Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе: председательствующего Поздняковой О.Ю.,
судей Бузыновской Е.А, Мороз И.Г,
при секретаре Павловой Е.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании 17 августа 2018 года административное дело по административному иску Пануровской В. В. к администрации г.Хабаровска о признании незаконным постановления об отказе в выдаче разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, возложении обязанности издать постановление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка для использования под одноквартирный жилой дом и внести соответствующие изменения в градостроительный план г. Хабаровска, по апелляционной жалобе администрации г.Хабаровска на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 18 апреля 2018 года,
заслушав доклад судьи Поздняковой О.Ю, пояснения представителя администрации г.Хабаровска Телелюхиной Д.А, представителя Пануровской В.В. - Пануровского Р.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Пануровская В.В. обратилась в суд с административным иском к администрации г..Хабаровска о признании незаконным постановления от 12.12.2017 года N об отказе в выдаче разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка по "адрес" и возложении обязанности издать постановление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования данного земельного участка для использования под одноквартирный жилой дом, внести соответствующие изменения в градостроительный план г..Хабаровска, ссылаясь на то, что она является собственником 861/1000 доли в земельном участке площадью 953 кв.м, кадастровый N, расположенном по "адрес", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 09.04.2014 N. В свидетельстве о регистрации права собственности указано, что разрешенным использованием участка является использование под индивидуальный жилой дом. Административный истец обратилась за получением разрешения на строительство, однако, выяснилось, что согласно Градостроительному плану произошли изменения и возведение индивидуальных жилых домов на данном участке относится не к основным, а условно разрешенным видам использования, не смотря на то, что в свидетельстве о регистрации права собственности на земельный участок заявителя и у предыдущих собственников данный вид использования является основным и разрешенным видом использования. Административный истец обратилась в администрацию г..Хабаровска с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка для использования под одноквартирный жилой дом.
Департамент архитектуры, строительства и землепользования администрации г..Хабаровска подготовило постановление от 10.10.2017 N 3373 о назначении публичных слушаний по данному вопросу. 31.10.2017 года состоялось собрание по публичным слушаниям по вопросу предоставления Пануровской В.В. разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка. 17.11.2017 года в газете "Хабаровские вести" было опубликовано заключение комиссии о результатах публичных слушаний. Комиссией рекомендовано Мэру г..Хабаровска принять решение об отказе в предоставлении Пануровской В.В. разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка для использования под одноквартирный жилой дом. 12.12.2017 года постановлением администрации г..Хабаровска N Пануровской В.В. отказано в выдаче разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка. Считает отказ в выдаче разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка незаконным, нарушающим ее право на использование земельного участка в соответствии с его первоначальным целевым назначением и возможности производить его застройку в целях, для которых участок был приобретен - индивидуальное жилищное строительство. Кроме того, полагает, что нарушена процедура проведения публичных слушаний. Просит признать обжалуемое постановление незаконным и обязать администрацию г..Хабаровска издать постановление о предоставлении Пануровской В.В. разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка для использования под одноквартирный дом и внести соответствующие изменения в градостроительный план города.
Решением Центрального районного суда г.Хабаровска от 18.04.2018 года требования удовлетворены частично. Постановление администрации г.Хабаровска от 12.12.2017 года N об отказе в выдаче разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка расположенного по "адрес", признано незаконным. В удовлетворении оставшейся части административного иска отказано.
В апелляционной жалобе представитель администрации г.Хабаровска Гамаюнов Ю.С. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении требований. С решением суда не согласен, считает его необоснованным, поскольку при рассмотрение дела судом были нарушены нормы материального права. В протоколе собрания от 31.10.2017 года N содержится вся необходимая информация о том, что срок приема предложений и замечаний от участников публичных слушаний до 13.11.2017, срок опубликования заключения 17.11.2017 года. С учетом поступивших предложений и замечаний было подготовлено заключение о результатах публичных слушаний от 15.11.2017 года, в котором содержатся сведения в обобщенном виде о поступивших предложениях и замечаниях по предмету слушаний, а также сведения о том, что члены комиссии большинством голосов поддержали предложение об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, в связи с чем процедура проведения не была нарушена. Судом не правильно истолкован закон, нормы которого не утратила силу.
В возражениях на апелляционную жалобу Пануровская В.В. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции представитель администрации г.Хабаровска Телелюхина Д.А. апелляционную жалобу поддержала по изложенным в ней основаниям.
Представитель административного истца Пануровкий Р.А. просит решение суда как законное и обоснованное оставить без изменения. Суду сообщил, что после принятия оспариваемого решения, административный ответчик повторно провел публичные слушания, по результатам которых 8.08.2018 года и.о. мэра г.Хабаровска подписал постановление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования.
Выслушав пояснения явившихся в судебное заседание лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно нее, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с правилами ч.1 ст.308 КАС РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом решения.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частью 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно ч.2 ст.36 Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей осуществляется их собственниками свободно, если это не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса (часть 6 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно ч.2 ст.7 Земельного кодекса РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В соответствии со ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение правил землепользования и застройки территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования (ч.ч.1 и 2 ст.37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации определен порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства.
Так, физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию (ч. 1 ст. 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи (ч. 2 ст. 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации (ч. 8 ст. 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Частью 9 ст. 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на основании указанных в ч. 8 настоящей статьи рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.
Как установлено судом, распоряжением департамента архитектуры, строительства и землепользования N от 04.04.2016 года утвержден градостроительный план земельного участка, расположенного по "адрес", подготовленный на основании заявления Пануровской В.В, ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 от 09.03.2016 года N.
Пануровская В.В. является собственником 681/1000 доли земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по "адрес".
10.10.2017 года администрацией г.Хабаровска вынесено постановление о назначении публичных слушаний по вопросу предоставления Пануровской В.В, ФИО3, ФИО2, ФИО1, ФИО4 разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, которое было опубликовано в газете "Хабаровские вести" от 20.10.2017 года, и размещено на сайте администрации города.
31.10.2017 года состоялось собрание комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки городского округа "Город Хабаровск", на котором было решено по завершению срока приема предложений и замечаний подготовить заключение по вопросу предоставления Пануровской В.В. и д.р. разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером N, площадью 953 кв.м, для использования под одноквартирный дом. Подготовить рекомендации по рассмотрению вопросов и направить Мэру г. Хабаровска.
Согласно протоколу собрания комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки городского округа "Город Хабаровск" от 31.10.2017 года N в публичных слушаниях участвовало всего 12 человек, из них 4 зарегистрированных. В протоколе отсутствуют сведения о голосовании членов комиссии, присутствовавших на заседании.
17.11.2017 года в газете "Хабаровские вести" опубликовано заключение комиссии по результатам публичных слушаний по вопросу предоставления Пануровской В.В. и др. разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, в котором отражено, что предложение об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка поддержано членами комиссии большинством голосов. Кроме того есть ссылка на ст. 69 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Постановлением Мэра г.Хабаровска от 12.12.2017 N Пануровской В.В. было отказано в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с учетом рекомендации комиссии об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, поскольку представленные материалы не позволяют сделать однозначный вывод о том, что испрашиваемый вид разрешенного использования соответствует требованиям технических регламентов в части противопожарной безопасности, так как не соблюден противопожарный разрыв между проектируемым зданием Пануровской В.В. и здание, расположенным на соседнем земельном участке по "адрес", что противоречит ст.69 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Удовлетворяя требования о признании незаконным постановления администрации г.Хабаровска от 12.12.2017 года N, суд первой инстанции, проанализировав Постановление администрации г.Хабаровска от 20.01.2014 N 80 "Об утверждении требований к составу и порядку деятельности Комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки городского округа "Город Хабаровск", Закон Хабаровского края от 29.03.2006 N 11 "О требованиях к составу и порядку деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки" пришел к выводу, что в протоколе заседания от 31.10.2017 года N отсутствуют сведения о голосовании членов комиссии, присутствовавших на заседании и о принятом решении, в связи с чем нарушена процедура проведения публичных слушаний. Кроме того, административный ответчик в обжалуемом постановлении сослался на недействующие нормы.
Отказывая в удовлетворении требований о возложении на административного ответчика обязанности издать постановление о предоставлении административному истцу разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка для использования под одноквартирный жилой дом и внести соответствующие изменения в градостроительный план, правомерно указал на то, что для разрешения указанных вопросов законодательством установлен определенный порядок. Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка может быть принято только органом местного самоуправления на основании результатов публичных слушаний.
При этом действующее законодательство не возлагает на орган местного самоуправления обязанность по принятию положительного решения вопроса о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и не устанавливает оснований для отказа в предоставлении такого разрешения, орган местного самоуправления при решении вопроса о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка вправе отказать в предоставлении такого разрешения, исходя из признанных органом местного самоуправления существенными обстоятельств.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, выводы суда не противоречат материалам дела, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны судебной коллегией основанием к отмене постановленного судебного решения, поскольку, фактически были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, по существу сводятся к иной оценке имеющихся в материалах дела доказательств, но не опровергают выводы суда, изложенные в решении.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется, решение суда является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 18 апреля 2018 года по административному иску Пануровой В. В. к администрации г.Хабаровска о признании незаконным постановления об отказе в выдаче разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, возложении обязанности издать постановление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка для использования под одноквартирный жилой дом, внести соответствующие изменения в градостроительный план г.Хабаровска - оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Хабаровска - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в кассационном порядке в Президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий Позднякова О.Ю.
Судьи Бузыновская Е.А.
Мороз И.Г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.