Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Цибиной Т.О,
судей Параскун Т.И, Довиденко Е.А,
при секретаре Сафронове Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Павловой Анастасии Ивановны на решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 1 июня 2018 года по гражданскому делу
по исковому заявлению Павловой Анастасии Ивановны к администрации Первомайского района Алтайского края об установлении факта принятия наследства в виде земельного участка, признании права собственности в порядке наследования на земельный участок.
Заслушав доклад судьи Довиденко Е.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Павлова А.И. является наследником после смерти матери Тяжеломовой Т.И, умершей ДД.ММ.ГГ года.
Павлова А.И, обращаясь в суд с иском об установлении факт принятия наследства после смерти Тяжеломовой Т.И. в виде земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" и признании за ней права собственности на указанный земельный участок, указала, что её матери в 1986 году администрацией сельского совета п.Нижняя Петровка Первомайского района был предоставлен вышеуказанный земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства общей площадью "данные изъяты" га. На данном земельном участке располагался жилой дом 1936 года постройки, правоустанавливающие документы на дом и земельный участок, кроме выписки из похозяйственной книги, отсутствуют. Павлова А.И, вступив в наследство, ухаживала за земельным участком, сажала на нем овощи, принимала меры к сохранности имущества, производила за свой счет расходы на содержание дома. Поскольку дом пришел в негодность, и ремонт стал экономически нецелесообразным, произошло его разрушение, после которого Павлова А.И. возвела на участке новое строение.
Решением Новоалтайского городского суда Алтайского края от 1 июня 2018 года исковые требования Павловой А.И. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе истец просит об отмене судебного акта, вынесении нового об удовлетворении иска. В обоснование доводов указывает на то, что земельный участок был предоставлен матери до введения в действие Земельного кодекса РФ в 1986году для ведения личного подсобного хозяйства. Право собственности на такой земельный участок может быть подтверждено выдаваемой органом местного самоуправления выпиской из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок; земельные участки предоставлялись в бессрочное пользование, строения в сельской местности регистрации не подлежали; учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственной книге; факт принятия наследства подтвержден документально.
В суде апелляционной инстанции представитель истца поддержала доводы жалобы, иные лица, участвующие в деле, в заседание судебной коллегии не явились, извещены надлежащим образом, в связи с чем на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
Судебная коллегия, руководствуясь статьей 327.1 ГПК РФ, проверяет законность и обоснованность данного решения исходя из доводов апелляционной жалобы лишь в оспариваемой части, поскольку иное противоречило бы диспозитивному началу гражданского судопроизводства, проистекающему из особенностей спорных правоотношений, субъекты которых осуществляют принадлежащие им права по собственному усмотрению, произвольное вмешательство в которые, в силу положений ст. ст. 1, 2, 9 ГК РФ недопустимо.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения по доводам жалобы.
Разрешая спорные правоотношения, суд первой инстанции установилобстоятельства, имеющие значение для дела, проверил доводы и возражения сторон по существу спора и обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Этот вывод мотивирован в постановленном по делу решении, подтвержден имеющимися в материалах дела доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствии с положениями ст. 67 ГПК Российской Федерации, и не противоречит положениям норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Согласно ст.ст. 268, 269 ГК РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицам, указанным в Земельном кодексе Российской Федерации.
Лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование.
Лица, которым земельные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование, не вправе распоряжаться такими земельными участками, за исключением случаев заключения соглашения об установлении сервитута и передачи земельного участка в безвозмездное пользование гражданину в виде служебного надела в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 1110, ст. 1112 и ст. 1181 ГК РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил Кодекса не следует иное.
В состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Принадлежавшие наследодателю на праве собственности земельный участок или право пожизненного наследуемого владения земельным участком входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях, установленных Кодексом. На принятие наследства, в состав которого входит указанное имущество, специальное разрешение не требуется.
В силу статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В силу пункта 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных данным Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить его в качестве индивидуально определенной вещи.
Согласно статье 15 Земельного кодекса Российской Федерации собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 25 ЗК РФ предусмотрено, что права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV ЗК РФ, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно п. 1 ст. 26 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV ЗК РФ, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Павлова А.И. является дочерью Тяжеломовой Т.И.
ДД.ММ.ГГ года Тяжеломова Т.И. умерла.
Наследственное дело после смерти Тяжеломовой Т.И. отсутствует.
Обращаясь в суд с иском, Павлова А.И. указала на фактическое принятие ею наследства, оставшегося после смерти матери, в виде земельного участка.
В подтверждение принадлежности наследодателю имущества в виде земельного участка истцом представлена выписка из похозяйственной книги от 23.11.2017г, согласно которой Тяжеломовой Т.И. на праве фактического пользования в период с 1986 года по 27 ноября 1994 года принадлежал земельный участок, площадью "данные изъяты" га, расположенный по адресу: "адрес"
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что истцом не представлено относимых и допустимых доказательств принадлежности Тяжеломовой Т.И. на праве собственности спорного земельного участка, либо владения им на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения; а в представленной истцом выписке из похозяйственной книги от 23.11.2017г. отсутствует указание на реквизиты документов, подтверждающих вышеуказанное право, право фактического пользования к вещным правам, передаваемым по наследству, не относится; Тяжеломова Т.И. не обращалась в установленном порядке за оформлением права собственности на указанный земельный участок; кроме того, не представлено доказательств, свидетельствующих о фактическом совершении истцом действий по принятию наследства, открывшегося после смерти Тяжеломовой Т.И, умершей ДД.ММ.ГГ года, в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, а доводы апелляционной жалобы отклоняет, как несостоятельные.
Согласно ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абз. 1п. 82 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 9 от 29.05.2012 "О судебной практике по делам о наследовании", суд вправе признать за наследниками право собственности в порядке наследования на земельный участок, предоставленный до введения в действие ЗК РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве постоянного (бессрочного) пользования, при условии, что наследодатель обратился в установленном порядке в целях реализации предусмотренного пунктом 9.1 (абзацы первый и третий) статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" права зарегистрировать право собственности на такой земельный участок (за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность);
Однако данных о том, что Тяжеломова Т.И. обращалась в установленном порядке за оформлением права собственности на указанный земельный участок, в материалах дела не имеется и истцом данное обстоятельство не оспаривается.
Как указано в абз. втором п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если наследодателю принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, это право переходит к наследнику независимо от государственной регистрации права на недвижимость.
Наследник вправе обратиться с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним после принятия наследства. В этом случае, если право собственности правопредшественника не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, правоустанавливающими являются документы, подтверждающие основание для перехода права в порядке правопреемства, а также документы правопредшественника, свидетельствующие о приобретении им права собственности на недвижимое имущество (абз. второй п. 4 названного выше Постановления).
Пункт 59 указанного выше Постановления разъясняет, что если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Федерального закона Российской Федерации от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и не регистрировались в соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 6 названного Закона.
Между тем, право собственности наследодателя Тяжеломовой Т.И. на спорный земельный участок(а также на дом) в установленном законом порядке не было зарегистрировано, документов об обращении наследодателя в уполномоченные органы с заявлением о государственной регистрации права собственности на спорный земельный участок не представлено; внешние границы спорного земельного участка не определялись, сведения о земельном участке площадью "данные изъяты" в ГКН не предоставлялись, спорный земельный участок в установленном законом порядке не индивидуализирован, границы его на местности не определены.
В выписке из похозяйственной книги от 23.11.2017, представленной истцом, указано на фактическое пользование Тяжеломовой Т.И. земельным участком, распоряжения Исполкома Рассказихинского сельсовета, на основании которого выделялся земельный участок, не представлено. Согласно информации администрации Первомайского района, отдела по делам архивов, администрации Рассказихинского сельсовета сведения о передаче земельного участка Тяжеломовой Т.И. отсутствуют, основания предоставления земельного участка подтвердить не могут.
Следовательно, оснований считать, что спорный земельный участок поступил в собственность или в постоянное (бессрочное) пользование наследодателя, как утверждает заявитель в жалобе, у суда первой инстанции не имелось.
Судебная коллегия, вопреки доводам жалобы истца, соглашается с выводом суда о том, что истцом не представлено допустимых и бесспорных доказательств, свидетельствующих о фактическом совершении действий по принятию наследства, открывшегося после смерти Тяжеломовой Т.И, умершей ДД.ММ.ГГ года, в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
В соответствии со ст. 546 ГК РСФСР, действовавшей на момент смерти Тяжеломовой Т.И, для приобретения наследства наследник должен его принять.
Признается, что наследник принял наследство, когда он фактически вступил во владение наследственным имуществом или, когда он подал нотариальному органу по месту открытия наследства заявление о принятии наследства.
Указанные в настоящей статье действия должны быть совершены в течение шести месяцев со дня открытия наследства. Аналогичные положения содержатся в статьях 1153, 1154 ГК РФ.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 9, под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
В абзаце 2 пункта 36 приведены примеры конкретных действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьей 1154 ГК РФ.
В целях подтверждения фактического принятия наследства (пункт 2 статьи 1153 ГК РФ) наследником могут быть представлены, в частности, справка о проживании совместно с наследодателем, квитанция об уплате налога, о внесении платы за жилое помещение и коммунальные услуги, сберегательная книжка на имя наследодателя, паспорт транспортного средства, принадлежавшего наследодателю, договор подряда на проведение ремонтных работ и т.п. документы.
Вместе с тем, обращаясь в суд по прошествии 24 лет, Павловой А.И. суду не представлено достоверных доказательств, свидетельствующих о том, что она фактически приняла наследство в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Судом дана надлежащая оценка показаниям свидетеля Струкова В.В.(сына истца), оснований для переоценки которых коллегия не усматривает, кроме того, свидетель в силу родственных отношений с истцом является заинтересованным в исходе деле, факт принятия наследства - использование земельного участка в течение месяцев со дня открытия наследства - его пояснения не подтверждают, последующее использование земли не имеет правового значения. Кроме того, свидетель пояснил, что Тяжеломова Т.И. на протяжении десяти лет до смерти проживала со своей дочерью в г.Барнауле. Свидетели Струков В.В. и Прядуха Л.Н. пояснили о разрушении дома как в период жизни Тяжеломовой Т.И, так и на момент её смерти. Акт обследования дома, пришедшего в негодность, от 19 августа 2011г. и акт осмотра участка от 23 мая 2018г. об отсутствии дома на спорном земельном участке не подтверждают принятие истцом наследства, напротив, свидетельствуют об отсутствии действий наследника по сохранности наследственного имущества, бесхозяйственного отношения к наследственному имуществу, не совершения им вышеуказанных действий по принятию наследства.
Справка секретаря администрации Рассказихинского сельсовета о вступлении истца в наследство в течение шести месяцев со дня смерти Тяжеломовой Т.И, датированная 4 сентября 2006г, судебной коллегией оценивается критически, поскольку не содержит информации и основания, подтверждающего выдачу данной справки, а указанная в качестве основания выдачи справки похозяйственная книга N5 суду не представлена. Информация, отраженная в справке, не подтверждается иными доказательствами.
При указанных обстоятельствах, коллегия полагает, что оснований для признания факта принятия наследства и признания права собственности в порядке наследования не имеется, вследствие чего в удовлетворении данных требований судом отказано правомерно.
Нарушений норм процессуального права, которые являются безусловным основанием для отмены судебного акта (п.4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверены судебной коллегией, признаются несостоятельными, поскольку не опровергают выводы суда, а поэтому не могут являться основанием к отмене решения.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу истца Павловой Анастасии Ивановны на решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 1 июня 2018 года оставить без удовлетворения, решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 1 июня 2018 года - без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.