Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Кузнецовой С.В,
судей Варнавского В.М, Дмитриевой О.С,
при секретаре Горской О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Сметанина Ю. Н. на решение Железнодорожного районного суда города Барнаула Алтайского края от 18 декабря 2017 года по делу по иску по иску Сметанина Ю. Н. к Правительству Алтайского края о признании незаконным решения.
Заслушав доклад судьи Варнавского В.М, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сметанин Ю.Н. обратился в суд с иском к Правительству Алтайского края в котором, после неоднократных уточнений, просил признать незаконным решение комиссии Правительства Алтайского края по рассмотрению вопросов дополнительного пенсионного обеспечения о назначении пенсии за выслугу лет от 01 июня 2017 года N 1207 в части указания на осуществление ежемесячной доплаты к пенсии со дня представления заявителем (Сметаниным Ю.Н.) копии решения о прекращении выплаты пенсии за выслугу лет как сотруднику органов внутренних дел, названия решения - "Решение о назначении пенсии за выслугу лет".
В обоснование своих требований указал, что он с 20.06.2007 по 08.12.2016 замещал должность заместителя председателя Избирательной комиссии Алтайского края. Освобожден от замещаемой должности в связи с прекращением полномочий Избирательной комиссии Алтайского края созыва 2011-2016 годов.
Решением комиссии Правительства Алтайского края по рассмотрению вопросов дополнительного пенсионного обеспечения от 01.06.2017 N 1207 о назначении пенсии за выслугу лет ему назначена ежемесячная доплата к страховой пенсии по старости. Дополнительно в решении Комиссии Правительства Алтайского края от 01.06.2017 N 1207 указано: осуществлять ежемесячную доплату к пенсии со дня представления заявителем копии решения о прекращении выплаты пенсии за выслугу лет как сотруднику органов внутренних дел.
С решением комиссии Правительства Алтайского края от 01 июня 2017 года N 1207 истец не согласен в части указания на осуществление ежемесячной доплаты к пенсии со дня представления заявителем копии решения о прекращении выплаты пенсии за выслугу лет как сотруднику органов внутренних дел, а также в части названия указанного решения - "Решение о назначении пенсии за выслугу лет".
После достижения возраста 60-ти лет у истца на основании п. 6 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ и ч. 5 ст. 7 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N4468-1 возникло право на одновременное получение двух видов пенсий: пенсии за выслугу лет и страховой пенсии по старости.
На основании пункта 1 статьи 8 Закон Алтайского края от 09.12.2005 N 120-ЗС у него также возникло право на получение ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости, финансируемой за счет средств краевого бюджета.
Фактическое требование о прекращении выплаты пенсии за выслугу лет истцу как лицу, проходившему службу в органах внутренних дел, указанное в решении комиссии Правительства Алтайского края от 01.06.2017 N 1207, истец считал незаконным, так как этим было нарушено его право, как военнослужащего, на пенсионное обеспечение, гарантированное законодательством Российской Федерации.
При этом ни Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ, ни Закон Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1, не содержат каких-либо правовых положений, определяющих условия для прекращения выплаты военнослужащим пенсии за выслугу лет.
Ежемесячная доплата к страховой пенсии по старости (инвалидности) -дополнительная мера социальной поддержки за счет средств краевого бюджета лиц, замещавших государственные должности Алтайского края, предусмотренная Законом Алтайского края в целях компенсации заработной платы, утраченной ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности.
Положение п. 9 ст. 8 Закона Алтайского края от 09.12.2005 N 120-ЗС предусматривающее необходимость выбора одной из указанных выше выплат не могут применяться в отношении военнослужащих, замещавших государственные должности Алтайского края, а должны распространяются только на лиц, замещавших государственные должности Алтайского края, которым на основании п. 2 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ установлена одна пенсия по их выбору.
Комиссия Правительства Алтайского края по рассмотрению вопросов дополнительного пенсионного обеспечения при назначении ему ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости не учла приоритет федерального законодательства над законами субъектов Российской Федерации, в результате чего было нарушено право истца на одновременное получение двух пенсий финансируемых из средств федерального бюджета.
Решением Железнодорожного районного суда города Барнаула Алтайского края от 18 декабря 2017 года в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе истец просит отменить решение суда и принять по делу новое решение, возместить расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение настоящей апелляционной жалобы в размере 150 рублей за счет средств федерального бюджета.
В обоснование жалобы ссылается на незаконность и необоснованность решения суда по следующим основаниям.
Вынося решение, суд сослался на положения статей 6 и 7 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", который не распространяется на отношения с участием лиц, замещающих (замещавших) государственные должности Алтайского края, правовой статус которых определен Законом Алтайского края от 09.12.2005 N 120-ЗС "О государственных должностях Алтайского края".
Также, по мнению истца, незаконной является ссылка суда на недействующую редакцию статьи 1 Указа Президента Российской Федерации от 16.08.1995 N 854 "О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы".
Полагает, что судом безосновательно применена аналогия между пунктом 4 Указа Президента Российской Федерации от 16.08.1995 N 854 и пунктом 9 статьи 8 Закона Алтайского края от 09.12.2005 N 120- ЗС, тогда как правовой смысл указанных норм различен.
В пункте 9 статьи 8 Закона Алтайского края от 09.12.2005 N 120-ЗС перед словами "пенсию за выслугу лет,... " отсутствует предлог "на", что в данном случае указывает на то, что в законе речь идет об одновременном наличии права на установление только тех выплат, которые назначаются в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации или актами органов местного самоуправления (доплата у страховой пенсии по старости, пенсия за выслугу лет, иные выплаты). То есть, закон Алтайского края не предусматривает одновременного наличия права для установления перечисленных в нем выплат за счет средств федерального бюджета, допуская, что эти выплаты назначены ранее, а право на них уже реализовано.
В связи с этим, при установлении выплаты лицам, замещавшим государственные должности Алтайского края, уполномоченный орган Алтайского края имеет право принять решение только в отношении тех выплат, которые финансируются за счет средств краевого бюджета, при этом на основании выбора лица ему может быть назначена только одна из таких выплат: либо ежемесячная доплата к страховой пенсии по старости, либо пенсия за выслугу лет государственного гражданского служащего Алтайского края, либо иная краевая выплата.
Считает, что решение суда основано на неправильном истолковании пункта 39 Положения о порядке назначения, индексации и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии, пенсии за выслугу лет и доплаты к пенсии (утвержденного Постановлением Администрации Алтайского края от 26.11.2015 N 478), который определяет обстоятельства для прекращения выплат за счет средств краевого бюджета (ежемесячная доплата к страховой пенсии по старости, пенсия за выслугу лет, доплата к пенсии).
Судом не учтено, что все перечисленные в пункте 39 Положения обстоятельства могут возникнуть только позже назначения указанных выплат, то есть являются вновь возникшими обстоятельствами.
В связи с этим, подпункт "в" пункта 39 Положения не должен распространяться на лиц, замещавших государственные должности Алтайского края из числа военнослужащих, которые реализовали свое право на назначение пенсии за выслугу лет задолго до назначения ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости.
Выражает несогласие с выводом суда о том, что по своей сути доплата к страховой пенсии по старости предусмотрена вместо пенсии за выслугу лет после отставки с государственной должности Алтайского края, однако это справедливо только по отношению к лицам, замещавшим государственные должности Алтайского края из числа федеральных государственных гражданских служащих.
По мнению истца, для лиц, замещавших государственные должности Алтайского края из числа военнослужащих, доплата к страховой пенсии по старости не может рассматриваться как вид выплаты, назначенной вместо пенсии за выслугу лет, а является всего лишь доплатой к одной из двух разных, не зависящих друг от друга пенсий, выплачиваемых из средств федерального бюджета. То есть, достигшим пенсионного возраста лицам, замещавшим государственные должности Алтайского края из числа военнослужащих, может быть назначена только ежемесячная доплата к страховой пенсии по старости (краевой бюджет), при этом выплата ранее назначенной пенсии за выслугу лет (федеральный бюджет) сохраняется.
Считает, что внесенное в решение Комиссии по рассмотрению вопросов дополнительного пенсионного обеспечения при Правительстве Алтайского края дополнительное условие о прекращения выплаты пенсии за выслугу лет при назначении истцу доплаты к страховой пенсии по старости как лицу, замещавшему государственную должность Алтайского края из числа военнослужащих, было принято за пределами полномочий Комиссии, поскольку решение Комиссии о прекращении выплаты, ранее установленной иным уполномоченным органом (например - МВД России), не входит в ее компетенцию.
Судом незаконно была применена только часть от взаимосвязанных норм закона, подлежащего применению, в то время как применению подлежала совокупность норм данного закона.
Указывает, что ссылка суда на пункт 39 Постановлении Администрации Алтайского края от 26.11.2015 N 478 "О порядке назначения, индексации и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии, пенсии за выслугу лет и доплаты к пенсии" является незаконной, так указанное Постановление содержит всего пять пунктов.
В возражения относительно апелляционной жалобы ответчик Правительство Алтайского края просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Сметанин Ю.Н. доводы жалобы поддержал.
Представитель ответчика - Свистунова Ю.Н. против доводов жалобы возражала.
Иные лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте слушания дела извещены своевременно и надлежащим образом: путем направления письменных извещений по имеющимся в материалах дела адресам. Информация о времени и месте рассмотрения дела была публично размещена на официальном сайте Алтайского краевого суда в сети интернет. Об уважительных причинах своей неявки не сообщили, об отложении разбирательства по делу не просили. Принимая во внимание положения ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определилао рассмотрении дела при данной явке.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Сметанин Ю.Н. поступил на службу в органы внутренних дел Российской Федерации 12.12.1983. 20.05.2002 был уволен с правом получения пенсии за выслугу лет.
В дальнейшем Сметанин Ю.Н. замещал государственную должность Алтайского края - был заместителем председателя Избирательной комиссии Алтайского края с 20.06.2007 по 06.06.2011, с 26.07.2011 по 08.12.2016. Освобожден от замещаемой должности в связи с прекращением полномочий Избирательной комиссии Алтайского края состава 2011-2016 годов.
Весь этот период работы на государственных должностях Алтайского края ему осуществлялась выплата пенсии за выслугу лет.
В мае 2017 года на основании Федерального закона от 28 12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Сметанину Ю.Н. в связи с достижением предельного возраста (60 лет) была назначена страховая пенсия по старости.
При определении размера страховой пенсии по старости была исключена ежемесячная фиксированная выплата к страховой пенсии по старости (4 805, 11 руб.), в результате чего пенсия составила 6 974, 84 руб.
В марте 2017 года он обратился к заместителю Председателя Правительства Алтайского края - руководителю Администрации Губернатора и Правительства Алтайского края Снесарю В.В. с письменным заявлением, в котором просил дать разъяснения о порядке назначения ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости при наличии пенсии за выслугу лет за период службы в органах внутренних дел Российской Федерации.
В ответе Департамента по вопросам государственной службы и кадров Администрации и Правительства Алтайского края от 04.04.2017 N 13-368 ему было предложено сделать выбор одного из следующих видов пенсионного обеспечения: ежемесячной доплаты к пенсии (как лицу, замещавшему должность Алтайского края) либо пенсии за выслугу лет (как лицу, проходившему службу в органах внутренних дел Российской Федерации). При этом было указано, что случаев одновременного получения трех видов пенсии не предусмотрено.
01.06.2017 в г. Барнауле председатель комиссии Правительства Алтайского края по рассмотрению вопросов дополнительного пенсионного обеспечения, заместитель Председателя Правительства Алтайского края - руководитель Администрации Губернатора и Правительства Алтайского края С. провел очередное заседание комиссии, на котором было принято решение (решение Комиссии Правительства Алтайского края от 01.06.2017 N 1207) о назначении ежемесячной доплаты к пенсии, составляющей суммарно с учетом страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений указанной выплаты 67,5 процентов среднемесячного денежного вознаграждения. Дополнительно в решении комиссии было указано: осуществлять выплату со дня представления заявителем копии решения о прекращении выплаты пенсии за выслугу лет как сотруднику органов внутренних дел.
На основании решения Комиссии Правительства Алтайского края от 01.06.2017 N 1207 Министерством труда и социальной защиты Алтайского края было принято решение об определении размера ежемесячной доплаты к пенсии от 02.06.2017N1474, согласно которому ему с 29.05.2017 определена ежемесячная доплата к пенсии в размере 49 872, 42 руб.
С учетом требования решения Комиссии Правительства Алтайского края от 01.06.2017 N 1207, Сметанин Ю.Н. обратился в ГУ МВД России по Алтайскому краю с заявлением о приостановлении выплаты пенсии за выслугу лет.
Согласно справке Центра финансового обеспечения ГУ МВД России по Алтайскому краю от 06.07.2017 N 12/3-3299 с 29.05.2017 выплата пенсии за выслугу лет прекращена.
Суд первой инстанции не нашел оснований для признания незаконным решение комиссии Правительства Алтайского края по рассмотрению вопросов дополнительного пенсионного обеспечения о назначении пенсии за выслугу лет от 01.06.2017 N 1207 в части указания на осуществление ежемесячной доплаты к пенсии со дня представления заявителем (Сметаниным Ю.Н.) копии решения о прекращении выплаты пенсии за выслугу лет как сотруднику органов внутренних дел, поскольку одновременное получение обоих выплат действующим законодательством исключено, следовательно ответчиком правомерно было предложено истцу произвести выбор. Разрешая требования истца о признании незаконным решения комиссии Правительства Алтайского края по рассмотрению вопросов дополнительного пенсионного обеспечения о назначении пенсии за выслугу лет от 01.06.2017 N 1207 в части названия решения, суд оставил их без удовлетворения, поскольку истец и ответчик подтвердили, что фактически в наименовании решения допущена описка, которая не имеет значение на правоотношения сторон по вопросу назначения доплаты к пенсии, кроме того, истец в прениях требования в данной части не поддержал.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Статья 39 Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, указывая, что государственные пенсии устанавливаются законом.
Частью 5 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусматривают, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.
Согласно п. 9 ст. 8 Закона Алтайского края от 09.12.2005 N120-ЗС "О государственных должностях Алтайского края" лицам, имеющим одновременно право на ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с настоящей статьей, пенсию за выслугу лет, иные выплаты, устанавливаемые в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации или актами органов местного самоуправления в связи с замещением государственных должностей субъектов Российской Федерации или муниципальных должностей либо в связи с прохождением государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации или муниципальной службы, а также пенсию за выслугу лет, ежемесячное пожизненное содержание, ежемесячную доплату к пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию) или дополнительное (пожизненное) ежемесячное материальное обеспечение, назначаемые и финансируемые за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Российской Федерации, назначается ежемесячная доплата к пенсии в соответствии с настоящей статьей или одна из иных указанных выплат по их выбору.
В силу п. 10 ст. 8 Закона Алтайского края от 09.12.2005 N120-ЗС "О государственных должностях Алтайского края" порядок назначения и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии, перерасчета ее размера, индексации, а также основания приостановления выплаты устанавливаются нормативным правовым актом Правительства Алтайского края.
В соответствии с законом Алтайского края от 09.12.2005 09.12.2005 N120-ЗС "О государственных должностях Алтайского края" принято Положение, определяющее порядок назначения, индексации и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии, пенсии за выслугу лет и доплаты к пенсии гражданам Российской Федерации, получающим страховую пенсию по старости (инвалидности) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации, замещавшим должности государственной гражданской службы Алтайского края
В силу п. 3 Положения "О порядке назначения, индексации и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии, пенсии за выслугу лет и доплаты к пенсии", утвержденного постановлением администрации Алтайского края от 26.11.2015 N 478, лицам, имеющим одновременно право на пенсию за выслугу лет, ежемесячную доплату к пенсии, иные выплаты, устанавливаемые в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации или актами органов местного самоуправления в связи с замещением государственных должностей субъектов Российской Федерации или муниципальных должностей либо в связи с прохождением государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации или муниципальной службы, а также пенсию за выслугу лет, ежемесячное пожизненное содержание, ежемесячную доплату к пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию) или дополнительное (пожизненное) ежемесячное материальное обеспечение, назначаемые и финансируемые за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Российской Федерации, назначается одна из указанных выплат по их выбору.
Пунктом 39 данного Положения выплата ежемесячной доплаты к пенсии, пенсии за выслугу лет, доплаты к пенсии прекращается в случае назначения лицу пенсии за выслугу лет, ежемесячной доплаты к пенсии, иных выплат, устанавливаемых в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации или актами органов местного самоуправления в связи с замещением государственных должностей субъектов Российской Федерации или муниципальных должностей либо в связи с прохождением государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации или муниципальной службы, а также пенсии за выслугу лет, ежемесячного пожизненного содержания, ежемесячной доплаты к пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию) или дополнительного (пожизненного) ежемесячного материального обеспечения, назначаемых и финансируемых за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, суд правильно исходил и того, что истец в силу прямого указания закона не имеет права на одновременное получение пенсии за выслугу лет как сотрудник органов внутренних дел и ежемесячной доплаты к пенсии как лицо, замещавшее государственную должность субъекта Российской Федерации. При этом истец не лишен права по своему выбору получать пенсию федерального государственного служащего по линии МВД, а также социальную пенсию, либо социальную пенсию с доплату до уровня пенсии по выслуге лет государственного служащего Алтайского края.
Доводы жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования судом первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, доводы жалобы направлены на иное толкование норм материального права и не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
Указание в жалобе на неверное применение судом норм Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Положения "О порядке назначения, индексации и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии, пенсии за выслугу лет и доплаты к пенсии", утвержденного постановлением администрации Алтайского края от 26.11.2015 N 478, а также ссылку суда на недействующую редакцию статьи 1 Указа Президента Российской Федерации от 16.08.1995 N 854 обоснованность и законность выводов суда по существу спора не опровергают, в связи с чем во внимание судебной коллегией не принимаются.
Таким образом, решение суда является правильным, оснований к его отмене не имеется.
На основании вышеизложенного судебная коллегия, руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
решение Железнодорожного районного суда города Барнаула Алтайского края от 18 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Сметанина Ю. Н. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.