Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Котликовой О.П,
судей Ковалюк Л.Ю, Копцевой Г.В,
при секретаре Клименко А.Н,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного истца Семичевой Н. И. на решение Октябрьского районного суда г. Барнаула от 15 июня 2018 года по делу по административному исковому заявлению Семичевой Н. И. к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Барнаулу о признании незаконными действий по приостановлению регистрации по месту жительства.
Заслушав доклад судьи Котликовой О.П, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Семичева Н.И. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Барнаулу, с учетом уточнения требований просила признать незаконными действия, выразившиеся в приостановлении регистрации ее по месту жительства по адресу: "адрес", обязать административного ответчика зарегистрировать ее по указанному адресу.
Требования мотивированы тем, что Семичева Н.И. фактически проживает по вышеназванному адресу, собственником данного домовладения на основании судебного решения от ДД.ММ.ГГ является ее супруг, который дал согласие на ее регистрацию по указанному адресу. Однако административный ответчик приостановил её регистрацию по месту жительства со ссылкой на то, что помещение является нежилым. Оспариваемым решением нарушено право административного истца на свободу передвижения и выбор места жительства, лишает ее права на социальные льготы и выплаты, создает угрозу незаконного привлечения к административной ответственности.
Решением Октябрьского районного суда г. Барнаула от 15 июня 2018 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Семичева Н.И. просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований, настаивая на прежних доводах.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Семичева Н.И. доводы апелляционной жалобы поддержала, представитель Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Барнаулу Полухина Е.П. возражала против удовлетворения жалобы.
Рассмотрев дело в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объеме судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Закон N 5242-1) в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Регистрация гражданина по месту жительства, согласно статье 6 Закона N 5242-1, производится при предъявлении им должностному лицу, ответственному за регистрацию, паспорта или иного заменяющего его документа, удостоверяющего личность гражданина, и документа, являющего в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и другими федеральными законами, или его надлежаще заверенная копия.
Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов (подачи им заявления и документов в форме электронных документов) на регистрацию.
Гражданин Российской Федерации вправе не предъявлять документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (договор социального найма, договор найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, прошедшие государственную регистрацию договор или иной документ, выражающие содержание сделки с недвижимым имуществом, свидетельство о государственной регистрации права либо иной документ), если сведения, содержащиеся в соответствующем документе, находятся в распоряжении государственных органов или органов местного самоуправления. В данном случае орган регистрационного учета самостоятельно запрашивает соответствующий документ (сведения, содержащиеся в нем), выписку из соответствующего реестра, иную информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации в государственных органах, органах местного самоуправления и производит регистрацию гражданина по месту жительства не позднее восьми рабочих дней со дня подачи им заявления о регистрации по месту жительства и документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В статье 2 Закона N 5242-1 место жительства определено как жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Аналогичные положения закреплены в пунктах 3 и 16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N713 (далее - Правила).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 02 февраля 1998 года N 4-П, вышеназванные документы являются подтверждением добросовестного использования гражданином своих прав и добросовестного исполнения им обязанностей, связанных с регистрацией в конкретном жилом помещении. Это соответствует требованию статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. В данном случае обязанность представлять определенные документы, подтверждающие субъективное право гражданина на проживание в жилище, которое он выбрал в качестве места жительства, одновременно выступает как мера, обеспечивающая защиту прав граждан, проживающих в этом жилище.
Регулируемая в Правилах процедура по существу имеет публичный, административно-правовой характер и направлена на упорядочение регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации, определение необходимых условий осуществления соответствующих распорядительных действий компетентными органами власти.
В сферу применения этой процедуры, как следует из толкования вышеприведенных норм права, входит регистрация только в тех жилых помещениях, которые принадлежат гражданам на предусмотренных законом основаниях (на праве собственности, по договорам найма (поднайма), социального найма и т.п.), в связи с чем пункт 16 Правил предписывает гражданину представить вместе с заявлением установленной формы документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.
Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГ Семичева Н.И. обратилась в отделение по Октябрьскому району отдела по вопросам миграции Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Барнаулу с заявлением о регистрации по месту жительства по адресу: "адрес". В качестве основания для вселения в жилое помещение ею представлены заявление Семичева С.А. как лица, предоставившего жилое помещение, и решение мирового судьи судебного участка N 1 Октябрьского района г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ (л.д. 8, 42, 46).
Названным судебным актом за Семечевым С.А. признано право собственности на строительные материалы, составляющие домовладение, расположенное по адресу: "адрес" (л.д. 8).
Согласно выписке из технического паспорта на данное строение, оно возведено без предоставления необходимых документов, то есть является самовольной постройкой (л.д. 18-22).
Как следует из полученного административным ответчиком по межведомственному запросу уведомления от ДД.ММ.ГГ, сведения о зарегистрированных правах на жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют (л.д. 43).
Таким образом, обратившись за регистрацией по месту жительства, административный истец не выполнила требования части 1 статьи 6 Закона N 5242-1, а именно не предоставила документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством основанием для вселения в жилое помещение, при этом сведения о наличии указанных оснований для вселения в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у органа регистрационного учета не возникло обязанности произвести регистрацию административного истца по месту жительства. При отсутствии такой обязанности, орган правомерно уведомил истца о невозможности регистрации письмом от ДД.ММ.ГГ ***, указав на необходимость совершения тех действий, которые устранят препятствия для регистрации.
Доводы апелляционной жалобы о том, что данное строение является единственным и постоянным местом жительства административного истца и отсутствие регистрации отражается на реализации его прав и социальных льгот, не могут повлиять на итоги рассмотрения возникшего спора, поскольку необходимость реализации субъективных прав сама по себе не может являться основанием для регистрации по указанному гражданином в качестве места своего нахождения строении, не являющегося жилым с точки зрения закона.
Постановка на регистрационный учет других граждан по названному адресу не имеет значения при решении вопроса об оценке действий должностного лица в отношении заявителя, поскольку во внимание в анализируемой ситуации должны приниматься исключительно нормы действующего законодательства и принятых на его основе подзаконных актов.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой не опровергают выводы суда, не имеется.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Барнаула от 15 июня 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Семичевой Н. И. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.