Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Ивановой Ю.В.
судей Ильичёвой Е.В, Чуфистова И.В.
при секретаре Якунер К.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 30 мая 2018 года административное дело N2а-171/2018 по апелляционной жалобе Филимоновой П. Е. на решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 6 марта 2018 года по административному исковому заявлению Филимоновой П. Е. к администрации Центрального района Санкт-Петербурга о признании незаконным решения жилищной комиссии.
Заслушав доклад судьи Ивановой Ю.В, выслушав объяснения административного истца Филимоновой П.Е, представителя административного истца Лимоновой Н.В, действующей на основании доверенности от 3 октября 2016 года сроком на 50 лет, представителя административного ответчика Расторгуевой Я.И, действующей на основании доверенности от 26 декабря 2017 года сроком по 31 декабря 2018 года, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Филимонова П. Е. обратилась в Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением к администрации Центрального района Санкт-Петербурга, в котором просила:
-признать незаконным решение Жилищной комиссии Центрального района Санкт-Петербурга от 18 апреля 2017 года об отказе в постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по договору социального найма,
-признать нуждающейся в улучшении жилищных условий,
-обязать администрацию Центрального района Санкт-Петербурга поставить на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий со дня обращения (л.д.3-4).
В обоснование заявленных требований Филимонова П.Е. указала, что проживает в комнате площадью 17 кв.м. в коммунальной квартире, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, "адрес" совместно с ней зарегистрированы и проживают её две двоюродные сестры, которые не являются членами одной семьи; решением Жилищной комиссии Центрального района Санкт-Петербурга от 18 апреля 2017 года ей отказано в постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по договору социального найма. По мнению административного истца, решение является незаконным, так как она не имеет другого жилого помещения и занимаемая ею площадь менее учетной нормы жилой площади.
Решением Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 06 марта 2018 года в удовлетворении административного искового заявления Филимоновой П.Е. отказано (л.д.84-89).
В апелляционной жалобе Филимонова П.Е. просит решение суда отменить и удовлетворить административное исковое заявление. В обоснование доводов апелляционной жалобы указала, что суд превысил свои полномочия, отменив ранее принятое 31 января 2018 года решение об удовлетворении административного иска, и неправильно применил нормы материального права, включив в состав её семьи мать Л.Н.В. и при определении нормы обеспеченности жилой площадью посчитал площадь жилых помещений, принадлежащих матери; к участию в дело был допущен представитель административного ответчика без представления документов о высшем юридическом образовании, судебные заседания проводились без аудиопротоколирования, аудиопротокол судебного заседания от 6 марта 2018 года содержит неполную запись хода судебного заседания (л.д.44-45,126-129).
Выслушав административного истца и её представителя, поддержавших доводы апелляционной жалобы, и представителя административного ответчика, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на апелляционную жалобу, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом первой инстанции установлены и подтверждаются материалами дела следующие обстоятельства.
Филимонова П.Е. зарегистрирована с 5 сентября 2015 года в комнате жилой площадью 17 кв.м, расположенной в двухкомнатной коммунальной квартире общей площадью 62,20 кв.м, расположенной по адресу: "адрес" (л.д.38,53).
Указанная комната, соответствующая 17/40 долям квартиры, принадлежит на праве собственности на основании договора дарения от 16 марта 2011 года и свидетельства о регистрации права от 30 марта 2011 года матери административного истца Л.Н.В. которая была зарегистрирована в указанной комнате с 28 августа 2015 года по 27 октября 2016 года (л.д.51, 54).
Также в комнате зарегистрированы с 12 августа 2015 года Л.Е.А. и Л.Е.А..- племянницы Л.Н.В... (л.д.51).
Письмом от 21 апреля 2017 года начальник жилищного отдела администрации Центрального района Санкт-Петербурга сообщил Филимоновой П.Е. о том, что решением жилищной комиссии от 18 апреля 2018 года ей отказано в удовлетворении заявления о приеме на учет нуждающихся в жилых помещениях предоставляемых по договору социального найма, поскольку суммарная общая площадь жилых помещений с учетом находящейся в собственности её матери Л.Н.В. четырехкомнатной квартиры общей площадью 115,80 кв.м, превышает величину учетной нормы площади (л.д.5).
В соответствии с пунктом 2.2. Административного регламента по предоставлению администрациями районов Санкт-Петербурга государственной услуги по ведению учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и учета граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, утвержденного распоряжением Жилищного комитета от 30 августа 2012 года N766-р государственная услуга по ведению учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и учета граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, предоставляется администрациями районов.
В силу пункта 3.4.2. Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 26 августа 2008 года N1078 "Об Администрациях районов Санкт-Петербурга" в обязанности Администрации района входит вести учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и учет граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, в установленном порядке.
Согласно положениям действующего законодательства, в частности положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге", Закона Санкт-Петербурга от 28 июля 2004 года N409-61 "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан", установлен определенный порядок по постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также ряд требований, предъявляемых к заявителям. Несоответствие установленным требованиям или невыполнение условий установленного порядка принятия на учет влечет отказ в постановке на учет.
Согласно части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, согласно пункту 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Учётной нормой площади жилого помещения в соответствии с частью 4 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Аналогичные положения содержатся в пункте 2 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге".
Частью 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 1 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются граждане, проживающие в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет и признанные по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Пунктом 1 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" N 407-65 от 19 июля 2005 года установлена учетная норма площади жилого помещения на одного человека в Санкт-Петербурге 9 квадратных метров общей площади жилого помещения для проживающих в отдельных квартирах и жилых домах, 15 квадратных метров общей площади жилого помещения для проживающих в коммунальных квартирах.
Применительно к законодательству, действующему на территории Санкт-Петербурга, квартира, расположенная по адресу: "адрес", является коммунальной квартирой, что не оспаривается административным ответчиком.
Отказывая административному истцу в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности выводов администрации Центрального района Санкт-Петербурга об отсутствии у Филимоновой П.Е. законных оснований для постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях, поскольку её мать Л.Е.Н. в собственности которой имеется четырехкомнатная квартира площадью 115,80 кв.м, на дату принятия оспариваемого решения являлась членом её семьи и с учетом находящейся в собственности матери жилой площади жилищная обеспеченность административного истца превышала установленную норму.
Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что на дату принятия административным ответчиком оспариваемого решения Л.Е.Н. являлась членом семьи Филимоновой П.Е. в силу положений Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 14 Семейного кодекса Российской Федерации близкими родственниками являются родители и дети, полнородные и неполнородные братья и сестры.
В соответствии с частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма).
В силу статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713, установлено, что местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма, либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома. Местом пребывания является место, где гражданин временно проживает.
Регистрация подтверждает факт постоянного проживания в определенной местности.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 02 февраля 1998 года N 4-П указал, что регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
Согласно конституционно-правовому смыслу регистрационного учета, именно он является в гражданском обороте способом доказывания факта нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 23 января 2003 года N 17-О также указывает на то, что регламентируя условия реализации конституционного права на жилище, включая порядок признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, законодатель в целях исключения злоупотребления правом может предусмотреть в нормативных правовых актах определенные организационно-учетные правила. Введение условия о наличии у гражданина регистрации по месту жительства - поскольку оно направлено на обеспечение справедливого распределения жилья, на предотвращение возможных злоупотреблений со стороны граждан, обращающихся с заявлениями о постановке на учет по улучшению жилищных условий, и органов управления муниципальным жильем, а также на защиту прав и законных интересов собственников жилого фонда, иных граждан - не может рассматриваться как не согласующееся с положениями Конституции Российской Федерации.
Таким образом, в период регистрации по одному адресу административный истец и её мать являлись членами одной семьи и в силу положений части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации определение уровня обеспеченности Филимоновой П.Е. общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Согласно справке формы N9 Л.Н.В. зарегистрирована по месту проживания по адресу: Санкт-Петербург, "адрес" с 27 октября 2016 года (л.д.60).
Указанная квартира состоит из четырёх комнат жилой площадью 85,30 кв.м, общей площадью 115,80 кв.м, на основании договора купли-продажи от 21 мая 2013 года принадлежит на праве собственности Л.Н.В. (л.д.60,61).
На период с 9 июня 2017 года по 9 июня 2018 года Л.Н.В... зарегистрирована по месту пребывания по адресу: Удмуртская Республика, "адрес" (л.д.8).
Поскольку Л.Н.В. на дату принятия оспариваемого решения не была зарегистрирована совместно с Филимоновой П.Е. по адресу: Санкт-Петербург, "адрес", то не являлась членом её семьи.
Вместе с тем, с 29 июня 2006 года по 28 августа 2015 года Филимонова П.Е. вместе с матерью Л.Н.В. были зарегистрированы в комнате площадью 22,20 кв.м, расположенной в двухкомнатной коммунальной квартире общей площадью по адресу: Санкт-Петербург, "адрес", принадлежащей на праве собственности Л.Н.В. откуда были выписаны в квартиру N9 этого же дома: Филимоновой П.Е. -5 сентября 2015 года, а Л.Н.В.-28 августа 2015 года (л.д.78).
В квартире по адресу: Санкт-Петербург, "адрес", Филимонова П.Е. и Л.Н.В. были совместно зарегистрированы с 5 сентября 2015 года по 27 октября 2016 года (л.д.51).
Следовательно, в период с 29 июня 2006 года по 27 октября 2016 года в силу положений Жилищного кодекса Российской Федерации Филимонова П.Е. и Л.Н.В. являлись членами одной семьи и в до 27 октября 2016 года при определении жилищной обеспеченности Филимоновой П.Е. должна учитываться жилая площадь, находящаяся в собственности её матери Л.Н.В.
Жилищная обеспеченность Филимоновой П.Е. в период проживания по адресу: Санкт-Петербург, "адрес", и по адресу: Санкт-Петербург, "адрес", с учетом площади, находящейся в собственности её матери превышала учетную норму 15 кв.м.
Филимонова П.Е, выехав 5 сентября 2015 года из квартиры, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, "адрес", тем самым ухудшила свои жилищные условия.
Снятие 27 октября 2016 года члена семьи административного истца матери Л.Н.В. с регистрационного учета по адресу: "адрес", также привело к ухудшению жилищных условий Филимоновой П.Е.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный статьёй 53 настоящего Кодекса срок.
Статьёй 53 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии законных оснований для постановки административного истца на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в апреле 2017 года.
В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) могут быть признаны незаконными только при одновременном нарушении ими законных прав и охраняемых законом интересов административного истца и несоответствии их закону или иному нормативному правовому акту.
Таких обстоятельств по делу не установлено.
Доводы апелляционной жалобы о пересмотре судом первой инстанции принятого 31 января 2018 года решения об удовлетворении административного иска не основаны на материалах дела.
Так, согласно протоколу судебного заседания от 31 января 2018 года судебное заседание было отложено на 26 февраля 2018 года и решение по делу не принималось (л.д.64-65).
В судебном заседании 26 февраля 2018 года присутствовала представитель административного истца Л.Н.В. при этом каких-либо возражений или заявлений по поводу принятия судом 31 января 2018 года решения не делала (л.л.72-73).
В судебном заседании 6 марта 2018 года представитель административного истца Л.Н.В... также присутствовала и поддерживала требования административного иска и каких-либо заявлений о невозможности рассмотрения дела в связи с принятием судом 31 января 2018 года решения не делала (л.л.81-83).
При этом, замечания на протоколы судебных заседаний от 26 февраля 2018 года и 6 марта 2018 года не подавались.
Замечания на протокол судебного заседания от 31 января 2018 года, поданные 3 апреля 2018 года, определением суда от 16 апреля 2018 года отклонены (л.д.106-108,122).
Аудиозапись судебного заседания от 6 марта 2018 года и протокол судебного заседания находятся в материалах дела (л.д.80-83).
Неправильно указанные сведения о движении дела в системе ГАС Правосудие на сайте Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга и отсутствие в протоколе судебного заседания от 6 марта 2018 года сведений о дипломе представителя административного ответчика в силу положений статьи 310 не являются основаниями для отмены решения суда.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию административного истца с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 6 марта 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Филимоновой П. Е.- без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.