Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Зацепина Е.М,
судей Соболевой С.Л, Скляр А.А,
при секретаре Клименко А.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного ответчика администрации Мирненского сельсовета Родинского района Алтайского края на решение Родинского районного суда Алтайского края от 16 мая 2018 года по административному делу
по административному исковому заявлению прокурора Родинского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Мирненского сельсовета Родинского района Алтайского края об оспаривании бездействия, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Соболевой С.Л, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Родинского района Алтайского края обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным бездействие администрации Мирненского сельсовета Родинского района Алтайского края по непринятию мер по обустройству общественных кладбищ, расположенных на территории Мирненского сельсовета Родинского района Алтайского края, площадками для мусоросборников с подъездами к ним, которые должны быть ограждены и иметь твердое покрытие, а также центральным водоснабжением или колодцами шахтного типа для полива; возложить на административного ответчика обязанность обеспечить наличие на территории данных общественных кладбищ площадок для мусоросборников с подъездами к ним, которые должны быть ограждены и иметь твердое покрытие, а также центральное водоснабжение или колодцы шахтного типа для полива.
В обоснование требований со ссылками на п. 22 ч. 1, ч. 4 ст. 14, ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", решение Родинского районного Совета депутатов от 27 октября 2017 года N 34 указано, что в результате проверки исполнения законодательства о погребении и похоронном деле, проведенной прокуратурой Родинского района Алтайского края 09 апреля 2018 года, установлено, что полномочия администрации Родинского района Алтайского края в части содержания мест захоронений в границах поселения переданы администрации Мирненского сельсовета Родинского района Алтайского края. На территории Мирненского сельсовета имеется два кладбища, на которых требования п.п. 6.3, 6.4, 6.6, 6.7 СанПин 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения" не исполняются. В частности, площадки для мусоросборников не организованы, они не огорожены и не имеют твердого покрытия, отсутствуют центральное водоснабжение, колодец шахтного типа для полива. Бездействие администрации Мирненского сельсовета Родинского района в указанной сфере нарушает права неопределенного круга лиц на санитарно-эпидемиологическое благополучие при содержании общественных кладбищ.
Решением Родинского районного суда Алтайского края от 16 мая 2018 года административные исковые требования удовлетворены. Признано незаконным бездействие администрации Мирненского сельсовета Родинского района Алтайского края, выразившееся в непринятии мер по обустройству общественных кладбищ, расположенных на территории Мирненского сельсовета Родинского района Алтайского края, площадками для мусоросборников с подъездами к ним, которые должны быть ограждены и иметь твердое покрытие, а также центральным водоснабжением или колодцами шахтного типа для полива. На администрацию Мирненского сельсовета Родинского района Алтайского края возложена обязанность обеспечить наличие на территории общественных кладбищ Мирненского сельсовета Родинского района Алтайского края площадок для мусоросборников с подъездами к ним, которые должны быть ограждены и иметь твердое покрытие, а также центральное водоснабжение или колодцы шахтного типа для полива. Срок исполнения решения суда установлен 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
В апелляционной жалобе администрация Мирненского сельсовета Родинского района Алтайского края просит отменить решение суда и вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований, ссылаясь на отсутствие денежных средств в бюджете поселения для исполнения данного решения.
В возражениях на апелляционную жалобу заместитель прокурора Родинского района Алтайского края М.О.А. просит оставить решение суда без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Ш.Е.П. полагала жалобу не подлежащей удовлетворению; иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание судебной коллегии не явились, извещены надлежащим образом в соответствии со статьей 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, об отложении судебного заседания не просили, об уважительных причинах неявки судебной коллегии не сообщили, в связи с чем судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив дело в полном объеме в соответствии с ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, выслушав прокурора, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалобы и отмены либо изменения решения суда.
В силу ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно ч. 1 ст. 22 данного Федерального закона отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.
Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления (ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ).
Частью 4 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с решением "адрес" Совета депутатов от ДД.ММ.ГГ *** об утверждении соглашений о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения между администрацией Родинского района Алтайского края и администрациями сельских поселений района Алтайского края полномочия администрации Родинского района в части содержания мест захоронений в границах поселения переданы администрации Мирненского сельсовета.
Таким образом, полномочия по содержанию мест захоронения в границах сельского поселения Мирненского сельсовета возложены на администрацию Мирненского сельсовета Родинского района Алтайского края.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами настоящего административного дела, и.о. прокурора Родинского района М.О.А. в период с 19 марта по 09 апреля 2018 года проведена проверка исполнения администрацией Мирненского сельсовета Родинского района Алтайского края соблюдения требований законодательства о погребении и похоронном деле, по результатам которой выявлено, что на территории Мирненского сельсовета Родинского района Алтайского края имеется 2 кладбища, в которых не организованы площадки для мусоросборников, в результате чего мусор размещается в не отведенных для этого местах, площадки для сбора мусора не огорожены и не имеют твердого покрытия, отсутствуют центральное водоснабжение и/или колодец шахтного типа для полива.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 84 утверждены СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", распространяющиеся на кладбища, здания и сооружения похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности и устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования к условиям их размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации.
Согласно п. 6.3 СанПиН 2.1.2882-11 для питьевых и хозяйственных нужд на кладбищах и других объектах похоронного назначения следует предусматривать хозяйственно-питьевое водоснабжение. Качество воды должно отвечать требованиям санитарных правил для питьевой воды.
Пункт 6.4 СанПиН 2.1.2882-11 предусматривает, что при отсутствии централизованных систем водоснабжения и канализации допускается устройство шахтных колодцев для полива и строительство общественных туалетов выгребного типа в соответствии с требованиями санитарных норм и правил.
На участках кладбищ, крематориев, зданий и сооружений похоронного назначения необходимо предусмотреть зону зеленых насаждений, стоянки автокатафалков и автотранспорта, урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним (п. 6.6 СанПиН 2.1.2882-11).
На основании п. 6.7 СанПиН 2.1.2882-11 площадки для мусоросборников должны быть ограждены и иметь твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование).
Давая оценку установленным по делу обстоятельствам и учитывая вышеназванные положения закона и подзаконных нормативных правовых актов, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что административным ответчиком ненадлежащим образом осуществляются полномочия по содержанию мест захоронения на территории кладбищ сельского поселения Мирненского сельсовета, меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека не принимаются.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что несоблюдение администрацией Мирненского сельсовета требований законодательства о погребении и похоронном деле, санитарно-эпидемиологических требований к устройству и содержанию кладбищ нарушает социальные, эстетические и религиозные права граждан при его посещении, права граждан на охрану здоровья и санитарно-эпидемиологическое благополучие.
С учетом изложенного суд первой инстанции правильно удовлетворил исковые требования прокурора, возложив на административного ответчика обязанность обеспечить наличие на территории общественных кладбищ Мирненского сельсовета Родинского района Алтайского края площадок для мусоросборников с подъездами к ним, которые должны быть ограждены и иметь твердое покрытие, а также центральное водоснабжение или колодцы шахтного типа для полива.
Доводы жалобы об отсутствии финансовой возможности для исполнения возложенной обязанности не могут являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку отсутствие денежных средств не освобождает ответчика от исполнения обязанности по осуществлению соответствующей деятельности. Восстановление нарушенного права неопределенного круга лиц не может быть поставлено в зависимость от финансовой деятельности органов местного самоуправления.
Таким образом, обжалуемое решение суда является законным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела, судом не допущено.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Родинского районного суда Алтайского края от 16 мая 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Мирненского сельсовета Родинского района Алтайского края - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Судья Ожогина Г.В. Дело N 33а-7432/18
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
(резолютивная часть)
14 августа 2018 года г. Барнаул
Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Зацепина Е.М,
судей Соболевой С.Л, Скляр А.А,
при секретаре Клименко А.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного ответчика администрации Мирненского сельсовета Родинского района Алтайского края на решение Родинского районного суда Алтайского края от 16 мая 2018 года по административному делу
по административному исковому заявлению прокурора Родинского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Мирненского сельсовета Родинского района Алтайского края об оспаривании бездействия, возложении обязанности.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Родинского районного суда Алтайского края от 16 мая 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Мирненского сельсовета Родинского района Алтайского края - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.