Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Науширбановой З.А.
судей Александровой Н.А. и Смирновой О.В,
при секретаре Шугаиповой Э.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному иску Эппель ФИО11 к Администрации сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан о признании отказа в присвоении почтового адреса незаконным, возложении обязанности присвоить почтовый адрес
по апелляционной жалобе представителя администрации сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район РБ Кузьмина Е.В. на решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 07 мая 2018 года.
Заслушав доклад судьи Александровой Н.А, объяснения представителя Эппель Г.М. - Степановой Л.В, считавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Эппель Г.М. обратился в суд с административным иском к Администрации сельского поселения Михайловский сельсовет MP Уфимский район РБ по тем основаниям, что истцу принадлежат на праве собственности земельный участок с кадастровым номером N.., общей площадью 600 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка: адрес, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: отдельно стоящие индивидуальные жилые дома на одну семью, коттеджи, и жилой дом площадью 270 кв.м, количество этажей - 2, кадастровый N.., расположенный на указанном земельном участке.
С целью дальнейшего проживания в построенном им жилом доме и регистрации всех членов семьи Эппель Г.М. обратился с заявлением в администрацию СП Михайловский сельсовет MP Уфимский район РБ о присвоении почтового адреса возведенному жилому дому и земельному участку.
Согласно ответу N... от дата в присвоении принадлежащим истцу объектам недвижимости почтового адреса отказано на основании того, что фактически строение является не индивидуальным жилым домом, а двухквартирным домом, имеющим две изолированные друг от друга входные зоны, что, в свою очередь, устанавливает наличие многоквартирного дома и противоречит установленному разрешенному использованию земельного участка.
Полагая данный отказ незаконным, административный истец Эппель Г.М. просит суд признать решение администрации СП Михайловский сельсовет MP Уфимский район РБ об отказе в присвоении почтового адреса незаконным и обязать административного ответчика присвоить почтовый адрес земельному участку с кадастровым номером N.., общей площадью 600 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка: адрес, и жилому дому, расположенному по указанному адресу, расположенному по указанному адресу.
Решением Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 07 мая 2018 года административные исковые требования Эппель Г.М. были удовлетворены. Действия Администрации СП Михайловский сельсовет MP Уфимский район Республики Башкортостан по отказу Эппель Г.М. в присвоении почтового адреса земельному участку, общей площадью 600 кв.м, с кадастровым номером N.., местоположение установлено относительно ориентира, расположенному в границах участка: адрес, и расположенному на нем жилому дому с кадастровым номером N.., площадью 270 кв.м. - признаны незаконными. На Администрацию СП Михайловский сельсовет MP Уфимский район Республики Башкортостан возложена обязанность присвоить почтовый адрес земельному участку и расположенному на нем жилому дому.
В апелляционной жалобе представитель Администрации СП Михайловский сельсовет МР Уфимский район Республики Башкортостан Кузьмин Е.В. просит решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 07 мая 2018 года отменить как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.
Учитывая, что лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, судебная коллегия, руководствуясь ст. 150, ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), определиларассмотреть дело в их отсутствие.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения, приходит к выводу о том, что решение подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Эппель Г.М. на основании договора купли-продажи от дата N б/н приобрел у Шайханова Р.Ф. земельный участок общей площадью 600 кв.м. с кадастровым номером N.., относящийся к категории земель населенных пунктов, разрешенное использование: отдельно стоящие индивидуальные жилые дома на одну семью, коттеджи, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка. Почтовый адрес ориентира: адрес.
Право собственности Эппель Г.М. на земельный участок зарегистрировано дата, о чем в Едином государственном реестре недвижимости дата сделана запись регистрации N... (л.д. 20).
дата в Едином государственном реестре недвижимости сделана запись о регистрации права собственности Эппель Г.М. на жилой дом площадью 270 кв.м, количество этажей: 2, адрес объекта: адрес, кадастровый N.., расположенный в границах земельного участка с кадастровым номером N...
Эппель Г.М. обратился в Администрацию сельского поселения Михайловский сельсовет MP Уфимский район РБ с заявлением о присвоении принадлежащему ему земельному участку и жилому дому почтового адреса.
Письмом Администрации СП Михайловский сельсовет MP Уфимский район РБ N... от дата Эппель Г.М. отказано в присвоении адреса объектам недвижимости по тем основаниям, что фактически строение является не индивидуальным жилым домом, а двухквартирным домом, имеющим две изолированные друг от друга входные зоны, что, в свою очередь, устанавливает наличие многоквартирного дома и противоречит установленному разрешенному использованию земельного участка.
Удовлетворяя административные исковые требования Эппель Г.М, суд первой инстанции исходил из того, что законных оснований для отказа в присвоении принадлежащему истцу на праве собственности земельному участку и жилому дому почтового адреса отсутствуют. С данным выводом суда судебная коллегия соглашается, поскольку он подтверждается совокупностью доказательств по делу.
На основании статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения сельского поселения относится, в частности, присвоение адресов объектам адресации.
Пунктом 4 части 1 статьи 5 Федерального закона от 28.12.2013 N 443-ФЗ установлено, что Правительство Российской Федерации осуществляет в области отношений, возникающих в связи с ведением государственного адресного реестра, эксплуатацией федеральной информационной адресной системы, а также использованием содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах, полномочия по установлению правил присвоения, изменения, аннулирования адресов, включая требования к структуре адреса.
Во исполнение приведенной нормы Правительство Российской Федерации Постановлением от 19.11.2014 N 1221 утвердило Правила присвоения, изменения и аннулирования адресов (далее - Правила).
Согласно пункту 2 Правил к адресообразующим элементам относятся: страна, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, населенный пункт, элемент улично-дорожной сети, элемент планировочной структуры и идентификационный элемент (элементы) объекта адресации; элементом планировочной структуры являются зона (массив), район (в том числе жилой район, микрорайон, квартал, промышленный район), территории размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений. Согласно подпункту "а" пункта 3 Правил адрес, присвоенный объекту адресации, должен отвечать требованию уникальности, то есть один и тот же адрес не может быть присвоен более чем одному объекту адресации, за исключением случаев повторного присвоения одного и того же адреса новому объекту адресации взамен аннулированного адреса объекта адресации, а также присвоения одного и того же адреса земельному участку и расположенному на нем зданию (сооружению) или объекту незавершенного строительства.
В силу пункта 5 Правил, объектами адресации являются один или несколько объектов недвижимого имущества, в том числе земельные участки, здания, сооружения, помещения и объекты незавершенного строительства.
На основании пункта 6 Правил, присвоение объекту адресации адреса, изменение и аннулирование такого адреса осуществляется органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения или органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, уполномоченными законами указанных субъектов Российской Федерации на присвоение объектам адресации адресов, с использованием федеральной информационной адресной системы.
Согласно пункту 8 Правил, присвоение объекту адресации адреса осуществляется: а) в отношении земельных участков в случаях: подготовки документации по планировке территории в отношении застроенной и подлежащей застройке территории в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; выполнения в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, при постановке земельного участка на государственный кадастровый учет; б) в отношении зданий, сооружений и объектов незавершенного строительства в случаях: выдачи (получения) разрешения на строительство здания или сооружения; выполнения в отношении здания, сооружения и объекта незавершенного строительства в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком здании, сооружении и объекте незавершенного строительства, при постановке здания, сооружения и объекта незавершенного строительства на государственный кадастровый учет (в случае, если в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации для строительства или реконструкции здания, сооружения и объекта незавершенного строительства получение разрешения на строительство не требуется).
По смыслу пунктов 27, 29 Правил, заявление о присвоении объекту адресации адреса или об аннулировании его адреса подается собственником либо титульным владельцем объекта адресации по собственной инициативе, представителем такого лица, а в соответствующих случаях - также представителем собственников помещений в многоквартирном доме, членов садоводческого, огороднического и (или) дачного некоммерческого объединения граждан.
Пунктом 40 Правил установлено, что в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса может быть отказано в случаях, если: а) с заявлением о присвоении объекту адресации адреса обратилось лицо, не указанное в пунктах 27 и 29 настоящих Правил; б) ответ на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса, и соответствующий документ не был представлен заявителем (представителем заявителя) по собственной инициативе; в) документы, обязанность по предоставлению которых для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса возложена на заявителя (представителя заявителя), выданы с нарушением порядка, установленного законодательством Российской Федерации; г) отсутствуют случаи и условия для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса, указанные в пунктах 5, 8 - 11 и 14 - 18 настоящих Правил.
Данный перечень является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.
Как усматривается из пунктов 5, 8 - 11, 14 - 18, 40 вышеуказанных Правил, несоответствие, по утверждению административного ответчика, назначения жилого дома (право собственности на который зарегистрировано в установленном законом порядке) виду разрешенного использования земельного участка не является основанием для отказа в присвоении адреса объекту адресации, что было принято судом первой инстанции во внимание.
При этом следует отметить, что Администрация сельского поселения Михайловский сельсовет MP Уфимский район РБ в случае выявления нарушений законодательства при использовании земельного участка с кадастровым номером N... не лишена права требовать от собственника устранения данных нарушений в установленном законом порядке.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии оснований для присвоения объекту адреса ввиду необходимости подготовки документации по планировке территории является неубедительным.
В силу пункта 1 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.
По смыслу названных законоположений заявитель обязан подготовить пакет документов в соответствии с утвержденным перечнем и представить его в уполномоченный орган, а все иные необходимые действия подлежат исполнению самим органом в целях обеспечения надлежащего и своевременного предоставления услуги.
Административным ответчиком не оспорено, что заявителем к заявлению были приложены все документы, перечисленные в пункте 34 Правил.
Инструкцией о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 29.10.2002 N 150, в подпунктах 3.2.1 и 3.2.2 предусмотрено, что проект планировки - градостроительная документация, разрабатываемая для частей территорий поселений в соответствии с установленными в генеральных планах городских и сельских поселений элементами планировочной структуры и градостроительными регламентами правил землепользования и застройки по заказу застройщиков или органов местного самоуправления. Проект межевания территорий разрабатывается в соответствии с градостроительной документацией и градостроительными регламентами правил землепользования и застройки соответствующими органами местного самоуправления или по заявкам собственников, владельцев, пользователей объектов недвижимости с целью обоснования оптимальных размеров и границ земельных участков.
В соответствии с частью 5 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления городского округа принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи, и утверждают документацию по планировке территории в границах городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2, 5.2 настоящей статьи, с учетом особенностей, указанных в части 5.1 настоящей статьи.
В силу части 1 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение о подготовке документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2 и 5.2 статьи 45 настоящего Кодекса, принимается органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.
Исходя из положений Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ орган местного самоуправления, предоставляющий государственные или муниципальные услуги, должен использовать все предоставленные ему законодательством возможности для получения необходимой информации и оказания муниципальной услуги, за которой обратился заявитель.
Положения о запрете истребовать у заявителя документы и информацию, не предусмотренную в качестве обязательной специальными правовыми нормами, подлежат применению в отношении всех видов документов и информации независимо от ее обладателя.
В этой связи на административного истца негативные последствия отсутствия у муниципального органа проекта планировки территории сельского поселения Михайловский сельсовет MP Уфимский район РБ возложены быть не могут.
При таких данных, судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку по правилам статьи 84 КАС РФ и постановилзаконное и обоснованное решение, оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для его отмены или изменения по изученным материалам административного дела, в том числе, исходя из доводов апелляционной жалобы, не установлено.
Руководствуясь статьями 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 07 мая 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район РБ Кузьмина Е.В.- без удовлетворения.
Председательствующий Науширбанова З.А.
Судьи Александрова Н.А.
Смирнова О.В.
Справка: судья Вахитова Д.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.