Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Ивановой Ю.В.
судей Ильичёвой Е.В, Стаховой Т.М.
при секретаре Якунер К.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 18 июля 2018 года административное дело N2а-342/2018 по апелляционной жалобе Чедии Д. Л. на решение Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 06 марта 2018 года по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N8 по Санкт-Петербургу к Чедии Д. Л. о взыскании обязательных платежей.
Заслушав доклад судьи Ивановой Ю.В, выслушав объяснения представителя административного истца Бобковой И.И, действующей на основании доверенности от 9 октября 2017 года сроком до 4 октября 2018 года, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 8 по Санкт-Петербургу (далее МИ ФНС России N8 по Санкт-Петербургу) обратилась в Ленинский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском, в котором просила взыскать с Чедии Д. Л. задолженность по транспортному налогу за 2015 год в сумме 9 961 рубль и пени на недоимку за 2015 года за период с 2 декабря 2016 года по 22 декабря 2016 года (21 день) в сумме 69 рублей 73 копейки.
В обоснование заявленных требований МИ ФНС России N8 по Санкт-Петербургу указала, что Чедия Д.Л. является собственником транспортных средств: автомобиль ФОРД TOURNEO, государственный регистрационный знак "... ", мощность двигателя 110 л.с.; автомобиль ОПЕЛЬ FRONTERA, государственный регистрационный знак "... ", мощность двигателя 205 л.с.; автомобиль БМВ 525, государственный регистрационный знак "... " мощность двигателя 163 л.с, которые ввезены административным ответчиком из Республики Абхазия на территорию Российской Федерации временно на срок более шести месяцев. За 2015 год на указанные транспортные средства административному ответчику начислен транспортный налог, который не был оплачен, в связи с чем начислены пени за несвоевременную уплату налога. Требование об уплате недоимки по налогам и пени административным ответчиком также не исполнено. Судебный приказ о взыскании с административного ответчика транспортного налога и пени отменен по заявлению административного ответчика.
Решением Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 06 марта 2018 года административное исковое заявление удовлетворено, с Чедия Д.Л. взыскана недоимка по транспортному налогу за 2015 год в размере 9 961 рубль и пени в размере 69 рублей 73 копейки, всего 10 030 рублей 73 копейки.
В апелляционной жалобе административный ответчик Чедия Д.Л. просит решение отменить. В обоснование доводов апелляционной жалобы указал, что поскольку он является гражданином иностранного государства, то в соответствии со статьей 358 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2003 года N718, Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2003 года N715 имеет право на ввоз транспортного средства для личного пользования, зарегистрированного на территории другого государства на срок своего временного пребывания в Российской Федерации не более одного года с освобождением от уплаты пошлин и налогов.
Административный ответчик Чедия Д.Л. в заседание суда апелляционной инстанции не явился, представил заявление об отложении судебного заседания по состоянию здоровья.
Согласно части 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
В силу части 1 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд откладывает судебное разбирательство административного дела в случае, если в судебное заседание не явился: 1) кто-либо из лиц, участвующих в деле, в отношении которых отсутствуют сведения об их извещении о времени и месте судебного заседания; 2) надлежащим образом извещенный административный ответчик, который не наделен государственными или иными публичными полномочиями и присутствие которого в судебном заседании в силу закона является обязательным или признано судом обязательным; 3) представитель лица, участвующего в деле, если настоящим Кодексом предусмотрено обязательное ведение административного дела с участием представителя.
О времени и месте судебного заседания административный ответчик извещен надлежащим образом, его явка в судебное заседание не была признана обязательной.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд может отложить судебное разбирательство административного дела в случае неявки в судебное заседание по уважительной причине лица, участвующего в деле, заявившего ходатайство об отложении судебного разбирательства и представившего доказательства уважительности причины неявки.
Заявляя ходатайство об отложении судебного разбирательства, административный ответчик не представил доказательств уважительных причин неявки в судебное заседание.
Заявление об отложении судебного заседания подано административным ответчиком в канцелярию суда лично до судебного заседания.
При выяснении уважительных причин неявки в судебное заседание административный ответчик по телефону сообщил об отсутствии у него больничного листа и иных медицинских документов, свидетельствующих о состоянии его здоровья, препятствующего явке в судебное заседание.
По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения дела по существу.
Неявка в судебное заседание административного ответчика не препятствует рассмотрению дела, и судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав объяснения представителя административного истца, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, проверив материалы дела и исследовав новые доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на апелляционную жалобу, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц.
Обязанность по оплате законно установленных налогов и сборов предусмотрена статьей 57 Конституции Российской Федерации.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии со статьей 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Налогоплательщиками транспортного налога согласно статье 357 Налогового кодекса Российской Федерации признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства.
Согласно статье 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (в редакции, действующий в юридически значимый период), допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.
В соответствии с пунктом 1 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24 ноября 2008 года N 1001, данные Правила устанавливают единый на всей территории Российской Федерации порядок регистрации в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации автомототранспортных средств с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт, а также максимальной конструктивной скоростью более 50 км/час и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования и принадлежащих юридическим лицам, гражданам Российской Федерации, иностранным юридическим лицам и гражданам, лицам без гражданства. Установленный настоящими Правилами порядок регистрации распространяется также на транспортные средства, зарегистрированные в других государствах и временно ввезенные на территорию Российской Федерации на срок более 6 месяцев
В соответствии с пунктом 20 указанных Правил транспортные средства, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами, регистрируются только за собственниками транспортных средств - юридическими или физическими лицами, указанными в паспортах транспортных средств, заключенных в установленном порядке договорах или иных документах, удостоверяющих право собственности на транспортные средства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 28 указанных Правил регистрация транспортных средств, временно ввезенных юридическими (включая филиалы, представительства, корреспондентские пункты иностранных юридических лиц) и физическими лицами на территорию Российской Федерации на срок более 6 месяцев под обязательство об обратном вывозе, производится после их таможенного оформления в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил с выдачей свидетельств о регистрации транспортных средств и регистрационных знаков на срок пребывания транспортных средств на территории Российской Федерации, указанный в документах, выданных таможенными органами Российской Федерации. В этих случаях регистрационные документы и регистрационные номера, выданные на зарегистрированные в других государствах транспортные средства, сдаются в регистрационное подразделение и выдаются обратно при снятии таких транспортных средств с регистрационного учета.
Судом первой инстанции установлены и подтверждаются материалами дела следующие обстоятельства.
02 июня 2014 года автомобиль ОПЕЛЬ FRONTERA, принадлежащий Чедия Д.Л, был ввезен на территорию Российской Федерации на основании ПТД NВ0375411 от 23 мая 2014 года и поставлен в этот же день на временный учет с выдачей государственного регистрационного знака "... ". 24 января 2015 года данное транспортное средство снято с учета в связи с вывозом за пределы Российской Федерации;
29 сентября 2014 года автомобиль БМВ 525, принадлежащий Чедия Д.Л, был ввезен на территорию Российской Федерации на основании ПТД NВ0345342 от 25 сентября 2014 года и поставлен в этот же день на временный учет с выдачей государственного регистрационного знака "... ". 14 сентября 2015 года данное транспортное средство снято с учета в связи с вывозом за пределы Российской Федерации;
10 октября 2014 года автомобиль ФОРД TOURNEO CONNECT, принадлежащий Чедия Д.Л, был ввезен на территорию Российской Федерации на основании ПТД NВ0360014 от 07 октября 2014 года и поставлен в этот же день на временный учет с выдачей государственного регистрационного знака "... ". 03 августа 2015 года данное транспортное средство снято с учета в связи с вывозом за пределы Российской Федерации.
Чедия Д.Л. имеет постоянную регистрацию в Республике Абхазия, в Санкт-Петербурге зарегистрирован по месту пребывания, указанные транспортные средства ввезены на территорию Российской Федерации также из Республики Абхазия.
Согласно статье 2 Таможенного кодекса Таможенного союза, действующего до 1 января 2018 года, Республика Абхазия не входит в число стран Таможенного союза и потому нормы указанного Кодекса Таможенного союза не могут быть применены к спорным правоотношениям.
Постановления Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2003 года N 718 и от 27 ноября 2003 года N 715, на которые Чедия Д.Л. ссылается в подтверждение своих доводов об освобождении от уплаты транспортного налога, утратили силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 11 октября 2012 года N 1038, вступившего в силу 22 октября 2012 года.
Таким образом, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что транспортные средства, ввезенные на территорию Российской Федерации на срок более шести месяцев и зарегистрированные на имя Чедия Д.Л. в силу положений статьи статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации являются объектом налогообложения и на них правомерно произведено начисление транспортного налога.
Положения статей 48, 52, 69 Налогового кодекса Российской Федерации МИ ФНС России N 8 по Санкт-Петербургу соблюдены.
Так, согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Пунктом 1 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
С направлением предусмотренного статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации требования налоговое законодательство связывает последующее применение механизма принудительного взыскания налога и пени в определенные сроки.
Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Как следует из материалов дела, МИ ФНС России N 8 по Санкт-Петербургу направила Чедия Д.Л.:
-04 августа 2016 года налоговое уведомление N 99867089 от 29 июля 2016 года об уплате транспортного налога за 2015 год не позднее 01 декабря 2016 года в размере 9 961 рубль (л.д.16);
-30 декабря 2016 года требование N11105 по состоянию на 23 декабря 2016 года об уплате транспортного налога за 2015 год в размере 9 961 рубль и пени в размере 69 рублей 73 копейки в срок до 31 января 2017 года.
Факт направления и получения административным ответчиком налогового уведомления и требования подтверждается почтовыми реестрами и отчетами Почта России.
При этом доказательств оплаты налога и пени в материалы дела административным ответчиком не представлено.
По причине неисполнения Чедия Д.Л. требований налогового органа об уплате налогов и пени по заявлению МИФНС России N 8 по Санкт-Петербургу мировым судьёй судебного участка N 7 Санкт-Петербурга выдан 15 мая 2017 года судебный приказ N2а-120/2017-7 о взыскании с административного ответчика задолженности по транспортному налогу за 2015 год и пени, который отменен 26 мая 2017 года в связи с поступившими от Чедия Д.Л. возражениями.
Административное исковое заявление подано в Ленинский районный суд Санкт-Петербурга в установленный шестимесячный срок после отмены судебного приказа-22 ноября 2017 года.
Размер подлежащего уплате транспортного налога составляет 9 961 рубль, из которых:
-на автомобиль ОПЕЛЬ FRONTERA, государственный регистрационный знак "... ", -1281 рубль (205 л.с. х 75 (ставка) :12 месяцев х 1 месяц),
-на автомобиль БМВ 525, государственный регистрационный знак "... ", -6 113 рублей (163 л.с. х 50 (ставка) :12 месяцев х 9 месяцев),
-на автомобиль ФОРД TOURNEO CONNECT, -2 567 рублей (110 л.с. х 35 (ставка) :12 месяцев х 8 месяцев).
Размер налога административным ответчиком не оспорен.
Согласно статье 12 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" признаются безденежными и не подлежат взысканию задолженность по транспортному налогу, образовавшаяся до 1 января 2015 года, и соответственно начисленные на неё пени.
Пунктом 1 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Таким образом, транспортный налог за 2015 год подлежит уплате до 1 декабря 2016 года и потому положения статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" на уплату транспортного налога за 2015 год не распространяются.
Исполнение обязанности по уплате налогов согласно статье 72 Налогового кодекса Российской Федерации обеспечивается начислением пени, которой в соответствии с пунктом 1 статьи 75 настоящего Кодекса признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
На основании пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации на сумму недоимки должна быть начислена пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.
Согласно пункту 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В соответствии с нормами Налогового кодекса Российской Федерации налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, за которое Налоговым кодексом Российской Федерации установлена ответственность.
В постановлении от 17 декабря 1996 года N20-П и определении от 4 июля 2002 года N202-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом. Неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога законодатель вправе добавить дополнительный платеж-пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок. Данная мера носит восстановительный характер.
В соответствии с расчётом административного истца пени начислены на недоимку по транспортному налогу с 2 декабря 2016 года по 22 декабря 2016 года (21 день).
Размер пени за указанный период составляет 69 рублей 73 копейки (9961 х 10 : 300 : 100 х 21).
Согласно части 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины и поскольку судом первой инстанции не разрешен вопрос о взыскании государственной пошлины, то решение суда необходимо дополнить о взыскании с административного ответчика государственной пошлины, размер которой согласно статье 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации составляет 401 рубль 23 копейки (9961 + 69,73) х 4 :100).
Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 6 марта 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Чедии Д. Л. - без удовлетворения.
Дополнить решение Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 6 марта 2018 года.
Взыскать с Чедии Д. Л. в доход бюджета Санкт-Петербурга государственную пошлину в сумме 401 рубль 23 копейки.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.