Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Ивановой Ю.В.
судей Ильичевой Е.В, Стаховой Т.М.
при секретаре Якунер К.А
рассмотрела в открытом судебном заседании 18 июля 2018 года административное дело N2а-2392/18 по апелляционной жалобе Алексеева Н. А, Иванова В. И, Михайловой С. А. на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 20 апреля 2018 года по административному исковому заявлению Алексеева Н. А, Иванова В. И, Михайловой С. А. к Комитету по вопросам законности, правопорядка и безопасности Правительства Санкт-Петербурга об оспаривании решений.
Заслушав доклад судьи Ивановой Ю.В, выслушав объяснения представителя административного ответчика Снегирева Н.С, действующего на основании доверенности от 23 января 2018 года сроком по 31 декабря 2018 года, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Алексеев Н. А, Климов В. Н. и Михайлова С. А. обратились в Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением к Комитету по вопросам законности, правопорядка и безопасности Правительства Санкт-Петербурга, в котором просили:
-признать незаконными решения N01-64-3012/18-0-2, N01-64-3014/18-0-2, N01-64-3016/18-0-2 от 05 апреля 2018 года об отказе в согласовании трех публичных мероприятий в форме шествия и митингов,
-обязать согласовать проведение заявленных публичных мероприятий.
В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что 02 апреля 2018 года подали в Комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности Правительства Санкт-Петербурга уведомления о проведении трех публичных мероприятий:
-шествия Санкт-Петербургского гей-парада в поддержку толерантного отношения и соблюдения прав и свобод лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств в России;
-митинга с осуждением решения российских властей о блокировке популярного Интернет-портала ЛГБТ-сообщества Gay.Ru;
-митинга в поддержку открытия "Дома ЛГБТ-гордости - Прайд-Хауса" во время проведения в городах России в 2018 году Чемпионата мира по футболу.
05 апреля 2018 года административным истцам отказано в согласовании указанных публичных мероприятий на основании того, что заявленная цель каждого из мероприятий нарушает запреты, установленные статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", статьей 14 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и статьей 6.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и административным истцам было предложено устранить несоответствия условий проведения публичного мероприятия требованиям законодательства Российской Федерации. Также на основании того, что в заявленных местах проведения шествия и митингов запланированы технические работы.
По мнению административных истцов, решения являются дискриминационными по признаку сексуальной ориентации участников публичных мероприятий и лиц, в поддержку которых планировалось их проведение, и нарушают их право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование, гарантированное статьей 31 Конституции Российской Федерации и Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 20 апреля 2018 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе административные истцы просят решение отменить и удовлетворить заявленные требования. В обоснование доводов апелляционной жалобы указали, что судом нарушены и неправильно применены нормы материального права, а также не приняты во внимание нормы международного права; вывод суда об отсутствии у административного ответчика обязанности предлагать организаторам иных конкретных альтернативных мест не соответствует п.2 ч.1 ст. 12 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"; суд необоснованно не принял во внимание дискриминационный мотив отказа в проведении публичного мероприятия по заявленным целям.
В судебное заседание административные истцы не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены заблаговременно и надлежащим образом в соответствии со статьёй 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, просят дело рассматривать в их отсутствие.
В соответствии с частью 6 статьи 226, частью 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Неявка в судебное заседание административных истцов не препятствует рассмотрению дела, и судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав представителя административного ответчика, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на апелляционную жалобу, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.
Судом первой инстанции установлены и подтверждаются материалами дела следующие обстоятельства.
02 апреля 2018 года административный истец Алексеев Н.А. подал в Комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности Правительства Санкт-Петербурга уведомления о проведении трех публичных мероприятий:
-шествия Санкт-Петербургского гей-парада в поддержку толерантного отношения и соблюдения прав и свобод лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств в России с целью привлечения внимания общества и власти к проблемам в области соблюдения прав человека лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств, привлечения внимания общества и власти к существующей дискриминации лиц гомосексуальной ориентации, гомофобии (ненависти к сексуальным меньшинствам), трансфобии (ненависти к гендерным меньшинствам), фашизму и ксенофобии. Согласно поданному уведомлению шествие должно состояться 14 апреля 2018 года с 13 до 15 часов по улице Чайковского от набережной реки Фонтанки до улицы Потемкинская в городе Санкт-Петербург с количеством участников 1000 человек, организатор публичного мероприятия Алексеев Н.А, уполномоченные организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия-Иванов В.И. и Михайлова С.А.;
-митинга с осуждением решения российских властей о блокировке популярного Интернет-портала ЛГБТ-сообщества Gay.Ru с целью выступления с осуждением решения российских властей о блокировке популярного Интернет-портала ЛГБТ-сообщества Gay.Ru на основании федерального законодательства о запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, признанного Европейским Судом по правам человека в деле "Баев и Другие против России" нарушающим международные обязательства Российской Федерации, вытекающие из Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Согласно поданному уведомлению митинг должен состояться в Греческом сквере города Санкт-Петербурга 15 апреля 2018 года с 13 до 15 часов с количеством участников 600 человек, организатор публичного мероприятия Алексеев Н.А, уполномоченные организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия-Иванов В.И. и Михайлова С.А.;
-митинга в поддержку открытия "Дома ЛГБТ-гордости - Прайд-Хауса" во время проведения в городах России в 2018 году Чемпионата мира по футболу с целью призыва к соблюдению конституционного права группы граждан на государственную регистрацию и открытие "Дома ЛГБТ-гордости - Прайд-Хаус" в городах России в период проведения в 2018 году Чемпионата мира по футболу. Согласно поданному уведомлению митинг должен состояться в сквере Лидии Клемент города Санкт-Петербурга 15 апреля 2018 года с 18 до 20 часов с количеством участников 600 человек, организатор публичного мероприятия Алексеев Н.А, уполномоченные организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия-Иванов В.И. и Михайлова С.А.
05 апреля 2018 года Комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности Правительства Санкт-Петербурга уведомил административных истцов об отказе в согласовании проведения трех заявленных публичных мероприятий на основании части 3 статьи 12 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", поскольку в соответствии с подпунктом 1 части 2 статьи 8 названного Федерального закона запрещено проведение публичных мероприятий на территории, непосредственно прилегающих к опасным производственным объектам и иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности. Также Комитет по вопросам законности, безопасности и правопорядка Санкт-Петербурга указал, что информация, содержащаяся в уведомлении, дает основания полагать, что при проведении мероприятий будут нарушены запреты, предусмотренные статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", статьи 14 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и подпадает под действие статьи 6.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Разрешая спорные правоотношения, суд в своем решении последовательно дал оценку каждому из трех ответов Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности Санкт-Петербурга от 05 апреля 2018 года, проверил правомерность возражений ответчика относительно заявленных требований и пришел к выводу, что отсутствуют основания для удовлетворения иска, поскольку административные истцы уведомляли о проведении мероприятий в местах, где будут проводиться работы, требующие соблюдения специальных правил техники безопасности, что запрещено в соответствии с подпунктом 1 части 2 статьи 8 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", учитывая сведения о количестве предполагаемых участников заявленных публичных мероприятий, свидетельствующие о невозможности обеспечения безопасности как лиц участвующих в публичном мероприятии, так и не участвующих в нем. При этом в рассматриваемом случае у ответчика не возникло обязанности предложить истцам иные места для проведения публичных мероприятий.
Судебная коллегия полагает, что данные выводы суда основаны на правильном применении к рассматриваемым правоотношениям положений статьи 31 Конституции Российской Федерации, статьи 5-2 Закона Санкт-Петербурга от 21 июня 2011 года N 390-70 "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях в Санкт-Петербурге", статей 8 и 12 Федерального закона Российской Федерации "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", пункта 4 части 2 статьи 5 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", что подтверждается представленными при рассмотрении спора доказательствами, которым судом первой инстанции дана полная и всесторонняя оценка в соответствии со статьями 59, 62, 63 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Так, порядок реализации конституционного права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование регламентирован Федеральным законом Российской Федерации от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", согласно пункту 1 части 4 статьи 5 которого организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона.
Часть 3 статьи 12 этого же Федерального закона предусматривает, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия.
В соответствии с частью 2 статьи 8 названного Федерального закона к местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся территории, непосредственно прилегающие к зданиям, занимаемым судами (п.3); непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности (п.1).
Как следует из материалов дела, рассматривая вопрос о возможности согласования шествия по улице Чайковского от набережной реки Фонтанки до Потемкинской улицы 14 апреля 2018 года с 13 часов до 15 часов, административный ответчик руководствовался сведениями, полученными от администрации Центрального района Санкт-Петербурга, согласно которым на заявленной территории будут проводиться работы с использованием строительной техники и механизмов, требующих соблюдение специальных правил техники безопасности, а именно:
-по адресу улица Чайковского (перекресток наб. р. Фонтанки, напротив д. 6, лит А) в соответствии с распоряжением ГАТИ N 3919-2018 от 11 апреля 2018 года подрядной организацией ГУП "Водоканал" будут осуществляться работы по восстановлению благоустройства прилегающей территории после выполнения работ по ликвидации аварии (водопровод), вводится ограничение движения автотранспортных средств, срок окончания работ 27 апреля 2018 года;
-по адресу улица Чайковского, д.2/7 в соответствии с распоряжением ГАТИ N12265-2017 от 11 апреля 2018 года подрядной организацией ООО "СК Энергопартнер" будут осуществляться работы по восстановлению благоустройства прилегающей территории после выполнения работ по ликвидации аварии (э.кабель); введено ограничение движения автотранспортных средств, срок окончания работ 18 мая 2018 года;
-по адресу улица Чайковского, д.2/7, лит.Е в соответствии с распоряжением ГАТИ N2074-2018 от 13 февраля 2018 года подрядной организацией ООО "Стройсоюз Северо-Запад" проводятся работы по прокладке инженерных сетей (канализация), в связи с чем организовано временное складирование строительных материалов, срок окончания работ 27 апреля 2018 года;
-по адресу улица Чайковского, д.2/7, лит. Л в соответствии с распоряжением ГАТИ N3080-2018 от 05 марта 2018 года подрядной организацией ООО "ТВК-Инжиниринг" организованно временное складирование строительных материалов, срок окончания работ 24 июня 2018 года;
-по адресу улица Чайковского, д.4, лит.А в соответствии с распоряжением ГАТИ N9166-2017 от 28 сентября 2017 года подрядной организацией ООО "Универсал Строй" осуществляются работы по прокладке инженерных сетей, срок окончания работ 30 апреля 2018 года;
-по адресу улица Чайковского, д. 13, лит.А. в соответствии с распоряжением ГАТИ N 3321-2018 от 12 марта 2018 года подрядной организацией ООО "УНР-398" осуществляются работы по прокладке инженерных сетей гвс и хвс, срок окончания работ 30 июня 2018 года;
-по адресу улица Чайковского, д.20, лит.В. в соответствии с распоряжением ГАТИ N 1168-2018 от 11 апреля 2018 года подрядной организацией ПАО "Ленэнерго" будут осуществляться работы по восстановлению благоустройства прилегающей территории после выполнения работ по ликвидации аварии (э.кабель); введено ограничение движения автотранспортных средств, срок окончания работ 08 мая 2018 года;
-по адресу улица Чайковского, д.22, лит.А в соответствии с распоряжением ГАТИ N 3285-2018 от 11 апреля 2018 года подрядной организацией "Энергетик" будут осуществляться работы по восстановлению благоустройства прилегающей территории после выполнения работ по ликвидации аварии (теплосеть); введено ограничение движения автотранспортных средств, срок окончания работ 29 апреля 2018 года;
-по адресу Чайковского, д.27, лит.Р в соответствии с распоряжением ГАТИ N 9130-2017 от 27 сентября 2017 года подрядной организацией ООО "Универсал Строй" осуществляются работы по прокладке инженерных сетей, срок окончания работ 30 апреля 2018 года;
-по адресу Чайковского, д.31, лит.А в соответствии с распоряжением ГАТИ N10187-2017 от 07 ноября 2017 года подрядной организацией ООО "Мастер РУФ" организовано временное складирование строительных материалов, срок окончания работ 30 апреля 2018 года;
-по адресу улица Чайковского, д.41, лит.Б соответствии с распоряжением ГАТИ N 3342-2018 от 12 марта 2018 года подрядной организацией ООО "УНР-398" выполняются работы по прокладке инженерных сетей гвс и хвс, срок окончания работ 30 июня 2018 года;
-по адресу улица Чайковского, д.41, лит.Б в соответствии с распоряжением ГАТИ N 3079-2018 от 05 марта 2018 года подрядной организацией ООО "ТВК-Инжиниринг" организовано временное складирование строительных материалов, срок окончания работ 24 июня 2018 года;
-по адресу улица Чайковского, д.43, лит.А в соответствии с распоряжением ГАТИ N3162-2018 от 05 марта 2018 года подрядной организацией ООО "ТВК-Инжиниринг" организовано временное складирование строительных материалов, срок окончания работ 24 июня 2018 года;
-по адресу улица Чайковского, д.54, лит.А в соответствии с распоряжением ГАТИ N8682-2017 от 15 октября 2017 года подрядной организацией ООО "КП-Строй" выполняются работы по установке фасадных лесов, срок окончания работ 01 мая 2018 года;
-по адресу улица Чайковского, д.54, лит.А в соответствии с распоряжением ГАТИ N 2075-2018 от 13 февраля 2018 года подрядной организацией ООО "Стройсоюз Северо-Запад" проводятся работы по прокладке инженерных сетей (канализации); организовано временное складирование строительных материалов, срок окончания работ 27 апреля 2018 года;
-по адресу улица Чайковского, д.60, лит.Б в соответствии с распоряжением ГАТИ N 1773-2018 от 9 февраля 2018 года подрядной организацией ООО "ПВЦ Восток" организовано временное складирование строительных материалов (инженерные сети), срок окончания работ 30 апреля 2018 года;
-по адресу улица Чайковского, д.61, лит.А в соответствии с распоряжением ГАТИ N 2071-2018 от 11 апреля 2018 года подрядной организацией ПАО "Ленэнерго" будут осуществляться работы по восстановлению благоустройства прилегающей территории после выполнения работ по ликвидации аварии (э.кабель), вводится ограничение движения автотранспортных средств, срок окончания работ 4 мая 2018 года;
-по адресу улица Чайковского, д.83/7 в соответствии с распоряжением ГАТИ N 10644-2017 от 11 апреля 2018 года подрядной организацией ООО "Инженерная компания" будут осуществляться работы по восстановлению благоустройства прилегающей территории после выполнения работ по ликвидации аварии (газопровод низкого давления), вводится ограничение движения автотранспортных средств, срок окончания работ 24 мая 2018 года.
Отказывая в согласовании мероприятия в Греческом сквере Санкт-Петербурга 15 апреля 2018 года, административный ответчик учитывал информацию, полученную от администрации Центрального района Санкт-Петербурга, согласно которой в соответствии с распоряжением ГАТИ N5022-2018 от 11 апреля 2018 года подрядной организацией ПАО "Ленэнерго" по адресу: Греческий пр. д. 1а лит Е будут осуществляться работы по восстановлению благоустройства прилегающей территории после выполнения работ по ликвидации аварии (э.кабель) с использованием строительной техники и механизмов, требующих соблюдение специальных правил техники безопасности, вводится ограничение движения автомототранспортных средств, срок окончания работ 23 апреля 2018 года. Кроме того, территория указанного сквера вплотную примыкает к зданию медицинского центра "ЛИЦ" со стороны Греческого пр. и расположена на расстоянии менее 50 метров от Детской городской больницы N19 им. К.А. Раухфуса; со стороны 2-й Советской ул. на территории сквера оборудована детская площадка с игровым спортивным оборудованием, который занимает 80% территории сквера; со стороны 3-й Советской ул. к территории сквера примыкают объекты предприятий "Тепловая сеть" филиала "Невский" ПАО "ТГК-1" и ООО "ПетербургГаз"-объекты ТП-38 и ГРП N23, которые вместе с прилегающей к ним территорией в радиусе не менее 25 метров являются объектами, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности.
По информации, полученной от администрации Адмиралтейского района, в соответствии с распоряжением администрации от 29 марта 2018 года N890 "Об организации весеннего месячника по благоустройству и Дня благоустройства города" в период с 1 апреля 2018 года по 30 апреля 2018 года на территории района, в том числе в сквере Лидии Клемент будут проводиться работы по очистке газонов, садов и скверов от листвы, мусора, организована посадка деревьев, кустов, ремонт садово-паркового оборудования и газонных огражде-ний. При проведении указанных работ будет использоваться крупногабаритная техника, требующая соблюдения специальных правил технички безопасности.
В соответствии с пунктом 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 12 апреля 1995 года N2-П, Конституция Российской Федерации презюмирует добросовестное выполнение органами государственной власти возлагаемых на них Конституцией и федеральными законами обязанностей и прямо закрепляет их самостоятельность в осуществлении своих функций и полномочий (статья 10).
Как указал Европейский Суд в Постановлении ЕСПЧ от 31 мая 2011 года "Дело "Ходорковский (Khodorkovskiy) против Российской Федерации" (жалоба N 5829/04), вся структура Конвенции основана на общем предположении о том, что публичные власти в государствах-участниках действуют добросовестно.
С учётом приведенного правового подхода Конституционного Суда Российской Федерации, Европейского Суда по правам человека, судебная коллегия принимает во внимание, что как в Конституции Российской Федерации, так и в международном праве действует общая презумпция добросовестности в поведении органов государственной власти.
Таким образом, информация, полученная административным ответчиком из администраций районов, подлежала использованию без какой-либо дополнительной проверки.
Поскольку проведение публичных мероприятий предполагалось в местах, где на испрашиваемую дату и время запланированы работы с применением специальной техники и требуется соблюдение специальных правил техники безопасности, то суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что согласование проведения публичных мероприятий в указанных местах и время Комитетом по вопросам законности, правопорядка и безопасности Правительства Санкт-Петербурга не могло быть осуществлено.
В силу части 2 статьи 12 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" в случае, если информация, содержащаяся в тексте уведомления о проведении публичного мероприятия, и иные данные дают основания предположить, что цели запланированного публичного мероприятия и формы его проведения не соответствуют положениям Конституции Российской Федерации и (или) нарушают запреты, предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовным законодательством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления незамедлительно доводит до сведения организатора публичного мероприятия письменное мотивированное предупреждение о том, что организатор, а также иные участники публичного мероприятия в случае указанных несоответствия и (или) нарушения при проведении такого мероприятия могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке.
Таким образом, данная норма предусматривает обязанность органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации при наличии у него обоснованных предположений, что цели запланированного публичного мероприятия и формы его проведения не соответствуют положениям Конституции Российской Федерации и (или) нарушают запреты, предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовным законодательством Российской Федерации, предупредить организатора публичного мероприятия о том, что организатор, а также иные участники публичного мероприятия могут быть привлечены к ответственности в случае указанных несоответствия и (или) нарушения при проведении мероприятия.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что, отказывая в проведении запланированных истцами мероприятий, Комитет обоснованно исходил из того, что цели публичных мероприятий, запланированных истцами, направлены на пропаганду гомосексуализма, запрещенную в России среди несовершеннолетних, и могут ущемить права детей, в связи с чем Комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности Санкт-Петербурга обязан был, в силу требований законодательства, принимать меры по защите детей от информации, наносящей вред их нравственному и духовному развитию, в связи с чем имел законные основания предупредить его организатора о привлечении к ответственности в случае их проведения.
Так, согласно преамбуле и подпункту "c" пункта 1 статьи 29 Конвенции о правах ребенка, для защиты и гармоничного развития ребенка важны традиции и культурные ценности его народа, а государство обязано обеспечить направленность образования на воспитание уважения к культурной самобытности и ценностям ребенка, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает.
Таким образом, законные интересы несовершеннолетних составляют важную социальную ценность, при этом одной из целей государственной политики в интересах детей является защита их от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Обязанность органов государственной власти Российской Федерации принимать меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, предусмотрена и пунктом 1 статьи 14 Федерального закона Российской Федерации N 124-ФЗ от 24 июля 1998 года "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
Так, указанной нормой права предусмотрено, что органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, от информации порнографического характера, от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, наркоманию, токсико-манию, антиобщественное поведение.
При этом в силу пункта 4 части 2 статьи 5 Федерального закона Российской Федерации N 436-ФЗ от 29 декабря 2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" к информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, относится, в том числе, информация, отрицающая семейные ценности и пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения, а в соответствии с пунктом 1 статьи 2 этого же Федерального закона под доступом детей к информации подразумевается любая возможность получения и использования детьми свободно распространяемой информации.
Часть 6 статьи 10 Федерального закона Российской Федерации N149-ФЗ от 27 июля 2006 года "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" запрещает распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В силу части 1 статьи 6.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, выразившаяся в распространении информации, направленной на формирование у несовершеннолетних нетрадиционных сексуальных установок, привлекательности нетрадиционных сексуальных отношений, искаженного представления о социальной равноценности традицион-ных и нетрадиционных сексуальных отношений, либо навязывание информации о нетрадиционных сексуальных отношениях, вызываю-щей интерес к таким отношениям, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет административную ответственность.
Исходя из того, что любое публичное мероприятие является открытой, доступной каждому, акцией, имеющей целью свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований (статья 2 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстра-циях, шествиях и пикетированиях"), учитывая намерение истцов провести публичные мероприятия с заявленными выше целями в местах, расположенных в историческом центре Санкт-Петербурга, предполагающих присутствие большого количества людей, судебная коллегия соглашается с оценкой приведенной стороной ответчика в оспариваемых уведомлениях, что эти мероприятия несомненно окажут информационно-психологическое воздействие на неограниченный круг лиц, в том числе и несовершеннолетних, которые, принимая во внимание, в том числе и время проведения митингов и шествия, очевидно могут находиться в местах их проведения, так как в тех местах, где истцы планировали провести публичные мероприятия сосредоточено значительное количество культурно-массовых учреж-дений Санкт-Петербурга, посещаемых детьми в свободное от учебы время.
Таким образом, поскольку семейное законодательство Россий-ской Федерации исходит из необходимости укрепления традиционных семейных отношений - основанных на чувствах взаимной любви и уважения мужчины и женщины, их детей (статьи 1, 12, 47 Семейного кодекса Российской Федерации) и не предусматривает возможности воспитания детей в однополых семьях, то, принимая во внимание заявленное количество участников, формы проведения (парад, митинг) и тематику запланированных мероприятий, которые имеют для истцов актуальное значение, такое воздействие на несовершеннолетних следует признать нежелательным по причине его потенциальной угрозы для нравственного и духовного развития детей, сопряженным с формированием искаженных представлений о социально признанных моделях семейных отношений, соответствующих общепринятым в российском обществе (и разделяемым всеми традиционными религиозными конфессиями) нравственным ценностям и представле-ниям о браке, семье, материнстве, отцовстве, детстве, которые получили свое формально-юридическое закрепление в Конституции Российской Федерации (часть 2 статьи 7; часть 1 статьи 38; пункт "ж" части 1 статьи 72).
На основании изложенного, судебная коллегия полагает возможным согласиться с доводами административного ответчика и выводами суда первой инстанции, что цели заявленных публичных мероприятий направлены на пропаганду гомосексуализма и нарушают запреты, предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, а также Конституцией Российской Федерации.
С учетом изложенного суд первой инстанции, оценивая оспари-ваемые ответы Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности Правительства Санкт-Петербурга применительно к приведенным выше нормам права, исходя из интересов несовершен-нолетних, правомерно расценил их как принятые в защиту интересов детей от возможного негативного влияния на их развитие и признал их соответствующими требованиям части 2 статьи 12 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
Также судебная коллегия полагает, что противоречие заявленных целей планируемых истцами публичных мероприятий законодательному запрету на пропаганду гомосексуализма среди детей исключали для уполномоченного органа Правительства Санкт-Петербурга необходимость предложения организаторам шествия и митингов иных альтернативных мест и времени их проведения, в связи с чем вывод суда о несостоятельности доводов истцов о нарушении исполнительным органом пункта 2 части 1 статьи 12 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", также является верным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом не учтены многочисленные рекомендации Парламентской Ассамблеи и Комитета Министров Совета Европы, Комитета ООН по правам человека и решения Европейского суда по правам человека, а также акты Конституционного и Верховного Судов Российской Федерации, признающие недопустимость дискриминации по признаку сексуаль-ной ориентации, не могут быть положены в основу отмены решения суда, поскольку противоречат содержанию мотивированного решения суда, а также судебного разбирательства. В ходе судебного разбирательства установлено, что несогласование публичных мероприятий обусловлено не дискриминационными мотивами, а законодательными запретами распространения среди несовершен-нолетних информации, касающейся нетрадиционной сексуальной ориентации, способной причинить вред здоровому развитию детей, на защиту которого ориентировано не только российское, но и международное право.
При этом судебная коллегия учитывает, что доводы апелляцион-ной жалобы не содержат указания на обстоятельства, которые свидетельствовали бы о том, что цели и формы публичных мероприя-тий, о которых уведомили административные истцы, могли быть реализованы путем распространения информации о гомосексуальных отношениях в допустимой нейтральной форме. Напротив, в жалобе не оспаривается вывод суда, согласно которому публичные мероприятия были запланированы в общественном месте, доступном для посещения детей, и преследовали целью пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, в том числе.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что между сторонами отсутствует спор о классификации информационной продукции, предполагаемой организаторами к распространению в ходе публичных мероприятий, как способной причинить вред ребенку, в связи с чем, доводы о том, что оспариваемые ответы не основаны на праве, не допускающем, по мнению заявителей, подобных ограничений, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку основаны на неверном толковании норм права.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона Российской Федерации от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 5 названного Федерального закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации относятся реализация государственной политики в интересах детей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" при осуществлении деятельности в области образования ребенка в семье или в организации, осуществляющей образовательную деятельность, не могут ущемляться права ребенка.
Названные нормы права также согласуются с Конвенцией о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 года).
Согласно статье 2 упомянутой Конвенции государства-участники уважают и обеспечивают все права, предусмотренные настоящей Конвенцией, за каждым ребенком, находящимся в пределах их юрисдикции, без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств.
Согласно статье 4 Конвенции о правах ребенка государства-участники принимают все необходимые законодательные, админи-стративные и другие меры для осуществления прав, признанных в настоящей Конвенции. В отношении экономических, социальных и культурных прав государства-участники принимают такие меры в максимальных рамках, имеющихся у них ресурсов и, в случае необходимости, в рамках международного сотрудничества.
Статьей 6 указанной Конвенции предусмотрено, что государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.
В соответствии со статьей 8 данной Конвенции государства-участники обязуются уважать право ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи, как предусматривается законом, не допуская противозаконного вмешательства. Если ребенок незаконно лишается части или всех элементов своей индивидуальности, государства-участники обеспечи-вают ему необходимую помощь и защиту для скорейшего восстанов-ления его индивидуальности.
В соответствии со статьей 19 Конвенции о правах ребенка государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке. Такие меры защиты, в случае необходимости, включают эффективные процедуры для разработки социальных программ с целью предоставления необходимой поддержки ребенку и лицам, которые о нем заботятся, а также для осуществления других форм предупреждения и выявления, сообщения, передачи на рассмотрение, расследования, лечения и последующих мер в связи со случаями жестокого обращения с ребенком, указанными выше, а также, в случае необходимости, для возбуждения судебной процедуры.
Согласно статье 34 Конвенции о правах ребенка государства-участники обязуются защищать ребенка от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения.
Кроме того, нормы Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 года) (с изменениями и дополнениями от 21 сентября 1970 года, 20 декабря 1971 года, 1 января 1990 года, 6 ноября 1990 года, 11 мая 1994 года) и "Всеобщей декларации прав человека" (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года), о необходимости соблюдения которых заявлено в жалобе, должны соблюдаться и самими заявителями.
Так, в преамбуле Всеобщей декларации прав человека указано, что признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира.
Согласно статье 3 Всеобщей декларации прав человека каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную непри-косновенность.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции.
Уважение этих прав гарантировано другими нормами Всеобщей декларации прав человека и Конвенции, предусматривающими возможность ограничения иных прав и свобод в том случае, если они сводятся к злоупотреблению правом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 29 Всеобщей декларация прав человека при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.
В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Конвенции осуществление свободы на выражение мнения, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия.
Пунктом 2 статьи 11 Конвенции установлено, что осуществление права на свободу мирных собраний не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Согласно статье 17 Конвенции ничто в настоящей Конвенции не может толковаться как означающее, что какое-либо государство, какая-либо группа лиц или какое-либо лицо имеет право заниматься какой бы то ни было деятельностью или совершать какие бы то ни было действия, направленные на упразднение прав и свобод, признанных в настоящей Конвенции, или на их ограничение в большей мере, чем это предусматривается в Конвенции.
Поскольку применительно к названным законоположениям, принцип уважения прав человека должен соблюдаться и самими истцами в случае выражения от имени российского сообщества геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров при проведении публичного мероприятия пропаганды своего образа жизни неопределенному кругу лиц, включая детей, организаторы такого рода публичного мероприятия правомерно получили предупреждение со стороны административного ответчика о создаваемой угрозе нарушения охраняемых законом прав и интересов детей.
С учетом изложенного, заявленные цели публичного мероприя-тия, направленные на пропаганду нетрадиционной сексуальной ориентации, в том числе и среди детей, обоснованно были расценены судом в решении как ущемляющие права ребенка и с точки зрения общепризнанных европейских ценностей, охраняемых нормами международного права.
Установленные обстоятельства требовали от административного ответчика исполнить свою позитивную обязанность принять необходимые меры по защите прав детей от распространения вредоносной информации.
При этом судебная коллегия исходит из того, что пропагандой являются активные публичные действия по формированию в сознании установок и (или) стереотипов поведения либо деятельность, имеющую цель побудить или побуждающую лиц, которым она адресована, к совершению каких-либо действий или к воздержанию от их совершения.
Применительно к настоящему делу судебная коллегия соглашается с оценкой суда первой инстанции заявленных истцами целей публичных мероприятий, поскольку очевидно, что в многолюдном в дневное время месте пропаганда гомосексуализма будет носить навязчивый характер, о чем свидетельствуют намерения истцов проводить публичные мероприятия, в местах, которые являются открытыми для массового посещения несовершеннолетних. Предполагаемые формы подачи истцами информации, распространяемой в общественных местах значительной по размеру группой людей (шествие, демонстративное одобрение (осуждение) отношения к нетрадиционной сексуальной ориентации) давали административному ответчику основания предполагать, что цели мероприятий противоречат охраняемым действующим российским законодательством существующим в российском обществе моделям семейных отношений, выражают демонстративное отрицание выполняемой государством общественно-значимой функции по охране детей от информации, которая может причинить вред их здоровью.
Доводы апелляционной жалобы, что судом при рассмотрении спора не принято во внимание Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 23 сентября 2014 года N 24-П по делу о проверке конституционности части 1 статьи 6.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не могут быть положены в основу отмены решения суда, поскольку опровергаются содержанием текста судебного постановления и основаны на неверном толковании норм права.
Так, Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 23 сентября 2014 года N 24-П "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 6.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой граждан Н.А. Алексеева, Я.Н. Евтушенко и Д.А. Исакова" часть 1 статьи 6.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях признана не противоречащей Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования, она направлена на защиту таких конституционно значимых ценностей, как семья и детство, а также на предотвращение причинения вреда здоровью несовершеннолетних, их нравственному и духовному развитию и не предполагает вмешательства в сферу индивидуальной автономии, включая сексуальное самоопределение личности, не имеет целью запрещение или официальное порицание нетрадиционных сексуальных отношений, не препятствует беспристрастному публичному обсуждению вопросов правового статуса сексуальных меньшинств, а также использованию их представителями всех не запрещенных законом способов выражения своей позиции по этим вопросам и защиты своих прав и законных интересов, включая организацию и проведение публичных мероприятий, и - имея в виду, что противоправными могут признаваться только публичные действия, целью которых является распространение информации, популяризирующей среди несовершеннолетних или навязывающей им, в том числе исходя из обстоятельств совершения данного деяния, нетрадиционные сексуальные отношения, -не допускает расширитель-ного понимания установленного ею запрета.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в названном Постановлении, цель, которую преследовал федеральный законодатель при установлении данной нормы, - оградить ребенка от воздействия информации, способной подтолкнуть его к нетрадицион-ным сексуальным отношениям, приверженность которым препятствует выстраиванию семейных отношений, как они традиционно понимаются в России и выражены в Конституции Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации признает, что возможность влияния соответствующей информации, даже поданной в навязчивой форме, на будущую жизнь ребенка не является безусловно доказанной.
Тем не менее, исходя из специфики общественных отношений, связанных с оказанием информационного воздействия на лиц, не достигших совершеннолетия и потому находящихся в уязвимом положении, федеральный законодатель в рамках правового регулиро-вания распространения среди несовершеннолетних информации о нетрадиционных сексуальных отношениях вправе - имея в виду вытекающую из Конституции Российской Федерации в единстве с международно-правовыми актами приоритетную цель обеспечения прав ребенка и при достижении баланса конституционно защищаемых ценностей - использовать для оценки необходимости введения тех или иных ограничений критерии, основанные на презумпции наличия угрозы интересам ребенка, тем более что вводимые им ограничения касаются только адресной направленности соответствующей информа-ции лицам определенной возрастной категории и потому не могут рассматриваться как исключающие возможность реализации конститу-ционного права на свободу информации в этой сфере.
Запрет осуществления указанных в части 1 статьи 6.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях пуб-личных действий в отношении несовершеннолетних призван предо-твратить повышенную концентрацию их внимания на вопросах сексуальных отношений, способную при неблагоприятном стечении обстоятельств в значительной степени деформировать представления ребенка о таких конституционных ценностях, как семья, материнство, отцовство и детство, и негативно отразиться не только на его психологическом состоянии и развитии, но и на социальной адаптации.
Тот факт, что такой запрет не распространяется на случаи, связанные с пропагандой аморального поведения в рамках традиционных сексуальных отношений, которые также могут требовать государственного, в том числе административно-деликтного, реагирования, не дает оснований для признания данной нормы не соответствующей Конституции Российской Федерации с точки зрения нарушения принципов равенства применительно к защите конституционных ценностей, которые обеспечивают непрерывную смену поколений.
В указанном Постановлении отмечено, что рассматривая заявленные для обсуждения правоотношения, Конституционный Суд Российской Федерации исходит из того, что косвенным объектом защиты названной статьи 6.21 являются также социальные связи каждой конкретной личности, поскольку навязывание несовершен-нолетним социальных установок, отличающихся от общепринятых в российском обществе, в том числе не разделяемых, а в ряде случаев воспринимаемых как неприемлемые, родителями, которые в приоритетном порядке несут ответственность за воспитание и развитие своих детей, обязаны заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии (статья 38, часть 2 Конституции Российской Федерации; пункт 1 статьи 63 Семейного кодекса Российской Федерации), может провоцировать социальное отчуждение ребенка и препятствовать его благополучному развитию в семейной среде, тем более если иметь в виду, что конституционное равноправие, предполагающее и равенство прав независимо от сексуальной ориентации, еще не предопределяет наличия фактически равнозначной оценки в общественном мнении лиц с различной сексуальной ориентацией, с чем могут быть сопряжены объективные трудности при стремлении избежать негативного отношения отдельных представителей общества к соответствующим лицам на бытовом уровне. Это касается и тех случаев, когда сама по себе информация, запрещенная к распространению в среде несовершен-нолетних, может быть направлена, с точки зрения ее распростра-нителя, на преодоление как такового негативного отношения к этим лицам.
Устанавливая специальный (ограничительный) правовой режим распространения информации, касающейся нетрадиционных сексуаль-ных отношений, ее доступности для несовершеннолетних, федераль-ный законодатель принимал во внимание и социально-психоло-гические особенности личности ребенка, связанные с восприятием такой информации. И хотя избранный им возрастной критерий также является в контексте неоднозначности экспертных оценок относитель-но возраста, в котором происходит окончательное формирование сексуальных предпочтений, в определенном смысле оценочным, он придает ограничению, предусмотренному частью 1 статьи 6.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, точечный, по существу, характер, что снимает проблему его соразмерности в указанном аспекте.
При этом сам по себе запрет пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений - как деятельности по целенаправленному и бесконтрольному распространению информации, способной нанести вред здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе сформировать искаженные представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений, - среди несовершеннолетних, которые в силу возраста не могут самостоятельно критически оценить полученные сведения, не исключает подачи соответствующей информации в нейтральном (просветительском, художественном, историческом) контексте.
Такое информирование, если оно лишено признаков пропаганды, то есть не направлено на формирование предпочтений, связанных с выбором нетрадиционных форм сексуальной идентичности, и обеспечивает индивидуализированный подход, учитывающий особен-ности психического и физиологического развития детей в той или иной возрастной группе, характер конкретного освещаемого вопроса, может осуществляться с привлечением специалистов- педагогов, медиков, психологов.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 23 сентября 2014 года N 24-П "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 6.21 Кодекса Российской Федерации об административ-ных правонарушениях в связи с жалобой граждан Н.А. Алексеева, Я.Н. Евтушенко и Д.А. Исакова" указано, что поскольку одно из предназначений семьи - рождение и воспитание детей, в основе законодательного подхода к решению вопросов демографического и социального характера в области семейных отношений в Российской Федерации лежит понимание брака как союза мужчины и женщины, что в полной мере согласуется с предписаниями статей 7 и 38 Конституции Российской Федерации и не противоречит Междуна-родному пакту о гражданских и политических правах (статья 23) и Конвенции о защите прав человека и основных свобод (статья 12), предусматривающим возможность создания семьи в соответствии с национальным законодательством, регулирующим осуществление этого права.
Исходя из этого и учитывая, что ни из Конституции Российской Федерации, ни из принятых на себя Российской Федерацией международно-правовых обязательств не вытекает обязанность государства по созданию условий для пропаганды, поддержки и признания союзов лиц одного пола (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2006 года N 496-О и от 19 января 2010 года N 151-О-О), осуществляемое федеральным законодателем на основании статьи 71 (пункт "в") Конституции Российской Федерации регулирование свободы слова и свободы распространения информации не предполагает создание условий, способствующих формированию и утверждению в обществе в качестве равнозначных иных, отличных от общепризнанных, трактовок института семьи и сопряженных с ним социальных и правовых институтов.
Таким образом, предлагаемая к пропаганде информация не основана на традиционных представлениях о гуманизме в контексте особенностей национального и конфессионального состава российского общества, его социокультурных и иных исторических характеристик, в частности на сформировавшихся в качестве общепризнанных в российском обществе (и разделяемых всеми традиционными религиозными конфессиями) представлениях о браке, семье, материнстве, отцовстве, детстве, которые получили свое формально-юридическое закрепление в Конституции Российской Федерации, и об их особой ценности.
Соответственно, распространение лицом своих убеждений и предпочтений, касающихся сексуальной ориентации и конкретных форм сексуальных отношений не должно ущемлять достоинство других лиц и ставить под сомнение общественную нравственность в ее понимании, сложившемся в российском обществе, поскольку иное противоречило бы основам правопорядка.
Законодательный запрет к такой пропаганде, направленной на защиту здоровья детей, не может расцениваться как дискриминацион-ный, поскольку в равной степени относится ко всем.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что препятствием к проведению заявленных мероприятий явились не оспариваемые решения органа государственной власти, а действия самих административных истцов, не воспользовавшихся предостав-ленной им возможностью исполнить законные предостережения, вынесенные в решениях Комитета Правительства Санкт- Петербурга.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что суд, разрешая спор, правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановилзаконное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было. Доводы жалобы не опровергают выводов решения суда и потому не могут служить основанием к отмене этого решения.
Кроме того, судебная коллегия принимает во внимание, что административные истцы не указали обстоятельств, свидетельствую-щих о реальности проблем, обозначенных целями предлагаемых публичных мероприятий, а также данных о том, что истцы являются лицами, которых эта проблема непосредственно затрагивает.
Судебная коллегия учитывает, что в уведомлениях истцы выбрали такие места для проведения публичных мероприятий, в которых их проведение прямо запрещено Законом Санкт-Петербурга, то есть публичные мероприятия в этих местах и не могли быть согласованы в силу прямого указания закона. При этом истцы, по существу, оспаривают не отказ в проведении мероприятий, а правомерность действий ответчика, который установив, что мероприятия с заявленными целями не отвечают положениям статьи 6.21 Кодекса об административных правонарушениях, отказал в их проведении, не предложив иного места их проведения.
Судебная коллегия полагает, что в рассматриваемом деле административным ответчиком не допущено нарушений требований действующего законодательства (части 2 и 3 статьи 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"), поскольку такая обязанность на ответчике не лежала, так как организатор мероприятия определили место, и цель проведения публичных мероприятий в противоречии с положениями действующего законодательства.
Как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 14 февраля 2013 года N 4-П, убедившись в отсутствии обстоятельств, исключающих возможность проведения публичного мероприятия (часть 3 статьи 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ), соответствующий орган публичной власти должен предпринять все зависящие от него меры для того, чтобы оно состоялось в заявленном организатором месте и в запланированное время, и не пытаться под любым предлогом найти причины, которые могли бы оправдать необходимость отступлений от предложений организатора публичного мероприятия. При этом публичное мероприятие должно считаться согласованным не только после получения подтверждения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, но и в случае, если указанные органы в установленный законом срок не довели до организатора публичного мероприятия предложение об изменении места и (или) времени его проведения.
Судебная коллегия полагает, что в рассматриваемом деле не установлено обстоятельств, свидетельствующих о необоснованности и незаконности оспариваемых ответов.
В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) могут быть признаны незаконными только при одновременном нарушении ими законных прав и охраняемых законом интересов административного истца и несоответствии их закону или иному нормативному правовому акту.
Таких обстоятельств по делу не установлено.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что доводы апелляционной жалобы, по существу, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы и выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно.
Выраженное в апелляционной жалобе несогласие администра-тивных истцов с выводами суда первой инстанции, не может само по себе являться основанием для отмены судебного решения.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 20 апреля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Алексеева Н. А, Иванова В. И, Михайловой С. А.- без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.