Алтайский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Гончаровой Ю.В,
при секретаре Сигаревой Е.Е,
с участием представителя административного истца "данные изъяты" представителя административного ответчика "данные изъяты"
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску "данные изъяты" к Правительству Алтайского края, Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Алтайскому краю об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,обязании совершить действия,
установил:
Административный истец "данные изъяты". обратился в Алтайский краевой суд с административным иском к ответчику Правительству Алтайского края об обязании ответчика установить кадастровую стоимость земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", равной рыночной стоимости в размере "данные изъяты". по состоянию на ДД.ММ.ГГ на период с ДД.ММ.ГГ и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости объекта, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки, в единый государственный реестр недвижимости.
Требования мотивированы тем, что указанным выше земельным участком административный истец владеет на праве аренды. Кадастровая стоимость земельного участкапо состоянию на ДД.ММ.ГГ составляет "данные изъяты". и является завышенной, что подтверждается отчетом об оценке. Результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права "данные изъяты", так как кадастровая стоимость влияет на размер подлежащей уплате арендной плате.
В процессе рассмотрения настоящего административного дела ДД.ММ.ГГ Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю,ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Алтайскому краю на основании ст.ст.41,47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации исключены из числа заинтересованных лиц, привлечены к участию в деле в качестве административных ответчиков.
В судебное заседание административный истец "данные изъяты" не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель административного истца "данные изъяты" в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных административных исковых требований, не возражал против установления размера кадастровой стоимости определенный заключением эксперта.
Представитель административного ответчика ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Алтайскому краю "данные изъяты" в судебном заседании считал учреждение ненадлежащим ответчиком, требования истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости оставил на усмотрение суда по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Представители административных ответчиков Правительства Алтайского края, Управление Росреестра по Алтайскому краю, а также представители заинтересованных лиц Администрации г.Барнаула, Министерства имущественных отношений Алтайского края в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.В представленных отзывахзаинтересованные лица указали, что представленный административным истцом отчет не соответствует требованиям ст.11 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
В соответствии со статьями 150, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав представленные письменные доказательства, оценив их в совокупности, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению.
В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено определение налоговой базы в отношении земельного участка как его кадастровой стоимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Статьей 24.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Судом установлено, что на основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГ ***, заключенного между Администрацией города и "данные изъяты" дополнительного соглашения к указанному договору от ДД.ММ.ГГ, заключенному между Главным управлением имущественных отношений Алтайского края и "данные изъяты" а также дополнительных соглашений к договору от ДД.ММ.ГГ и от ДД.ММ.ГГ,заключенным между Главным управлением имущественных отношений Алтайского края и "данные изъяты" административный истец является арендаторомземельного участкас кадастровым номером ***, расположенного по адресу: "адрес", площадью "данные изъяты", участок предоставлен для эксплуатации стационарной автозаправочной станции. Срок договора аренды на десять лет до ДД.ММ.ГГ. В соответствии с разделом 3 договора арендная плата устанавливается с учетом кадастровой стоимости земельного участка (л.д.7-35).
На данном земельном участке расположено сооружение стационарная АЗС (в том числе здание операторской, резервуары, назначение - нежилое, собственником которого является "данные изъяты" (л.д.36).
Таким образом, установление в отношении вышеуказанного земельного участка кадастровой стоимости в размере его рыночной стоимости имеет правовое значение для административного истца.
Из материалов административного дела следует, что "данные изъяты" в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Алтайскому краю не обращался.
Согласно кадастровой справке филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГ кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, содержащаяся в государственном кадастре недвижимости, определена по состоянию на ДД.ММ.ГГ и составляет "данные изъяты". (л.д.37).
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Исходя из положений части 11 статьи 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В подтверждение рыночной стоимости земельного участка административным истцом представлен отчет об оценке земельного участка от ДД.ММ.ГГ *** "данные изъяты" согласно которому рыночная стоимость земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГ "данные изъяты". (л.д.41-112).
В связи с наличием сомнений в достоверности представленного отчета со стороны Администрации "адрес", Министерства имущественных отношений Алтайского края по настоящему делу была назначена и проведена судебная экспертиза.
В силу статьи 62, части 8 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, которое подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 названного Кодекса в совокупности с другими доказательствами по делу.
Согласно заключению судебной экспертизы от ДД.ММ.ГГ ***, составленному экспертом "данные изъяты", отвечающему требованиям статьи 4 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, площадью "данные изъяты" расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на ДД.ММ.ГГ составляет "данные изъяты". (л.д.156-128).
В силу п.24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" законодательство о налогах и сборах предполагает установление налогов, имеющих экономическое основание.В связи с этим суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.
Исследовав заключение судебной оценочной экспертизы, суд приходит к выводу о том, что экспертом приведена информация по всем ценообразующим факторам, использовавшимся при определении стоимости земельного участка; содержащиеся в заключении экспертизы сведения дают представление о местоположении объектов - аналогов и иных их характеристиках, учтенных при расчете итоговой величины рыночной стоимости указанного объекта недвижимости; в заключении приведен анализ всех необходимых факторов, оказывающих влияние на стоимость объекта оценки. Заключение эксперта получено в предусмотренном законом порядке, соответствует требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, проведено компетентным специалистом в области оценки, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, в связи с чем суд находит указанную в заключении эксперта величину рыночной стоимости земельного участка достоверной.
При этом суд принимает во внимание, что административными ответчиками и заинтересованным лицом возражений относительно содержащихся в заключении судебной экспертизы выводов не заявлено, доказательства иной рыночной стоимости земельного участка суду не представлены.
Учитывая, что установление кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной имеет для административного истца как плательщика арендной платы земельного участка, размер которой должен определяться в соответствии с кадастровой, правовое значение, суд удовлетворяет требования "данные изъяты" в части установления кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости.
С учетом полномочий Правительства Алтайского края, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю и ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", а также положений пункта 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" суд полагает, что надлежащими административными ответчиками по административному делу являются Правительство Алтайского края, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю и ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
В связи с тем, что заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано истцом в суд ДД.ММ.ГГ, срок, предусмотренный частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не пропущен.
В части заявленных требований об обязании Правительства Алтайского края установить кадастровую стоимость земельного участка, равной рыночной стоимости по состоянию на период с ДД.ММ.ГГ и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости объекта, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки, в единый государственный реестр недвижимости, суд приходит к следующему.
Результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Алтайского края утверждены постановлением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Алтайского края", дата определения кадастровой стоимости - ДД.ММ.ГГ. В отношении земельного участка с кадастровым номером *** была установлена кадастровая стоимость в размере "данные изъяты".
Поскольку земельный участок с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: "адрес", ДД.ММ.ГГ был уменьшен в площади до "данные изъяты", кадастровая оценка этого участка произведена в соответствии с ч.1 ст.24.21 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Порядка, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГ ***, о том, что определение кадастровой стоимости таких земельных участков осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГ *** (с изменениями от ДД.ММ.ГГ ***), Методическихуказаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГ *** (с изменениями от ДД.ММ.ГГ ***), ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Алтайскому краю определило кадастровую стоимостьземельного участка, о чем составлен акт (л.д.139).
В соответствии с п.25Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости (статья 248, часть 3 статьи 249Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.Для иных, предусмотренных законодательством целей, например, для определения арендной платы и выкупной цены, исчисляемых из кадастровой стоимости, установленная судом кадастровая стоимость применяется с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (абзацы третий и пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности)(п.28 указанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ ***).
Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления (абз.3 п.25Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости").
В соответствии с абз.5 п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию (абз.5 ст.24.20 Закона об оценочной деятельности).
Таким образом, установленный судом размер кадастровой стоимости может приняться с ДД.ММ.ГГ, в связи с чем требование административного истца об обязанииПравительства Алтайского края установить кадастровую стоимость земельного участка с ДД.ММ.ГГ и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости объекта, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки, в единый государственный реестр недвижимости не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление "данные изъяты" об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: "адрес", площадью "данные изъяты", по состоянию на ДД.ММ.ГГ, в равном его рыночной стоимости размере - "данные изъяты".
Дата обращения с заявлением об изменении кадастровой стоимости земельного участка - ДД.ММ.ГГ.
В удовлетворении исковых требований в остальной части отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию Алтайского краевого суда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Ю.В.Гончарова
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.