Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Васильевой Г.Ф,
судей: Сагетдиновой А.М. и Фроловой Т.Е.
при секретаре Фархутдиновой Я.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации городского округа город Кумертау Республики Башкортостан на решение Кумертауского межрайонного суда Республики Башкортостан от дата
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Сагетдиновой А.М, объяснения прокурора Замалетдиновой Л.И, полагавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
прокурор г. Кумертау в интересах неопределенного круга лиц с учетом последующего уточнения обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад N... "Аленький цветочек" комбинированного вида городского округа город Кумертау Республики Башкортостан (далее по тексту МБДОУ детский сад N... "Аленький цветочек"), администрации городского округа город Кумертау Республики Башкортостан, Казенному учреждению "Управление образования" городского округа город Кумертау Республики Башкортостан (далее по тексту КУ "Управление образования") об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой г.Кумертау проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности в деятельности МБДОУ детский сад N... "Аленький цветочек", в ходе которой выявлены нарушения законодательства о пожарной безопасности.
дата инспектором Кумертауского межрайонного отдела надзорной деятельности и профилактической работы УНДиПР ГУ МЧС России по РБ в рамках плановой проверки МБДОУ детский сад N... "Аленький цветочек" выявлены нарушения требований пожарной безопасности.
По результатам проверки заведующей МБДОУ детский сад N... "Аленький цветочек" выдано предписание к устранению нарушений требований пожарной безопасности от дата N... До настоящего времени нарушения не устранены.
Просит обязать администрацию городского округа город Кумертау Республики Башкортостан и КУ "Управление образования" в срок до дата выделить денежные средства на устранение нарушений требований пожарной безопасности в МБДОУ детский сад N... "Аленький цветочек" согласно акту проверки Кумертауского межрайонного отдела надзорной деятельности и профилактической работы УНДиПР ГУ МЧС России по РБ N... от датаг, обязать администрацию МБДОУ детский сад N... "Аленький цветочек" в срок до дата принять меры по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности согласно акту проверки Кумертауского межрайонного отдела надзорной деятельности и профилактической работы УНДиПР ГУ МЧС России по РБ N... от дата
Судом принято решение, которым исковые требования прокурора города Кумертау в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад N... "Аленький цветочек" комбинированного вида городского округа город Кумертау Республики Башкортостан, администрации городского округа город Кумертау Республики Башкортостан, Казенному учреждению "Управление образования" городского округа город Кумертау Республики Башкортостан об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности удовлетворены.
В апелляционной жалобе администрации городского округа город Кумертау Республики Башкортостан ставится вопрос об отмене решения суда по мотиву незаконности и необоснованности, принятого решения по тем основаниям, что судом нарушены нормы материального и процессуального права, неверно определены обстоятельства дела, указал на то, что является ненадлежащим ответчиком по делу.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса, руководствуясь положениями ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, рассмотрев дело в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с нормами материального и процессуального права и обстоятельствами дела.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации N... "О судебном решении" от дата, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст.ст. 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального права Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении данного дела допущено не было.
В соответствии с ч.6 и ч.7 ст. 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от дата N 273-ФЗ образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу ст.ст. 1,3 Федерального закона от дата N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - закон о пожарной безопасности) состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества (ст. 28 Закона о пожарной безопасности).
В силу п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от дата N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В силу п. 7.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от дата N... -Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от дата N 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Приказом Рособразования от дата N... "О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников, контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения).
В силу ст. 6 Федерального закона от дата N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент) пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при условии выполнения в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
В соответствии с п.п."а" п. 4 ч. 4 ст. 32 Технического регламента здания общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей, профессиональных образовательных организаций относятся к зданиям класса функциональной пожарной опасности Ф4.1.
Согласно Уставу МБДОУ детский сад N... "Аленький цветочек", утвержденного главой Администрации городского округа город Кумертау Республики Башкортостан, следует, что учредителем и собственником имущества МБДОУ детский сад N... "Аленький цветочек" является Администрация городского округа город Кумертау Республики Башкортостан (л.д. 6-7).
Из материалов гражданского дела следует, что инспектором Кумертауского межрайонного отдела надзорной деятельности и профилактической работы УНДиПР ГУ МЧС России по РБ в рамках плановой проверки МБДОУ детский сад N... "Аленький цветочек" выявлены нарушения требований пожарной безопасности. По результатам проверки заведующей МБДОУ детский сад N... "Аленький цветочек" выдано предписание к устранению нарушений требований пожарной безопасности от дата N... В ходе проверки выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности. Так, согласно п. 6.16 СНиП 21-01-97 высота эвакуационных выходов в свету должна быть не менее 1,9 м, ширина не менее: 1,2 м - из помещений класса Ф1.1 при числе эвакуирующихся более 15 чел, из помещений и зданий других классов функциональной пожарной опасности, за исключением класса Ф1.3 - более 50 чел.; 0,8 м - во всех остальных случаях. Вопреки указанным требованиям ширина эвакуационного выхода в свету из групп N.., 4, 5, театральной студии менее 1,2 м. Согласно п.6.30 СНиП 21-01-97 уклон лестниц на путях эвакуации должен быть, как правило, не более 1:1; ширина проступи - как правило, не менее 25 см, а высота ступени - не более 22 см. В нарушение вышеприведенной нормы уклон лестниц 3-го типа на путях эвакуации из помещений группы N... более 1:1: ширина проступи менее 25 см, а высота ступени более 22 см. Вопрос требованиям п. 7 ст. 134 Федерального закона N... -Ф3 от дата "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" в помещения групп N N.., 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10, зимнего сада, медпункта, кабинетах заведующей, логопеда, музыкального руководителя, завхоза подкласса Ф1.1 допускается применение покрытия полов материалом (линолеумом) с неизвестными показателями пожарной опасности. В нарушение п. 12.52 Норм пожарной безопасности 88-2001 приборы приемно-контрольные и приборы управления АУПС в коридоре возле медицинского кабинета и прачки размещены от уровня пола до оперативных органов управления указанной аппаратуры выше 0,8-1,5 м.
Вопреки п. 12.48 Норм пожарной безопасности 88-2001 приборы приемно-контрольные и приборы управления размещены в помещении без круглосуточного пребывания дежурного персонала (в коридорах возле прачки и медицинского кабинета). В нарушение ст. 4, п. 5 ст. 103 Федерального закона N... -Ф3 от дата "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 12.67 Норм пожарной безопасности 88-2001, п. 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации в кабинете завхоза, в группах "Теремок", "Радуга", "Одуванчик", "Ромашка", "Солнышко", "Пчелка", "Колокольчик", в спортзале, прачечной, пищеблоке, на лестничном марше возле группы "Одуванчик", кабинетах музыкального руководителя, кастелянши расстояние от проводов и кабелей пожарной сигнализации с напряжением до 60 В до силовых и осветительных кабелей менее 0,5 м. от проводов и кабелей шлейфов и соединительных линий пожарной сигнализации (пересекает) без защиты от наводок до одиночных осветительных проводов и контрольных кабелей. В нарушение п. 5 ст. 103 Федерального закона N... -Ф3 от дата "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 12.66 Норм пожарной безопасности 88-2001, п. 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации допускается совместная прокладка шлейфов и соединительных линий пожарной сигнализации, линий управления автоматическими установками пожаротушения и оповещения с напряжением до 60 В с линиями напряжением 110 В и более в одном коробе, трубе, жгуте, замкнутом канале строительной конструкции или на одном лотке в коридорах возле групп "Радуга", "Звездочка", в группе "Крохи", в прачке выдачи чистого белья, музыкальном зале, возле кабинета заведующей, на лестничном марше возле группы "Одуванчики", в раздевалке группы "Ромашка", в комнате подвала. В нарушение п. 5 ст. 103 Федерального закона N... -Ф3 от дата "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 12.41 Норм пожарной безопасности 88-2001, п. 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации
ручные пожарные извещатели в коридоре возле группы "Радуга", возле кабинета завхоза, возле туалета, медицинского кабинета, методического кабинета, между корпусами 1 и 2 на 1 и 2 этаже, на запасном выходе пищеблока, возле группы "Солнышко", в раздевалках групп "Крохи", "Капельки", на запасном выходе в спальне групп "Солнышко", "Пчелка", "Колокольчик", театральной студии установлены на стенах и конструкциях на высоте более 1,5 м от уровня земли или пола. Вопреки требованиям п. 4 Норм пожарной безопасности 110-03, табл. N... п. 38 отсутствует автоматическая пожарная сигнализация в тамбурах групп "Крохи", "Капельки", в раздевалке прачечной, в пищеблоке на раздаче.
Кроме того из материалов дела видно, что руководителем МБДОУ детский сад N... "Аленький цветочек" в целях устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности в дошкольном образовательном учреждении направлены письма в КУ "Управление образования" о выделении дополнительного финансирования, а именно: N... от дата (вх. N... от дата); N... от дата (вх. N... от дата); N... от дата(вх. N... от дата); N... от дата (вх. N... от дата); N... от дата (вх. N... от дата).
Казенным учреждением "Управление образования" на основании писем заведующей МБДОУ детский сад N... "Аленький цветочек" о выделении финансирования дата составлено письмо-заявка N... в администрацию городского округа город Кумертау на капитальный ремонт крыши с установкой парапетов, замен дверей, ремонт пожарной сигнализации.
Кроме того, дата направлено письмо N... в Министерство образования Республики Башкортостан о выделении средств на капитальный ремонт образовательных организаций. В данное письмо включен МБДОУ детский сад N... "Аленький цветочек" для выделения средств на капитальный ремонт системы электроснабжения и электроосвещения на сумму 3057,22 тыс. руб. Однако денежные средства от учредителя, от Министерства образования Республики Башкортостан не поступили, поэтому нарушения требований пожарной безопасности до настоящего времени не устранены.
Так же судом установлено, что согласно постановлению администрации городского округа город Кумертау от дата N... "О передаче части полномочий главным распорядителям бюджетных средств", часть полномочий, касающиеся утверждения муниципальных заданий подведомственным бюджетным и автономным учреждениям, по утверждению планов финансово-хозяйственной деятельности подведомственных бюджетных учреждений, по предоставлению подведомственным бюджетным и автономных: учреждениям субсидий на выполнение муниципального задания и субсидий на иные цели и т.д, передана КУ "Управление образования".
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, администрацией городского округа город Кумертау Республики Башкортостан, являющейся учредителем указанной образовательной организации, не принято мер к устранению требований пожарной безопасности, что угрожает безопасности жизни и здоровья участников образовательного процесса, в том числе малолетних воспитанников МБДОУ детский сад N... "Аленький цветочек".
Согласно п. 10 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от дата N... -Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.
Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, отношения в этой области между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, урегулированы Федеральным законом "О пожарной безопасности".
В соответствии с преамбулой указанного Федерального закона обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
Полномочия органов местного самоуправления по обеспечению первичных мер пожарной безопасности закреплены в ст. 19 Федерального закона от дата N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (в ред. от дата), согласно которой к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся, в т.ч, установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от дата N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона от дата N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, в силу указанных выше правовых норм действующего законодательства администрация городского округа город Кумертау Республики Башкортостан, как орган местного самоуправления, являясь учредителем образовательного учреждения, обеспечивает финансирование работ, в том числе в области пожарной безопасности. Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности воспитанников и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц.
До настоящего времени нарушения требований законодательства в области пожарной безопасности ответчиком МБДОУ детский сад N... "Аленький цветочек" не устранены, доказательств устранения выявленных нарушений (соответствующее заключение) ответчиком, в нарушение ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суду не представлено.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что обеспечение требований пожарной безопасности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
В силу изложенного, суд, руководствуясь вышеприведенными нормами законодательства, пришел к верному выводу о возложении на администрацию городского округа город Кумертау Республики Башкортостан, как на орган местного самоуправления, являющимся учредителем образовательного учреждения, обеспечивающим его финансирование и обязанным в силу закона участвовать в обеспечении пожарной безопасности, а также на КУ "Управление образования", наделенным согласно постановлению администрации городского округа город Кумертау Республики Башкортостан от дата N... частью соответствующих полномочий, обязанности выделить денежные средства на устранение нарушений требований пожарной безопасности в МБДОУ детский сад N... "Аленький цветочек" согласно акту проверки Кумертауского межрайонного отдела надзорной деятельности и профилактической работы УНДиПР ГУ МЧС России по РБ N... от дата, а также возложении на МБДОУ детский сад N... "Аленький цветочек" обязанности принять меры по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности согласно акту проверки Кумертауского межрайонного отдела надзорной деятельности и профилактической работы УНДиПР ГУ МЧС России по РБ N... от дата
Недостаточность бюджетных средств и отсутствие финансирования для устранения выявленных нарушений, не является основанием для освобождения ответчиков от исполнения возложенных законом обязанностей, так как действующее законодательство не связывает реализацию полномочий по обеспечению пожарной безопасности с наличествующими финансовыми возможностями.
Детский сад относится к числу важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения (объект с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних граждан).
Выполнение противопожарных мероприятий направлено на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, своевременную эвакуацию и спасение людей на случай пожара и других чрезвычайных ситуаций.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции не дал оценки представленным доказательствам, неправильно определилобстоятельства, имеющие существенное значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, несостоятельны, являются лишь переоценкой фактов установленных судебным решением и субъективным мнением о них лица, подавшего жалобу.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, выводы суда не противоречат материалам дела, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, судом приняты во внимание доводы участвующих в деле лиц, доказательства были получены и исследованы в таком объеме, который позволил суду разрешить спор. Оснований к иной оценке представленных доказательств, судебная коллегия не усматривает, требования ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом выполнены. Несогласие истца с выводами суда и произведенной судом оценкой доказательств, не свидетельствует о незаконности судебного постановления и не может служить основанием для отмены правильного по существу решения суда.
Доводы в апелляционной жалобе не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними ввиду иной оценки доказательств и обстоятельств дела.
Судебная коллегия полагает, что при разрешении спора судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению. При этом, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтвержденным материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствие с требованиями процессуальных норм. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
Между тем судебная коллегия полагает необходимым изменить решение в части определения срока на устранения нарушений с учетом разумности.
Руководствуясь ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кумертауского межрайонного суда Республики Башкортостан от дата в части обязания администрации городского округа город Кумертау Республики Башкортостан и КУ "Управление образования" в срок до дата выделить денежные средства на устранение нарушений требований пожарной безопасности в МБДОУ детский сад N... "Аленький цветочек" согласно акту проверки Кумертауского межрайонного отдела надзорной деятельности и профилактической работы УНДиПР ГУ МЧС России по РБ N... от дата изменить, указав срок для выделения денежных средств до дата
В остальной части решение Кумертауского межрайонного суда Республики Башкортостан от дата оставить без изменения.
Председательствующий Г.Ф. Васильева
судьи А.М. Сагетдинова
Т.Е. Фролова
Справка: судья Терер С.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.