Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
Председательствующего Зацепина Е.М,
судей Соболевой С.Л, Скляр А.А.
при секретаре Клименко А.Н,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного ответчика администрации Покровского сельсовета Родинского района Алтайского края на решение Родинского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ
по делу по административному иску прокурора Родинского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Покровского сельсовета Родинского района Алтайского края об оспаривании бездействия.
Заслушав доклад судьи Скляр А.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Родинского района Алтайского края обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации Покровского сельсовета Родинского района Алтайского края, в котором просил признать незаконным бездействие Администрации Покровского сельсовета Родинского района Алтайского края, выразившееся в непринятии мер по обустройству общественных кладбищ, расположенных на территории Покровского сельсовета Родинского района Алтайского края, площадками для мусоросборников с подъездами к ним, которые должны быть ограждены и иметь твердое покрытие, а также центральным водоснабжением или колодцами шахтного типа для полива; возложить на Администрацию Покровского сельсовета Родинского района Алтайского края обязанность обеспечить наличие на территории общественных кладбищ Покровского сельсовета Родинского района Алтайского края площадок для мусоросборников с подъездами к ним, которые должны быть ограждены и иметь твердое покрытие, а также центральное водоснабжение или колодцы шахтного типа для полива.
В обоснование заявленных административных требований ссылался на результаты проведенной прокуратурой ДД.ММ.ГГ проверки исполнения законодательства о погребении и похоронном деле, согласно которым в нарушение ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" выявлено неисполнение требований п. 6.3, п. 6.4, п. 6.6, п. 6.7 СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011 N84 а именно: на территориях трех общественных кладбищ площадки для мусоросборников в соответствии с указанными требованиями законодательства не организованы, в результате чего мусор размещается в не отведенных для этого местах, площадки для сбора мусора не огорожены и не имеют твердого покрытия, отсутствуют центральное водоснабжение, колодец шахтного типа для полива.
Бездействие Администрации Покровского сельсовета Родинского района Алтайского края в указанной сфере нарушает права неопределенного круга лиц на санитарно-эпидемиологическое благополучие при содержании общественных кладбищ.
Решением Родинского районного суда Алтайского края от 16 мая 2018 года административное исковое заявление прокурора Родинского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц удовлетворено.
Признано незаконным бездействие Администрации Покровского сельсовета Родинского района Алтайского края, выразившееся в непринятии мер по обустройству общественных кладбищ, расположенных на территории Покровского сельсовета Родинского района Алтайского края, площадками для мусоросборников с подъездами к ним, которые должны быть ограждены и иметь твердое покрытие, а также центральным водоснабжением или колодцами шахтного типа для полива.
На Администрацию Покровского сельсовета Родинского района Алтайского края возложена обязанность обеспечить наличие на территории общественных кладбищ Покровского сельсовета Родинского района Алтайского края площадок для мусоросборников с подъездами к ним, которые должны быть ограждены и иметь твердое покрытие, а также центральное водоснабжение или колодцы шахтного типа для полива.
Срок исполнения решения суда установлен 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
С решением суда не согласился административный ответчик, который подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, ссылаясь на отсутствие финансовой возможности исполнить решение суда.
От участвующего в деле прокурора поступили в суд письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых он просит решение суда оставить без изменения.
В суде апелляционной инстанции прокурор Шмырева Е.П. просила решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание судебной коллегии не явились, извещены надлежащим образом в соответствии со статьей 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, об отложении судебного заседания не просили, об уважительных причинах неявки судебной коллегии не сообщили, в связи с чем судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив дело в полном объеме в соответствии с ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, выслушав прокурора Шмыреву Е.П, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалобы и отмены либо изменения решения суда.
В силу ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч.1 ст. 18 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.
В соответствии с п.22 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
В части 3 этой статьи предусмотрено, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Частью 4 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с решением Родинского районного Совета депутатов от 27.10.2017 N 34 об утверждении соглашений о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения между Администрацией Родинского района Алтайского края и Администрациями сельских поселений района Алтайского края полномочия Администрации Родинского района в части содержания мест захоронений в границах поселения переданы Администрации Покровского сельсовета.
Таким образом, судом установлено, что полномочия по содержанию мест захоронения в границах сельского поселения Покровского сельсовета возложены на Администрацию Покровского сельсовета Родинского района Алтайского края.
Как установлено судом первой инстанции и это подтверждается материалами настоящего административного дела, и.о. прокурора Родинского района Мошляк О.А. в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ была проведена проверка исполнения Администрацией Покровского сельсовета Родинского района Алтайского края соблюдения требований законодательства о погребении и похоронном деле, по результатам которой установлено, что на территории Покровского сельсовета Родинского района Алтайского края имеются 3 кладбища, в которых не организованы площадки для мусоросборников, в результате чего мусор размещается в не отведенных для этого местах, площадки для сбора мусора не огорожены и не имеют твердого покрытия, отсутствуют центральное водоснабжение и/или колодец шахтного типа для полива.
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 июня 2011 года N 84 утверждены СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", распространяющиеся на кладбища, здания и сооружения похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности и устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования к условиям их размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации.
Согласно п. 6.3. СанПиН 2.1.2882-11 для питьевых и хозяйственных нужд на кладбищах и других объектах похоронного назначения следует предусматривать хозяйственно-питьевое водоснабжение. Качество воды должно отвечать требованиям санитарных правил для питьевой воды.
Пункт 6.4. СанПиН 2.1.2882-11 предусматривает, что при отсутствии централизованных систем водоснабжения и канализации допускается устройство шахтных колодцев для полива и строительство общественных туалетов выгребного типа в соответствии с требованиями санитарных норм и правил.
В силу п. 6.6. на участках кладбищ, крематориев, зданий и сооружений похоронного назначения необходимо предусмотреть зону зеленых насаждений, стоянки автокатафалков и автотранспорта, урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним.
Согласно п. 6.7. Площадки для мусоросборников должны быть ограждены и иметь твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование).
Давая оценку установленным по делу обстоятельствам и учитывая вышеназванные положения закона и подзаконных нормативных правовых актов, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что административным ответчиком ненадлежащим образом осуществляются полномочия по содержанию мест захоронения на территории кладбищ сельского поселения Покровского сельсовета, меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека не принимаются.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что несоблюдение администрацией Покровского сельсовета требований законодательства о погребении и похоронном деле, санитарно-эпидемиологических требований к устройству и содержанию кладбища нарушает социальные, эстетические и религиозные права граждан при его посещении, права граждан на охрану здоровья и санитарно-эпидемиологическое благополучие.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правильно удовлетворил исковые требования прокурора, возложив на административного ответчика обязанность обеспечить наличие на территории общественных кладбищ Покровского сельсовета Родинского района Алтайского края площадок для мусоросборников с подъездами к ним, которые должны быть ограждены и иметь твердое покрытие, а также центральное водоснабжение или колодцы шахтного типа для полива.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии финансовой возможности для исполнения решения суда не могут повлечь иного разрешения настоящего спора, поскольку являются бездоказательными и голословными.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Родинского районного суда Алтайского края от 16 мая 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Покровского сельсовета Родинского района Алтайского края - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.