Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Ермакова Э.Ю,
судей Гончаровой Ю.В, Титовой В.В.
при секретаре Ждановой М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу военного комиссариата Железнодорожного, Октябрьского и Центрального районов г.Барнаула Алтайского края на решение Центрального районного суда г.Барнаула от 07 мая 2018 года по административному делу по административному исковому заявлению Ионова Н. В. к военному комиссариату Железнодорожного, Октябрьского и Центрального районов г.Барнаула Алтайского края, федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Алтайского края" об оспаривании решения об отказе в проведении повторного медицинского освидетельствования.
Заслушав доклад судьи Титовой В.В, судебная коллегия
установила:
Ионов Н.В. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным отказа военного комиссариата Железнодорожного, Октябрьского и Центрального районов г.Барнаула Алтайского края, изложенного в письме от ДД.ММ.ГГ, в проведении повторного медицинского освидетельствования; возложении на военный комиссариат Железнодорожного, Октябрьского и Центрального районов г.Барнаула Алтайского края обязанности организовать его повторное медицинское освидетельствование с целью установления категории годности к военной службе в настоящее время.
В обоснование исковых требований указано, что ДД.ММ.ГГ Ленинским РВК Алтайского края Ионов Н.В. признан ограниченно годным к военной службе по гр.1 ст.11 В расписания болезней (Приказ МО РФ 1995 N 390). ДД.ММ.ГГ военным комиссариатом Ленинского и Индустриального районов г.Барнаула признан ограниченно годным к военной службе по гр.2 ст.11 В расписания болезней (Приказ МО РФ 2003 N 200). В связи с улучшением состояния здоровья Ионов Н.В. обратился с заявлением в военный комиссариат Железнодорожного, Октябрьского и Центрального районов г. Барнаула Алтайского края по вопросу проведения повторного медицинского освидетельствования в целях определения категории годности к военной службе, предоставил соответствующие медицинские документы. Письмом *** от ДД.ММ.ГГ в прохождении повторного медицинского освидетельствования Ионову Н.В. отказано. По мнению административного истца, данный отказ противоречит пункту 84 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2013 года N 565 "Об утверждении положения о военно-врачебной экспертизе", статьям 5.1, 52 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", в соответствии с которыми граждане, ранее признанные ограниченного годными к военной службе по состоянию здоровья, могут быть освидетельствованы повторно в случае, если в результате их обследования в медицинских организациях ранее установленный им диагноз заболевания изменен (пересмотрен) или они признаны здоровыми.
К участию в деле в качестве соответчика привлечено федеральное казенное учреждение "Военный комиссариат Алтайского края" (далее по тексту - ФКУ "Военный комиссариат Алтайского края").
Решением Центрального районного суда г.Барнаула от 07 мая 2018 года административное исковое заявление Ионова Н.В. удовлетворено. Отказ военного комиссариата Железнодорожного, Октябрьского и Центрального районов г. Барнаула ФКУ "Военный комиссариат Алтайского края", изложенный в письме от ДД.ММ.ГГ ***, признан незаконным. На военный комиссариат Железнодорожного, Октябрьского и Центрального районов г. Барнаула ФКУ "Военный комиссариат Алтайского края" возложена обязанность направить Ионова Н.В. на повторное медицинское освидетельствование с целью установления категории годности к военной (приравненной к ней) службе в настоящее время.
В жалобе, поданной в Алтайский краевой суд, административный ответчик просит отменить решение и принять по делу новое, которым заявленные требования административного истца оставить без удовлетворения в полном объеме. Ссылается на отсутствие оснований для проведения повторного медицинского освидетельствования Ионова Н.В, поскольку он не является гражданином призывного возраста. Указывает, что на военные комиссариаты не может быть возложена обязанность по организации медицинского освидетельствования в иных целях, не закрепленных в абзаце 2 пункта 4 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2013 года N 565 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе".
В суде апелляционной инстанции представитель административного ответчика Семдянова Р.В. на удовлетворении жалобы настаивала по изложенным в ней основаниям.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, в связи с чем на основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Рассмотрев административное дело в полном объеме в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, выслушав представителя административного ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее по тексту - Закон о воинской обязанности и военной службе), предусмотрено, что проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья осуществляются военными комиссариатами.
Согласно пункту 4 статьи 52 Закона о воинской обязанности и военной службе гражданин, пребывающий в запасе, проходит медицинское освидетельствование для определения его годности к военной службе в соответствии со статьей 5.1 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5.1 Закона о воинской обязанности и военной службе граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей. По согласованию с командиром (начальником) воинской части (военно-медицинской организации) для медицинского освидетельствования также могут привлекаться военные врачи-специалисты.
Пунктом 3 статьи 5.1 Закона о воинской обязанности и военной службе установлено, что порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2013 года N 565 утверждено Положение о военно-врачебной экспертизе (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 84 Положения граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, могут быть освидетельствованы повторно в случае, если в результате их обследования в медицинских организациях ранее установленный им диагноз заболевания изменен (пересмотрен) или они признаны здоровыми.
Организация освидетельствования категорий граждан, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья (далее - граждане, ограниченно годные к военной службе), возлагается на военные комиссариаты и военные комиссариаты муниципальных образований (пункт 85 Положения).
Таким образом, Положение о военно-врачебной экспертизе, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 04 июля 2013 года N 565, а также действующее законодательство, регулирующее данные правоотношения, не устанавливают запрета на проведение повторного медицинского освидетельствования граждан, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Ионов Н.В, ДД.ММ.ГГ года рождения, состоит на воинском учете в военном комиссариате Железнодорожного, Октябрьского и Центрального районов г. Барнаула Алтайского края.
ДД.ММ.ГГ призывной комиссией военного комиссариата Ленинского района г.Барнаул Ионов Н.В. признан ограниченно годным к военной службе категория годности "В", в соответствии с приказом МО СССР 1995 N 390.
ДД.ММ.ГГ комиссией военного комиссариата по Ленинскому и Индустриальному районам г. Барнаула Алтайского края Ионов Н.В. признан ограниченно годным к военной службе, категория годности "В" на основании графы 2 пункта "в" статьи 11 (Приказ МО РФ 2003 г. N 200).
ДД.ММ.ГГ административный истец обратился с письменным заявлением в военный комиссариат Железнодорожного, Октябрьского и Центрального районов г. Барнаула Алтайского края о проведении повторного медицинского освидетельствования с целью исключения ограниченной годности к военной службе по гр. 2 ст. 11 В расписания болезней (Приказ МО РФ 2003 г. N 200), определении новой категории годности к военной службе.
При обращении Ионовым Н.В. представлены соответствующие медицинские документы: заключение врача- "... " КГБУЗ " "... "" от ДД.ММ.ГГ, медицинское заключение врача- "... " ФГБУ " "... "" от ДД.ММ.ГГ, медицинские исследования "... ", свидетельствующие об изменении состояния его здоровья.
Согласно ответу военного комиссариата Железнодорожного, Октябрьского и Центрального районов г.Барнаула Алтайского края *** от ДД.ММ.ГГ прохождение Ионовым Н.В. повторного медицинского освидетельствования признано нецелесообразным, так как его военно-учетная специальность не является дефицитной для Вооруженных Сил Российской Федерации.
Удовлетворяя требования административного истца, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что поскольку состояние здоровья Ионова Н.В. изменилось, то отказ военного комиссариата в проведении повторного медицинского освидетельствования является незаконным.
Утверждение в апелляционной жалобе о том, что предусмотренных законом оснований для повторного освидетельствования Ионова Н.В. не имеется, несостоятельно, так как основано на неправильном толковании норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения. Как отмечалось выше, действующее законодательство не содержит запрета на проведение повторного медицинского освидетельствования граждан, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, и которые желают пройти такое медицинское освидетельствование.
По сути, доводы апелляционной жалобы полностью воспроизводят правовую позицию ответчика, занятую им в суде первой инстанции, которой судом дана правильная оценка.
В связи с изложенным, учитывая, что нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права судом не допущено, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г.Барнаула от 07 мая 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу военного комиссариата Железнодорожного, Октябрьского и Центрального районов г.Барнаула Алтайского края - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.