Судья Ставропольского краевого суда Ковалева Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ЗАО "Краевой клинический диагностический центр" Синюковой В.Н. на решение судьи Ленинского районного суда города Ставрополя от 19 июня 2018 года,
установил:
постановлением заместителя министра имущественных отношений Ставропольского края Литвинова А.В. N07/2018 от 16 апреля 2018 года генеральный директор ЗАО "Краевой клинический диагностический центр" Синюкова В.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 10.1 Закона Ставропольского края от 10 апреля 2008 года N20-кз "Об административных правонарушениях в Ставропольском крае", и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 2000 рублей.
Решением судьи Ленинского районного суда города Ставрополя от 19 июня 2018 года указанное постановление оставлено без изменения.
В поданной в Ставропольский краевой суд жалобе генеральный директор ЗАО "Краевой клинический диагностический центр" Синюкова В.Н. просит указанные постановление должностного лица и решение судьи районного суда отменить как незаконные и необоснованные и прекратить производство по делу.
Проверив материалы административного дела, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения Скрипникова А.С, действующего в интересах Синюковой В.Н, который поддержал доводы жалобы и просил ее удовлетворить, суд приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 6 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.
Пунктом 7 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации.
Требования к проведению осмотров, порядку фиксации выявленных нарушений, оформлению планов проведения текущего и капитального ремонта зданий изложены в Положении об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения, утвержденном Приказом Госкомархитектуры от 23 ноября 1988 года N312.
Пунктом 3.9 данного Положения установлено, что результаты осмотров следует отражать в документах по учету технического состояния здания или объекта (журналах учета технического состояния, специальных карточках и др.). В этих документах должны содержаться: оценка технического состояния здания или объекта и его элементов, выявленные неисправности, места их нахождения, причины, вызвавшие эти неисправности, а также сведения о выполненных при осмотрах ремонтах.
Согласно части 2 статьи 10.1 Закона Ставропольского края от 10 апреля 2008 года N20-кз "Об административных правонарушениях в Ставропольском крае" использование находящегося в государственной собственности Ставропольского края объекта нежилого фонда без надлежаще оформленных документов либо с нарушением установленных норм и правил эксплуатации и содержания объектов нежилого фонда, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что на основании приказа Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 09 февраля 2018 года N74 "О проведении плановой выездной проверки" с 12 февраля 2018 года по 14 марта 2018 года консультантом-юрисконсультом отдела контроля за сохранностью и использованием по назначению объектов государственной собственности Ставропольского края Медведевым В.Г. и консультантом отдела контроля за сохранностью и использованием по назначению объектов государственной собственности Ставропольского края Антоняном А.А. была проведена плановая выездная проверка соблюдения ЗАО "Краевой клинический диагностический центр" требований вышеперечисленных норм действующего законодательства в отношении объекта государственной собственности - гаража (литер Г1), расположенного по адресу: Ставропольский край, "адрес" по результатам которой составлен акт проверки N17.
В ходе проверки установлено, что ЗАО "Краевой клинический диагностический центр" мероприятия по сохранности вышеназванного объекта недвижимости не проводились.
Указные обстоятельства послужили основанием для привлечения генерального директора ЗАО "Краевой клинический диагностический центр" Синюковой В.Н. к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 10.1 Закона Ставропольского края от 10 апреля 2008 года N20-кз "Об административных правонарушениях в Ставропольском крае".
Оставляя постановление должностного лица без изменения, судья районного суда пришел к выводу о доказанности вины генерального директора ЗАО "Краевой клинический диагностический центр" Синюковой В.Н. в совершении вышеуказанного административного правонарушения.
Вместе с тем, судьей районного суда не учтено следующее.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Как следует из материалов дела, гараж (литер Г1) с кадастровым номером N находящийся в собственности Ставропольского края, передан ЗАО "Краевой клинический диагностический центр" на основании договора купли-продажи арендуемого имущества, находящегося в государственной собственности Ставропольского края, от 15 января 2014 года N92-Н.
Названный объект недвижимости согласно акту приема-передачи арендуемого имущества от 20 января 2014 года был передан продавцом (Министерством имущественных отношений Ставропольского края) покупателю (ЗАО "Краевой клинический диагностический центр") в соответствии с договором купли-продажи от 15 января 2014 года N92-Н.
Указанный договор зарегистрирован в установленном законом порядке Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю 23 мая 2014 года.
В соответствии с пунктом 6.3 договора купли-продажи с момента передачи приобретенного в рассрочку недвижимого имущества - гаража (литер Г1) с кадастровым номером N и до момента его полной оплаты имущество признается находящимся в залоге для обеспечения исполнения ЗАО "Краевой клинический диагностический центр" его обязанности по оплате приобретенного недвижимого имущества.
Согласно договору купли-продажи и кадастровой выписке на земельный участок от 27 февраля 2018 года N26/ИСХ/18-134913 гараж (литер Г1) расположен на земельном участке с кадастровым номером N, находящимся в собственности Ставропольского края и преданном ЗАО "Краевой клинический диагностический центр" по договору аренды от 09 апреля 2010 года N8-12 сроком действия до 08 марта 2020 года.
В соответствии с частью 1 статьи 454 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
Основной обязанностью продавца по договору купли-продажи является передача товара в собственность покупателя.
Переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации в силу требований части 1 статьи 551 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 60 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", с учетом требования пункта 1 статьи 551 Гражданского кодекса Российской Федерации к государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость к покупателю по договору продажи недвижимости, отсутствие государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество к покупателю не является основанием для признания недействительным договора продажи недвижимости, заключенного между этим покупателем и продавцом, вследствие чего после передачи владения недвижимым имуществом покупателю, но до государственной регистрации права собственности покупатель является законным владельцем этого имущества.
При таких обстоятельствах вывод судьи районного суда о том, что вследствие отсутствия государственной регистрации перехода права собственности на гараж (литер Г1) ЗАО "Краевой клинический диагностический центр" не является законным владельцем этого имущества и обязано в силу требований Положения N312 проводить техническое обслуживание недвижимого имущества, а также отражать результаты его осмотров в документах по учету технического состояния здания или объекта, не основан на вышеприведенных нормах.
Кроме того, судьей районного суда не принято во внимание следующее.
Согласно пункта 12 статьи 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее, чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, или иным доступным способом.
Названная норма Федерального закона N294-ФЗ направлена на обеспечение прав юридического лица на подготовку к проверке, обеспечение присутствия при проведении проверки представителя лица в целях реализации права на защиту, в том числе на предоставление возможности дать пояснения и представить документы.
Из материалов дела следует, что Министерством имущественных отношений Ставропольского края вынесен приказ N74 от 09 февраля 2018 года "О проведении плановой выездной проверки", которым предписано с 12 февраля 2018 года по 14 марта 2018 года провести выездную плановую проверку сохранности объекта недвижимого имущества - гаража (литер Г1), расположенного по адресу: "адрес"
При этом материалы административного дела не содержат сведений об уведомлении ЗАО "Краевой клинический диагностический центр" о проведении плановой проверки в отношении общества.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 20 Федерального закона N294-ФЗ нарушение срока уведомления проверяемого лица о проведении плановой проверки относится к грубым нарушениям требований к организации и проведению проверок.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона N294-ФЗ, результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Также судьей районного суда оставлено без внимания то обстоятельство, что протокол об административном правонарушении N07/2018 от 06 апреля 2018 года и постановление должностного лица Министерства имущественных отношений Ставропольского края о назначении обществу административного наказания N07/2018 от 16 апреля 2018 года содержат указания на проведение в отношении привлекаемого лица внеплановой выездной проверки, что свидетельствует о том, что обстоятельства и правовые основания проверочных мероприятий, проводимых Министерством имущественных отношений Ставропольского края в отношении общества надлежащей судебной оценки не получили.
Такое разрешение дела не отвечает установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 названного Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
С учетом изложенного постановление должностного лица и судебный акт, принятые по настоящему делу об административном правонарушении, законными признаны быть не могут.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
Поскольку в действиях генерального директора ЗАО "Краевой клинический диагностический центр" Синюковой В.Н. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 10.1 Закона Ставропольского края от 10 апреля 2008 года N20-кз "Об административных правонарушениях в Ставропольском крае", постановление заместителя министра имущественных отношений Ставропольского края Литвинова А.В. N07/2018 от 16 апреля 2018 года и решение судьи Ленинского районного суда города Ставрополя от 19 июня 2018 года подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
решил:
жалобу генерального директора ЗАО "Краевой клинический диагностический центр" Синюковой В.Н. удовлетворить.
Постановление заместителя министра имущественных отношений Ставропольского края Литвинова А.В. N07/2018 от 16 апреля 2018 года и решение судьи Ленинского районного суда города Ставрополя от 19 июня 2018 года, вынесенные в отношении генерального директора ЗАО "Краевой клинический диагностический центр" Синюковой В.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 10.1 Закона Ставропольского края от 10 апреля 2008 года N20-кз "Об административных правонарушениях в Ставропольском крае", отменить.
Производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья
Ставропольского краевого суда Ковалева Ю.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.