Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего - ФИО21,
судей - ФИО20, Абдуллаева М.К,
при секретаре - ФИО8,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе главы ГО " "адрес"" РД ФИО22 на решение Дербентского районного суда РД от "дата".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан ФИО20, объяснения представителя администрации СП "сельсовет Первомайский" "адрес" и администрации МР " "адрес"" по доверенности ФИО9 просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
Администрация MP " "адрес"" РД администрация СП "сельсовет Первомайский" обратились в суд с иском к администрации городского округа " "адрес"" РД, ФГУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства Обороны РФ, ФИО18, ФИО19, ФИО10, ФИО1, Амирарсланову A.M, ФИО2, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО3 о признании недействительными акта приема-передачи объектов недвижимого имущества от 12.10.2012г, зарегистрированного права собственности МО городской округ " "адрес"" на земельные участки, свидетельства о государственной регистрации права от 25.06.2013г, об исключении из единого государственного реестра недвижимости записи регистрации от 25.06.2013г. 05-05-01/209/2013-981; 05-05-01/209/2013-983; 05-05-01/209/2013-984; 05-05-01/209/2013-985; 05-05-01/209/2013-987, об истребовании из чужого незаконного владения земельных участков, признании право собственности MP " "адрес"" на здания, строения и сооружения, переданные по акту приема-передачи от 20.04.1998г.
В обоснование искового заявления указано, что государственным актом на право пользования землей A-I N от 27.03.1984г. войсковой части N на территории совхоза "Оборона Страны" (сельсовет Первомайский) "адрес" Дагестанской АССР исполнительным комитетом Дербентского районного Совета народных депутатов были предоставлены в бессрочное пользование земельные участки N,4 га; N,0 га; N,0 га; N,60 га; N,80 га (земли специального назначения).
После передислокации части был составлен акт от 20.04.1998г. приема-передачи зданий и сооружений военных городков N N, 2, 3, 4, 5, находящихся на территории "адрес", в муниципальную собственность "адрес", подписанный представителями войсковой части и администрации района и утвержденный командующим ЧА ВВС ПВО и главой администрации "адрес".
Кроме того, позднее начальником Астраханской квартирно-эксплуатационной части района Министерства обороны РФ в адрес главы сельсовета Первомайский было направлено письмо за N от 30.03.2010г. с просьбой о рассмотрении вопроса о принятии объектов недвижимости, находящихся в оперативном управлении Астраханской КЭЧ района из федеральной собственности в муниципальную собственность сельсовета Первомайский.
По результатам рассмотрения указанного обращения в Реестр муниципального имущества сельсовета Первомайский на основании распоряжения от 03.04.2010г. N были внесены следующие объекты недвижимости:
военный городок N: казарма, кухня-столовая, баня, мастерская, гараж, овоще-хранилище, тех.склад/прод.склад, тех.склад, тех.склад, уборная, сарай, уборная/умывальник, жилой дом, жилой дом с магазином, жилой дом, жилой дом, жилой дом, жилой дом, жилой дом, жилой дом, земельный участок площадью 2,4 га;
военный городок N: тех.здание, уборная, сарай, земельный участок площадью 3,0 га;
военный городок N: тех.здание, уборная, сарай, земельный участок площадью 2,0 га;
военный городок N: служебное помещение, склад, тех.здание, уборная, сарай, земельный участок площадью 9,6 га;
военный городок N: склад ГСМ, тех. здание, дизель электростанция, уборная, уборная, земельный участок площадью 1,8 га.
В 2016г, в связи с обращениями жителей села Первомайский по вопросу предоставления земельных участков на территории бывшей воинской части, на запрос администрации "адрес" Управлением Росреестра по Республике Дагестан, были направлены выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 05.07.2016г. N N,, 05/107/101/2016-725, 05/107/101/2016-726, N N, N N, из содержания которых администрации Дербентского района стало известно, что право собственности на земельные участки N,4 га (к/н 05:07:000065:36); N,0 га (к/н 05:07:000065:35); N,0 га (к/н 05:07:000072:19); N,60 га (к/н 05:07:000065:29); N,80 га (к/н 05:07:000065:28), переданные ФГУ "Астраханская КЭЧ района" Минобороны России в собственность сельсовета Первомайский, 25.06.2013г. зарегистрировано за муниципальным образованием городской округ " "адрес"танские Огни".
Из ответа заместителя прокурора "адрес" от 03.09.2016г. Nв-2016 администрации сельсовета Первомайский стало известно, что указанное выше военное недвижимое имущество, расположенное на территории сельсовета Первомайский, приказом Министерства обороны Российской Федерации от "дата" N было передано в собственность администрации "адрес" по акту приема-передачи от "дата", который послужил основанием для регистрации права собственности "адрес" на земельные участки с кадастровыми номерами 05:07:000065:36, 05:07:000065:35, 05:07:000065:28, 05:07:000065:29, 05:07:000072:19.
Между тем, приказ МО РФ от "дата" N, действия по передаче военного недвижимого имущества, расположенного на территории сельсовета Первомайский, в собственность "адрес" и государственная регистрация права собственности за ответчиком не соответствуют закону, нарушают права и законные интересы истца.
Так, на момент издания Приказа МО от "дата" N и подписания акта приема-передачи объектов недвижимого имущества от 12.10.2012г СКТУИО МО РФ и "адрес", отношения, связанные с безвозмездной передачей военного недвижимого имущества из федеральной собственности в муниципальную стали регулироваться Федеральным законом от "дата" N-Ф3 "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в соответствии с ч.2 ст.2 которого, военное недвижимое имущество безвозмездно передается в муниципальную собственность поселения, городских округов, муниципальных районов, на территориях которых расположено такое имущество.
Законом Республики Дагестан от 13.01.2005г. N "О статусе и границах муниципальных образований Республики Дагестан" определены границы всех муниципальных образований находящихся на территории Республики.
Ст. 12 Закона РД от 13.01.2005г. N "адрес" наделен статусом муниципального района; а согласно ст.43 данного закона Дагестанские Огни наделен статусом городского округа.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 06.10.2003г. N131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" городской округ - это городское поселение, которое не входит в границы муниципального района.
В соответствии с кадастровыми паспортами от 28.12.2012г. N N, 005-201/12-57696, 005-201/12-57691, 005-201/12-57689, от 30.10.2012г. N земельные участки с кадастровыми номерами 05:07:000065:36, 05:07:000065:35, 05:07:000065:28, 05:07:000065:29, 05:07:000072:19, а также иные объекты военного недвижимого имущества, расположенные на данных земельных участках и переданные приказом Министра обороны Российской Федерации от "дата" N в собственность "адрес", расположены в "адрес" Республики Дагестан.
Как следует из ответа Дербентского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Республике Дагестан от "дата" N спорные земельные участки территориально расположены в пределах сельского поселения "сельсовет Первомайский". Данный юридический факт также установлен решением Дербентского районного суда от 30.10.2017г. по заявлению главы сельсовета Первомайский ФИО14
В приказе МО РФ от "дата" N г. и акте приема-передачи от 12.10.2012г. Дагестанские Огни указано как поселение, входящее в состав муниципального района " "адрес"", что не соответствует Закону РД от 13.01.2005г. N6 г. и Федеральному закону от 06.10.2003г. N 131-ФЗ.
Таким образом, предоставив в собственность "адрес" объекты недвижимости, расположенные на территории сельсовета "адрес", Минобороны России нарушило нормы ч.2 ст.2 Федерального закона от 08.12.0211г. N-Ф3. Причем, данные действия были осуществлены без учета волеизъявления органов местного самоуправления муниципального района " "адрес"" и сельского поселения "сельсовет Первомайский".
Минобороны России фактически признало не соответствие закону изданного им приказа, о чем свидетельствуют ответы ведомства на обращения жителей и администрации сельсовета (ответ МО РФ от "дата" NТ-56678/5346).
ФИО1, ФИО5 Х.С, ФИО3 обратились в суд с иском к администрации городского округа " "адрес"" РД, ФГУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства Обороны РФ о признании недействительными акта приема-передачи объектов недвижимого имущества от 12.10.2012г, права собственности МО городской округ " "адрес"" на земельный участок с кадастровым номером 05:07:000065:36, свидетельства о государственной регистрации права от 25.06.2013г. 05-АА 686808, исключении из единого государственного реестра недвижимости запись регистрации от 25.06.2013г. 01/209/2013-987.
В обоснование искового заявления указано, что по настоящее время они зарегистрированы по месту жительства и проживают на территории военного городка N (бывшая в/ч 03007) в "адрес". Кроме того, в пределах военного городка у них имеются на праве собственности жилые дома.
После передислокации части все объекты бывшего военного недвижимого имущества, в том числе жилые дома, расположенные в пределах военного городка N бывшей войсковой части 03007, были переданы в муниципальную собственность "адрес".
Кроме того, уже гораздо позднее, как им пояснил глава сельсовета, объекты недвижимого имущества, расположенные на территории военного городка N, были переданы Астраханской КЭЧ района в ведение сельсовета Первомайский.
О регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 05:07:000065:36 (военный городок N) за администрацией "адрес", а также о передач последней жилых домов, расположенных в пределах названного участка, им стало известно после привлечения их к участию в деле N А15-2870/2017, рассматриваемом арбитражным судом Республики Дагестан.
Передача в собственность "адрес", принадлежащих им жилых помещений и государственная регистрация права собственности на земельный участок, на котором они расположены, нарушает их права и законные интересы.
Решением Дербентского районного суда Республики Дагестан от "дата" иски администрации MP " "адрес"" РД, администрации сельского поселения "сельсовет Первомайский" "адрес", ФИО1, ФИО2 и ФИО3 удовлетворены, постановлено:
"Признать недействительным акт приема-передачи объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности и закрепленных на праве оперативного управления за ФГУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, в собственность муниципального образования городской округ " "адрес"" Республики Дагестан" от 12.10.2012г.;
признать отсутствующим зарегистрированное право собственности муниципального образования городской округ " "адрес"" на земельные участки с кадастровыми номерами 05:07:000065:36, 05:07:000065:35, 05:07:000065:28, 05:07:000065:29, 05:07:000072:19, расположенные по адресу: Республика Дагестан, "адрес", военный городок N,2,3,4,5;
признать недействительными: свидетельство о государственной регистрации права от 25.06.2013г. серии 05-АА N, свидетельство о государственной регистрации права от 25.06.2013г. серии 05-АА N, свидетельство о государственной регистрации права от 25.06.2013г. серии 05-АА N, свидетельство о государственной регистрации права от 25.06.2013г. серии 05-АА N, свидетельство о государственной регистрации права от 25.06.2013г. серии 05-АА 686808, выданные администрации "адрес" СКТУИО МО РФ на основании акта приема-передачи объектов недвижимого имущества от "дата";
исключить из единого государственного реестра недвижимости (аннулировать) запись регистрации от "дата" 05-05-01/209/2013-981, запись регистрации от "дата" 05-05-01/209/2013-983, запись регистрации от "дата" 05-05-01/209/2013-984, запись регистрации от "дата" 05-05-01/209/2013-985, запись регистрации от "дата" 05-05-01/209/2013-987;
истребовать из чужого незаконного владения муниципального образования городской округ " "адрес"" земельные участки с кадастровыми номерами 05:07:000065:36, 05:07:000065:35, 05:07:000065:28, 05:07:000065:29, 05:07:000072:19, расположенные по адресу: Республика Дагестан, "адрес" в/г N;
признать право собственности муниципального района "Дербентский район" РД на здания, строения и сооружения, переданные по акту приема-передачи от 20.04.1998г. в муниципальную собственность "адрес";
жилой дом с реестровым номером П12320005012 площадью 66 кв.м, кухня-столовая с реестровым номером П12320004899 площадью 146 кв.м, овощехранилище с реестровым номером П12320004860 площадью 34 кв.м, жилой дом с реестровым номером П12320005007 площадью 53 кв.м, уборная с реестровым номером П12320004861 площадью 2кв.м, сарай с реестровым номером П12320004862 площадью 24 кв.м, технический склад/продовольственный склад с реестровым номером П12320004863 площадью 30кв.м, жилой дом с реестровым номером П12320005008 площадью 165 кв.м, жилой дом с реестровым номером П12320005005 площадью 53 кв.м, баня с реестровым номером П12320004864 площадью 52 кв.м, мастерская с реестровым номером П12320004865 площадью 26 кв.м, жилой домом с магазином с реестровым номером П12320005011 площадью 66 кв.м, технический склад с реестровым номером П12320004858 площадью 55 кв.м, гараж с реестровым номером П12320004867 площадью 15 кв.м, жилой дом с реестровым номером П12320005010 площадью 66 кв.м, казарма с реестровым номером П12320004856 площадью 374 кв.м, жилой дом с реестровым номером П12320005009 площадью 280 кв.м, жилой дом с реестровым номером П12320005006 площадью 165 кв.м, уборная/умывальник с реестровым номером П12320004857 площадью 24 кв.м, технический склад с реестровым номером П12320004866 площадью 30 кв.м, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 05:07:000065:36 площадью 24048 кв.м. по адресу: Республика Дагестан, "адрес" (военный городок N);
техническое здание с реестровым номером П12320004868 площадью 149кв.м, уборную с реестровым номером П12320004869 площадью 2кв.м, сарай с реестровым номером П12320005097 площадью 9кв.м, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 05:07:000065:35 площадью 30 001, 2 кв.м. по адресу: Республика Дагестан, "адрес" (военный городок N);
техническое здание с реестровым номером П12320004870 площадью 174кв.м, уборную с реестровым номером П12320004871 площадью 2кв.м. сарай с реестровым номером П12320004872 площадью 9кв.м, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 05:07:000072:19 площадью 20000 кв.м. по адресу: Республика Дагестан, "адрес" (военный городок N);
техническое здание с реестровым номером П12320004873 площадью 208 кв.м, склад с реестровым номером П12320004874 площадью 34 кв.м, уборную с реестровым номером П12320004875 площадью 2 кв.м, сарай с реестровым номером П12320004876 площадью 9 кв.м, служебное здание с реестровым номером П12320004877 площадью 66 кв.м, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 05:07:000065:29 площадью 96000 кв.м, по адресу: Республика Дагестан, "адрес" (военный городок N);
техническое здание с реестровым номером П12320004878 площадью 134 кв.м, дизель-электростанцию с реестровым номером П12320004879 площадью 134 кв. м, склад ГСМ с реестровым номером П12320004880 площадью З6 кв.м, уборную с реестровым номером П12320004881 площадью 1 кв.м, уборную с реестровым номером П12320004882 площадью 1 кв.м, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 05:07:000065:28 площадью 18 000 кв.м. по адресу: Республика Дагестан, "адрес" (военный городок N).
В апелляционной жалобе глава ГО " "адрес"" ФИО23 просит отменить решение Дербентского районного суда Республики Дагестан и принять по делу новое решение - отказать в удовлетворении исковых требований администрации муниципального района " "адрес"" Республики Дагестан, администрации сельского поселения "сельсовет Первомайский" "адрес" Республики Дагестан, ФИО1, ФИО2 и ФИО3.
В обоснование жалобы указано, что судом первой инстанции не приняты во внимание их доводы, изложенные в возражениях к исковым заявлениям, и имеющих существенное значение при рассмотрении данного дела.
Администрация городского округа " "адрес"" является единственным лицом, за которым зарегистрировано право собственности на спорное имущество.
Основания возникновения права собственности администрации городского округа " "адрес"" на спорные земельные участки не оспорены, не признаны недействительными в порядке, установленном законом.
Приказ Министра обороны Российской Федерации от "дата" N "О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования городской округ " "адрес"" Республики Дагестан" не отменен и не признан недействительным в установленном законом порядке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п.1 ст.2 Федерального закона от "дата"г. N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (действующей на момент возникновения правоотношений) государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Оспоримость зарегистрированных в Едином государственном реестре недвижимости прав предусмотрена и частью 5 статьи 1 Федерального закона от "дата"Ш18-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
На основании части 1 статьи 2 Федерального закона от "дата" N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" безвозмездной передаче в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность в соответствии с настоящим Федеральным законом подлежат здания, сооружения, объекты, строительство которых не завершено (за исключением зданий, сооружений, объектов, строительство которых не завершено, которые необходимы для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства), земельные участки (в том числе незастроенные земельные участки).
Согласно части 2 статьи 2 вышеуказанного закона военное недвижимое имущество безвозмездно передается в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность поселений, городских округов, на территориях которых расположено такое имущество.
Из государственного акта на право пользования землей A-I N от 27.03.1984г. следует, что войсковой части N на территории совхоза "Оборона Страны" (сельсовет Первомайский) "адрес" Дагестанской АССР исполнительным комитетом "адрес" Совета народных депутатов предоставлены в бессрочное пользование земельные участки N,4га; N,0га; N,0га; N,60га; N,80га (земли специального назначения).
"дата"г. командующим ЧА ВВС ПВО генерал-лейтенантом Горбенко В. и главой администрации "адрес" ФИО24 утвержден акт приема-передачи зданий и сооружений военных городков N N,2,3,4,5, находящихся на территории "адрес", составленного комиссией от войсковой части 03007 и администрации "адрес", в соответствии с которым здания и сооружения военных городков N N, 2, 3, 4, 5, находящиеся на территории "адрес", переданы в муниципальную собственность Дербентского района.
"дата"г. начальником Астраханской квартирно-эксплуатационной части района Министерства обороны РФ Алиевым X. в адрес главы сельсовета Первомайский направлено письмо за N от 30.03.2010г. с просьбой о рассмотрении вопроса о принятии объектов недвижимости, находящихся в оперативном управлении Астраханской КЭЧ района из федеральной собственности в муниципальную собственность сельсовета Первомайский с приложением перечня высвобожденного военного имущества, планируемых передаче в муниципальную собственность, закрепленных за ФГУ "Астраханская КЭЧ района" Минобороны России.
На основании письма начальника Астраханской КЭЧ района Алиева X. и утвержденного главой МО " "адрес" ФИО25 перечня, объекты недвижимости:
военного городка N: казарма, кухня-столовая, баня, мастерская, гараж, овощехранилище, тех.склад/прод.склад, тех.склад, тех.склад, уборная, сарай, уборная/умывальник, жилой дом, жилой дом с магазином, жилой дом, жилой дом, жилой дом, жилой дом, жилой дом, жилой дом, земельный участок площадью 2,4 га;
военного городка N: тех.здание, уборная, сарай, земельный участок площадью 3,0 га;
военного городка N: тех.здание, уборная, сарай, земельный участок площадью 2,0 га;
военного городка N: служебное помещение, склад, тех.здание, уборная, сарай, земельный участок площадью 9,6га;
военного городка N: склад ГСМ, тех. здание, дизель электростанция, уборная, уборная, земельный участок площадью 1,8 га;
учтены в реестре муниципального имущества МО "сельсовет Первомайский" на основании распоряжения от 03.04.2010г. N.
Однако 11.10.2012г. приказом Министра обороны Российской Федерации за N "О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования городской округ " "адрес"" Республики Дагестан" принято решение о передаче объектов недвижимого имущества военных городков NN1, 2, 3, 4, 5 и земельных участков, указанных в приложении к настоящему приказу, расположенных по адресу: Республика Дагестан, "адрес", "сельсовет Первомайский", из федеральной собственности в собственность муниципального образования ГО " "адрес"".
Из акта приема-передачи от 12.10.2012г. видно, что администрация "адрес" приняла указанное имущество.
25.06.2013г. за муниципальным образованием городской округ "город Дагестанские Огни" зарегистрировано право собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 05:07:000065:36 площадью 2,4га, 05:07:000065:35 площадью 3,0га, 05:07:000072:19 площадью 2,0га, 05:07:000065:29 площадью 9,60га, 05:07:000065:28 площадью 1,80га, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 25.06.2013г. серии 05-АА N, серии 05-АА N, серии 05-АА N, серии 05-АА N и 05-АА 686808.
Из приложения к указанному приказу Министра обороны РФ от 11.10.2012г. за N и из акта приема-передачи от 12.10.2012г. видно, что местонахождением объектов недвижимого имущества, передаваемых в собственность МО ГО " "адрес"" Республики Дагестан, является: Республика Дагестан, "адрес" Огни, т.е. Дагестанские Огни, указано как поселение, входящее в состав муниципального района " "адрес"", что не соответствует Закону РД от 13.01.2005г. N6 г. и Федеральному закону от 06.10.2003г. N 131-ФЗ.
Так, Законом Республики Дагестан от 13.01.2005г. N "О статусе и границах муниципальных образований Республики Дагестан" определены границы всех муниципальных образований находящихся на территории Республики.
Статьей 12 Закона РД от 13.01.2005г. N "адрес" наделен статусом муниципального района, а статьей 43 данного закона Дагестанские Огни наделен статусом городского округа.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 06.10.2003г. N-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" городской округ - это городское поселение, которое не входит в границы муниципального района.
В соответствии с данными кадастровых паспортов от 28.12.2012г.
N N, 005-201/12-57696, 005-201/12-57691, 005-201/12-
57689, от 30.10.2012г. N земельные участки с кадастровыми
номерами 05:07:000065:36, 05:07:000065:35, 05:07:000065:28, 05:07:000065:29, 05:07:000072:19, а также иные объекты военного недвижимого имущества, расположенные на данных земельных участках и переданные приказом Министра обороны Российской Федерации от "дата" N в собственность "адрес", расположены в "адрес" Республики Дагестан.
Данное обстоятельство подтверждается и вступившим в законную силу решением Дербентского районного суда от 30.10.2017г.
Таким образом, предоставив в собственность "адрес" объекты недвижимости, расположенные на территории сельсовета "адрес", Министерство обороны России нарушило нормы ч.2 ст.2 Федерального закона от 08.12.0211г. N423-ФЗ.
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации (постановление от "дата" N-П и определения от "дата" N и от "дата" N-О-П) положения части 11 статьи 154 Закона N122-ФЗ, устанавливающие порядок безвозмездной передачи в муниципальную собственность, находящегося в федеральной собственности имущества в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, предполагают необходимость учета волеизъявления органа местного самоуправления на такую передачу, согласованных действий между органами местного самоуправления и соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и не могут рассматриваться как позволяющие принимать решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную в одностороннем порядке, игнорируя волеизъявление органов местного самоуправления и объективную необходимость такой передачи для осуществления местным самоуправлением своих полномочий.
Судом установлено, что в данном случае мотивированное волеизъявление MP " "адрес"" и сельского поселения "сельсовет Первомайский" "адрес" РД на отказ от принятия им имущества, высвобождаемых военных городков в муниципальную собственность, выраженное в соответствующем решении районного, сельского собрания, для того, чтобы спорные объекты недвижимого имущества передать муниципальному образованию "адрес", отсутствовало.
Таким образом, спорные объекты могут находиться исключительно в муниципальной собственности MP " "адрес"" и объективно необходимы для решения вопросов местного значения.
Согласно п.2 ст.3.3 Федерального закона от "дата" N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района.
Между тем, предоставление земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости в собственность администрации "адрес", в первую очередь, лишило жителей сельского поселения "сельсовет Первомайский" "адрес" РД возможности претендовать на свободный земельный и жилищный фонд, привели к ряду юридических осложнений: невозможность оформления земельных участков в собственность, регистрации по месту жительства и пр.
В соответствии с п.32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от "дата" N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении.
Суд признал не состоятельными доводы представителя МО " "адрес"танские Огни" ФИО15 о пропуске истцами срока исковой давности по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки и о признании такой сделки недействительной.
Согласно п. 1 ст. 181 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент заключения договора аренды, срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки составляет три года. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки.
Исковая давность в силу пункта 1 статьи 181 Гражданского кодекса Федерального закона от "дата"г. N100-ФЗ "О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела 1 части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" составляет три года и исчисляется со дня, когда оспаривающее сделку лицо узнало или должно было узнать о наличии обстоятельств, являющихся основанием для признания сделки недействительной, но не ранее введения в отношении должника первой процедуры банкротства.
Переходными положениями - пункт 9 статьи 3 Федерального закона N100-ФЗ предусмотрено, что новые сроки исковой давности и правила их исчисления применяются к требованиям, сроки предъявления которых были предусмотрены ранее действовавшим законодательством и не истекли до "дата".
Исходя из времени составления акта приема-передачи недвижимого имущества -12.10.2012г, срок исковой давности по которому к 01.09.2013г. не истек, к рассматриваемому спору подлежит применить нормы об исковой давности в новой редакции Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно разъяснению совместного Постановления Пленума Верховного Суда РД и Высшего Арбитражного Суда РФ N от "дата"г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" течение срока исковой давности по искам, направленным на оспаривание зарегистрированного права, начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о соответствующей записи в ЕГРП. При этом сама по себе запись в ЕГРП о праве или обременении недвижимого имущества не означает, что со дня ее внесения в ЕГРП лицо знало или должно было знать о нарушении права.
В 2016г. в связи с обращениями жителей сельсовета Первомайский к главе сельсовета по вопросу предоставления земельных участков на территории бывшей воинской части администрацией "адрес" были направлены запросы в Управление Росреестра по Республике Дагестан о предоставлении общедоступных сведений о собственнике недвижимости.
С ходатайством о приобщении к делу дополнительных документов представителя администрации "сельсовет Первомайский" представлена выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 05.07.2016г. за N N,, 05/107/101/2016-725, 05/107/101/2016-726, N N, N N о регистрации 25.06.201г. права собственности на земельные участки N,4 га (кадастровый N); N,0 га (кадастровый номер II 05:07:000065:35); N,0га (кадастровый N); N,60 га (кадастровый N); N,80 га (кадастровый N), переданных 30.03.2010г. ФГУ "Астраханская КЭЧ района" Минобороны России в собственность МО "сельсовет Первомайский", за муниципальным образованием городской округ " "адрес"".
Из письма от 1.08.2016г. следует, что начальник юридического отдела администрации "адрес" известил о данном факте главу МО "сельсовет Первомайский" ФИО14 с рекомендацией обратиться в прокуратуру для проверки законности регистрации права собственности на спорные объекты за МО ГО "город Дагестанские Огни".
Из письма заместителя прокурора "адрес" A.M. от "дата"г. за Nв-2016 на имя главы МО "сельсовет Первомайский" следует, что в результате проведенной прокуратурой города проверки установлено, спорное имущество на основании приказа Министра обороны РФ от 11.10.2012г. за N передано по акту передачи от 22.10.2012г, подписанного начальником ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ ФИО16 и главой администрации ГО " "адрес"танские Огни" ФИО17
06.02.2017г. решением Арбитражного суда "адрес" от 06.02.2017г. (дело N А40-219345/16) в удовлетворении заявления администрации "сельсовета Первомайский" о признании приказа Министра обороны РФ за N от 11.10.2012г. отказано с разъяснением о возможности обращения в Арбитражный суд Республика Дагестан в порядке искового производства с требованием об оспаривании зарегистрированного права.
Из определения Арбитражного суда Республики Дагестан от 28.12.2017г. (дело NА15-2870/2017) следует, что производство по делу по иску администрации "сельсовета Первомайский" об оспаривании зарегистрированного права собственности на спорное имущество МО " "адрес"" прекращено в связи с привлечением к участию в деле в качестве ответчиков физических лиц.
Рассматриваемые судом иски администрации MP " "адрес"" и сельского поселения "сельсовет Первомайский" к администрации ГО " "адрес"" поданы соответственно 24.01.2018г. и 22.02.2018г, т.е. в пределах 3-х летнего срока исковой давности с момента, когда им, не являющимся сторонами оспариваемой сделки, стало известно о незаконной передаче спорного имущества ответчику.
Доказательств, что администрациям MP " "адрес"" и сельского поселения "сельсовет Первомайский" было известно о наличии оспариваемого акта приема передачи недвижимого имущества более трех лет до даты обращения в суд, сторонами не представлено.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку все обстоятельства по делу были проверены с достаточной полнотой, соответствуют собранным по делу доказательствам.
Доводы апелляционной жалобы повторяют правовую позицию ответчика, выраженную в судебном заседании при рассмотрении дела судом первой инстанции, в связи с чем, эти доводы не могут быть признаны состоятельными, поскольку по существу сводятся к переоценке выводов суда о фактических обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения спора, и не содержат каких-либо подтверждений, которые могли бы послужить основанием к принятию судом иного решения, а потому не могут быть положены в основу отмены состоявшегося судебного акта. В обжалуемом решении судом первой инстанции дана оценка достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности. Оснований для другой оценки доказательств, представленных при разрешении спора, судебная коллегия не усматривает.
Доводов и ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, дана полная и всесторонняя оценка исследованным в судебном заседании доказательствам по правилам статьи 67 ГПК РФ, правильно применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Дербентского районного суда Республики Дагестан от "дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.