдения законодательства на территории кладбища "Франчиха", по результатам который выявлены недостатки содержания названного кладбища, наличие которых послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
На основании ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается в том числе посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (абз. 3 п. 1 ст. 2 того же Федерального закона).
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления (п. 1).
При нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения (п. 4).
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011 г. N 84 утверждены СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", которыми устанавливаются санитарно-эпидемиологические требования к условиям размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности.
Требования СанПиН 2.1.2882-11 являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством, реконструкцией, реставрацией (в том числе воссозданием) и эксплуатацией кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения и имеющими право на занятие данными видами деятельности (п. п. 1.1 - 1.2 СанПиН 2.1.2882-11).
Согласно пунктам 6.2 - 6.4 СанПиН 2.1.2882-11 для проведения поливочных и уборочных работ кладбищ и в крематориях необходимо предусмотреть систему водоснабжения самостоятельную или с подключением к водопроводам и водоводам технической воды промышленных предприятий, расположенных от них в непосредственной близости; для питьевых и хозяйственных нужд на кладбищах и других объектах похоронного назначения следует предусматривать хозяйственно-питьевое водоснабжение; качество воды должно отвечать требованиям санитарных правил для питьевой воды; при отсутствии централизованных систем водоснабжения и канализации допускается устройство шахтных колодцев для полива и строительство общественных туалетов выгребного типа в соответствии с требованиями санитарных норм и правил.
Принимая решение об удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что содержание кладбища "Франчиха" администрация города Ессентуки осуществляет ненадлежащим образом, что свидетельствует о нарушении административным ответчиком законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов,
невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, нарушением требованием п. 2.4, п. 2.7, п. 2.9 СанПиН 2.1.2882 -11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", а так же игнорировании и неисполнении администрацией города-курорта п. 6.2, п. 6.3, п. 6.4, п. 6.5, п. 6.7 СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержании кладбищ, зданий сооружений похоронного назначения".
Вместе с тем, административным истцом в материалы настоящего дела не представлено каких-либо относимых и допустимых доказательств того, что участок, отведенный под кладбище, имеет уклон в сторону населенного пункта г. Ессентуки и что на территории кладбища отсутствуют общественные туалеты выгребного типа, построенные в соответствии с требованиями санитарных норм и правил.
Не представлено таковых доказательств и суду апелляционной инстанции.
Из сообщения Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю в городе Ессентуки от 16.10.2017 г. направленного в адрес прокурора г. Ессентуки, усматривается, что при проведении специалистами Роспотребнадзора соответствующей проверки территории кладбища факта наличия уклона земельного участка в сторону населенного пункта - не зафиксировано.
Кроме того, согласно названному сообщению, на территории кладбища "Франчиха" имеется два надворных туалета. Каких-либо доказательств, подтверждающих, что они не отвечают требованиям, приведенным в п. 6.4 СанПиН 2.1.2882-11, в "Санитарных правилах устройства и содержания общественных уборных" (утв. приказом зам. главного государственного санврача СССР 19.06.1972 г. N 983-72), в материалах дела не имеется.
Изложенное, в свою очередь, указывает на необоснованность принятого решения суда в соответствующей части, что является основанием для отмены решения суда в части и принятия решения об отказе в удовлетворении названных административных исковых требований, ввиду недоказанности установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела (пункт 2 части 2 ст. 310 КАС РФ).
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые не были бы предметом обсуждения судом первой инстанции, сводятся к переоценке установленных по делу обстоятельств, представленных доказательств.
Руководствуясь статьями 307 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ессентукского городского суда Ставропольского края от 11 мая 2018 года отменить в части возложения обязанности на администрацию города Ессентуки по устранению уклона участка, отведенного под кладбище, в сторону населенного пункта г. Ессентуки, обязанности построить и оборудовать общественные туалеты выгребного типа, в соответствии с требованием санитарных норм и правил.
Принять в отменной части новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
В оставшейся части обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Апелляционную жалобу - удовлетворить частично.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.