Заместитель председателя Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики Ташуев М.З., изучив истребованное дело об административном правонарушении по жалобе руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по СКФО Медведь А.В. на постановление мирового судьи судебного участка N4 Урванского района Кабардино-Балкарской Республики от 22 марта 2018 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Дзуганова А.М., ДД.ММ.ГГГГ г.р.,
установил:
Постановлением мирового судьи судебного участка N4 Урванского района Кабардино-Балкарской Республики от 22 марта 2018 года Дзуганов А.М, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающий по адресу: "адрес" признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.12
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, руководитель Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по СКФО Медведь А.В. обратился с жалобой в Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики, в которой просит изменить обжалуемое постановление, разрешив вопрос об изъятии транспортного средства на котором осуществлялась незаконная перевозка алкогольной продукции.
В жалобе указывается, что транспортное средство, использовавшееся для перевозки алкогольной продукции, в силу прямого указания, установленного статьей 25 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" N171-ФЗ подлежало изъятию, однако, данный вопрос не был положительно разрешен мировым судьей при вынесении постановления.
В соответствии с частью 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Дзуганов А.М. извещен о поступлении жалобы с направлением ему ее копии, с разрешением права на подачу возражений (почтовый идентификатор 36000126811660, вручено 26.07.2018г, однако, правом на подачу возражений не воспользовался.
Истребованное дело поступило в Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики 13 июля 2018 года.
Исследовав доводы жалобы, изучив дело, прихожу к следующим выводам.
Частью 4 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения лица к административной ответственности) предусмотрена административная ответственность за оборот алкогольной продукции или табачных изделий без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны.
Санкция названной нормы предусматривает в отношении граждан наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.
Из пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) следует, что алкогольная продукция, за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, подлежит обязательной маркировке. В частности, алкогольная продукция, производимая на территории Российской Федерации, за исключением алкогольной продукции, поставляемой на экспорт, маркируется федеральными специальными марками. Указанные марки приобретаются в государственном органе, уполномоченном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 16 статьи 2 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N171-ФЗ под оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозка и розничная продажа этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Пунктом 1 статьи 26 Федерального закона N171-ФЗ установлен запрет на оборот алкогольной продукции без маркировки в соответствии со статьей 12 названного закона, либо с маркировкой поддельными марками.
15 апреля 2017 года примерно в 16 часов 50 минут Дзуганов А.М. на автомобиле марки " "данные изъяты"" с государственными регистрационным знаком N на 467 километре федеральной автомобильной дороги "Кавказ" перевозил алкогольную продукцию без маркировки федеральными специальными марками, а именно:
- 48 бутылок водки "Чистый Родник", крепостью 40 %, емкостью 0,5 литра, производства ООО "Изумруд", адрес производства: Россия, РСО-алания, г. Владикавказ, улю 5-ая Промышленная, д. 51 "Б", без указания даты розлива, на бутылках отсутствовали федеральные специальные марки;
- 240 бутылок водки "SIRIUS", крепостью 40 %, емкостью 0,5 литра, без указания даты розлива на бутылках отсутствовали федеральные специальные марки;
- 24 бутылки водки "Скандинавия", крепостью 40 %, емкостью 0,5 литра, без указания даты розлива, на бутылках отсутствовали федеральные специальные марки;
- 80 бутылок водки "Мягкая", крепостью 40 %, емкостью 0,5 литра, без указания даты розлива, на бутылках отсутствовали федеральные специальные марки (протокол осмотра от 15 апреля 2017 г. л.д.32-35).
В своем письменном объяснении Дзуганов А.М. пояснил, что 15.04.18 года на 467 км ФД "Кавказ" его остановили сотрудники полиции и выявили в его автомобиле " "данные изъяты"" с государственными регистрационным знаком N алкогольную продукцию-водку, после чего его доставили для разбирательства в ОМВД "Урванский" после чего сотрудники полиции изъяли алкогольную продукцию и автомобиль " "данные изъяты"" с государственными регистрационным знаком N. В июне 2017 года, сотрудники полиции вернули Дзуганову А.М. данное транспортное средство под расписку, после чего, 03 августа 2017 года автомобиль был продан неизвестному человеку, который приехал из г. Барнаул, договор купли-продажи у него не сохранился, дальнейшая судьба автомобиля ему неизвестна (л.д. 23).
Согласно справке об исследовании N633 от 17 апреля 2017 года Экспертно -криминалистического центра МВД по Кабардино-Балкарской Республике, жидкости в бутылках водки "SCANDINAVIYA", "Мягкая", "SIRIUS" "Чистый Родник", не соответствуют требованиям ГОСТ Р12712-13 по органолептическим и физико-химическим показателям и представляет собой спиртосодержащую жидкость крепостью 36,2% и 37,2 (л.д. 39-41).
Определением от 15 мая 2017 года оперуполномоченного ОЭБиПК Межмуниципального отдела МВД России "Урванский" административное расследование прекращено, материал передан по подведомственности для принятия решения в Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому Федеральному округу (далее МРУ Росалкогольрегулирования по СКФО) (л.д. 42).
27 декабря 2017 года ведущим специалистом экспертом отдела по контролю за легальностью производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции МРУ Росалкогольрегулирования по СКФО Гармашевым М.С. в отношении Дзуганова А.М. составлен протокол об административном правонарушении N07-17/1039-2 по части 4 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с которым Дзуганов А.М. на автомобиле марки " "данные изъяты"" с государственными регистрационным знаком N на 467 километре федеральной автомобильной дороги "Кавказ" перевозил алкогольную продукцию без маркировки и (или) нанесения информации предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны (л.д. 8-10).
08 февраля 2018 года руководитель МРУ Росалкогольрегулирования по СКФО Медведь А.В. повторно направил дело об административном правонарушении в отношении Дзуганова А.М. на рассмотрение мировому судье судебного участка N4 Урванского района КБР (входящий N 702 от 01.03.2018г.) (л.д. 3-5).
Постановлением мирового судьи судебного участка N4 Урванского района Кабардино-Балкарской Республики от 22 марта 2018 года Дзуганов А.М, ДД.ММ.ГГГГ, проживающий по адресу: "адрес", признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.12
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
Постановлено также уничтожить изъятую из незаконного оборота алкогольную продукцию - водку "Чистый Родник", емкостью 0,5 литра, в количестве 47 бутылок, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N1027 от 28.09.2015г. "О реализации мер по пресечению незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
С учетом совокупности имеющихся в материалах дела доказательств, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вывод судьи о виновности Дзуганова А.М. в совершении вменяемого ему административного правонарушения, выразившегося в незаконном обороте путем перевозки на принадлежащем ему транспортном средстве алкогольной продукции без федеральных специальных марок является законным и обоснованным.
Указанные действия правильно квалифицированы по части 4 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Назначенное наказание соответствует санкции указанной статьи, постановление вынесено с соблюдением сроков давности привлечения лица к административной ответственности.
Относительно изъятия транспортного средства, использованного Дзугановым А.М. для перевозки немаркированной алкогольной продукции, мировой судья обоснованно указал на то, что, в соответствии с пунктом 4 статьи 25 Федерального закона N 171-ФЗ, транспортное средство подлежало вывозу и хранению вне места изъятия в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила вывоза и хранения вне места изъятия изъятого автомобильного транспорта, используемого для перевозок этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25% объема готовой продукции (за исключением автомобильного транспорта, используемого для перевозок указанной продукции в объеме, не превышающем 200 декалитров в год, организациями, закупившими указанную продукцию в целях использования ее в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве неспиртосодержащей продукции, в технических целях или иных целях, не связанных с производством и (или) оборотом (за исключением закупки), и находящегося в собственности, оперативном управлении или хозяйственном ведении таких организаций), при отсутствии лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности, - установлены Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 N 1027.
В частности в соответствии с пунктом 3 названных Правил, уполномоченный орган или должностное лицо, по решению которого произведено изъятие транспортного средства в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее - уполномоченный орган), в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня его изъятия, направляет в территориальный орган Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, расположенный на наименьшем расстоянии от места нахождения транспортного средства (далее - территориальный орган), уведомление о готовности к передаче транспортного средства на хранение, в котором описывается транспортное средство с указанием марки, модели, государственного регистрационного номера, идентификационного номера и других признаков, позволяющих идентифицировать транспортное средство.
В силу пункта 8 Правил, транспортное средство до момента передачи организации (привлекаемой территориальным органом Росалкогольрегулирования для обеспечения вывоза и хранения транспортного средства), либо направления уголовного дела или дела об административном правонарушении в суд (судье) хранится в местах, определенных уполномоченным органом, который принимает меры для обеспечения его сохранности.
В нарушение указанного порядка, должностное лицо, в производстве которого находилось дело об административном правонарушении, вопреки возложенной на него обязанности по принятию мер для обеспечения сохранности транспортного средства, возвратило его лицу, привлекаемому к административной ответственности, тем самым создав условия, при которых его фактическое изъятие стало невозможным, так как, в результате этих действий, судьба транспортного средства, его владелец и местонахождение в настоящий момент неизвестны.
При таких обстоятельствах, вывод мирового судьи об отсутствии условий для принятия судом решения об изъятии в отношении указанного транспортного средства, ввиду его очевидной неисполнимости, является законным и обоснованным, соответствующим основополагающим конституционным принципам правовой определенности и исполнимости судебных актов.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, понятие общеобязательности вступившего в силу судебного решения включает также исполнимость содержащихся в резолютивной части судебного решения властных предписаний о конкретных правах и обязанностях субъектов, исполнение судебного решения является самостоятельной гарантией государственной, в том числе судебной, защиты прав и свобод человека и гражданина (см.: Определением от 4 июля 2017 года N 1442-О и др.).
В рассматриваемом случае автором жалобы не приведены доводы, свидетельствующие о создании условий для разрешения судом вопроса об изъятии транспортного средства, а именно, не установлено его местонахождение, владелец, не обеспечена его сохранность в соответствии с требованиями названных Правил, в связи с чем, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
При этом, должностное лицо, уполномоченный орган не лишены возможности повторного обращения в суд, в производстве которого находилось дело об административном правонарушении, за разрешением указанного вопроса, после обеспечения надлежащих условий исполнимости соответствующего решения об изъятии.
На основании изложенного, руководствуясь положениями части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
Постановление мирового судьи судебного участка N4 Урванского района Кабардино-Балкарской Республики от 22 марта 2018 года о привлечении Дзуганова А.М. к административной ответственности по части 4 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по СКФО Медведь А.В. - без удовлетворения.
Заместитель председателя Верховного Суда
Кабардино-Балкарской Республики М.З. Ташуев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.