Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Хираева Ш.М,
судей Гончарова И.А. и Гомленко Н. К,
при секретаре Гаджиалиеве И.
рассмотрела в отрытом судебном заседании дело по иску прокурора Советского района г. Махачкалы в интересах неопределенного круга лиц к администрации ГОсВД "город Махачкала" о признании бездействия незаконным и обязании оборудовать светофоры средствами, обеспечивающими дублирование звуковыми сигналами световые сигналы, по апелляционной жалобе администрации ГОсВД "город Махачкалы" на решение Советского районного суда города Махачкалы РД от 15 мая 2018г.
Заслушав доклад судьи Гончарова И.А, судебная коллегия
установила:
прокурор города Советского района г. Махачкалы в интересах неопределенного круга лиц к администрации ГОсВД "город Махачкала" о признании бездействия незаконным и обязании оборудовать светофоры средствами обеспечивающими дублирование звуковыми сигналами световые сигналы.
В обоснование указывает на то, что прокуратурой Советского района г. Махачкалы проведена проверка законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации в части не обеспечения на улицах г. Махачкалы средств, обеспечивающих дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофора.
Так, прокуратурой района проведены проверочные мероприятия на пересечении улиц Батырая и Дзержинского. Проверкой выявлено, что на дорожных пересечениях вышеуказанных улиц г. Махачкалы расположен и функционирует светофор, на котором отсутствуют средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров. Непринятие ответчиком мер по оснащению указанных светофорных объектов вышеназванными средствами нарушает права неопределенного круга лиц - инвалидов на их беспрепятственный доступ к указанным объектам социальной инфраструктуры.
Решением Советского районного суда г. Махачкалы от 15 мая 2018г. требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе администрации ГОсВД "город Махачкала" просит указанное решение суда отменить, считает его незаконным и необоснованным.
Указывает, что решением Махачкалинского городского собрания от 04.06.2015 года N38-5 утверждено Положение об МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства города Махачкалы", согласно которого Управление является структурным подразделением администрации города и его функциональными обязанностями является дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа.
В соответствии с пунктом 12.1. упомянутого Положения "О муниципальном казенном учреждении "Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Махачкалы" осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, включая создание парковок (парковочных мест), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Дагестан, в том числе: содержание, ремонт, капитальный ремонт, реконструкция и строительство автомобильных дорог, парковок (парковочных мест) на территории города Махачкалы в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Дагестан. ГОСТ. СНиП и др, обеспечение освещения автомобильных дорог, мостов, парковок и иных транспортных и инженерных сооружений.
Суду следовало отказать в иске к администрации города, поскольку она не является ненадлежащим ответчиком по требованиям, заявленным истцом.
В судебное заседание, прокурор, представитель администрации ГО "город Махачкала", надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились.
В связи с этим суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, мнение прокурора, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости оставить решение суда без изменения.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" в качестве основных задач государства определены охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Как следует из положений ст. 4 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых
актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 5 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в частности, посредством материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.
Частью 4 ст. 6 Федерального закона "О безопасности - дорожного движения" определено, что органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. При этом полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании п.п.5 и 7 ст.6 Устава муниципального образования "город Махачкала", принятого решением Махачкалинского городского собрания от 28.03.2008 года N 9-1, к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
В силу ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" органы местного самоуправления создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно - зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
В соответствии с п.п. 7.4.3. п. 7.4. Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52289 Технические средства организации дорожного движения "Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" на пешеходных переходах, которыми регулярно пользуются слепые и слабовидящие пешеходы, дополнительно к светофорной сигнализации применяют звуковую сигнализацию, работающую в согласованном режиме с пешеходными светофорами.
Кроме того, в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (закон - о МСУ) от 06.10.2003 N 131 - ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно акту проверки, прокуратурой района было выявлено, что на дорожных пересечениях ул. Батырая и ул. Дзержинского расположен и функционирует светофор, на котором отсутствуют средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров.
Осмотр местности и участка дороги, где расположен и функционирует светофор показал, что отсутствие средств дублирования звуковыми сигналами световых сигналов светофоров, установленных на указанных перекрестках не обеспечивает права инвалидов на безопасный проход проезжих частей вышеназванных улиц г. Махачкалы их беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры.
Районный суд пришел правильному к выводу о том, что администрация ГОсВД "г. Махачкала" нарушила нормы законодательства по социальной защите инвалидов в Российской Федерации, в части не обеспечения на улицах г. Махачкалы средств, обеспечивающих дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофора.
Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене решения суда, поскольку они не опровергают выводов суда.
Апелляционная жалоба не содержит иных доводов, которые являются основанием для отмены решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ч.1 ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
решение Советского районного суда г. Махачкалы от 15 мая 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации ГОсВД "город Махачкала" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.