Судья Ставропольского краевого суда Ковалева Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу Фитьмовой Н.В. на решение судьи Кочубеевского районного суда Ставропольского края от 12 апреля 2018 года,
установил:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу Фитьмовой Н.В. N18-0/Ф-50/3 от 15 февраля 2018 года глава Кочубеевского муниципального района Ставропольского края Клевцов А.П. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением судьи Кочубеевского районного суда Ставропольского края от 12 апреля 2018 года постановление должностного лица отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В поданной в Ставропольский краевой суд жалобе государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу Фитьмова Н.В. просит отменить решение судьи Кочубеевского районного суда Ставропольского края от 12 апреля 2018 года как незаконное и необоснованное.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы административного дела, выслушав представителя Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу Натанову Т.В, которая поддержала доводы жалобы и просила ее удовлетворить, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения должностного лица к административной ответственности) невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных защитных полос в состояние, пригодное для пользования, влечет административную ответственность.
Согласно материалам дела, в результате рейдовой проверки, проводимой на основании приказа Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу от 04 сентября 2017 года N1401 установлен факт несанкционированного складирование отходов в виде навала строительного мусора (обломки асфальта, обломки бетона, почвогрунт, камни) в водоохраной зоне реки Кубань, а именно на берегу реки Кубань в кадастровых кварталах N N и N N
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения главы администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края Клевцова А.П. к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Отменяя постановление должностного лица и прекращая производство по делу, судья районного суда пришел к выводу о том, что местом совершения административного правонарушения является водоохранная зона реки Кубань в кадастровом квартале N. Река Кубань находится в собственности Российской Федерации, которая в государственном водном реестре зарегистрирована под кодом 06020000412108000001090, следовательно, ответственность за охрану водных объектов, предотвращению их загрязнения и засорения возложена на администрацию муниципального образования села Кочубеевского как на орган местного самоуправления, либо должностных лиц администрации муниципального образования села Кочубеевское.
Согласно статье 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира (часть 1 статьи 65 Водного кодекса).
Водоохранная зона является неотъемлемой частью охраняемого объекта, связана с ним территориально и функционально и представляет с ним единой целое, как природный комплекс, обеспечивая сохранность водного объекта путем использования водоохраной зоны в особо установленном режиме для предупреждения вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности.
В целях охраны водных объектов от загрязнения и засорения частью 1 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации от 03 июня 2006 года N74 установлен запрет на сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления.
Аналогичный запрет установлен и для водоохранных зон пунктом 2 части 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации, согласно которому размещение отходов производства и потребления в водоохранной зоне запрещено.
Согласно подпункту 18 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов относится к вопросам местного значения городского, сельского поседения.
Поскольку кадастровые кварталы, на территории которых выявлено административное правонарушение, находятся на землях муниципального образования села Кочубеевское, судьей районного суда сделан обоснованный вывод об отсутствии основания для привлечения главы администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края Клевцова А.П. к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы должностного лица Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу не могут быть приняты судом в качестве основания к отмене решения судьи районного суда, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам, сделаны на основе ошибочного толкования норм материального права и направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств.
Каких-либо процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену обжалуемого решения судьи, при производстве по делу не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 30.7 и 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
решил:
жалобу государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу Фитьмовой Н.В. оставить без удовлетворения.
Решение Кочубеевского районного суда Ставропольского края от 12 апреля 2018 года оставить без изменения.
Судья
Ставропольского краевого суда Ю.В. Ковалева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.